Колос Сибири, 1976, № 52
ЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ Еяэпова UG строительством Байка ло -Амурской ж елезнодорож ной магистрали интенсивно начал развиваться поселок Тьшдинский, который очень скоро п олучи л статус гор о да. Утвержден генеральный план застройки города Тын- ды, разработанный институ том «Л ен ги п р о го р » . Город задуман как комплексное жилое образование с четким зонированием. В есь город архитектурно делится на три жилых района. Каждый из микрорайонов будет обеспе чен всеми учреждениями культурно-бытового о б с л у живания. На центральной площади поднимутся высотный адми нистративный корпус и ■восьмиэтажная гостиница. Главная улица свяжет центр города с восточным и запад ным жилыми районами. Ее южную сторону украсят де вятиэтажные дома с о встро енными магазинами и тор го вым центром. В центре го рода раскинется обширная зеленая зона. Там же, иа высокой трассе, вырастет здание Дома молодежи. П ро ектное решение генерально го плана предусматривает рациональное использова ние территории, позволяет установить удобные тран спортные связи м еж ду жи лыми и промышленными районами города. Столица страны шефству ет над столицей Б АМ а . Од ной и з московских проект ных организаций было, по ручено разработать д е т а л ь ную планировку первой очереди застройки города. Она предполагает стро№ тельство микрорайона на 20 тысяч жителей общей жи лой площадью 145,3 тысячи квадратных метров с ком плексом зданий и соор уж е ний сферы обслуживания. Однако правила градо строительства и интересы гармоничного развития го рода н е могут ограничивать ся только тем , что преду смотрено по ти т у лу Б АМ а . П оэтом у в городе намечает ся уж е в ближайшее время строительство объектов об щ егородского назначения, соцкультбы та , жилья , •не в о шедших в проект Б АМ а , но необходимых для города. Это, прежде всего, группа объектов производственно- промышленного назначения: хлебозавод на 65 тонн х л е бобулочны х изделий в с у т ки, пивзавод на два м и лли о на декалитров в год, мясо молочный комбинат на 3 тонны колбасных изделий и 25 тонн цельномолочной продукции в смену, цех вос становления молока мощно стью 5 тонн в смену, ремон тно-производственная база коммунального хозяйства, районный у з е л связи с А Т С на 2000 номеров, производ ственная ба за леспромхоза «Б е л е н ь к и й » , нефтебаза, электроподстанция, типо графия, взлетно-посадоч ная п олоса аэропорта и д р у гие объек ты общей стоимо стью 67,7 миллиона рублей . Э то— жилищное с тр ои те л ь ство д л я министерств, ве домств и местных Советов объемом 27280 тысяч р уб лей , выполнение которого позволит получить 3 5— 40 тысяч квадратных метров жилой площади. Э то -— о б ъ екты общегородского назна чения: отделение Госбанка со сберкассой, -кинотеатр, роддом, Дом правосудия. Вся программа строительст ва по городу Тынде (без железнодорожного у з л а Тын да) выражается в сум ме 250 миллионов рублей. Первую очередь строи тельства — микрорайон на 16— 20 тысяч жителей поручено осуществить ор деноносн о м у «Г л а в м о с с тр ою » , управление кото рого с июня 1975 года приступило к работам в Тынде. Московские строите ли добились значительных успехов. В течение одного года они создали свою про изводственную ба зу , вре менный поселок и парал лельно с этим успели по строить и сдать в эк сп луа тацию четыре девятизтаж- ных дома, котельную , инже нерные внутриквартальные сети. В. П А В ЛО ВИ Ч , заместитель председате ля Тындинского гориспол кома. ОТ ТАРТУ Совпало так , что к за да ниям по намеченной коман дировке на Тартусский опыт ный завод «Э стон сельхо з - техника» , использующий в выпускаемой продукции о д ну из разработок Сиб ИМЭ , неожиданно добавилось ещ е одно : получить в Тарту и организовать доставку в Ново сибирск автомобильную пере движную спецустановку . П ер вая часть дополнительного за дания была очень приятной: мы давно ждали эту необходи мую для наших исследований установку . А вот вторая — заставляла призадум аться , по тому что требование завода- изготовителя обязывало нас взять на себя все заботы о пе реправке машины в Новоси бирск . «Сбор данных» показал , что имеется немало случаев д о вольно дальних перегонов ав томобилей . Но такие автопро беги , как правило, соверш аю т ся в летнее время . Консультанты были еди нодушны : дело для этой поры необычное , нелегкое и потре бует 3— 4 недели езды . Экипировавшись в расчете на обратный путь такой продол жительности , автор этих строк и молодой механик-водитель В. Л. Клепов вылетели в Тарту . Оптимизм в нас вселял тот ф ак т , что ожидающ ая нас у с т а новка базируется на автомоби ле УАЗ-452 с колесной ф о рм у лой 4 X 4 . На месте удалось выяснить , что завод-изготови тель отправ ляе т передвижные установки своим ходом довольно часто, но в Сибирь' м арш рут еще не проложен . Эстонские товарищи советовали проехать М оскву , а там , на лежащих по пути с л е дования станциях , добиваться отправления по железной д о ро ге . Они считали неоправдан ной попытку пройти весь путь до Новосибирска своим ходом . Приняв это предложение как возможный вариант, мы после однодневной подготовки ма шины, ранним утром 30 о к тяб ря отправились в путь. М арш рут следования разработали такой : Тарту — Псков — Новго род — Калинин — Москва — Владимир — Горький — Чебок сары — Казань — Уф а — Ч еля бинск*— Курган — Петропав ловск — Ом ск — Новосибирск . С каж у ср а з у , что мы прошли по нему без отклонений . По сухом у асф ал ь ту нам у д а лось проехать только до Пско ва (160 километров ), за тем до самого Нов города нас изматы вал го ло л ед : доро га — под тонким слоем льда , ветровое стекло со стеклоочисти телями покрываю тся наледью , которую приходится снимать через каж дые 10 километров . На этом о тр езке пути скорость движ е ния не превышала 30 килом ет ров в час. На нашей машине , на пер е д нем и заднем с теклах были прикреплены тр аф ар е ты с ис ходным и конечным пунктом следования . Необычность м ар шрута всегда привлекала вни мание лю дей , когда мы д е л а ли остановки в населенны х пунктах . В Пскове таким обр а зом нас «обнаружили» наши зем ляки — военные водители . Они очень тепло нас приветст вовали, помогли подготовить автомобиль для встречи с си бирской зимой. Немногим более чем через сутки мы достигли Москвы . К нашему счастью , в закры том кузове машины м еж д у спец- оборудованием нашлось до ста точно м еста , и мы могли по очередно о тды хать в наших м е ховых спальных меш ках , не прерывая движ ения . Сменяли д р у г др у га за рулем ч ер е з три- четыре часа. В дальнейш ем оказалось , что такой режим не д ае т долж но го о тды ха , и мы стали меня ться через 10— 12 часов. 960 километров за первые сутки . Неплохо , учитывая тяж е лые дорожны е условия и низ кие тя говые качества нашего автомобиля (из-за необкатан- ности, наличия ограничителя частоты вращения на дви га те ле ) . Дости гнутый темп придал нам силы , и за вторые сутки мы при беспрерывном мокром сне ге и сильном ветре доехали до З еленодоль ска под Казанью . Здесь нужно было преодоле вать на пароме Куйбыш евское водохранилищ е . Переправа ра ботала неустойчиво из-за силь ной ш уги , и мы потеряли в ожидании около восьми часов. Погода нам не благоприят ствовала на протяжении всего пути : гололед , гус ты е туманы , ме тели , на доро гах переносы . Но мы без особы х за держ ек все время продвигались впе ред , иногда со скоростью 20 километров в час (под Уфой при го лоледе ) . Сложности у нас были с про ведением частых те хоб служ и ваний в период обкатки . Но мы выполняли все надлежащим обра зом : простые обслуж ива ния проводили собственными силами , сложные — в автохо зяйствах , встречавшихся по пу ти. Работники ГАИ такж е со действовали нам. За Кур ганом а сф ал ь т кончил ся . О ставшийся путь был тяж е лым . На низких участках до р о ги переносы были такие , что их приходилось пробивать с не скольких заходов . Но и в этих условиях мы стремились под держивать высокий темп дви жения . Например , расстояние от Ом ска до Новосибирска (723 километра ) заняло у нас 22 часа. З де сь , конечно , и бли зость родных м е ст придавала силы . В Барышево , на терри торию СибИМЭ мы въезжали утром пятого ноября . За неполных шесть суток пути было пройде но 4442 километра . Почему я решил написать об этом? В автомобилях сейчас ра збираю тся все , да и работни ки подразделений , связанны х с автотранспортом , м ож е т быть, найдут в этих зам е тках что-ни будь для себя . А. КЛЕЙН, зав. сектором отдела тех нического обслуживания машинно-тракторного пар ка СибИМЭ. Недавно гостем студентов ITово сибир ското г ос у дарст • венного университета бы л со трудник Сибирского научно- ис сл едовательск ого инс титу - та химизации с ельск ого хо зяйства Виктор Степанович Гребенников. Он выступил с докладом о диких опы лите ля х и- их биологии. П о с л у шать рассказ пришли не то льк о студенты, но и препо даватели университета, уч е ные институтов СО А Н СССР . В. С. Гребенников поде ли л ся результатами своих исследований по биологии шмелей и одиночных пчел в условиях Сибири, рассказал о том, как происходит обра зование семей у шмелей, как развивается население гнезда, о сложных формах поведения этих интересных во многих отношениях насе комых. Кроме того, Виктор Степанович познакомил соб равшихся с достижениями его к о л ле г из Канады в ис пользовании дирих опы лите лей для увеличения урожая кормовых трав. На цветных слайдах, рассказывающих о работе сельскохозяйствен ной опытной станции' в штате А л ь б ер т а (Канада ) по разве дению мегахил и шмелей, можно бы ло проследить за всем ходом развития этих насекомых. Больш ой интерес вызвали искусственные гне здовья д л я одиночных пчел на несколько десятков тысяч особей, которые выставляют ся на поля канадскими ис следователями с целью повы сить количество опы лителей люцерны. Благодаря такому привле чению диких опы лителей — добровольных помощников человека — можно в десятки раз повысить урожайность бобовых к ультур , которые трудно опыляются пчелами из-за -короткого хоботка на секомых. Так, в С Ш А после применения мегахил в каче стве опы лителей удалось поднять урожай семян в штате Орегон до 17 — 21 центнеров с гектара, а р е кордом урожайности я в ля ется сбор 25 центнеров с гектара в штате Вашингтон. Очевидно, что аналогич ные исследования в нашей стране необходимы, и и зуч е ние диких опы лителей я в ля ется, как это уже неодно кратно подчеркивалось в пе чати, перспективной и ак ту альной задачей. В. ЗА И К А . ст. преподаватель Н ГУ . К Н ИЖ Н А Я ПОЛКА В Сибирский филиал Цент ральной научной сельскохозяй ственной библиотеки поступи ли: О Р Г А Н И З А Ц И Я З А Щ И Т Ы Р А С Т Е Н И И И Э К О Н О М И Ч Е С К А Я Э Ф Ф Е К Т И В Н О С Т Ь П Р О В О Д И М Ы Х М Е Р О П Р И Я ТИ И . М., 1976. 56 с. (М -во се л ьск. хоз-ва С СС Р . Всесоюз. науч. исслед. ин-т информации и технико-эконом, исследований по сельск. хоз-ву. Обзорная ин формация). — Список лит .: с. 4 6— 54 (176 назв .). Шифр: Г 7 6— 8563. Покровская С. Ф. У Т И Л И З А Ц И Я Т В Е Р Д Ы Х Г О Р О Д С К И Х О ТХО ДО В И И С П О Л Ь З О В А Н И Е И Х В С Е Л Ь С К О М Х О З Я Й С ТВ Е . М., 1976. 54 с. (М -во сельск . хоз-ва С СС Р . В се союз. науч.-исслед. ин-т инфор мации и технико-эконом. и с с ле дований по сельск . хоз-ву. О б зорная информация). — Список лит.: с. 4 6— 52 (1 5 2 назв.). Шрфр: Г 7 6— 8560. П О В Ы Ш А Е Т С Я К А Ч Е С Т В О С Е Н А АН Г Л И Я . Одним из путей по вышения качества сена и сенажа является ускорение полевой сушки скошенных трав до необ ходимой влажности. Установлено, что наиболее быстрое провяливание трав про исходит во вспушенном, ровно сложенном валке прямоуголь ной формы. Такой валок форми руется при оснащении косилок специальным валкоукладчнком. Большое влияние на продол жительность полевой сушки трав оказывает высота и равно мерность среза травостоя. С увеличением высоты среза с 50 до 125 миллиметров скорость сушки возрастает в два раза. Ускорение полевой сушки трав достигается также путем исполь зования комбинированных ко- силокплющилок и широкоза хватных или высокоскоростных косилок. Создан и испытан опыт ный образец косилки-плющил ки, позволяющей сократить вре мя естественной сушки зеленой массы до 4 — 5 часов против двух дней при использовании обычной брусной косилки. П О М И Д О РЫ Н А Д Р Е В Е С Н О Й КО РЕ ГДР . Ученые этой страны предложили покрывать землю в парниках слоем мелко измель ченной древесной коры. Целлю лозно-бумажная промышлен ность ГДР дает ежегодно мил лион кубометров отходов в виде древесной коры. До недавнего времени использовалось лишь 15 процентов этих отходов. Огурцы, помидоры и другие овощи созревают быстрее на земле, покрытой измельченной корой. Т Р А В А Р А С Т Е Т Н А ЗО Л Е П О Л ЬШ А . Учеными Крако ва разработан метод восстанов ления почв, который заключает ся в смешивании поверхностно го слоя земли с золой, улавли ваемой после сжигания угля иа электростанциях. К этой смеси добавляется также определен ное количество минеральных удобрений. Обработанная почва засевает ся сначала семенами трав и бо бовых растений, позднее на та ких участках можно сажать деревья и кустарники. Редактор О. П. Т ЕП ЛО УХ О В А . Адрес редакции: 630107, Новосибирск-107, ул. Немировича-Данченко, 104, комн. 112. «Колос Сибири». Телефоны: МН08834. Типография издательства «Советская Сибирь». 44 99-43, 44-65-51. Заказ 8657.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2