Кожухов И., "Вторая жизнь" Игоря Кожухова
12 стр. “МК” в НОВОСИБИРСКЕ” 9 — 16 марта 2016 года НОВЫЕ ЛИЦА novos.mk.ru СЕГОДНЯ В РУБРИКЕ «НОВЫЕ ЛИЦА» МЫ ПРЕДСТАВЛЯЕМ НАЧИНАЮЩЕГО СИ БИРСКОГО ПИСАТЕЛЯ, ДВАЖДЫ ЛАУРЕА ТА ДЕДОВСКИХ ЧТЕНИЙ, ЧЛЕНА НОВО СИБИРСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБЪЕ ДИНЕНИЯ «МОЛОДОСТЬ. ИГОРЯ КОЖУ- ХОВА В своем творчестве молодой ав тор отражает жизненные сюжеты, где за кажущейся простотой открывается такая глубина отношений, что дух за хватывает. Игорь закончил СГПТУ-42 по специальности монтажник радиоаппаратуры и приборов. В Новосибирске и Новосибирской области рабо тал строителем, сантехником, плотником, масте ром на рыбозаводе, рыбаком. Сейчас живет и работает оператором котельной в селе Берего вое Новосибирского района, где на обществен ных началах исполняет еще и обязанности ста росты муниципального образования. — Хочется писать, писать и писать! Хочет ся, чтобы услышала и увидела молодежь, чтобы помнили и не забывали старшее поколение, помнили и знали историю и свои корни. В стра тегии хочу написать сценарий для кино или теа тра. Хочу кино попробовать снять и еще... сняться в нем, — рассказывает автор о своих творческих планах. — Игорь, в каком возрасте Вы начали писать? — У меня такое ощущение, что я думал об этом всегда, о писательстве. Но самый первый мой рассказ «Сын» был готов в 1998 году. Он был раскритикован близкими, и потом долгое время я ничего не писал. Вторая попытка состо ялась лет семь назад, когда в силу жизненных обстоятельств приходилось подолгу бывать в командировках и было много времени на раз мышление... — Ваши повествования меткостью и простотой языка, простым, но глубоким и мудрым сюжетом похожи на произведения Василия Шукшина... Есть ли автор, кото рый является для Вас ориентиром в твор ческой жизни? — Я согласен. Дело в том, что я много читал Василия Шукшина в юности. И был очень «ВТОРАЯЖИЗНЬ» ИГОРЯ КОЖУХОВА Так называется один из рассказов молодого литератора потрясен его пониманием жизни. Потому что все, о чем писал он, настолько близко мне, что я невольно ощущаю себя его учеником. Конечно же, Василий Макарович оказал огромное влия ние на мой творческий путь и является одним из главных авторитетов для меня, включая Василия Белова, Валентина Распутина, Ивана Бунина... — Как появляются темы для Ваших про изведений? — Я живу и всегда жил в деревне. Пишу о том, что вижу и слышу от людей. Помню много рассказов отца из его жизни. Какие-то момен ты я беру из реальной жизни, которые потом переплетаются с вымыслом. Затем во мне рож даются образы героев, сюжеты. Постепенно они становятся все ярче и ярче, и появляется рассказ. Потом я его оттачиваю. В этом мне помогает руководитель Новосибирского лите ратурного объединения «Молодость» Евгений Федорович Мартышев. — Очевидно, что героями рассказов часто становятся Ваши друзья, знакомые. односельчане. Знают ли они об этом и как к этому относятся? — Да, односельчане знают об этом. И часто подходят и интересуются, про кого напи сан тот или иной рассказ. То есть не оценивают, плохо или хорошо, а спрашивают: «с кого ты это списал?» Часто меряют на себя, пытаются сопоставить события. Но я стараюсь, чтобы имена персонажей не совпадали с именами прототипов. Есть только один рассказ, где имя героя совпадает с реальным лицом. Но этот человек дал свое согласие на использование его имени и был даже рад, что о нем написали. — Какие из Ваших произведений нра вятся Вам самому и чем? Сюжетом, удачей или ощущениями, которые у Вас были во время работы над ними? — Ну, начнем с удачи. Удачи они мне пока еще не принесли. Я считаю, что удача придет тогда, когда мои рассказы будут печатать бес платно. Когда их будут печатать не потому, что я заплатил, а потому, что они нравятся. Мне кажется, именно тогда я буду по-настоящему востребован и оценен. Ну а пока этого нет. Что касается ощущений, они разные... Например, рассказ «Все там будем!», про деда, который выкупил себе место на кладбище, отзывается болью... Поскольку этот рассказ посвящен моему отцу, любимому и непонято му... Считаю, что к памяти отцов и матерей надо относиться серьезно. А еще важно оставаться там, где ты родился, быть преданным своей земле. В первой книге это повествование мне нравится больше всего. — Где были опубликованы Ваши рас сказы, есть ли собственные сборники или публикации в альманахах? — Недавно вышел сборник рассказов под названием «Булёмина любовь». Сейчас гото вится к печати второй сборник. Рассказ «Дедо ва правда» был опубликован в журнале «Сибирские огни», в альманахе. Состою в Интернациональном Союзе писателей. Также мои работы размещены на литературном пор тале «Проза.ру» По рассказу «Мамка» киностудия «Краски» снимает 28-минутный художественный фильм. Вообще, в дальнейшем хотелось бы снять по рассказам кинофильмы. Потому как одно дру гое дополняет. Просмотр фильма подвигает на прочтение рассказов, и наоборот, а также спо собствует более полному пониманию замысла автора, позволяет острее почувствовать жизнь, понять недосказанное... — Над чем сейчас работаете? И есть ли у Вас замысел написать большую вещь, такую, которая могла бы претендовать на Государственную премию России в обла сти литературы и искусства? — Первая книга, как мне кажется, могла бы привлечь внимание. Хотя я заканчиваю работу над второй книгой, предполагаю, что она полу чится интереснее. А замыслов еще много. — Разговор происходит накануне 8 Марта... Что бы Вы хотели пожелать своим женщинам, сибирячкам, всем женщинам России? — Ну, я всех женщин России люблю (смеет ся)... Но все же есть разница между женщиной, которая живет и работает в деревне, и женщи ной городской. В частности, деревенским жен щинам хочу пожелать здоровья и терпения. Потому что тут, в деревне, нужно такое терпе ние иметь, тут настолько все заброшено. А деревенским женщинам надо воспитывать детей, следить за домом, простите, следить за мужем, поэтому еще раз — терпения и терпе ния! Они ведь такие хорошие! Беседовала Анна РАСИНА. ВОВКА ЕХАЛ К ДЕДУ СЕ МИДЕСЯТИПЯТИЛЕТНИЙ ИВАН ДЕМЬЯНЫЧ ЖИЛ НА ОДНОМ ИЗ ОСТРОВОВ ОЗЕРА ЧАНЫ, В начале прошлого века прадедов переселили из Централь ной России в эти места, где они и обжились. Именно здесь, вдалеке от цивилизации, жил Ду най Иван Демьяныч. У деда день рождения. Прожорливое время, как гово рил старик, съело его дни быстро и безвозвратно. Он не поддался на уговоры детей переехать в город, считая его какой-то бедой, где люди мечутся, не зная места. А это место он знает, на этом месте его дом, здесь он живет и работает. И вот теперь Иван Демьяныч вдруг написал пись мо, в котором просил сына приехать в гости на скромное торжество. Но сын, врач по профессии, приехать не мог, поэтому к деду поехал внук Вовка. Сам Вовка, двадцатилет ний студент педагогического института, по деду скучал. Поэтому раз, а то и два в год бывал у него. В детстве было интересно наблюдать за работой деда и его друзей- рыбаков, ловящих и потом сортирующих рыбу, или гонять по камышам на старой дедовой долбленке диких уток с утятами, а по вечерам слушать рыбацкий «треп», как говорила жившая тогда еще бабка. Треп был интересный, «за рыбацкую трудную жисть», со всякими отступлениями о великих, пойманных рыбах, о красивых русалках со щучьи ми хвостами и женскими гру дями, зовущими рыбаков в камыши. Сказок и прибауток дед знал великое множество, и Вовка не мог понять, как дед никогда не повторяется, часа Д1Д0ВА ПРАВДА ми рассказывая их. А бабка, посмеиваясь над его удивле нием, говорила, что хитрец сочиняет их сам. Но Вовка деду скорее верил,потому что уж очень красиво и живо ста рик все описывал. Как по правде. А год назад умерла бабушка Галя или, как ее звал дед. Галка-птичка. Иван Демьяныч так запе- реживал после ее смерти и похорон, что чуть сам Богу душу не отдал. Вовка почти все лето провел со стариком, обросшим и потерянным, ходил за ним по пятам и теперь уже по-взрослому понял и зауважал этого жесткого, но по-своему доброго и хороше го человека... Поездке он обрадовался и по поводу дедова праздника решил подарить ему свой CD-проигрыватель, устарев ший для него, но наверняка диковинный для деда, и несколько неплохих, на его взгляд, видеофильмов. Поездка в эти места была утомительна. «Неблагонадеж ных» в годы репрессий засы лали сюда почти на верную погибель. Если еще учесть, что ехали со всем скарбом, с малыми детьми, на голодных, почти пропащих лошадях и, что самое главное, неизвест но куда, и то, что многие тут выжили и обжились — чудо. На поезде Вовка добрал ся до областного города, затем на юрком «Пазике» до бывшего центрального совхо за, а уж затем на перекладных через полуразрушенную дам бу на огромный, гектаров в двести, остров, где стояла дедова деревушка. Деревня находилась в самом конце идущего на зау- жение острова, поэтому была в две улицы. Между улицами находился магазин, неболь шой старый клуб времен Хрущёва-Брежнева и семи летняя школа. С обеих сторон деревни расползлись огоро ды, в основном под карто фель, и сразу через камыши — великое озеро Чаны. В конце деревни на самом заужении, на взгорочке, вста вало вдруг кладбище, неболь шое, огороженное прогнив шим штакетником, с незакры- вающимися, наклонившимися на обвисших столбах, ворота ми. И именно здесь, непода леку от этого совсем не радостного места стоял еще добротный, построенный при «последних» коммунистах, дедов «форпост». Вовка почти вбежал в зна комый дом. Дед сидел на кор точках у печки, а изба была полна синего с пролесами дыма. Увидев Вовку, Иван Демьяныч, как бы продолжая начатый разговор, стал объяс нять: — Тяги нет! Скоро холода, думаю, зольники прочищу, да испытаю, язви ее... А она вовнутрь топится, будто у нее трубы нет, — и, встав, с лука вой улыбкой обнял Вовку, — уважил, внук, ну уважил ста рика на старости лет... Вовка, нисколько не стес няясь, тоже крепко обнял пах нущего дымом и зольной горе чью деда... Вечером, напарившись в баньке, маленькой из-за отсутствия на острове вволю дров, но горячей, Вовка и Иван Демьяныч сидели за столом. Вовка рассказал все, какие знал, новости и вспомнил о CD-плеере. — Дед, а давай я тебе кино хорошее включу! Краси вое, про жизнь и любовь! — Русское? — дед, чуть- чуть хмельной, прищурил левый, с хитринкой, глаз. — Нет. Но дублирован ный, как русский. — А кто главный? Дед имел в виду, кто в главной роли, и, поняв это, Вовка прочитал аннотацию: — Джек Николсон, один из самых скандальных акте ров Голливуда. Желтая пресса приписывает ему сексуальные отношения с двумя тысячами женщин. Много семейных пар распалось из-за любви к акте ру... — Вовка не закончил. — Каво ты сказал? — с дедова лица сошла иронич ная улыбка, и он приподнялся на кулаках над столом, — сколько женщин? Я не ослы шался по слабости слуха? Две тысячи?! — старик осел, — он что конь, этот твой Николс? И кто у него со свеч кой стоял,считая? Дед смял рукой скатерку и в упор смотрел на внука. Вовка растерянно молчал. — Был у нас в совхозе жеребец, медалист. Ему осо бых жеребух, молодых кобы лок приводили. Дак тому что? Стой, жри комбикорм, пей подслащенную водичку да жди! Подведут, ткнут носом, еще и подержат. Делай дела! А здесь же — женщины, не кобылы, как их может быть две тысячи?! С ними же пожить надо, узнать, полю бить. Ей же одной все огоро ды перетопчешь, .цветы таская... Из-за нее, морду тебе раз пять-десять разо бьют ухажеры ее, и ты им тоже. И пока она поймет, что ты не просто к ней, пока пой мет, да решится на шаг.. Это сколько же ему лет? Двести, что ли? Жеку твоему? Вовка был обескуражен дедовым напором. — Да ты не понял, у них все проще, там не надо шибко ухаживать, цветы дарить... Просто пробежала искра — и все, и это, в постель... — Вовка запутался, покраснел и замол чал. — Ах, не надо, говоришь? Значит, и впрямь, как у коней? А ты знаешь, что одной кобыл ке, Ивой звали ее, не понра вился наш жеребец. Так она ни в какую! А он в охоте, возьми, да прикуси ее за холку. Так она изловчилась и так ему дала задними копытами, что отле тел наш производитель! И больше не подошел к ней. А ты говоришь, ухаживать не надо! У меня в жизни было три бабы. С двумя так намучился, столь ко крови пролил и зубов поте рял, что если бы не твоя бабка, Птичка моя, погиб бы моло дым. А она полюбила меня, и я ее. Полюбила и ждала из армии пять лет. И как в пятьде сят восьмом поженились, так и прожили вместе больше полу века. А ты говоришь, без люб ви... Просто так... Гадство! — и дед сухо плюнул в сторону. Пять минут стояла звонкая тишина. Дед налил полрюмки своего самогона, выпил, заел захрустевшим во рту огурцом и снова заговорил. — А где он здоровье на них берет, скажи мне? На них ведь тоже здоровья надо немало. И спроси у него, смо жет ли он, вон, машину дров за день изрубить, которую мне Гришаня, сосед, с большой земли привез? Спроси! — и, убеждая Вовку, что не сможет, дед засмеялся. — А я за световой день ее сделаю, всю, до последней чурочки. И комельки подбе ру... И не лыбься! Завтра и нач ну! Посмотрим на силу ихнюю и нашу... А то сказать-то мож но всякое, а ответить за сло ва... Вот что трудно. Дед встал, чуть качнув шись, и, пожелав спокойной ночи, ушел в горницу... Вовка еще гюсидел чуток, ул_ыбаясь ледовому возмущению, и тоже засобирался спать. Завтра к обеду нужнО’ быть в райцен тре, чтобь' к понедельнику — в институте. Утром его разбудил дед. — Вовка, болею что-то шибко сегодня с похмела. То ли самогон не удался? Вовка открыл глаза. Напротив, на кровати, сидел дед в старых китайских с завязками кальсонах, лохма тый, с жалким лицом, оброс шим за ночь седой щетиной. — Так похмелись. — Нет, отлежусь. Только ты это... давай спор перене сем на послезавтра, а? — Какой спор? — Про дрова, — и дед вытер дрожащей рукой слезя щиеся глаза. — Ты что серьезно, дед? Перестань. Через неделю при еду на выходных с другом и переколем. — А, ну ладно, — и дед, облегченно вздохнув, лег лицом к стене и подогнул ноги. Через час Вовка, попро щавшись с лежавшим дедом, уехал в город. P.S. В понедельник вечером в квартире Вовкиных родителей зазвонил телефон. Трубку взя ла мать и, поговорив минут пять, крикнула Вовке, чтобы он взял параллельный. Подняв трубку, Вовка услышал деда: — Слышь, внук, доколол я дрова. Сам доколол. За день, как и спорили. Так что позвони своему Жеку и скажи, что конем многие быть могут. Надо еще уметь быть мужи ком... а этого-то он и не умеет. Так-то! И дед положил трубку. Игорь КОЖУХОВ.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2