Колос Сибири, 1976, № 52

ЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ Еяэпова UG строительством Байка­ ло -Амурской ж елезнодорож ­ ной магистрали интенсивно начал развиваться поселок Тьшдинский, который очень скоро п олучи л статус гор о ­ да. Утвержден генеральный план застройки города Тын- ды, разработанный институ­ том «Л ен ги п р о го р » . Город задуман как комплексное жилое образование с четким зонированием. В есь город архитектурно делится на три жилых района. Каждый из микрорайонов будет обеспе­ чен всеми учреждениями культурно-бытового о б с л у ­ живания. На центральной площади поднимутся высотный адми­ нистративный корпус и ■восьмиэтажная гостиница. Главная улица свяжет центр города с восточным и запад­ ным жилыми районами. Ее южную сторону украсят де ­ вятиэтажные дома с о встро­ енными магазинами и тор го ­ вым центром. В центре го ­ рода раскинется обширная зеленая зона. Там же, иа высокой трассе, вырастет здание Дома молодежи. П ро ­ ектное решение генерально ­ го плана предусматривает рациональное использова­ ние территории, позволяет установить удобные тран ­ спортные связи м еж ду жи ­ лыми и промышленными районами города. Столица страны шефству­ ет над столицей Б АМ а . Од­ ной и з московских проект­ ных организаций было, по­ ручено разработать д е т а л ь ­ ную планировку первой очереди застройки города. Она предполагает стро№ тельство микрорайона на 20 тысяч жителей общей жи­ лой площадью 145,3 тысячи квадратных метров с ком­ плексом зданий и соор уж е ­ ний сферы обслуживания. Однако правила градо­ строительства и интересы гармоничного развития го ­ рода н е могут ограничивать­ ся только тем , что преду ­ смотрено по ти т у лу Б АМ а . П оэтом у в городе намечает­ ся уж е в ближайшее время строительство объектов об ­ щ егородского назначения, соцкультбы та , жилья , •не в о ­ шедших в проект Б АМ а , но необходимых для города. Это, прежде всего, группа объектов производственно- промышленного назначения: хлебозавод на 65 тонн х л е ­ бобулочны х изделий в с у т ­ ки, пивзавод на два м и лли о ­ на декалитров в год, мясо­ молочный комбинат на 3 тонны колбасных изделий и 25 тонн цельномолочной продукции в смену, цех вос­ становления молока мощно­ стью 5 тонн в смену, ремон ­ тно-производственная база коммунального хозяйства, районный у з е л связи с А Т С на 2000 номеров, производ­ ственная ба за леспромхоза «Б е л е н ь к и й » , нефтебаза, электроподстанция, типо­ графия, взлетно-посадоч­ ная п олоса аэропорта и д р у ­ гие объек ты общей стоимо­ стью 67,7 миллиона рублей . Э то— жилищное с тр ои те л ь ­ ство д л я министерств, ве­ домств и местных Советов объемом 27280 тысяч р уб ­ лей , выполнение которого позволит получить 3 5— 40 тысяч квадратных метров жилой площади. Э то -— о б ъ ­ екты общегородского назна­ чения: отделение Госбанка со сберкассой, -кинотеатр, роддом, Дом правосудия. Вся программа строительст­ ва по городу Тынде (без железнодорожного у з л а Тын да) выражается в сум ­ ме 250 миллионов рублей. Первую очередь строи­ тельства — микрорайон на 16— 20 тысяч жителей поручено осуществить ор деноносн о м у «Г л а в м о с ­ с тр ою » , управление кото­ рого с июня 1975 года приступило к работам в Тынде. Московские строите­ ли добились значительных успехов. В течение одного года они создали свою про­ изводственную ба зу , вре­ менный поселок и парал­ лельно с этим успели по­ строить и сдать в эк сп луа ­ тацию четыре девятизтаж- ных дома, котельную , инже­ нерные внутриквартальные сети. В. П А В ЛО ВИ Ч , заместитель председате­ ля Тындинского гориспол­ кома. ОТ ТАРТУ Совпало так , что к за да ­ ниям по намеченной коман­ дировке на Тартусский опыт­ ный завод «Э стон сельхо з - техника» , использующий в выпускаемой продукции о д ­ ну из разработок Сиб­ ИМЭ , неожиданно добавилось ещ е одно : получить в Тарту и организовать доставку в Ново­ сибирск автомобильную пере ­ движную спецустановку . П ер ­ вая часть дополнительного за­ дания была очень приятной: мы давно ждали эту необходи­ мую для наших исследований установку . А вот вторая — заставляла призадум аться , по­ тому что требование завода- изготовителя обязывало нас взять на себя все заботы о пе­ реправке машины в Новоси­ бирск . «Сбор данных» показал , что имеется немало случаев д о ­ вольно дальних перегонов ав­ томобилей . Но такие автопро­ беги , как правило, соверш аю т­ ся в летнее время . Консультанты были еди ­ нодушны : дело для этой поры необычное , нелегкое и потре­ бует 3— 4 недели езды . Экипировавшись в расчете на обратный путь такой продол­ жительности , автор этих строк и молодой механик-водитель В. Л. Клепов вылетели в Тарту . Оптимизм в нас вселял тот ф ак т , что ожидающ ая нас у с т а ­ новка базируется на автомоби­ ле УАЗ-452 с колесной ф о рм у ­ лой 4 X 4 . На месте удалось выяснить , что завод-изготови тель отправ­ ляе т передвижные установки своим ходом довольно часто, но в Сибирь' м арш рут еще не проложен . Эстонские товарищи советовали проехать М оскву , а там , на лежащих по пути с л е ­ дования станциях , добиваться отправления по железной д о ­ ро ге . Они считали неоправдан­ ной попытку пройти весь путь до Новосибирска своим ходом . Приняв это предложение как возможный вариант, мы после однодневной подготовки ма­ шины, ранним утром 30 о к тяб ­ ря отправились в путь. М арш ­ рут следования разработали такой : Тарту — Псков — Новго­ род — Калинин — Москва — Владимир — Горький — Чебок­ сары — Казань — Уф а — Ч еля­ бинск*— Курган — Петропав­ ловск — Ом ск — Новосибирск . С каж у ср а з у , что мы прошли по нему без отклонений . По сухом у асф ал ь ту нам у д а ­ лось проехать только до Пско­ ва (160 километров ), за тем до самого Нов города нас изматы ­ вал го ло л ед : доро га — под тонким слоем льда , ветровое стекло со стеклоочисти телями покрываю тся наледью , которую приходится снимать через каж ­ дые 10 километров . На этом о тр езке пути скорость движ е ­ ния не превышала 30 килом ет­ ров в час. На нашей машине , на пер е д ­ нем и заднем с теклах были прикреплены тр аф ар е ты с ис­ ходным и конечным пунктом следования . Необычность м ар ­ шрута всегда привлекала вни­ мание лю дей , когда мы д е л а ­ ли остановки в населенны х пунктах . В Пскове таким обр а ­ зом нас «обнаружили» наши зем ляки — военные водители . Они очень тепло нас приветст­ вовали, помогли подготовить автомобиль для встречи с си ­ бирской зимой. Немногим более чем через сутки мы достигли Москвы . К нашему счастью , в закры том кузове машины м еж д у спец- оборудованием нашлось до ста ­ точно м еста , и мы могли по­ очередно о тды хать в наших м е ­ ховых спальных меш ках , не прерывая движ ения . Сменяли д р у г др у га за рулем ч ер е з три- четыре часа. В дальнейш ем оказалось , что такой режим не д ае т долж но го о тды ха , и мы стали меня ться через 10— 12 часов. 960 километров за первые сутки . Неплохо , учитывая тяж е ­ лые дорожны е условия и низ­ кие тя говые качества нашего автомобиля (из-за необкатан- ности, наличия ограничителя частоты вращения на дви га те ­ ле ) . Дости гнутый темп придал нам силы , и за вторые сутки мы при беспрерывном мокром сне ге и сильном ветре доехали до З еленодоль ска под Казанью . Здесь нужно было преодоле ­ вать на пароме Куйбыш евское водохранилищ е . Переправа ра­ ботала неустойчиво из-за силь­ ной ш уги , и мы потеряли в ожидании около восьми часов. Погода нам не благоприят­ ствовала на протяжении всего пути : гололед , гус ты е туманы , ме тели , на доро гах переносы . Но мы без особы х за держ ек все время продвигались впе­ ред , иногда со скоростью 20 километров в час (под Уфой при го лоледе ) . Сложности у нас были с про­ ведением частых те хоб служ и ­ ваний в период обкатки . Но мы выполняли все надлежащим обра зом : простые обслуж ива­ ния проводили собственными силами , сложные — в автохо ­ зяйствах , встречавшихся по пу­ ти. Работники ГАИ такж е со ­ действовали нам. За Кур ганом а сф ал ь т кончил­ ся . О ставшийся путь был тяж е ­ лым . На низких участках до р о ­ ги переносы были такие , что их приходилось пробивать с не­ скольких заходов . Но и в этих условиях мы стремились под­ держивать высокий темп дви­ жения . Например , расстояние от Ом ска до Новосибирска (723 километра ) заняло у нас 22 часа. З де сь , конечно , и бли­ зость родных м е ст придавала силы . В Барышево , на терри торию СибИМЭ мы въезжали утром пятого ноября . За неполных шесть суток пути было пройде ­ но 4442 километра . Почему я решил написать об этом? В автомобилях сейчас ра збираю тся все , да и работни­ ки подразделений , связанны х с автотранспортом , м ож е т быть, найдут в этих зам е тках что-ни­ будь для себя . А. КЛЕЙН, зав. сектором отдела тех­ нического обслуживания машинно-тракторного пар­ ка СибИМЭ. Недавно гостем студентов ITово сибир ското г ос у дарст • венного университета бы л со­ трудник Сибирского научно- ис сл едовательск ого инс титу - та химизации с ельск ого хо ­ зяйства Виктор Степанович Гребенников. Он выступил с докладом о диких опы лите ­ ля х и- их биологии. П о с л у ­ шать рассказ пришли не то льк о студенты, но и препо­ даватели университета, уч е ­ ные институтов СО А Н СССР . В. С. Гребенников поде­ ли л ся результатами своих исследований по биологии шмелей и одиночных пчел в условиях Сибири, рассказал о том, как происходит обра­ зование семей у шмелей, как развивается население гнезда, о сложных формах поведения этих интересных во многих отношениях насе­ комых. Кроме того, Виктор Степанович познакомил соб ­ равшихся с достижениями его к о л ле г из Канады в ис­ пользовании дирих опы лите ­ лей для увеличения урожая кормовых трав. На цветных слайдах, рассказывающих о работе сельскохозяйствен ­ ной опытной станции' в штате А л ь б ер т а (Канада ) по разве ­ дению мегахил и шмелей, можно бы ло проследить за всем ходом развития этих насекомых. Больш ой интерес вызвали искусственные гне ­ здовья д л я одиночных пчел на несколько десятков тысяч особей, которые выставляют­ ся на поля канадскими ис­ следователями с целью повы­ сить количество опы лителей люцерны. Благодаря такому привле­ чению диких опы лителей — добровольных помощников человека — можно в десятки раз повысить урожайность бобовых к ультур , которые трудно опыляются пчелами из-за -короткого хоботка на­ секомых. Так, в С Ш А после применения мегахил в каче­ стве опы лителей удалось поднять урожай семян в штате Орегон до 17 — 21 центнеров с гектара, а р е ­ кордом урожайности я в ля ­ ется сбор 25 центнеров с гектара в штате Вашингтон. Очевидно, что аналогич­ ные исследования в нашей стране необходимы, и и зуч е ­ ние диких опы лителей я в ля ­ ется, как это уже неодно­ кратно подчеркивалось в пе­ чати, перспективной и ак ту ­ альной задачей. В. ЗА И К А . ст. преподаватель Н ГУ . К Н ИЖ Н А Я ПОЛКА В Сибирский филиал Цент­ ральной научной сельскохозяй­ ственной библиотеки поступи­ ли: О Р Г А Н И З А Ц И Я З А Щ И Т Ы Р А С Т Е Н И И И Э К О Н О М И Ч Е ­ С К А Я Э Ф Ф Е К Т И В Н О С Т Ь П Р О В О Д И М Ы Х М Е Р О П Р И ­ Я ТИ И . М., 1976. 56 с. (М -во се л ьск. хоз-ва С СС Р . Всесоюз. науч. исслед. ин-т информации и технико-эконом, исследований по сельск. хоз-ву. Обзорная ин­ формация). — Список лит .: с. 4 6— 54 (176 назв .). Шифр: Г 7 6— 8563. Покровская С. Ф. У Т И Л И ­ З А Ц И Я Т В Е Р Д Ы Х Г О Р О Д ­ С К И Х О ТХО ДО В И И С П О Л Ь ­ З О В А Н И Е И Х В С Е Л Ь С К О М Х О З Я Й С ТВ Е . М., 1976. 54 с. (М -во сельск . хоз-ва С СС Р . В се ­ союз. науч.-исслед. ин-т инфор­ мации и технико-эконом. и с с ле ­ дований по сельск . хоз-ву. О б­ зорная информация). — Список лит.: с. 4 6— 52 (1 5 2 назв.). Шрфр: Г 7 6— 8560. П О В Ы Ш А Е Т С Я К А Ч Е С Т В О С Е Н А АН Г Л И Я . Одним из путей по­ вышения качества сена и сенажа является ускорение полевой сушки скошенных трав до необ­ ходимой влажности. Установлено, что наиболее быстрое провяливание трав про­ исходит во вспушенном, ровно сложенном валке прямоуголь­ ной формы. Такой валок форми­ руется при оснащении косилок специальным валкоукладчнком. Большое влияние на продол­ жительность полевой сушки трав оказывает высота и равно­ мерность среза травостоя. С увеличением высоты среза с 50 до 125 миллиметров скорость сушки возрастает в два раза. Ускорение полевой сушки трав достигается также путем исполь­ зования комбинированных ко- силокплющилок и широкоза­ хватных или высокоскоростных косилок. Создан и испытан опыт­ ный образец косилки-плющил­ ки, позволяющей сократить вре­ мя естественной сушки зеленой массы до 4 — 5 часов против двух дней при использовании обычной брусной косилки. П О М И Д О РЫ Н А Д Р Е В Е С Н О Й КО РЕ ГДР . Ученые этой страны предложили покрывать землю в парниках слоем мелко измель­ ченной древесной коры. Целлю­ лозно-бумажная промышлен­ ность ГДР дает ежегодно мил­ лион кубометров отходов в виде древесной коры. До недавнего времени использовалось лишь 15 процентов этих отходов. Огурцы, помидоры и другие овощи созревают быстрее на земле, покрытой измельченной корой. Т Р А В А Р А С Т Е Т Н А ЗО Л Е П О Л ЬШ А . Учеными Крако ва разработан метод восстанов­ ления почв, который заключает­ ся в смешивании поверхностно­ го слоя земли с золой, улавли­ ваемой после сжигания угля иа электростанциях. К этой смеси добавляется также определен­ ное количество минеральных удобрений. Обработанная почва засевает­ ся сначала семенами трав и бо­ бовых растений, позднее на та­ ких участках можно сажать деревья и кустарники. Редактор О. П. Т ЕП ЛО УХ О В А . Адрес редакции: 630107, Новосибирск-107, ул. Немировича-Данченко, 104, комн. 112. «Колос Сибири». Телефоны: МН08834. Типография издательства «Советская Сибирь». 44 99-43, 44-65-51. Заказ 8657.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2