Сельская новь, 1980, № 108

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! ОРГАН КАРАСУКСКОГО РАЙКОМА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Цена 2 коп. УБОРОЧНЫМ РАБОТАМ ВЫСОКИМ ТЕМП БЮРО ОБКОМА КПСС ОБСУДИЛО ХОД УБОРКИ В ОБЛАСТИ Газета основана 2 октября 1930 г. № 108 (5902) СУББОТА, 6 СЕНТЯБРЯ 1980 г. и и неплохой Всеобщее внимание в эти дни приковано к уборочным работам на полях области. II это понятно. Хлеб — наше богатство, и он никогда не давался легко. Всегда время страды сопряжено с трудностями большой ответственностью. Повсеместно в колхозах совхозах выращен урожай зерновых, картофеля, овощей и других культур, что позволяет области с честью выполнить принятые обязательства по продаже 1 миллиона 600 тысяч тонн хлеба. 150 тысяч тонн картофеля, 90 тысяч тонн овощей. Однако обстановка на осеннем поле области сегодня вызывает обоснованную тревогу. Общеизвестна истина: не тот хлеб, что на полях, а тот, что в закромах. Косовица же и обмолот хлебов в хозяйствах многих районов ведутся крайне медленными темпами. Проверками на местах выявлены многочисленные факты неудовлетворительной организации уборочных работ на зерновом поле. Особенно низкими темпами, с оглядкой на отдельные не вполне созревшие массивы и на возможные осадки ведется косовица хлебов в валки. Это приводит и уже привело к тому, что сегодня для многих комбайнов просто нет фронта работы. Отсутствие достаточного количества скошенного в валки хлеба сдерживает применение групЭКЗАМЕН Близится к завершению десятая пятилетка. Для земледельцев Троицкой фермы совхоза имени Дзержинского она была периодом напряженного труда по претворению в жизнь исторического решения XXV съезда КПСС. Благодаря целенаправленным усилиям агроспециалистов и рядовых тружеников, за годы пятилетки у нас существенно повысилась культура земледелия, более щедрой стала отдача пашни. Вот и нынче на полях фермы выращен добрый урожай всех культур. В эти дни механизаторы держат очередной, очень ответственный экзамен на мастерство, прилагая все усилия для успешного проведения уборочной страды. Очень тщательно подготовилась ферма к жатве 80. Своевременно и качественно был проведен ремонт уборочной техники, хозяйства механизированного тока. По деталям разработали план страды. На собрании механизаторов каждый комбайнер принял высокие социалистические обязательства. Под зерновыми культурами на ферме занято 1641 гектар пашни. Для их уборки создан отряд из трех звеньев. Звенья возглавили Алексей Иванович Колесников, Минаграй Хари- сонович Зарипов и я. Большая часть комбайнеров — многоопытные мастера своего дела. К примеру, механизаторский стаж Тагира Минахметовича Гильмутдинова составляет бо- пового метода работы комбайнов. Всевозможные заминки и слабая работа на переднем крае уборки, естественно, не создают должного напряжения на токах,' зерноочистительных пунктах и на хлебозаготовках. Сегодня большинство хлебных массивов подошли для раздельной уборки, и успех дела всецело зависит от организаторских усилий специалистов сельского хозяйства, от высокой требовательности работников райсельхозуправлений, от их умения включить всю технику в работу и добиться запланированных темпов косовицы и обмолота. Хорошо известна организующая сила четкого плана, обоснованного задания. Поэтому сегодня горкомы, райкомы партии, райисполкомы должны рассмотреть положение дел с уборкой урожая и хлебосдачи по каждому хозяйству, определить конкретное задание на косовице, обмолоте, вывозке зерна на хлебоприемные пункты. Особое внимание следует обратить на заготовку зерна по культурам, енл^’ых и ценных сортов, на засыпку высококачественных семян. Совершенно очевидно, что в ходе страды четко и слаженно должны потрудиться все те, кто призван обслужить хлеборобов, механизаторов, водителей автомашин, то есть работники технических служб, торСлово участнику жатвы-8О ДЕРЖИТ лее двух десятков лет. Но есть и двое молодых "ребят, это Виктор Шевченко и Александр Дель. Они впервые повели самостоятельно «степные корабли». Александр в предыдущую страду был моим помощником, неплохо освоил машину и уже в скором будущем должен стать хорошим хлеборобом. В моем звене еще два члена — Николай Григорьевич Лазурно и практикант из ССПТУ- 16 Михаил Десятов. Мы постоянно проявляем заботу о новичках, контролируем каждый их шаг, стремимся больше давать ребятам свободы действий. А ■ энергии и трудолюбия им не занимать, работают без устали наравне с признанными лидерами. Такой сплав опыта и молодого задора помогает вести страду высокими темпами. Ежедневно каждый агрегат значительно перекрывает норму, а в целом по ферме в валки укладывается до 250 гектаров хлебов. ' - Выаокому диетического способствует зованная работа, 1 обслуживание, гулярно вручаются вымпелы, в честь их выпускаются «боевые листки» Постоянно, до конца рабочей смены, а она продолжается, как правило, до полуночи, у комбайнеров накалу социа- I соревнования хорошо ©ргани- политико-массовая культурно-бытовое Лидерам репогодных усло- осенняя страда гбда пятилетки. > об уборке хлеба, упускать из поля зреговли, общественного питания, культуры. Немаловажное значение для ускорения уборочных работ будет иметь и помощь города селу. В ближайшие дни должны .быть выполнены задания по направлению в совхозы и колхозы людей и техники из Новосибирска и районных центров области. В нелегких виях проходит завершающего Заботясь нельзя ; ния весь комплекс осенних работ. Для тружеников нашей области это прежде всего продолжающаяся заготовка грубых и сочных кормов, уборка картофеля и овощей, вспашка зяби Нельзя забыть и о повседневной борьбе за высокую продуктивность животноводст- ■ва, о подготовке мовке скота. Все советские дни трудятся под ближающегося КПСС. Партийным |циям совхозов, колхозов сегодня- необходимо широко развернуть социалистическое соревнование за достижение наивысшей производительности труда на уборке урожая, организацию эффективного использования имеющейся техники и транспортных средств, принять все необходимые меры для проведения жатвы в срок и без потерь, для безусловного выполнения принятых обязательств. ферм к зилюди в эти знаком при- XXVI съезда организаКАЖДЫЙ валки уложена начали переобонаходится механик Виктор Александрович Вейзнер, готовый в любую минуту помочь устранить механизатору ту или иную поломку. Сейчас в уже большая часть зерновых, и комбайны рудоваться на обмолот. В полном составе перешло на него и мое звено. Для меня нынешняя страда — четырнадцатая. Хочу ознаменовать ее добрым результатом — выдать из бункера своей «Нивы» не менее 10 тысяч центнеров хлеба А в целом троицкие земледельцы отправят Родине около 12 тысяч ц зерна. Это будет достойным подарком приближающемуся XXVI съезду КПСС. А. ДОЛГАЕВ, механизатор Троицкой фермы совхоза им. Дзержинского, кавалер ордена Трудового Красного Знамени. ' 1IIIIIIIII1IIIIIII1IHIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII Ударные В мясном совхозе «Кара- сукский» высокими темпами идет уборка силосных культур. Зеленой массы уложено в бурты более 192 тысяч центнеров, это в полтора раза больше плана. Большой вклад в успешный ход уборки вносят члены транспортного звена. Не йенее двух сменных норм выполняют ежеПравофланговые Редакция газеты «Сельская новь» присуждает вымпел Трудовой славы за высокие поПЯТИЛЕТКЕ- ный труд! казатели, досревновании в завершающем году десятой пятилетки кукурузоводу ? БОГОЛЕЮ Алексею Степановичу 2 Студеновского совхоза. г А. С. Боголей по-праву считается лучшим в районе г 2 мастером по выращиванию силосных культур. Ежегодно 2 2 при любых погодно-климатических условиях он получает 2 $ высокие урожаи «королевы полей» и входит в число по- 2 | бедителей районного соревнования на уборке урожая. 2 | Отличными результатами знаменует опытный мастер 2 | завершающий год пятилетки. Получая с каждого гектара 2 $ своих плантаций свыше 250 центнеров кукурузы, Алексей 2 Степанович накосил уже более 50 тыс. ц зеленой массы $ » ЧЕСТЬ И СЛАВА ПЕРЕДОВИКУ СОРЕВНОВАНИЯ! ^oooooooooooooooóóoooooooooooooooooooooooooooooooooooooooooooooooooooooooooooooooc ОНИ СПРАВИЛИСЬ с условиями районного соревнования БРИТИК М. М. — кукурузовод Мясного совхоза накосил зеленой массы 47853 ц; КЛИМОВ А. В. — кукурузовод Студеновского совхоза, накосил зеленой массы 42735 ц; КРОТОВ М. С. — кукурузовод Студеновского совхоза, накосил зеленой массы 41735 ц; БИБЕРТ А. П. — кукурузовод Студеновского совхоза, накосил зеленой массы 37285 ц; МАТВЕЕВ А. А. — кукурузовод мясного совхоза, накосил зеленой массы 36467 ц; КИДЕНКО А. Н. — кукурузовод Калачинского совхоза накосил зеленой массы 35656 ц; АРЕНДАРЕНКО Н. К. — кукурузовод колхоза им § Карла Маркса, накосил зеленой массы 35539 ц. «оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо«. ° 8 о 8 Гвардейцы жатвы—80 ФИНАДЕЕВ В В. — комбайнер Студеновского совхоза, жаткой ЖВН-6 скосил зерновые на 554 га; ЧЕЧЕТКИН В И. — комбайнер Студеновского совхоза, жаткой ЖВН-6 скосил зерновые на 516 га; БАУЭР X. К., БАУЭР В. X. и ИЛЬИН С М , работая в одном звене, намолотили около 9 тысяч ц зерна. ДНЕВНИК СЕЛЬХОЗРАБОТ По оперативным данным, к 5 сентября хлеборобы района скосили 38810 гектаров зерновых культур. В четверг в валки было уложено 3783 га хлебов. Более чем по 400 га скосили в этот день в совхозах «Октябрь», Калиновском и Калачинском, более чем га — в Студеиовском и колхозе им. Карла На 6955 га произведен За последние сутки по 300 совхозе Маркса, обмолот, валки подобраны с 1771 га, в т. ч. 431 га в Студеиовском совхозе, более чем по 200 га в колхозах «Маяк Ильича» и им. Калинина. реисы дневно на отвозке массы совхозные В. А Атрощенко и И. Т. Суховеев, трактористы В. И. Дергилев и С Шимербаев, а также водители из автотранспортного предприятия Е. И. Кладницкий и Л. П. Косенко. И. ДИБРОВ, директор совхоза. зеленой шоферы тигнутые во Всесоюзном соПшеница скошена на площади 31590 га. По 3—4 тыс. га ее уложили в валки дзержинцы, студеновцы, калачинцы. Среди колхозов впереди Ильича», Мичурина, пшеницы, эти же хозяйства. 11 дут «Маяк «Новая семья», им. Обмолочено 4507 га И здесь лидируют На элеватор поступило 23 тыс. ц зерна. Студеновский совхоз отправил Родине 6800 ц хлеба. Активно ведут хлебосдачу совхоз «Октябрь», колхоз им. Ленина, «Маяк Ильича», «Вперед к коммунизму». Близка к завершению косовица силосных культур, которые убраны уже на 16159 га. Кукуруза за 4 на на 894 га. нами ведут ее Калачинский, им. Дзержинского, колхозы им. Карла Маркса и «Маяк Ильича». Набор зеленой массы с гектара составляет в среднем по району почти 188 центнеров. сентября скоше- Высокими тем- уборку совхозы Студеновский,

2 СЕЛЬСКАЯ НОВЬ 6 сентября 1980 г., № 108 (5902) Каждого школьника научить учиться, Л/VVVVWV\/WV^/\Л/^ЛЛ Ж Ж ЧЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛГ( I Состоялось районное совещание учителей. Сегодня публи- < г куются кратное изложение доклада заведующего районо тов. ; > Ткача А. Ф. «О совершенствовании учебно-воспитательного < £ процесса в школе в свете постановления ЦК КПСС и Совета ; > Министров СССР от 22 декабря 1977 года «О дальнейшем < ; совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеоб- ( > разовательных школ и подготовки их к труду» и ряд выступ- < ; лений участников совещания. < Из доклада заведующего районо А. Ф. Ткача Почти три года прошло после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду», которое было принято в соответствии с решениями XXV съезда КПСС. За эти годы заметно укрепилась учебно-материальная база школ. Сегодня на селе все средние школы, за исключением Калиновской, работают в типовых зданиях, занятия ведутся в одну смену. Половина восьмилетних школ также размещается в добротных помещениях, занятия в них односменные. Подавляющее большинство средних и восьмилетних школ перешли на кабинетную систему обучения. Учебные кабинеты значительно пополнились техническими средствами обучения, дидактическим и раздаточным материалами, новыми печатными пособиями. Заметно возрос качественный состав педагогических кадров. Сегодня в средних школах преподают основные предметы 95 проц, учителей, имеющих высшее образование. Многие школы работают без второгодников, а в целом по району успеваемость стабилизировалась на уровне 99,4— 99,5 проц. Значительно сократился отсев учащихся. Все выпускники восьмых классов продолжают обучение в 9-х классах и других учебных заведениях, дающих среднее образование. Возросло число молодежи, получающей аттестаты о среднем образовании без отрыва от производства. С каждым годом повышается число учащихся 1—8 классов, охваченных группами продленного дня. Многое сделано для значительного улучшения горячего питания учащихся. Есть и другие достижения. Все это так. Но бесспорно и то, что достигнутые результаты далеко не отвечают тем требованиям, которые предъявляются школе декабрьским (1977 г.) постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР о школе. Позвольте мне остановиться на некоторых проблемах, способствующих совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Первая и самая главная задача — это повышение эффективности работы с педагогическими кадрами. Сейчас в районе функционирует 17 средних, 12 восьмилетних и 15 начальных школ, в которых обучается около 6 тысяч учащихся. Все учителя 1—3 классов имеют соответствующее образование. Хорошо укомплектовано педагогическими кадрами большинство средних школ. Значительная часть восьмилетних школ также вполне удовлетворительно укомплектована кадрами. Однако это не дает нам основания для самоуспокоения. Задача состоит в том, чтобы в ближайшие 2—3 года все учителя IV—X классов по основным предметам имели высшее образование или приближались к нему через заочную форму обучения. Многое - предстоит сделать для улучшения качественного состава учителей, преподающих так называемые не основные предметы: физическую культуру, музыку и пение, труд. В области подготовкой этой категории учителей занимаются Новосибирское, Куйбышевское и Болотнинское педагогические училища. Долг руководителей и учительских коллективов школ—направить в эти училища своих выпускников и этим самым решить в ближайшие годы кадровую проблему по этим предметам. Знания учителя, его кругозор, весь его облик, поступки, общественное лицо должны являть собой достойный образец для учащихся, их родителей и всего населения. Об этих требованиях к учителю неоднократно напоминается в партийно-государственных документах, в приветствии ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР Всесоюзному съезду учителей. Партия не раз подчеркивала, что сила наших идеологических кадров — в их идейной зрелости. Учитель всегда был и остается на переднем крае идеологической борьбы. Поэтому долг руководителей школ — проявлять неустанную заботу об идейном росте педагогических кадров. В последнее время в районе несколько оживид^сь методическая работа с учителями. Она осуществляется через периодическую курсовую переподготовку при облИУУ, через школьные, межшкольные и районные методические объединения и предметные секции и педучилище. Главным содержанием методической работы с учителями является работа по повышению эффективности урока, ибо урок был и остается основной формой организации учебно-воспитательного процесса. Долг педагогических коллективов и руководителей школ— добиваться, чтобы каждый урок способствовал решению триединой задачи: обучению, воспитанию и развитию. Эффективность любого урока как раз и зависит от того, насколько полно на нем решаются эти задачи. Обеспечить эффективное проведение урока можно только при условии тщательной подготовки к нему. А это значит, что надо определить место и роль данного урока в системе предыдущих и последующих уроков, четко установить круг вопросов, решаемых на нем, вычленить главное в его содержании, тщательно продумать структуру урока и каждого его этапа, отобрать методы и приемы для реализации задач урока. Кроме того, необходимо установить связь теории с практическим ее применением, отобрать учебные пособия, дидактический материал, технические средства обучения, если они нужны на данном уроке. Важно продумать, какие самостоятельные навыки у учащихся будут выработаны на уроке. «Именно на это обращается наше внимание декабрьским постановлением о школе. Вооружать учащихся навыками самообразования, умением самостоятельно приобретать знания — одна из важных задач школы сегодня. Поэтому одним из условий повышения эффективности любого урока является широкое применение самых разнообразных форм самостоятельной работы учащихся на всех его этапах при изучении нового материала, при его закреплении и повторении. Во многих педагогических коллективах развернулось социалистическое соревнование за лучший учебный кабинет. В их числе коллективы учителей Рождественской, Беленской, средней школы № 2 и ДРУГИХ. Однако инспекторские проверки 'свидетельствуют и о том, что в значительной части школ к кабинетной системе относятся формально. Нередко кабинеты отличаются друг от друга не своим содержанием, а только табличками на дверях. Имеющиеся учебно- наглядные пособия хранятся небрежно, а в некоторых школах, можно сказать, даже преступно-халатно, что приводит к их преждевременному износу. Известно, что фундамент знаний у школьника закладывается в начальной школе. И от того, как он заложен в раннем детстве — будет зависеть успех обучения в последующих классах. Об опыте работы значительной части учителей начальных классов можно говорить много. Несколько слов об одном учителе начальных классов — Неваевой Зинаиде Ивановне. В 1962 году после окончания’ Славгородского педагогического училища она работает в начальных классах, а с 1964 года'в Черноозерской начальной школе. За эти годы .она выросла в опытного, творчески работающего учителя. Спокойно и уверенно она ведет уроки. И эти уверенность и спокойствие от того, что Зинаида Ивановна сама много знает, неустанно работает над собой, совершенствует свое профессиональное мастерство. Ее уроки отличаются четкостью, богатым содержанием, высокой эффективностью. Все это позволяет ей ежегодно добиваться высокого качества знаний учащихся. В 1979—80 учебном году, например, 60 процентов обучаемых ею учащихся успевали только на «4» и «5». Большое внимание уделяет Зинаида Ивановна внеклассной работе с учащимися, настойчиво и последовательно воспитывает у них трудолюбие, уважение к людям труда, приобщает к посильной общественно полезной трудовой деятельности. Как ни в какой другой школе, здесь много цветов. Это школа-цветник. И каких только видов растений здесь нет! Многие учителя математики и физики, русского языка и литературы, химии и биологии, истории и обществоведения тщательно продумывают образовательные и воспитательные задачи каждого урока, умеют выделить главное и подчинить весь урок достижению этих задач. В их числе 3. А. Рыжих, Е. Ф. Шуст, А. ¡В. Анциферова, 3. С. Скрипкина, А. Т. Кравченко, Т А. Лютик из средней школы № 1, А, А. Купина и Л. И. Кулинич, из Рождественской, Л. Д. Бусель из Морозовской, А. И. Шаповалова, В. В. Петров из Чернокурьинской средней школы, В. Ф. Бендер и В. Н. Щыганенко из Октябрьской средней школы, 3. С. ,Чечель и Г. В. Карпенко из Кукарин- ской, А. В. Воробьева и Г. А, Щеголева из школы № 49 и многие, многие другие. Большую роль в совершенствовании всего учебно-воспитательного процесса в школе играют группы продленного дня. Поэтому учебная, внеклассная и внешкольная работа в группах продленного дня должна являться органической частью всей системы учебно-воспитательного процесса в школе, обеспечивающего единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания. ■ Теперь у нас более половины учащихся 1 — 8 классов в течение всего дня находятся под педагогическим воздействием. И там, где воспитатели групп продленного дня постоянно работают над собой, настойчиво ищут и находят активные формы организации учебно-воспитательного процесса в группах продленного дня, умело чередуя умственный труд с разнообразными внеклассными занятиями по интересам, с играми и прогулками на свежем воздухе — там, как правило, учащиеся групп продленного дня выгодно отличаются уровнем воспитанности, общественной активностью и трудолюбием. В Шило- вокурьинской средней школе работает воспитателем группы продленного дня Александра Марковна Ельченина, учитель методист. Все учащиеся успешно учатся, принимают активное участие в работе разнообразных кружков, спортивных секций, не допускают грубых нарушений правил для учащихся. Большое внимание уделяет Александра Марковна нравственному, трудовому и эстетическому воспитанию учащихся. Творчески подходит к своей работе воспитатель группы продленного дня средней школы № 2 Варвара Дмитриевна Астахова, получившая в этом году диплом о высшем образовании. Много интересного в работе группы продленного дня, которую возглавляет в Морозовской средней школе Роза Степановна Чебаненко. Вместе с тем, нельзя сегодня не сказать о наличии серьезных недостатков в работе групп продленного дня. Прежде всего, во многих школах крайне медленно проводится работа по укреплению учебноматериальной базы, по созданию игротеки, выделению специальных помещений для организации внеурочной работы, для переодевания и хранения сменной обуви и одежды. Не оборудованы специальные площадки для игр на свежем воздухе. В значительной части групп продленного дня воспитательная работа строится однообразно, не выполняется установленный режим, недостаточно отводится времени для прогулок и игр на свежем воздухе, для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий и занятий по интересам. Большую часть времени учащиеся, как правило, находятся в помещении. Для организации кружковой работы и технического творчества слабо используются школьные мастерские и учебные кабинеты. Имеются серьезные недостатки и в работе пришкольных интернатов. Главный из них— низкий уровень учебно-воспитательной работы в значительной части интернатов, особенно в Студеновском, Октябрьском, Александровском и некоторых других. Долг методического кабинета районо, директоров школ и их заместителей— усилить работу с воспитателями интернатов, настойчиво внедрять в практику их работы передовой опыт, оказывать всемерную помощь и поддержку в их повседневных делах. Надо сделать так, чтобы заботами интерната жил каждый работник школы и весь педагогический коллектив в целом. Примеры всеобщей заинтересованности в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в пришкольном интернате у нас есть. Взять ту же Беленскую среднюю школу. Интернат здесь размещен в старом; ветхом помещении, но благодаря повседневному1 вниманию к его нуждам со стороны директора школы Лобанова В. П., всего педагогического коллектива школы этот интернат по итогам районного смотра-конкурса в 1979—80 учебном году завоевал первое место. В Беленском интернате всегда чисто. тепло, уютно, проявляется постоянная забота о .здоровье детей, об организации их подвоза, питании. В истекшем учебном году большинство педагогических коллективов школ при активной помощи местных партийных организаций и исполкомов городского и сельски» Советов народных депутатов добивались положительных успехов в обучении работающей молодежи. Лучше других эти вопросы решаются в Беленском сельском Совете (председатель исполкома сельского Совета А. И. Мистюк, директор школы В. П. Лобанов, секретарь партийной организации И. Н. Тельцов, председатель колхоза П. Г. Лобанов). Здесь показатели по повышению общеобразовательного уровня включены в план социального и экономического развития хозяйства и в условия социалистического соревнования, широко поставлена пропаганда государственной важ- ности всеобщего среднего образования. Вместе с тем в некоторых сельских Советах вопросам обучения работающей молодежи не уделяется должного внимания, в результате доведенные планы по охвату молодежи обучением из года в год не выполняются. На территории Калиновского сельского Совета проживает более 100 молодых людей, не имеющих среднего образования. План охвата вечерним обучением на прошлый учебный год был 55 человек, фактически обучались 20 человек. В Шилово- курьинской средней школе при плане 25 человек обучалось только 12. Не все сделано для улучшения вечернего и заочного обучения работающей молодежи в Хорошинском и Знаменском сельских Советах. В школах начинается учебный год. Он будет проходить под девизом достойной встречи XXVI съезда родной Коммунистической партии. Недавно на страницах «Учительской газеты» было опубликовано обращение передовых педагогических коллективов Москвы с призывом развернуть социалистическое соревнование за достойную встречу XXVI съезда КПСС под девизом: «Каждого школьника научить учиться, жить и работать по-коммунистически». В каждом учительском коллективе надо разработать и осуществить комплекс мер в честь XXVI съезда КПСС, поддержать почин москвичей, обратив особое внимание’ на совершенствование методов обучения, повышения эффективности урока, факультативных и внеклассных занятий по предмету, групп продленного дня, на более полное использование в трудовом воспитании возможностей всех учебных дисциплин. Очень важно, чтобы в учительских коллективах была создана атмосфера постоянного творчества и поиска неиспользованных резервов, товарищеской взаимопомощи и взыскательности за результаты своего труда. Немало предстоит сделать для более активного привлечения комсомольских и пионерских организаций^ учкомов к воспитательной работе с учащимися.

6 сентября 1980 г., № 108 (5902) СЕЛЬСКАЯ НОВЬ 3 жить и работать по-коммунистически В ТЕСНОМ КОНТАКТЕ (Из выступления секретаря парт кома колхоза им. Карла Маркса т. ИВАНЧИНА А. И.) Пятилетний план продажи молока наши животноводы выполнили за 4 года. В счет 11-й пятилетки уже сдано 14800 ц. Заслуга в этом есть и педколлектива Ирбизинской средней школы, потому что любовь к ТРУДУ прививается в семье и школе, и наши учителя в этом вопросе делают очень многое. Они принимают активное участие в общественной работе, выступают с беседами, докладами. Можно привести один пример: во время предвыборной кампании, несмотря на занятость, такие товарищи, как Л. Я. Хохуля, Н. И. Михай- лец, Г Б. Максюта и другие регулярно встречались со своими избирателями на округах, проводили политико-массовую работу. Уже много лет ведет занятия в системе партийной политсети пропагандист П. В. Полонский, да этот список можно продолжать и дальше. У нас хорошие деловые взаимоотношения со школой. Часто в партком заходит директор школы И. Г. Схоменко, советуется, просит оказать ту или иную помощь, по силе возможности мы помогаем. 22 декабря 1979 года на общеколхозном партсобрании был заслушан доклад директора школы И. Г. Схоменко «О ходе выполнения постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем улучшении обучения, воспитания учащихся .общеобразовательных школ и подготовки их к труду». На собрании шел деловой, конкретный разговор. За школой закреплен участок земли в 106 га, выделена необходимая техника. Это очень нужное и полезное, дело. Нынче ребята посеяли пшеницу и выращивают кукурузу. Теперь они видят плоды своего труда. У нас сложилась хорошая традиция создавать молодежное звено из выпускников шког лы. В прошлом году работало такое звено под руководством коммуниста В. В. Гаврика. В этом году он тоже организовал звено из четырех ребят: Сергея Писаренко, Сергея Иванухи, Анатолия Сергиенко, Сергея Ганеева. Их любовно в колхозе называют «ипатовца- ми». Ребята трудятся отлично. Если в прошлом году кое- кто-еще сомневался в способностях, то утвердили относятся знанием. У нас в колхозе много молодых механизаторов. С трудоустройством юношей и закреплением их на селе мы вопрос решаем положительно. Но вот девушек в селе остается мало. Не решена эта проблема у нас в хозяйстве. в этом году они уже свое «я», и к ним с уважением, приКабинетная система обучения (Из выступления зам. директора Беленской средней школы т. БАУЭР Л. М.) За последние годы заметно окрепла учебно-материальная база школы. Школа почти полностью обеспечена лабораторным оборудованием, демонстрационными учебными пособиями, раздаточным материалом. Из технических средств обучения в школе имеется: 8 проигрывателей, киноаппарат, 4 магнитофона, 3 диапроекто. ра, 6 фильмоскопов. В школе оборудованы кабинеты химии и биологии, русского языка и литературы, военно-технический, мастерские, лингафонный кабинет немецкого языка, математики, физики, истории, географии. Имеются 3 кабинета для начальных классов. Кабинеты играют большую роль в совершенствовании обучения и воспитания, дают возможность наиболее эффективно использовать технические средства обучения и наглядные пособия. Какими должны быть кабинеты? Этот вопрос не один год волнует учителей. Одним из первых кабинетов в школе был создан кабинет химии и биологии, затем математики, географии, русского языка и литературы^ военно-технический, мастерские, физики, истории. Вот, например, как оформлены отдельные кабинеты. Кабинет литературы. На передней стене в центре смонтирована передвижная доска, которая дает возможность учителю до урока приготовить задания для выполнения на уроке, проверить работу нескольких учеников. Под доской находятся секции для хранения таблиц и динамик. Слева, рядом с доской помещается магнитная доска, шкаф для хранения пластинок и диафильмов, ученических тетрадей. Рабочее место учителя — на небольшой возвышенности, в стол учителя вмонтирован проигрыватель, на стене и по’ бокам доски — портреты, а справа от доски—политическая карта мира. Задняя стена в кабинете имеет стенды: «НОТ учащегося», «Деловые бумаги», «Литературная газета», «Классный уголок». На боковой стене расположился шкаф для хранения книг, таблиц, наглядных пособий и стенд «Виды грамматического разбора на уроках русского языка», шкаф для хранения дидактического материала по русскому языку и литературе. Оборудование кабинета помогает учителю подготовиться к урокам и эффективно проводить их, а . также внеклассные занятия, создает условия для развития навыков самостоятельной работы. Своеобразно, интересно оформлен у нас кабинет физики. В нем проводятся уроки физики и частично математики. На передней стене очень объемная доска, магнитная доска, доска для составления графиков, щит для питания. На возвышении находиться демонстрационный стол и стол учителя. Ко всем столам учащихся подведено электропитание, необходимое для проведения занятий по физике. Здесь работают Лобанов В. П. и Лобанова Л. А. Работающие учителя глубоко и серьезно готовятся к занятиям, добиваются от учащихся хороших знаний по этим предметам. Уже учащиеся 7 класса свободно работают с измерительными приборами, правильно собирают электрические цепи, измеряют и напряжение. силу тока Мы поддерживаем ву педагогических вов школ Москвы, ШИХ С ПРИЗЫВОМ __ XXVI съезд партии новыми успехами в труде и работать под девизом: «Каждого- школьника научить учиться, жить и работать по-коммунистически» инициати- коллекти- выступив- встретить ГРУППА ПРОДЛЕННОГО ДНЯ | (Из выступления воспитателя восынилетней школы .№ 1 т. БЕЛЬЦ Н. И.) Школьный продленный день I оказывает I мощь в : I благодаря I женщин в 1 I спокойно и I ся, будучи уверенными в том, I что их дети сыты и имеют I квалифицированный педаго- I гический цадзор/ I Одна из важных задач вос- I питателя группы продленного I дня — это обеспечение пра- I вильного режима пребывания I детей в группах. Особенно не- I обходимы продуманная систе- I ма и четко составленное рас- I писание всех детских дел и I занятий, включая подготовку домашних заданий, работу пионеров и октябрят-, клубные занятия, прогулки, игры и т. д. Все эти виды» деятельности я включаю в план работы, учитывая возрастные особенности, интересы ребят, и в то же время предоставляю каждому возможность наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности. Воспитатель должен не только проконтролировать подготовку домашнего задания, но и проводить такие мероприятия, которые способствовали бы физическому развитию учащихся, укреплению их здоровья. Это прежде всего ежедневное пребывание детей на свежем воздухе, физзарядка, физминутки, подвижные игры как в помещении, так и на свежем воздухе, экскурсии в природу. Свежий воздух, физкультурная разминка детей и различные упражнения очень важны для сохранения работоспособности ребят. У нас привьщли . рассматривать группу продленного дня, как ликвидацию пробелов в знаниях учащихся. Это далеко не так. Задача группы — обеспечить единство и непрерывность учебно-воспитательного процесса, организуемого учителем и воспитателем. Для этого мы, воспитатели 8-летней школы № 1, приводим встречи с интересными людьми, экскурсии в природу, беседы, отражающие жизнь нашей страны, района, города, совхоза им. Дзержинского, беседы пс| эстетическому воспитанию, такие, произведениях дожников», тешествие митажа», существенную по- воспитании детей, чему миллионы городе и селе могут I успешно трудитькак «Образ Ленина советских «Заочное по залам «В :мире 1 в : ху- пу- Эр- волшебных звуков» и другие, беседы по атеистическому воспитанию: «Да поможет человек»’, «Бывают ли на свете чудеса», по нравственному воспитанию — «Умей держать свое слово и обещание», «Не будь равнодушен к людям», «Умей учиться, работать, играть вместе с другими». Провела цикл бесед о жизни и деятельности В. И. Ленина и его соратников, читательскую конференцию по книге «Малая земля» Л. И. Брежнева и т. д. Ребята любят ные ные. Эти два вида сочетаются при проведении КВН, диспутов, дов, шарад. Развитию мышления способствуют шахматно-шашечные турниры Школьник сегодняшнего дня получает большую информацию через телевидение, радио, газеты и журналы, -и наша задача — помочь ему сориентироваться и правильно понять происходящие события, поэтому еженедельно я с ребятами проводила политинформацию. Дети с желанием занимаются общественно полезным трудом, они постоянно следят за чистотой школьного двора, оказывают посильную помощь совхозу имени Дзержинского в сборе овощей, собирают ме- таталлолом, макулатуру, лекарственные травы. Дети нашей школы из группы продленного дня всегда с удовольствием посещают кружки, не только работающие в школе, но и в клубе совхоза им. Дзержинского — танцевальный, шахматный, фотокружок. В учебно-воспитательной работе поддерживаю тесную ■ связь с классными руководителями, учителями-предметниками. родителями. Но в нашей работе, есть свои трудности: мало шахмат, недостаточно настольных игр, дети любят выпиливать, выжигать, но нет приборов по выпиливанию, трудно выбрать обыкновенные дощечки, трудности с красками. Нам необходимо иметь игровую комнату, которая создавала бы домашний уют детям, нужна комната для переодевания. В игровой комнате должны быть, телевизор, проигрыватель, ■ фильмоскоп, настольные игры. как подвижигры, так и познавательразгадывании кроссворВ дни всенародного социалистического соревнования, посвященного предстоящему XXVI съезду КПСС мы узнали о новом добром почине москвичей-учителей. Преподаватели нашей школы не могут не одобрить и не поддержать обращение просвещенцев Москвы. Девиз москвичей «Каждого школьника научить учиться, жить и работать по- коммунистически» станет девизом работы и учителей нашей школы. В настоящее время администрация школы совместно с партийной организаций работает над корректировкой обязательств и мероприятий, посвященных предстоящему съезду партии. Работа будет огромная, и мы приложим все силы, знания, опыт, умение, мастерство для успешной встречи XXVI съезда КПСС и выполнения его решений. Школа успешно осуществляет всеобщее среднее образование. За годы десятой пятилетки свыше ста молодых людей получили «путевку в жизнь». Сегодня наши выпускники усиленно трудятся во многих отраслях народного хозяйства, обучаются в вузах, средних специальных учебных За высокое качество (Из выступления директора средней школы № 2 т. ЗМЕЕВА А. Г.) заведениях, проходят службу в рядах Советской Армии. Все выпускники 8-х классов, как правило, продолжают обучение в средних учебных заведениях, а около 70 процентов получают его в своей' школе. Активно воздействовать на формирование идейной убежденности, воспитывать у ребенка стремление к познанию нового, сделать это потребностью каждого дня — задача нелегкая. Она под силу лишь мыслящему, творческому учи. телю, непрерывно совершенствующему свой идейно-политический и профессиональный уровень. Задача школы—давать своим питомцам глубокие и прочные знания. Поэтому мы ведем целенаправленную работу по повышению качества урока, знаний школьников. Мы неоднократно говорим учителям, что для того, чтобы дать детям глубокие и прочные знания, нужно уметь четко определить учебные и воспитательные цели каждого урока, подчинять этим целям весь его ход. Потому не случайно, что лучшие педагоги, продумывая урок, сразу определяют учебные, воспитательные и развивающие задачи не только данного урока, но системы уроков по этой теме, проблеме, разделу. Один из эффективных методов у учительницы Е. А. Кушнир — создание благотворной, эмоциональной атмосферы занятий, помогающей поддержать интерес -к учебе, постоянное стремление к познанию нового даже у слабых учащихся. Соревнуясь за высокое качество и эффективность работы, учителя стали активнее использовать каждую возможность для повышения своего мастерства. Этому во многом способствуют и школьные методические объединения, и работа школьного методического кабинета, и школьные науч, но-практические конференции, и семинары, и товарищеские взаимопосещения уроков, и даже, если хотите, товарищеский, доброжелательный обмен мнениями по тем или иным вопросам, Ежегодно около 10 учителей школы проходят курсовую переподготовку в,институте усовершенствования. Педагог не может не учиться. II самая главная форма ■ учебы, конечно,—самостоятельная работа, кропотливая и систематическая, требующая много сил и времени, но радостная и результативная. Поэтому этой форме самоусовершенствования, совершенствования мастерства мы придаем значительное внимание. В нашем коллективе сложилась определенная система работы по идейно-политическому воспитанию учащихся. Осуществляем ее прежде всего в ходе уроков, во внеклассной и внешкольной деятельности. Ставим перед собой задачу — активизировать совместные усилия учителей, комсомольской и пионерской организаций школы, родителей, учеников, шефов, общественности по воспитанию подрастающего поколения. Стало традицией начинать учебный год в школе ленинским уроком. В этом учебном году он посвящен теме «КПСС — ум, честь и совесть нашей эпохи»; На него будут приглашены ветераны труда и коммунисты, передовые рабочие и шефы, пойдет обстоятельный и интересный разговор о героическом пути и героических свершениях, достигнутых советским народом. А вообще мы стремимся чаще встречаться и с руководителями шефствующих предприятий и с передовыми рабочими. В проведении школьных вечеров, собраний, других внеклассных мероприятий •активное участие’ принимает и директор молочноконсервноге комбината Кожанов Г. II., и начальник электросетей Морозов В. С. и начальник АТП Герасимчук Н. Н. Общение учащихся с уважаемыми в городе людьми, руководителями благотворно влияет на них, Да, видимо, и руководителям небесполезно это общение. Большое значение мы придаем проблеме семейного вое. питания. С этой целью ведем систематическую целенаправленную работу среди родителей, на классных родительских собраниях, на общешкольных собраниях, на занятиях родительского лектория.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2