Сибирский Парнас, № 2, 2018

185 Выпуск 2 (7) чевской. «Не уходи, побудь со мною» – мещанский романс. «Я ехала домой» – Пуаре, цыганский романс. «Отцвели уж давно хризантемы в саду» (Шумский). Сентиментальные, душещипательные мещанские романсы. Русский человек сентиментален, немец тоже, но по-своему, где от сентимен- тальности до жестокости один шаг. Есенин любил «пустить слезу», был близок к жестокому романсу – из «Москвы кабацкой». Это рискованно, так как один шаг до пошлости. Татарская песня «Осыпаются цве- ты», у Бунина «Осыпаются астры», у Вертинского «Мадам, осыпаются листья». Когда сметены сословия, меняется взгляд. Колчак перед смертью пел «Гори, гори моя звезда». Во льду вырезали крест – при расстреле упал туда, и пел мещанский романс, который освятился его смертью. Позже городской романс (пелся в 30 годы) катился в бездну, в «блатную мову» – Лещенко. Удержался В. Козин (слащавый городской романс). Блатные песни – переиначивали русские народные песни. Многие созданы в лагерях. В. Шаламов: «Блатные песни всегда пели соло, никогда хором». Потом из-за решетки выплеснулась мелодия блатной песни, трогала слезливостью, сентиментальностью и плачем по матери. Явление барда. 3 ипостаси: исполнение, голос, музыка и слова – все одного человека, другой уже не может исполнять. Вознесенский о Высоцком: «златоуст и блатарь». Окуджава. 20–30 годы, в войну, после войны появилось много песен, но ослаблены в литературном отношении, в отношении слов. «Варяг» – патриотическая песня, перевод с немецкого, написал немец, потрясенный событиями. Народная песня имеет большой внутренний смысл, смысл есть и в мещанском романсе. Прозаическому поэту легко стать песенником, в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2