Сибирский Парнас, № 4, 2018
82 СИБИРСКИЙ ПАРНАС Вспомнила недавний разговор со своим учеником Игорем Семёновым: – Писал, что останешься на сверхурочную во Владивостоке. Почему вернулся? – Соскучился по сибирским берёзкам. Не поверите, там постоянно рыбой нас кормили морской. Но убинская вкуснее. Запах прямо преследовал меня. Это же запах родины. Еда – не просто утоление голода. Это культура, это наци- ональные традиции. А они у калмыков, как у любой нации, сильные. Свои. Веками создаваемые. Запах калмыцкого чая Тимур помнил. Он знал, как на да- лёкой родине готовят джамбу. Сначала мать кипятила воду, добавляла заварку, соль, молоко. После закипания перемеши- вала, тонкой струйкой переливала поварёшкой в кастрюлю. Этот сарх по традиции совершала она двадцать один, сорок девять или семьдесят семь раз. Затем напиток мать заправляла мускатным орехом, иногда добавляла специи. Потому аромат калмыцкого чая джамбу был насыщенный, а сам он сытный. Джамбу для Босхомжиевых, как для всех калмыков, не просто напиток. Это благожелание в честь уважаемых гостей, рождения детей, встреч национальных праздников. Но не име- лось у переселенцев ни мускатного ореха, ни молока коров, ни специй с вольных степей далёкой родины. А как этот чай был нужен калмыкам! Он придал бы силу ослабленным людям и исцелил от физических недугов. После приёма такого на- питка долго не хочется есть. Тимур Аркадьевич обожал этот чай. Пробовала и я джамбу. Непривычно как-то, сытно, густо. Бабушка Тимура скучала по горячему шоколаду. Если удавалось купить батончики, она размачивала их. Но то ли конфеты были не те, то ли вода… Кожурлинские старожилы рассказывали, что калмыки очень тосковали по мясу баранов, выращенных в степи, в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2