Награды героям космоса Президиум Верховного Сове та СССР за успешное осуществление длительного полета на орбитальной научной станции «Салют-5» и транспортном корабле «Союз-21» и проявленные при этом мужество и героизм наградил Героя Советского Союза летчика-космонавта СССР Волынова Бориса Валентиновича орденом ЛениДНЕВНИК уборки урожая По состоянию на 3 сентября в районе скошено 78 308 гектаров зерновых культур. Это несколько меньше, чем на эту же дату в минувшем году. Еще предстоит уложить в валки более 9 тыс. гектаров зерновых. Ряд хозяйств завершил косовицу хлебов. Среди .них совхоз «Октябрь», колхозы «Вперед к коммунизму», им. Куй бышева, «Новая семья», им. Ленина, им. Тельмана. Затягивают ее совхозы мясной, Калиновский, колхоз им. Жданова и некоторые другое. В районе обмолочено 40 452 гектара зерновых культур. Это меньше половины имеющейся уборочной площади. Подборку вал ков в последние дни сдержали выпавшие осадки. Прирост на об молоте за два дня составил только 2 630 гектаров. Сейчас, когда установилась благоприятная погода, необходимо вести подборку высокими темпами, дорожа каждой минутой.- Лучше других ведут ее колхозы им. Куйбышева, им. Ленина, им. Калинина, совхоз Студеновский и некоторые другие. Одна из основных задач—как можно быстрее полностью засы пать семена. Их же сейчас в наличии имеется лишь 4.8 850 цент неров, что почти наполовину меньше, чем ла .эту дату в минув шем году. Хорошую заботу о семенах проявили в колхозе «Новая семья», где полностью уже обеспечились семенной пшеницей. По-прежнему слишком медленно многие хозяйства ведут вспашку зяби. Ее заготовлено только 9 870 гектаров. И лишь кол хозы- им. Тельмана, «Новая семья», совхозы Калачинский, им. Дзержинского уделяют вспашке ранней зяби должное внимание. Сейчас все силы хлеборобов должны быть направлены на за вершение уборочной страды. ВКЛАД КОМСОМОЛЬЦЕВ Заботясь о будущем урожае, механизаторы нашего колхоза наращивают темпы на вспашке зяби. В общей семье трактори стов на этом виде работ тру дятся с молодежным задором и огоньком комсомольцы Василий Федосеев, Виктор Лесков, Алек сандр Кошелев, Владимир Разма- нов. Трое последних — совсем молодые трактористы, второй Меры приняты В № 104 от 26 августа в районной газете был опубликован рейдовый материал под заголовком «Контрасты жатвы», в котором сообщалось о недостатках в ходе уборки урожая в колхозе им. Жданова. Как ответил секретарь парторганизации колхоза Д. С. Часовской, материал рейда был обсужден на расширенном заседании партбюро колхоза. Критика признана правильной, факты полностью подтвердились. За безответственное отношение к приему комбайнов, вышедших из ремонта, и несвоевременное устранение поломок наказан главный инженер хозяйства В. К. Гарна- гин. За допущенный брак на уборке урожая наказан главный агроном колхоза П. А, Ковалев. Ему было предложено принять меры по устранению брака. За все упущения в проведении уборки понес наказание и председатель колхоза Ю. П. Шипицин. В настоящее время комбайновый парк стал работать производительнее, выполняет дневное задание на свале хлебов. Однако на подборке валков темпы еще низкие. Поэтому часть комбайнов решено переоборудовать на обмолот. ¡Приняты меры по улучшению бытовых условий людей, занятых на уборке урожая. Обеды в поле доставляются своевременно, улучшено питание. Баня работает ежедневно. на и второй медалью «Золотая звезда». Летчику-космСиавту СССР Жолобову Виталию Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда». Он удостоен также звания «Летчик-космонавт СССР». (ТАСС). год пошел, как, десяти летки сели за рычаги трактора. Но молодые подчас не усту пают в выработке и более опыт ным старшим товарищам. На заготовке земли под новый уро жай они изо дня в день перевы полняют нормы. Например, на счету Александра Кошелева уже около 150 гектаров зяби. Ре бята соревнуются между собой, что помогает им добиваться ус тойчивых показателей. Это бла годаря и их труду колхоз уже имеет более 900 га зяби. И на заготовке кормов тру дится наша молодежь. Так, на закладке силоса неплохо рабо тают в эти дни комсомольцы Константин Юнг и Василий Ят- чеяко. М. ШНАЙДЕР, секретарь комитета комсомола колхоза им. Тельмана. ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! Газета основана 2 октября 1930 г. № 108 (5278). СУББОТА, 4 сентября 1976 г. Цена 2 кол. Рейд ,,Сельской нови11 и народного контроля Дорожа каждым часом Уборка урожая в районе под ходит к завершению. Хозяйства одно за другим заканчивают ко совицу зерновых культур, пе реключают весь комбайновый парк на обмолот хлебов. Меха низаторы колхоза им. Мичурина тоже завершают свал зерновых, на 2 августа им осталось их уложить в валки немногим бо лее 100 гектаров. Но с подбор кой ц колхозе несколько запоз дали. Сейчас здесь принимают ся меры, чтобы, подтянуть об молот, комбайны переключа ются на подборку хлебов. — При благоприятной погоде обмолот закончим к 10 сентяб ря,— говорит председатель кол хоза И. И. Нестеров. — На под борку пускаем 11 комбайнов. Хорошо потрудились на косо вице зерновых В. Шипицин, А. Ситниченко, В. Пискунов. Каждый из них уложил шести метровыми жатками в сдвоенные валки в пределах 700 гектаров хлебов .Качество косовицы хо рошее. На обмолоте успешно трудятся А. Бережной, И. Ди денко, А. Кузнецов. Они намо лотили около 2 000 центнеров зерна каждый. Однако в адрес некоторых комбайнеров нужно сделать уп рек за неудовлетворительное ка чество подборки валков. На от дельных полях они подобраны не чисто. За работой таких ме ханизаторов нужно установить тщательный контроль, чтобы они чувствовали ответственность за уборку урожая без потерь. Сейчас в колхозе идет засып ка семян под урожай будущего года, одновременно ведется их очистка.-В семенном складе на ходится без малого 3 000 це нтнеров пшеницы. Правда, это меньше половины потребности. Но в колхозе рассчитывают пол ностью запастись собственными семенами, довести их до нуж ных кондиций. Слабо мичуринцы включаются в подготовку земли под будущий урожай. Очень мало вспахано ранней зяби. — Сейчас у нас освобожда ются от других работ тракторы «К-700», — говорит И. И. Нестеров. — Три «Кировца» включим в работу. Рассчитыва ем план взмета зяби закон чить, к 25 сентября. Хлеборобам колхоза им. Мичурина необходимо дорожить каждым погожим часом, чтобы за короткие врем. .’ правиться с ■обмолотой! хлебов, засыпкой се мян. Кроме того, в полную силу нужно вести взмет зяби. . Мед лить с осенними работами не следует, ибо погода изменчива. Земледельцы колхоза им. Ле- . нина управились с косовицей зерновых. У них и на обмолоте хлебов выше темпы, чем у мичуринцев . — Нам осталось подбирать 1 000 гектаров зерновых, — рассказывает главный агроном колхоза И. И. Тельцов. — На обмолоте работает восемь ком байнов. Самое малое, завершим подборку через четыре-пять дней. Ведем сортировку и за сыпку семян. С уборкой ку курузы управимся к 10 сен тября. Особое внимание механи заторы обращают на качество обмолота. Слаженно ленинцы трудятся на подборке хлебов. Соревнова ние возглавляет заслуженный механизатор республики М. Н. Киба. Он подобрал зерновые на 700 гектарах, намолотил более 3 200 центнеров хлеба. Хорошо работают на обмолоте и его то варищи 11. Михайлец, В. Люб- ченко, В, Болоховец и Б. Воло конец. Ежегодно ленинцы запасаются семенами высоких кондиций. И в нынешнем с .ними работают упорно, хорошо ведут очистку. В колхозе есть возможность за сыпать семена на немалую.пло- щадь пшеницей «Пиротрикс», которая при неблагоприятных условиях дала заметно боль ший урожай в сравнении с дру гими сортами. Неплохо в колх'озе идет косо вица кукурузы. Ее убрано более 800 гектаров. Медленно в хозяйстве ведут только вспашку зяби. Запозда лое включение в пахоту глав ный агроном объяснил, рядом причин. Одна из них — часть техники находилась на заготов ке кормов в Чулымском районе. —Сейчас поставим на вспаш ку зяби четыре гусеничных трактора и два «К-700», — за верил И. Н. Тельцов. — Дела пойдут лучше. В сентябре с плановым взметом зяби спра вимся. Земледельцы обоих колхозов стараются как можно скорее уп равиться с уборкой урожая? Все же хлеборобы колхоза им. Лени на трудятся эффективней мичу ринцев, которым • нужно повы сить темпы и улучшить качест во обмолота хлебов • 3. ТИМОФЕЕВА, заведующая госсеминспек- цией, член PH НК; Н. ГАЙДАРЕВА, корр. местного радиовещания; А. БЕЛЯЕВ, корр. «Сельской нови». Заслуженным уважением в колхозе им. Ленина пользуется кукурузовод Олег Федосе- евич Заика. Более десяти лет занимается выращиванием кукурузы. Несмотря на большую засуху, нынче он сумел вырастить сравнительно неплохой урожай кукурузы, а сейчас старается вовремя ее убрать. Задень скашивает по 13—15 га при норме 9. На снимке: О. Ф. ЗАИКА. Фото Г. ЦУРАКОВОИ.
Повышать качество воспитания ; Состоялось традиционное августовское совещание учите- ¡’ 1 лей района. С докладом «О задачах педагогический коллек- | ! тивов по повышению качества обучения и. воспитания уча- и ; щихся в свете решений XXV съезда КПСС» на нем вы- ¡’ ! ступил заведующий районе А. Ф. ТКАЧ. Доклад «О работе ! комсомольских и пионерских организаций района по комму- > диетическому воспитанию учащихся в свете решений XXV ; -съезда КПСС» сделала секретарь РК ВЛКСМ В. П. ТРИФО- ! НОВА. На совещании выступили директор Калачинской вось- | милетней школы Н. Т. ЗАХАРЧУК, учитель средней школы | ,\: 1 В. А. СЕМИЗАРОВ, учительница Ягодной - малокомп- | лектной школы В. П. ЧЕРНОИВАНОВА, директор Ирйизин- | ской средней школы П. В. ПОЛОНСКИЙ, районный военный | комиссар Е. Е. МОНЯ, директор Студеновской средней школы ,! А. М. КОШМАН, учительница средней школы № 49 К. Ф. ' ШЕНКАРЧУК, завуч по’воспитательной и внеклассной работе | средней школы .У° 2 У. Я. КАМЕНСКАЯ, председатель ис- •!; полкома Беленского сельского Совета А. И. МИСТЮК, учи- ; тельница средней школы К» 1 Р. П. СПЕСИВЦЕВА и другие. !! В работе конференции приняли участие председатель ис- !> полкома районного Совета депутатов трудящихся С. В. КУЛЬ- | НЕВИЧ, второй секретарь РК КПСС С. П. МЕДВЕДКО. Ниже мы публикуем в изложении доклад заведующего ■; районо А. Ф. Ткача и .некоторые выступления участников ’! конференции. ; 1 Идеи XXV съезда— до каждого ученика (Из выступления учителя средней школы № 1 В. А. СЕМИЗАРОВА). Учителя советской школы по нимают свою ответственность перёд обществом и видят глав ную задачу в том, 'чтобы учить и воспитывать, растить достой ных строителей .нового общества. Решать успешно эту задачу нам помогают решения съездов. Вот почему мы считаем своим пря мым долгом донести идеи XXV съезда КПСС, смысл и истори ческое значение его решений до сознания, до сердца каждого' школьника. ■ Вся воспитательная работа’с детьми строилась на основе важнейших идей, выдвинутых в Отчетном докладе Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева. Учителя-предметни ки провели специальные отде льные уроки по материалам съезда, разъясняли материалы его при прохождении программ. Так, учителя биологии Т. В. Посаженникова и 3. М. Котова много внимания на уроках уде ляли вопросам охраны приро ды, путям повышения эффек тивности сельскохозяйственного производства. Этот материал подтверждался опытом нашего района. Учитель физики А. Н. Никитенко на своих уроках яр ко показал коренную проти воположность внешней политики империалистов и ленинской внешней политики на примерах различного использования атом ной энергии и других достиже ний науки. На пяти уроках об ществоведения десятиклассни ки работали специально по ма териалам съезда. Надо сказать, что на экзаменах выпускники .показали хорошие знания ос новных идей XXV съезда КПСС. Кроме того, со старшеклас сниками была организована встреча, на которую пришел делегат XXV съезда КПСС Н. В. Каурцев. С огромным интересом и вниманием слушали школьни ки Николая Васильевича о съезде, о Москве. Ко нечно, такие „встречи незабываемы. Они имеют большое воспи тательное значение. Вообще надо сказать, что XXV съезд КПСС оказал’ боль шое влияние на наших детей. Возросла их активность. Комсо мольцы подготовили ' и провели общешкольное собрание «Тебе, страна родная, наши мечты и дела!», а также конференцию на тему «XXV съезд КПСС о программе дальнейшей борьбы за мир и международное сотрудни чество, за свободу и независи мость народов». Эта конферен ция проводилась в день рожде ния В. И. Ленина. Пионеры посвятили съезду свои дружинные и отрядные сборы. Старшеклассники актив но участвовали в общесоюзном сочинении «Берем с коммуни стов пример». В новом учебном году мы продолжим ознакомление уча щихся с материалами XXV съезда КПСС на уроках. Книга «Материалы XXV съезда КПСС» должна стать настольной книгой каждого учителя истории, ге ографии, биологии и других предметов. Кроме того, мы про должим внеклассную работу, на чатую ранее (конференции, сборы, тематические вечера и т. д.). Думаем в сентябре раз работать тематику и организо вать работу лектор ской группы стар шеклассников по пропаганде ма териалов съезда партии. Все это будет способствовать разви тию общественной активности наших учащихся. В начале учебного года мы думаем разра ботать план мероприятий в школе по подготовке к 60-летию Великой Октябрьской социали стической революции. В этом плане мы думаем познакомить наших учащихся с историей на шего -социалистического госу дарства на различных этапах его развития, организовать встречи с ветеранами и лучшими тружениками района, наметить трудовые дела. За годы девятой пятилетки советское учительство внесло весомый вклад в общенародное дело строительства коммунистического общества. Так, под руководством районной партийной организации, с помощью местных Советов депутатов трудящихся, всей общественности в районе завершен, в основном, переход ко всеобщему среднему образованию. Если в 1971 году из выпускников 8-х классов средним всеобучем было охвачено только 78,8 процентов, в том числе в девятые классы поступило 58 процентов выпускников, то в 1975 году из выпускников 8 х классов дневных и вечерних школ поступили в учебные заведения, дающие среднее образование, 98,6 процента, в том числе в 9-е классы дневных школ поступили 69 процентов выпуск ников. Рост значительный. Теперь практически в районе решена проблема среднего всеобуча. Лучше других решают вопросы восьмилетнего и среднего образования педагогические коллективы Калачинской, Павловской, Ирбизииской, Кара- сартовской, Троицкой, и некоторых других школ. Число школ, успешно решающих проблему восьмилетнего всеобуча,- становится все больше и больше. Достаточно сказать, что в истекшем учебном году из 30 средних и восьмилетних школ 22 школы полностью сохранили контингенты учащихся, а пять лет назад таких школ было всего 8. Возрастает число учащихся, своевременно получающих восьмилетнее образование. С каждым годом растет число учителей и целых педагогических коллективов, работающих без второгодников. Истекший учебный год закончили с полной успеваемостью школы Михайловского, Беленского и Троицкого сельских Советов. Из 30 средних и восьмилетних школ 12 и из 25 начальных 23 школы не имеют второгодников по итогам весеннего перевода. Из 348 учителей 4—10 классов около 74 процентов полностью преодолели второгодничество. Особенно хочется отметить педагогический коллектив Ка- '' лачинской восьмилетней школы, который уже несколько лет имеет высокие показатели в работе. В селе нет молодежи в возрасте до 30 лет, не УЛУЧШАТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ РАБОТУ (Из выступления организатора Проблема организации свободного времени школьников — одна из самых важных в воспитательной работе. Решением этого вопроса в нашей школе занимается комитет комсомола, классные руководители, совет дружины, шефы. Работа ведется по нескольким направлениям. Одно из них — политическая учеба: проводимые в школе информации, семинары, устные журналы, политконкурсы, теоретические конференции, общественно-политические чтения, Ленинские уроки, о б щес тв енно-по литич ес ка я аттестация комсомольцев в ходе Ленинского зачета, а также теоретическое знакомство с документами партии и правительства, теоретическое прикосновение к ленинскому наследию через работу клубов, кружков, факультативов. Это и активное знакомство учащихся с тем, как шефы, родители, труженики всех предприятий города и района претворяют в жизнь решения XXV съезда КПСС. Политическая учеба — это и поездка в Шилово-Курыо к имеющей восьмилетнего образования. Почти все выпускники этой школы продолжают учиться в учебных заведениях, дающих среднее образование. Успешно выполняется план направления восьмиклассников в 9-е классы. Несколько лет подряд школа не имеет второгодников. Это результат большого труда учительского коллектива. Слаженно работают педагогические коллективы Рождественской, Троицкой, восьмилетней № 1 и других школ. Известно, что формирование личности начинается в младших классах. Подавляющее большинство учителей начальных классов работает творчески, уроки и другие занятия с учащимися проводит на высоком научно-теоретичеИз доклада заведующего ском и методическом уровне. Среди них Р. П. Спесивцева, заслуженная учительница школы РСФСР, П. С. Кривец, Д. Г. Суббота, В. П. Черно- иванова, Н. Д. Мартыко, А. В. Баранникова и многие другие. Всех их объединяет твор ческий . подход к работе, ответственное отношение к делу, любовь к детям, материнская забота о каждом ребенке. Вот, к примеру, В. П. Чер- ноиванова. Она работает в малокомплектной начальной шко. ле с 1964 года, последние шесть лет — без второгодников, 60—70 процентов учащихся учится только на 4 и 5. Она является руководителем школы педагогического опыта учителей малокомплектных школ. * , С каждым годом повышается уровень подготовки учащихся по русскому языку и литературе. Из 79 учителей данной категории 54 человека закончили прошлый учебный год без второгодников. Многие учителя обеспечивают высокое качество знаний по русскому языку и литературе. Среди них 3. С, Скрипкина и А. С. Сергеева из средней школы № 1, Е. А. Кушнир, У. Я. Каменская, Л. Л. Ляшенко из средней школы № 2, Л. М. Бауэр из Беленской средней школы, В. М. Кор- чун, Н. С. Шаравина и Н. П. Долгопятова из Хорошинской, Л. В. Прокопенко из Ирби- зинской, А. Т. Скородумова и В. М, Радушкина из восьмивнеклассной работы ср. школы № 2 У. Я. КАМЕНСКОЙ) Герою Социалистического Труда Г. М. Горбунову, в Благодатное к знатным хлеборобам Васильевым, это и сбор документов для беседы «Наши шефы на предсъездовской вахте», и пионерские сборы «Равнение на правофланговых пятилетки» под девизом «Берем с коммунистов пример», и комсомольские собрания «Шаги пятилеток», « Комсомольские традиции». Это и ряд других мероприятий, ■которые заставляют учащихся более подробно знакомиться с историей партии, комсомола, Родины. Они побуждают учащихся к активному поиску и использованию своих возможностей в учебе и общественной работе. Итоги политической учебы подводятся один раз в месяц на большом общешкольном мероприятии. Большую идейную нагрузку по военно-патриотическому воспитанию несут игры «Зарница», «Орленок», «Пехотин- ка», которые шроводятся под руководством ветеранов Великой Отечественной войны, шефов. Это по их предложению летней школы № 3, А. М. Ель- ченина из Шиловокурьинской 8-летней школы и многие др. Эти учителя с чувством высокой ответственности относятся к обучению учащихся, систематически работают над совершенствованием своего педагогического мастерства, над по вышением своей научно-теоретической подготовки. Вместе с тем в ряде школ учителя русского языка и литературы не смогли обеспечить даже удовлетворительного усвоения учащимися программного материала. Слабая подготовка по русскому языку у ребят Рождественской восьмилетней школы. Из средних школ низкий уровень знаний по русскому языку у десятиклассников Октябрьской средней школы. Учащиеся этой школы примитивно излагают мысли, у них беден запас слов, низка грамотность. За последние годы многое изменилось в обучении математике. В наступающем учебном году завершается переход на новую программу, которая намного богаче старой в идейном плане. Первый опыт работы по новым программам дает основание утверждать, что идеи, положенные в их основу, способствуют более качественной математической подготовке учащихся, что нынешние школьники знают сейчас намного больше, чем их сверстники несколько лет назад. Многие учителя математики умело используют новую программу для повышения качества знаний школьников. Среди них Т. В. Семизарова, 3. А. Рыжих и Ж. Г. Моня из средней школы № 1, А. А. Купина из Рождественской, Т. И. Артомонова из средней школы № 2, Ф. Я. Деревянкин из Благодатской и многие другие. При аттестации учителей высокую оценку получил труд учителя математики средней школы № 1 В. И. Сердюкова. Уроки он проводит на высоком научно-теоретическом и методическом уровне, большое внимание уделяет повышению у учащихся интереса к изучению математики, развитию их логического мышления, индивидуальной работе с учащимися как на уроке, так и во внеурочное время. Ежегод- добрую традицию советского трудового народа — овладение несколькими смежными профессиями — ребята перенесли на игру «Зарница». Эти игры мы используем как мероприятия, способствующие ф ор м ир о в а н и ю лучших качеств личности: идейной убежденности, патриотизма. Одной из форм воспитательной работы является привлечение учащихся к занятиям в кружках, секциях, семинарах и факуль-' тативах, которыми руководят наши педагоги: М. Н. Рах- матулина, 3. П. Деревнина, О. К. Грицай, А. И.’ Терещенко, в. Д. Воробейчикова и другие. Многолетняя и систематическая работа педагогического коллектива над проблемой воспитания учащихся на боевых и трудовых традициях советского народа дает овс1и положительные результаты. Повысилась дисциплина, что позволяет лучше организовывать труд и отдых учащихся, у нас нет детей, состоящих на учете в детецой ком-
4 сентября 1976 г., № 108 (5278) СЕЛЬСКАЯ НОВЬ 3 и обучения подрастающего поколения но организует математический кружок, его учащиеся являются активными участниками олимпиад, математических вечеров. Значительный опыт работы накоплен у учителей района по внедрению новой программы по биологии, химии и физике. Много добрых слов заслуживают преподаватели иностранного языка А. Ф. Бунет, А. В. Перунова, Е. И. Кошман, М. Е. Бендер и другие, учителя машиноведения В. Н. Хадеев, А. Н. Мыльников, А. И. Кулинич, учи тель трудового обучения Беленской школы В. В. Бауэр, преподаватели музыки и пения Д. П. Сарапулов, Н. К. Гулевич и многие другие учителя. Особую роль в формировании у учащихся марксистскорайоне А. ленинского мировоззрения играют история, обществоведение, география. Неоценимое значение для повышения эф фективности учебного процесса по этим и другим предметам имеют документы XXV съезда КПСС. Ведущая роль в этом принадлежит школьному курсу истории. В течение вещего года учителя обращали большое внимание на освещение на уроках таких вопросов, которые в наибольшей мере способствуют формированию диалектике - материалистического мировоззрения и коммунистической убежденности учащихся. Во втором полугодии, по мере публикования ма териалов XXV съезда КПСС, в школах была организована разнообразная работа по ознакомлению с ними учащихся. В девятой пятилетке педагогический коллектив района добился значительных успехов в обучении и воспитании под растающего поколения. Однако, к сожалению, мы еще не достигли того, чтобы каждый молодой человек вступал в трудовую жизнь со средним образованием. Не изжиты факты отсева учащихся из школы. Особенно это наблюдалось в прошлом учебном году в Морозовской, Кучу- гурской, Октябрьской и Благодатской школах. Эти и многие другие недостатки в работе школ особенно видны, если их рассматривать с позиции требований XXV съезда КПСС. Нам необходимо повысить прежде всего уровень учебного процесса. Может показаться, что эта задача не новая, что она не снималась с повестки дня на всем протяжении развития советской школы. Однако на каждом историческом этапе развития нашего общества эта проблема имела свои особенности. Если в годы восьмой и девятой пятилеток главной нашей задачей была работа по внедрению новых учебных планов, программ и учебников, то в десятой пятилетке основные наши усилия должны быть сосредоточены на совершенствовании работы по ним. Однако педагогическое ма стерство заключается не только в том, чтобы научить школьников математике, литературе, истории, физике, хи мии и т. д., а главным обра- Ф. Ткача зом в том, как умеет учитель формировать человеческую личность. К сожалению, не которые учителя считают, что достаточно раскрыть научное содержание учебного предмета и этим самым они уже решают задачи формирования коммунистического мировоззрения. Между тем известно, что без преднамеренного, созна тельного, планомерного воспитательного воздействия учителей в процессе обучения, дополненного системой внеклассных целенаправленных мероприятий, школа не сможет обеспечить выработку у уча щихся коммунистических взглядов и убеждений и соответствующего им поведения. Надо сказать, что многие педагогические коллективы успешно справляются с этой за дачей. Среди них коллективы учителей Ирбизинской, Калачинской, Карасартовской, Троицкой и других школ. Однако нельзя не учитывать и наличие существенных недостатков в идейно-нравственном воспитании учащихся в школе, в семье, во внешкольных учреждениях. Некоторые учителя, а порой и руководители школ, склонны считать, что основной причи ной, делающей подростков «трудными», является неблагоприятная обстановка в семье. Разумеется, семья играет большую роль в воспитании детей, но она часто нуждается в помощи школы. Нельзя забывать и о том, что родители — бывшие ученики нашей школы, и если они не умеют воспитывать детей, то в этом также просматриваются наши недоработки. Отсюда вытекает вывод о том, что воспитание нравственных качеств личности возможно лишь при условии целенаправленных действий каждого учителя, педагогического коллектива, семьи и общественности. Однако сегодня нельзя сказать о том, что везде школа и семья работают в тесном содружестве. В результате недостатков в организации учеб но-воспитательного процесса с учащимися в районе практически не снижается число правонарушений среди школьников. Особенно неблагополучная обстановка с детскими правона- нарушениями в Октябрьской средней, восьмилетней № 3, средней школе № 1. В годы девятой пятилетки известная работа проделана по усилению трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся. Это способствовало увеличению числа молодежи, идущей работать после окончания средней школы в сферу материального производства, в том числе и в сельское хозяйство. Вот один из примеров. Ир- бизинскую среднюю школу в 1975 году окончили 44 человека, 29 из них или 65 процентов остались работать в колхозах им. Карла Маркса, им. Мичурина и им. Калинина. Из 29 оставшихся работать на селе 11 трудятся, по полученной в школе специальности — механизаторами. Рекомендуется всем педагогическим коллективам рассмотреть состояние и меры по улучшению трудового обучения и профориентации учащихся и с начала нового учебного года продолжить эту деятельность в учебно-воспитательном процессе, в работе школьных комсомольских организаций. Необходимо усилить работу по подготовке к новому учебному году в сети вечернего и заочного обучения работающей молодежи, шире использовать помощь партийных, комсомоль. скихи профсоюзных организаций, местных Советов. Гаковы, в основном, наши задачи на десятую пятилетку, вытекающие из решений XXV съезда партии. Хочется верить, что педагогический кол- .лектив района приложит все свои усилия, направит свой коллективный разум на безусловное выполнение решений XXV съезда КПСС. Все служит одной цели (Из выступления директора Калачинской восьмилетней школы Н. Т. ЗАХАРЧУК). В Калачинской восьмилетней школе немало сделано по улуч шению обучения и воспитания учащихся. Так, в школе вве дена кабинетная система — по всем основным предметам сила ми учителей и учащихся обору дованы учебные кабинеты, где есть все необходимое для того, чтобы дети получали хорошие, прочные знания. Этой же цели служит и те матическое посещение уроков. Часто посещаются уроки на чальных классов, где заклады вается основа знаний учащихся, обращается особое внимание на выполнение учебных программ и технику чтения ребят. В кон це каждой четверти по резуль татам проверки прохождения программного материала, с учи телями проводятся беседы, а выводы записываются в конт рольный журнал. Это приучило учителей ответственно отно ситься к выполнению программ, творчески относиться к работе. Так, интересно и живо прово дит уроки русского языка и ли тературы в 5—8 классах Э. Г. Морозова. Увлекательно прохо дят уроки русского языка в четвертом классе у 3. А. Пере пелица. Она создает на заняти ях атмосферу творческого по знания, усвоения материала всеми учащимися. Увлекательно проходят у нее уроки внеклас- ного чтения. Такие уроки в нашей школе являются досто янием всех — о них расска зывается на педсоветах, их по сещают другие учителя, твор ческая работа учителя поощря ется. Большое и постоянное внима ние уделяем морально-правово му воспитанию ребят. Работа с «трудными подростками» — в центре внимания всех учите лей. Это видно из того, что в минувшем учебном „году на со вещаниях и профсоюзных сой- раниях регулярно выдвигались на обсуждение вопросы работы коллектива учителей с такими подростками и предупреждения правонарушений, воспитания сознательной дисциплины у учащихся и другие. *■ Чтобы привлечь внимание об щественности к воспитанию де тей, ежегодно проводим расши ренное партийное собрание с с о о тв етс тв у ю щ е й повес т ко й дня. Определенная работа по это му вопросу проводится . об щешкольным родительским ко митетом. Его заседания посвя щаются обсуждению вопросов здоровья детей и санитарного состояния школы, сохранности школьного оборудования и учеб но-письменных принадлежно стей, воспитанию детей в се мье. Часто после встреч с уча щимися в классах или бесед с родителями члены родительско го комитета выступают на обще школьных рабочих линейках. Целый ряд бесед .о морали и праве проведен коллективом учителей. Это вопросы ответ ственности .несовершеннолетних по уголовному законодательству, бережное отношение к социали стической собственности. Прове ден конкурс «Знатоки закона». Из учащихся восьмого класса создан клуб юных друзей мили ции, члены которого организо вали постоянное дежурство на детских киносеансах. С ними же проведено обсуждение книги «Следствием установлено». «Трудных» подростков привле каем к подготовке концертов для шефов, вовлекаем в работу кружа «Юный техник», в уча стие в лыжных походах и дру гих мероприятиях. Результаты такой работы положительные. За многие годы ни один уче ник не был исключен или на правлен в спецшколы. Как бы ни было трудно, но нам удается с ними наладить контакт. нате милиции. Об этом говорит и тот факт, что из выпускников нынешнего года ■ 40 человек поступили в институты и техникумы. .Что же еще нужно сделать, чтобы воспитательная работа отвечала требованиям дня? Где резервные возможности повышения воспитательной роли школы? Первое — планы работы классных руководителей, которые будут составляться на основании содержания карт занятости свободного времени учащихся. Составлять их некоторые учитёля предлагали еще в прошлом году. В таких картах указываются постоян. ные поручения ученика, участие в кружках, секциях, факультативах. Второе — учет проводимой учителем-пред- метником воспитательной работы. В нынешнем году при посещении уроков будет проверяться и внеклассная работа учителя. Третье — более тесный контакт в работе с шефами и общественными организациями города. Эти и другие меры позволят нам поднять воспитательную работу на новую высоту. РЕШАЕМ БОАЬШ ИЕ (Из выступления учительницы Ягодной малокомплектной В. П. ЧЕРНОИВАНОВОИ). ЗАДАЧИ начальной школы В текущем пятилетии учителям начальных классов, как и всем работникам народного образования, предстоит решать многообразные задачи, которые потребуют не только упорного, напряженного труда, но и творческих усилий и инициативы. В любой школе не все дети развиваются и усваивают материал одинаково и не все в равной мере подготовлены к его пониманию. Тем не менее, забота о прочных знаниях каждого начинается с первого класса. Со своими будущими учениками я знакомлюсь не позднее, чем за год до их поступления в школу. Они приглашаются на школьные праздники, принимают участие в играх и прогулках. Октябрята показывают им свою библиотеку. Вместе с ними дошкольники разучивают стихи, рассказывают сказки. Все это заранее’ приучает их к школьным порядкам и развивает умение вести себя в коллективе. Работать учителю в малокомплектной школе приходится в особых условиях, потому что „ему нужно решать ряд сложнейших вопросов. Одной из ежедневных проблем является умелая организация урока, которая позволила бы избежать потерь времени. В сентябре, когда ученики первого класса еще не имеют навыка самостоятельной работы, не могут учиться без непосредственного руководства учителя, я провожу два урока в день отдельно с первоклассниками (по 35 мин.), а остальные уроки — со всеми классами вместе. Важнейшим условием плодотворной работы учителя в малокомплектной школе является продуманное, четкое планирование урока. Дети большую часть его работают самостоятельно, поэтому, планируя задание, даю указания не\только по существу работы, но и по ее оформлению. Для самостоятельных занятий использую различные виды карточек (самодельных и готовых), дидактические материалы по грамматике и развитию речи, математике. Изготовляю таблицы-задания. Итоги самостоятельной работы подвожу в конце урока. На уроке больше времени уделяю тому классу, где изучается новый, наиболее сложный материал. Чтобы подтянуть слабых, необходима индивидуальная работа с ними. На уроке, слежу, как слабый ученик воспринимает материал, стараюсь чаще спрашивать, а когда нужно, оставлять после уроков. При этом дополнительные занятия иногда посвящаю объяснению нового материала, но делаю это небольшими частями. В малокомплектной школе работа ведется с детьми разных возрастов. Третьеклассники — первые мои помощники. Они заботятся о малышах, помогают им в организации дежурства и с большим желанием занимаются дополнительно со слабыми учащимися. К отставшему ученику прнкрепля- ется иногда не один товарищ, а несколько маленьких «пред-' метников» — наиболее сильных ребят по тому или иному предмету. Хотя наш школьный коллектив маленький, но очень дружный. Есть, например, у нас традиция праздновать дни рождения, когда вывешивается стенд «у нас сегодня день рождения», затем следует фамилия и имя виновника торжества. На этом ов’енде есть кармашек, в который дети вкладывают поздравительные открытки. На первом уроке мы поздравляем именинника, ребята высказывают самые разные, самые теплые пожелания. Это воспитывает в детях доброжелательное отношение ДРУГ к другу, внимание к человеку. К этой примыкает традиция отмечать знаменательные даты концертами. На них приглашаются родители, дошкольники, вожатые. У нас есть альбомы, оформленные с помощью ребят, выставка поделок из бумаги, пластилина, природного материала, рисунков. Ребята уходят в другукцпкблу, но память о них остается..
elibrary.ngonb.ruRkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2