Сибирский Парнас, № 4, 2018
139 Выпуск 4 (9) Сергей Носов Санкт-Петербург Поэзия ХХI века На излёте ХХ века русская поэзия пережила эпоху деваль- вации высокого поэтического слова, девальвацию самой категории возвышенного, которое стало восприниматься уже не только скептически, но зачастую и со знаком «минус» – в негативном и ироническом свете, как демонстрация высоко- парной наигранной риторики. Символ этой эпохи – поэзия Бродского, поэзия бесспорно выдающаяся, но выдающаяся в первую очередь своим разъ- едающим и всепоглощающим скептицизмом, ставшая волей исторической судьбы, можно сказать, классикой скептической поэзии на долгие времена. До этого же, в разгар советской эпохи, в СССР безраз- дельно царствовала как раз поэзия высоких слов, незаметно превратившихся в пустые слова, в безоглядное и безудержное пустозвонство. Узнаваемые символы поэзии этого рода – Вознесенский и Евтушенко, эти близнецы-братья «прогрессивной» советской поэзии, сводившейся к красивым словам, широковещатель- ным декларациям и банально-романтическим проповедям любви и счастья, которые сначала увлекли советских людей (в очередной раз), а потом безмерно и уже окончательно им наскучили. И как посильная замена «надувной» патетики Вознесен- ского-Евтушенко (особенно последнего, конечно) быстро получила распространение обывательская поэзия и поэзия всепобеждающей пошлости и мещанства. Её идеальное воплощение – обильное, как затяжные, беспросветные осенние дожди, и характерное мещанское
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2