Сибирский Парнас, № 4, 2018

87 Выпуск 4 (9) не входили в состав России, но с падением государства «Телеутский Улус» в первой четверти ХVIII века, а затем и разгрома джунгар китайцами, эти степи быстрее начали за- селять крестьяне из «Рассеи». В более ранний период в Барабе произошло смешение алтайских тюрков с татаро-монголами, а потому название земли, рек и озёр носят разные корни. Бараба (тюркс.) – сой- ка – возможно птица была тамгой племени. Второе значение: Бар (татар.) – иметь и аб – вода, то есть много воды. Каяк – ка (тюркс.) – гусь, як – озеро, – гусиное озеро. Чулым (тюркс.) – гнилая вода. Историк и собиратель стариныКаинска Всеволод Водянюк, стоя на берегу реки Омь, смотрел на текущую воду, раски- нувшуюся степь и думал: «Сколько же народов проходило по этим степям, проживали здесь до нас, удаляясь в другие земли? А ведь жили, боролись, любили, надеялись на долгую жизнь. Эти земли видели народы, идущие с северных земель от наступающего ледника, сЮга, Востока и Запада в великом переселении. Они приходили и уходили, как вода в реке. И где теперь они?» Пришли новые люди из-за Урала. В конце ХVII века по Указу царя началось строительство тракта, соединяющего центральные области с Сибирью. А для защиты поселенцев и местных татар от набегов джунгар основали ряд острогов, в том числе «Каинский пас», ставший центром развития ското- водства. До воинственных джунгар, живших за счёт набегов и грабежа, здесь распространялось влияние «Телеутского Улуса» с разношёрстными племенами алтайских и степных народов, тоже не желавших видеть соседями переселенцев из-за Урала.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2