Сибирский Парнас, № 2, 2018
184 СИБИРСКИЙ ПАРНАС темы импровизированные, вызванные нашим творчеством. Мне кажется все они – великое наследие, оставленное нам Учителем». Тема 1. Песенное начало в поэзии Песня хороша безымянная. У грузин своеобразное пение. Уникальный случай: песни поют так же, как в VIII и ХII ве- ках, язык не изменился за эти века, реликт. У нас этого нет. У басков то же, но своих песен не поют. Русская песня очень протяжная, под стать просторам и теряется, бесформенная, расплывчатая. Под стать широте русской натуры. Важно! Видно по старинным песням (историческим, разбойничьим и т.д.), сохранено русское мышление, нет смыслового пере- носа на другую строку, строка закончена и самодостаточна. Например: Светит месяц, светит месяц вполовину. Скачет казак… Или: Вышел добрый молодец, Что из села Карачарова. (Изредка допускается союз что, но грамматика портит!) Песня не допускала причастных и деепричастных оборотов. У Пушкина «Вихри снежные кру- тя» – по народному мышлению – крутит. Остальное чистое, народное. У нас сейчас поэзия письменная, книжная, поэтому по- зволяем себе периоды, хотя это элементы прозы. Песни сословные – с конца ХVШ века, весь ХIХ, начало ХХ веков – купеческие, мещанские (романсы), цыганские (романсы). Есенин «Москва кабацкая»: «Ты меня не лю- бишь, не жалеешь» – пошлый мещанский романс. Все цы- ганские романсы написаны русскими поэтами. «Мой костер в тумане светит, искры гаснут на ветру» – высокая поэзия, каждая строка самодостаточна. «Ой, да не вечер» – осколок казачьей песни, запись уже литературная, сделана Ж. Би-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2