Сибирский Парнас, № 1, 2019

32 СИБИРСКИЙ ПАРНАС С.К. А как теперь складываются отношения с РПЦ? Ю.К. К сожалению, тоже никак. Отлучение Рерихов было такой же печальной ошибкой, как отлучение Л.Н. Толстого. Если не большей. Многочисленные общества Живой Этики существуют практически во всех странах мира, а в России их сотни. Сама деятельность обществ ни в какой мере не может быть отнесена к сектантской в силу их открытости и безвред- ности. Единственный, кто усмотрел в идеях Рериха «вред» и шумно об этом заговорил, был печально известный защитник христианской толерантности и «Пусси райот» дьякон Кураев, сам «отлучённый» от громкой известности. С.К. Но факт остаётся фактом. Кураевский след наложил тяжёлый отпечаток на взаимоотношения РПЦ и рериховского движения. Как писал Сергей Есенин: Напылили кругом, накопытили И пропали под дьявольский свист… Ю.К.  Это старая история. Люди отдают борьбе друг с другом, куда больше сил и времени, чем работе над собой, то есть над тем, что в Коране называется джихадом. С.К. Что ты имеешь в виду? Ю.К. Почти поголовное нежелание заглянуть в собствен- ное несовершенство и попытаться его преодолеть. Сделать усилие над собственной душой. Это и названо в Коране «джихадом»-усилием. С.К.  В Библии сказано по-другому, хотя то же самое: «Царство Божие берётся силою, и каждый делающий усилие восхищает Бога. Переменим тему разговора. Ю.К.  Самое время. Ничто так не погружает массового читателя в скуку, как разговоры о необходимости работы над собой. С.К. Мы говорим об Иисусе Христе, как о богочеловеке, непосредственно связанным с Отцом Небесным, то есть с

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2