Сибирский Парнас, № 1, 2019
203 Выпуск 1 (10) жестве. Стихи, как говорящая картина, увлекают читателя, интригуют, и предмет запоминается легче… А во времена Леонардо да Винчи (1.04.1452-02.05.1519), наоборот, восхваляли поэзию, музыку, архитектуру, а живо- пись оставалась в стороне. Леонардо да Винчи, как и Филип Сидни, встал на защиту живописи, он выдвигал её на первое место! Я приведу выдержки из книги Леонардо да Винчи «1020 фрагментов», раздел «Спор живописцев с поэтом, музыкан- том и скульптором»: «…В справедливых жалобах сетует живопись, что она изгнана из числа свободных искусств, ибо она подлинная дочь природы и осуществляется более достойным чувством. Поэтому, о, писатели, вы не правы, что оставили её вне числа этих свободных искусств, ибо она занимается не только творениями природы, но и бесконечно многим, чего природа никогда не создавала. Так как писатели не имели сведений о науке живописи, то они и не могли описать ни подразделений, ни частей её: сама она не обнаруживает конечную цель в словах, и из-за невежества осталась позади названных выше наук, не теряя от этого в своей божественности.... …Живопись в состоянии сообщить свои конечные ре- зультаты всем поколениям вселенной, так как её конечный результат есть предмет зрительной способности. Ей не научишь того, кому не позволяет природа, как в математических науках, из которых ученик усваивает, сколько учитель ему прочитывает. Её нельзя копировать, как письмена, где копия столь же ценна, как и оригинал. Она не плодит бесконечного числа детей, как печатные книги. Она одна остаётся благородной… и никогда не рожает детей, равных себе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2