Хлеборобы, рационально используйте каждый погожий час, все полевые работы ведите в комплексе! ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! ОРГАН КАРАСУКСКОГО РАЙКОМА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Газета выходит с 1930 года ЧЕТВЕРГ, 4 сентября 1975 г. №107(5121). [ цена 2 коп. Дневник уборки урожая Из 105 тысяч га зерновых * на утро 3 сентября хлеба уло- жены в валки на 83 442 га. Суточная прибавка снизилась, что объясняется выходом многих колхозов из этого вида операций. Главная тяя{есть здесь приходится на совхозы Студеновский, Хорошинский, Калиновский, Калачинский, где каждому хозяйству предстоит скосить от 3 600 га до 5 000. Не может не тревожить ход подборки валков. Хлеба по району обмолочены лишь на 47 тыс. га. Разрыв между свалом и подбором составил почти 37 тыс. га. Если учесть, что максимальная суточная выработка в районе пока не поднималась выше четырех с половиной тысяч га, то видно, как важно увеличить производительность каждого подборщика с тем, чтобы быстрее сократить разрыв. Особенно сейчас, когда не к месту пе- А^епадают дожди. Настоятельно необходимо увеличить суточную выработку на подборе прежде всего механизаторам совхозов Калиновского, Калачинского, Хо- рошинского, им. Дзержинского, Студеновского, колхозов им. Жданова, им. Карла Маркса и некоторых других. Темпы обмолота, естественно, не должны заслонять качество подбора. Оно стояло и должно стоять на первом плане. По- хозяйски нужно скирдовать солому. Первыми в районе засыпали потребное количество семян зерновых под урожай 1976 года труженики колхоза им. Ленина. Неплохо заботятся о семфондах колхозы им. Тельмана, им. Калинина, «Новая семья». Но серьезную тревогу вызывает состояние дел с семенами в Студеновском совхозе, из плана 22 тыс. ц здесь накоплено менее 3 тыс. ц, в совхозах Хорошинском, Калиновском, Калачинском, колхозах им. Жданова, «Вперед к коммунизму» и некоторых др. Ни один агроном не может спать спокойно, по- < ка не засыплет нужное количество семян. * Отправляя зерно государству, многие хозяйства стремятся его довести до предельной чистоты, правильно оформить документы на сдачу «са- ратовской-29» сильной пшеницы и т. п., за что получают солидную денежную доплату. Но не везде это соблюдается. Есть случаи, когда пшеницу отправляют сорностью до 5 — 10 проц., чем лишают себя дорогих нынче отходов, а также не оформляют зерно «сильным», в результате чего недополучают значительных сумм. Такого не должно больше повторяться. Силосные культуры убраны с площади почти 18 тыс. га. Напряженно предстоит потрудиться еще механизаторам совхозов Хорошинского, Калиновского, колхозов «Новая семья», им. Мичурина. Надо помнить, что каждый упущенный час ведет к невосполнимым потерям зеленой массы. По-прежнему нет роста темпов на подъеме зяби. Суточная прибавка за последние дни составила лишь тысячу га. Несколько увеличили выработку совхоз «Октябрь», колхо- .зы им. Тельмана, им. Лени- * на. Сильно отстают совхозы Студеновский, Калиновский, им. Дзержинского, Хорошинский, колхозы им. Карла Маркса, им. Мичурина, «Вперед к коммунизму». Борьба за раннюю зябь должна стать не менее важным делом, чем уборка во всех хозяйствах района. Из года в год хорошей выработки на жатве добивается комбайнер колхоза им. Тельмана А. Г. Голубец. И нынче Александр Григорьевич в числе первых. На его счету около 2500 ц намолоченного зерна. БОЛЬШЕ РАННЕЙ ЗЯБИ Активно вступили в сорев- иоваиие за качественную подготовку земли механизаторы совхоза «Октябрь».» Стремясь как дожно больше вспахать ранней зяби, они рационально используют каждую минуту. Особенно хорошо идут дела у опытного механизатора Н- В. Щанкина. «Кировцем» он сработал более 300 га земли плоскорезами- Более полутора норм в день дает -молодой тракторист А. ЖурбаВ соревновании первой идет третья ферма, где заготовлено земли ;щд урожай будущего года -около 700 га. Всего по совхозу поднято более 1 100 га. В. МЕРГЕЛЬ, председатель рабочкома. 1 гр. — скош. зерн., II гр. — обмолоч. поднято зяби СОВХОЗЫ Им. Дзержинского 84 41 71 «Октябрь» 73 61 94 Плодопитомнич. 74 53 73 Калачинский 79 29 83 Мясной 69 40 100 Студеновский 66 42 71 Хорошинский 68 33 63 Калиновский 50 32 49 По совхозам 70 37 73 КОЛХОЗЫ Им. Калинина 100 83 95 к посеву, III гр,—убрано кукурузы, IV гр. — на 3 сентября (в проц.) Им. Тельману 100 69 82 24 8 «Вп. к коммунизму» 100 61 80 10 26 Им. Куйбышева 100 47 66 12 -— Им. Ленина 97 89 97 21 14 Им. Мичурина 99 56 62 8 3 Им. Карла Маркса 100 38 87 10 3 «Новая семья» 89 69 46 29 11 «Маяк Ильича» 85 36 70 9 13 q Им. Жданова 83 29 73 16 По колхозам 95 56 74 15 13 ПО РАЙОНУ 79 44 75 12 СИЛОС-ЗА Всего десять дней потребовалось механизаторам мясного совхоза, чтобы заложить кукурузу на силос с площади одной тысячи гектаров- Высокая организация, широкое , -социалистическое соревнование за достойную -встречу XXV съезда КПСС — причины таюогр успеха. По две -нормы в день постоянно выполняли кукурузоводы 10 ДНЕЙ М. Критик, А. Атрощенко, А. Матве&в, водители автомашин В. Ланг, И- Железняк, П- Кондратов/ Сейчас два силосоуборочных комбайна помогают убирать пропашные в Хорошинском совхозе и колхозе «Вперед к коммунизму». А. ДЕРГИЛЕВ, директор совхоза. Каждый хлебороб, наверное, ярко запомнил свои первые самостоятельные шаги, когда он сел за штурвал комбайна или рычаги трактора. Не сразу все шло гладко, были и неудачи, и огорчения. И это естественно. Чтобы овладеть мастерством, требуется кроме горячего желания и время и добрый наставник. Нелегкий путь к овладению все- ... ми «секретами» хлеборобской профессии, к трудовой славе прошли и именитые ныне комбайнеры нашего района, а молодым, только начинающим, — предстоит его пройти. — И здесь важно, чтобы молодежь сразу же чувствовала заботу и внимание к ней, видела, что все заинтересованы в крепком становлении молодого человека, — говорит председатель колхоза «Вперед к коммунизму» В. С. Пономарев. — Нынче мы особое внимание уделили молодой смене хлеборобов. Готовить ее нужно бережно, по- отцовски, искать новые формы наставничества. В колхозе «Вперед к коммунизму» ее нашли, и применили на деле. Шефство опытных хлеборобов над молодыми известно давно. У нас в райХлебоуборка и нуутавничеству молодых Обрета оне оно, как''правило, заключалось в прикреплении начинающего к бывалому специалисту. Рядом с мастером уборки трудился новичок. Опытный комбайнер помогает советом и делом молодому в свое рабочее время, здесь же на полосе. Несомненно, это имеет хорошее положительное влияние. Но, согласитесь, бывалый механизатор в оказании помощи лимитирован временем, ему самому нужно работать, выполнять норму. И поэтому, особенно на первых порах да еще при частых поломках, такое шефство не всегда приносит ожидаемый успех. В колхозе творчески развили идею наставничества и претворили ее в жизнь в более эффективной форме. Впервые за штурвал комбайна се- ли^здесь три выпускника средней школы: Леонид Бузмаков, Николай Кайгородцев и Сергеи Песенко. Создали комсоя /вере мольское звено и наставником поставили механизатора Михаила Михайловича Фарфуди- нова. Наставником, освобожденным от всех других работ, кроме одной — помогать, учить ребят уборке хлеба. Г_. ... ........ . , Из опыта работы н н ОСТЬ Разработали и меры материального поощрения. Наставник получает зарплату в зависимости от среднего заработка членов звена. Чем производительнее будут-работать ребята, тем выше будет и заработок у шефа. Он с парнями кровно заинтересован в том, чтобы простои свести к минимуму. Кроме того шефу-наставнику идет и доплата. Разумно в хозяйстве поступили и с нормами выработки. Молодым норму снизили на 40 Проц. Это дает возможность равноправно претендовать, при условии выполнения юношеской нормы, на прогрессивную доплату. При такой системе и при хорошей работе у молодых заработок будет почти наравне со взрослыми. И еще не менее важная деталь. Сергею Песенко и Николаю Кайгородцеву дали новые комбайны «Сибиряк». Были кое у кого возражения против этого, но председатель колхоза настоял на том, чтобы именно этим парням дали современные машины. А теперь посмотрим в работе комсомольское звено и его наставника М. Фарфудинова. ...По полю, поднимая пыль, медленно и торжественно шли комбайны. Здесь собраны в единую группу все машины с подборщиками. Среди них и комсомольская тройка. Правда, Леонид Бузмаков со своей машиной у края полосы. — Поломка пустячная, — говорит он. — Видимо, их и не избежать. Подборщик ведь приходится до предела прижимать к земле, чтобы взять без потерь валок. Сейчас исправлю—и в полосу. Подошел шеф М. М. Фар- фудинов. — Работой ребят доволен. Стараются не хуже опытных трудиться. Да что много говорить: Леня Бузмаков больше всех в колхозе намолотил зерна. Первым идет. И остальные ребята не хотят отставать. С начала уборки тройка подобрала валки на площади около 800 га. Это ли не весомая помощь колхозу, убёди- тельный пример новой организации наставничества. — Особенно мы нуждались в помощи в первые дни, — рассказывает Сергей Песенко. — Наш наставник буквально не отходил от нас. Как исправим поломку, он сам сначала проведет комбайн, убедится, что все в порядке — и к другому подопечному. При такой постоянной помощи обретаешь уверенность в себя быстрее и надежнее. В. МАЛЕНКО, (наш спец. корр.).
2 СЕЛЬСКАЯ НОВЬ 4 сентября 1975 г., № 107 (5121) СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ28 августа в Доме культуры железнодорожников состоялось совещание учителей Ка- расукского района. Кратким вступительным словом и приветствием его открыл председатель райисполкома т. КУЛЬНЕВИЧ С. В. На совещании выступили с докладом «О задачах педагогических коллективов школ по совершенствованию уровня обучения и воспитания учащихся в условиях завершения перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи» — заведующий районе т. ТКАЧ А. Ф. и «О работе комсомольских и молодежных организаций по воспитанию учащихся в духе коммунистической идейности и достойной встрече XXV съезда КПСС» — первый секретарь райкома комсомола т. ЛЕПЕТЮХА С. Г. ' В прениях выступили директор Хорошин- ской средней школы т. БЛАГОР АЗУМОВ Ю. В., преподаватель средней школы № 1 города Карасука т. СКРИПКИНА 3. С., организатор внеклассной работы Калиновской средней школы т. ЖЕЛНОВА В. Д., председатель родительского комитета 8-летней школы № 1 т. СОШЕНКО 3. С., учитель Черноозерской начальной школы т. НЕВАЕВА 3. И., преподаватель средней школы № 2 г. КарасуЖ'ЛЛЛЛАЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ^ ка т. АРТОМОНОВА Т. И., председатель нс- $ полкома Троицкого сельского Совета т. КО- 5 ЛЕСНИКОВ М. К., председатель районного ? народного суда т. ГОРЛОВА М. Я., старшая 4 пионервожатая железнодорожной школы < № 176 т. РЫБАЛЬЧЕНКО Н. Д., препода- 2 ватель Карасартовской средней школы т. КАИ- 2 ДАРОВ Д. М. С обращением и приветствием 2 к молодым специалистам обратилась учи- 2 тельница средней школы № 1 г. Карасука < т. ПОСАЖЕННИКОВА Т. В. С ответным 2 словом выступила выпускница Новосибирско- г го пединститута т. БЕРЕСНЕВА Н. В. 2 В работе совещания принял участие и вы- 5 ступил с речью второй секретарь райкома 5 КПСС т. МЕДВЕДКО С. П. < ? По обсуждаемым вопросам принята резо- 5 люция. 2 Августовское совещание учителей района 5 проходило под лозунгом «Достойно встретим 5 XXV съезд родной партии!», «Успех работы $ школы — в твоим руках, учитель!». Сегодня публикуется краткое изложение > докладов заведующего районо т. ТКАЧА 5 А. Ф., первого секретаря райкома ВЛКСМ ? т. ЛЕПЕТЮХА С. Г. и некоторых выступле- 5 ний. < Из доклада первого секретаря РК ВЛКСМ т. Лепетюха С. Г. Дальнейшему улучшению коммунистического вбспита- тания пионеров и школьников на славных революционных, боевых и трудовых традициях партии и народа, повышению их общественно-политической активности служит VIII Всесоюзный смотр сочинений учащихся под-девизом «Берем с коммунистов пример», посвященный XXV съезду КПСС. Смотр поможет ярче и глубже осмыслить многогранною и целеустремленную деятельность Коммунистической партии Советского Союза, направленную на претворение в жизнь исторических решений XXIV съезда КПСС, роль и место Ленинского комсомола как боевого резерва и надежного помощника партии. Мы не мыслим успешное проведение смотра без большой организаторской, творческой работы всех учителей школ. В прошедшем учебном году проводился VII Всесоюзный смотр сочинений учащихся «Они сражались за Родину». 800 комсомольцев-учащихся 30 школ района приняли в нем участие. 31 сочинение было' предоставлено районному жюри. Успехи в завершении перехода ко всеобщему среднему образованию достигнуты повседневной и кропотливой работой педагогических коллективов школ. Посильную помощь в этой работе им оказывали комсомольские и пионерские организации. Определенную работу в этом отношении ведут Ирбизинская, Троицкая, средняя школа совхоза «Октябрь», Ж.-Дуньинская, Калачинская, Астродымская, Рассказовская и другие комсомольские и пионерские организации. В этих школах пионерские отряды, комсомольские организации — активные помощники педагогических коллективов в борьбе за знания, развитие пытливости и любознательности. Практически каждый пионер в дружинах этих школ занимается в предметных кружках, участвует в конкурсах, олимпиадах. Стало традицией проводить в школах «День знаний». Приглашать передовиков производства, специалистов народного хозяйства, руководителей. На наш взгляд, заслуживает одобрения работа комитета комсомола средней школы № 2 по привитию у ребят интересов к учебе. Основной формой ребята справедливо считают комсомольские собрания, на которых подводят итоги выполнения взятых обязательств. Комсомольские и пионерские организации школ должны постоянно помнить, что хорошая и отличная учеба —лучший подарок каждого_пионера, комсомольца, школьника XXV съезду КПСС. В новом учебном году предполагается: — провести во всех школах в сентябре комсомольские собрания «Успехами в учебе и труде встретим XXV съезд КПСС», на которых обсудить задачи комсомольских организаций по выполнению решений XVII съезда ВЛКСМ и достойной встрече XXV съезда КПСС; — отметить 1 сентября как День знаний, день пропаганды советской системы народного образования, достижений науки, техники и культуры, пригласить для встречи с учащимися ударников девятой пятилетки, шефов, ветеранов войны и труда; — провести 3—9 января 1976 года Всесоюзную неделю науки, техники и производства для детей и юношества, выставки научно-технического творчества школьников «Наши знания, творчество, труд — тебе, родная партия!» посвященные XXV съезду КПСС. Широко привлечь к этой работе передовиков и новаторов производства, специалистов - промышленности и сельского хозяйства, работников внешкольных учреждений; — провести в январе 1976 года районный слет отличников учебы. XXIV съезд КПСС, XVII съезд ВЛКСМ обращают серьезное внимание на воспитание юношей и девушек в духе уважения и любви к труду. Комсомольским и пионерским организациям совместно с педагогическими коллективами школ необходимо добиваться, чтобы каждый пионер и школьник активно участво. вал ' в общественно-полезном труде, вносил свой трудовой вклад в выполнение народнохозяйственных планов. завершающего года девятой пятилетки, в благоустройство и озеленение городов и сел, ремонт школьных зданий и учебного оборудования. В нынешней V трудовой четверти организованным трудом и отдыхом было охвачено 84,5 проц, ребят, что на 15 проц, больше по сравнению с прошлым годом. 26 производственных бригад объединяли 1298 учащихся, в 15 лесничествах работало 814 ребят, 30 строительных бригад помо. гали готовить школы к новому учебному году. Важным фактором, влияющим на формирование личности, является организация и содержание свободного времени. Комсомольские и пионерские организации, педагогические коллективы школ призваны сделать все необходимое, чтобы каждый пионер и школьник мог заниматься любимым делом во всех сферах технического и художественного творчества. Комитеты комсомола, советы пионерской организации стремятся строить свою работу так, «чтобы каждый пионерский отряд жил кипучей, увлекательной жизнью, вместе с учителем прививал юным ленинцам высокую культуру поведения, развивал у них самодеятельность, являлся школой воспитания советской гражданственности». (Приветствие ЦК КПСС XVII съезду ВЛКСМ). Пионерские отряды активно участвовали во Всесоюзном марше «Всегда готов!», посвященном . ^0-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Во всех школах прошли юнармейские смотры строя и песни, конкурсы чтещов и рисунков, «Зарницы»,1— все это посвящено 30-летию Победы советского народа. С их помощью и горячим участием создавались уголки и музеи боевой Славы. 1-е место среди музеев и уголков боевой Славы занял музей 312 Смоленской краснознаменной орденов Суворова и Кутузова стрелковой девизии, созданный комсомольцами и пионерами 49 средней школы под руководством учителей истории тт. Бельской и Коваленко. Собрали богатый материал в Калиновской средней школе. Ребята в течение 4-х лет собирают материал о Зое Космодемьянской. И не просто собирают, а неустанно ищут людей, знавших Зою, ведут переписку с дружинами и музеями, носящими ее имя. Проведено более 250 встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Эти встречи взволновали ребят, помогли им познать события далеких лет через близких, знакомых людей. Большую работу провели пионерские дружины Беленской, Чернокурьинской, Калачинской школ. Почти во всех пионерских дружинах прошла операция «Орден в твоем доме». Появились Красные звезды на домах фронтовиков. Комсомольским и пионерским организациям, педагогическим коллективам школ следует совершенствовать работу по военно-патриотическому воспитанию учащихся, активно используя опыт, накопленный в ходе подготовки к 30- летию Победы над фашистской Германией. Необходимо развивать и впредь следопыт- ское, тимуровское движение, шефство над инвалидами и ветеранами войны и труда, семьями погибших воинов. Пионерскому активу предстоит организовать пионерские дела на Марше «Всегда готов», очередной этап которого посвящен XXV съезду КПСС, девиз его «Бери с коммунистов пример >>. Участвуя в Марше, все пионерские дружины, отряды, каждый пионер должны достойно встретить XXV съезд, ознаменовать его новыми успехами в учебе, труде, общественно-полезных делах, во всем и всегда равняться на коммунистов. Из За прошедшие годы девятой пятилетки благодаря настойчивому труду учителей и воспитателей, руководителей пйсол, повседневной заботе и вниманию местных партийных и советских органов в районе немало сделано для того, чтобы создать необходимые условия для завершения перехода ко всеобщему среднему образованию в этом году. Из года в год сокращается число второгодников. Если четыре года назад по итогам весеннего перевода неуспевающие ученики составляли 4,6 проц., то в истекшем году этот показатель уменьшился более чем в 7 раз. В 1971 году в районе не было ни одного педагогического коллектива, закончившего учебный год без второгодников, а теперь их стало 12. Среди них педагогические коллективы средних школ № 1 и № 2 г. Карасука, Беленской, Хорошинской, восьмилетних школ Шиловокурьинской, Михайловской, Калачинской, Аст. родымской, Александровской, Дзержинской, Рассказовской, Токаревской. Близки к решению проблемы второгодничества Благодатская, Ирбизинская, Троицкая, средняя школа совхоза «Октябрь», восьми летняя школа № 1 и другие. Из двадцати восьми начальных школ обеспечили перевод всех обучаемых учащихся 25. По средним Запевалы добрых дел Из выступления т. РЫБАЛЬЧЕНКО Н- ДЛенинский завет — учиться —был и остается самым важным, самым актуальным. Комсомольским и пионерским организациям необходимо воспитывать у каждого учащегося высокую личную ответственность за учебу. - Формировать активную позицию школьника в борьбе- за глубокие и прочные знания — это значит воспитывать у учащихся понимание того, что хорошая и отличная ’учеба — их главный труд и патриотический долг, разъяснять необходимость своевременного получения среднего образования, прививать активное стремление отдать все свои знания и способности Коммунистической партии. У нас в железнодорожной средней школе .V» 176 в дружине 293 пионера, 33 проц- из них учатся на «4» и «5», неуспевающих нет. Такой успеваемости способствуют и работа кружков, факультативов, секций; предметные недели; посты скорой помощи; беседы о режиме дня; конкурсы, олимпиады; соревнования «РВСВ» — равняйся на всадника, скачущего впереди, «День без двоек» и др. Много у дружины традиций- Это и вручение «Трудового паспорта», где за год записаны все трудовые дела отряда. Уже не один год дружйна держит первенство по сбору макулатуры, вторсырья. У нас уже стало традицией ежегодное проведение театральной недели. Каждый пионер становится актером, а классный руководитель — режиссером- По традиции лучшим исполнителям доклада школам успеваемость по итогам весеннего перевода составила 99,4 проц., по восьмилет; ним 99,1 проц., по начальным 99,5 проц, и в целом по району — 99,4 проц. На основе совершенствова. ниц учебно-воспитательного процесса, преодоления массо. вого второгодничества многие учительские коллективы добились существенного снижения отсева учащихся. Все это создало реальную предпосылку для перехода ко всеобщему среднему образованию. Вместе с тем не должны забывать о серьезных просчетах. В некоторых школах по-прежнему низкая успеваемость, не изжиты факты отсева учащихся до получения ими даже восьмилетнего образования. Имеется отсев из 9 — 10-х классов. Значительного улучшения требуют качество знаний учащихся, совершенствование форм и методов обучения, повышение эффективности учебно-воспитательного процесса. По средним школам самые низкие показатели по успеваемости имеют Студеновская и Чернокурьинская школы. Среди восьмилетних школ значительно отстают Богословская, Рождественская, восьмилетняя школа № 3 и некоторые другие. Не обеспечили выполнения Закона об обязательном восьмилетием всеобуче педагоролей присваивается звание «Актер школы». Работает у нас клуб младшего вожатого, девиз которого «Будем гореть так ярко, как смелое сердце отважного». По предложению вожатых организован клуб «Веселых октябрят». Программа его разнообразна — это и час разгаданных и не разгаданных тайн, и праздник сказок, и турнир самых смекалистых, и Всезнай- кины задачки и т- д. Октябрята очень довольны клубом и сводки вожатыми. Проводим торжественные сборы в день рождения А- П. Гайдара, смотры строя и песни, конкурсы чтецов. Мы поддерживаем постоянную дружбу с шефами: железнодорожной больницей, ШЧ-16, НГЧ- Есть у нас детский кинотеатр «Сигнал». Работает отряд ЮД под девизом три Ч «честность, чуткость, чистоплотность» и еще многое, многое другое. Закончить хочу словами И. К. Крупской «Как много, по-моему, надо, чтобы быть хорошим вожатым- Во-первых, надо уметь учиться; вб-вторых, быть политически грамотным; в-третьих, быть активистом-общественником; в-четвертых, знать ребят и знать, как их щадо организовывать!» Вдумайся в эти слова, вожатый! Старший вожатый обязан всегда чувствовать пульс современной жизни. Сердца пионеров полны искренних чувств, они всегда готовы откликнуться на любое событие в жизни, и наша задача—направлять их по правильному руслу.
4 сентября 1975 г., №107 (5121) СЕЛЬСКАЯ НВВЬ 3 КАЖДОМУ МОЛОДОМУ ЧЕЛОВЕКУ заведующего районо т. гические коллективы Октябрьской, Калиновской, восьмилетиях №1 и № 3 и других. Отдельные педагогические коллективы не выполнили план приема учащихся в 9-е классы, неудовлетворительно решают комплекс вопросов, связанных с завершением перехода ко всеобщему среднему образованию. Особенно плохие показатели имеет Студенов. ская средняя школа. Исполком Студеновского сельского Совета недостаточно целенаправленно руководит работой школ, редко выносит на обсуждение депутатов вопросы народного образования, не координирует работу общественных организаций в помощь школе, не ставит в ответственное положение руководителей хозяйственных организаций за охват вечерним образованием рабочей молодежи. Пока не удалось преодолеть хроническое отставание по основным показателям педагогическому коллективу Октябрьской средней школе. В селе Октябрьском так же, как и в Студеновском ежегодно возрастает число молодежи, не имеющей среднего образования. Ниже своих возможностей работают над проблемой среднего образования педагогические коллективы Ирбизин- ской и Калиновской средних школ, Кукаринской, Калачинской и некоторых других восьмилетних школ. Долг педагогических коллективов, руководителей школ, исполкомов сельских Советов в оставшиеся дни до начала нового учебного года разобраться с каждым выпускником восьмого класса и принять все меры к тому, чтобы определить их на учебу, не забывая о том, что главная роль в этом принадлежит средней школе. К сожалению, отдельные хозяйственные руководители не только не помогают школе в решении задач, связанных с завершением перехода ко всеобщему среднему образованию, но, напротив, в некоторой степени мешают успешному претворению в жизнь этой важной проблемы. Не согласовав со школой, с комиссией по делам несовершеннолетних, они принимают на работу подростков, которые должны сидеть за школьной партой. Более того, приняв таких подростков на работу, руководители ничего не делают, чтобы создать им нормальные условия для учебы в вечерней школе. Средний всеобуч — это проблема не только организационная, но и глубоко педагогическая. Успешное решение ее прямо пропорционально содержанию всего учебно-воспитательного процесса в школе. И там, где каждый учитель, педагогический коллектив в целом изо дня в день, настойчиво и целеустремленно добивается глубоких и прочных Ткача А. Ф. знаний каждого ученика, воспитывает в них жажду к знаниям, стремление получить как минимум среднее образование — там и успехи на лицо. Взять, к примеру, Троицкую школу. Здесь каждый учитель, воспитатель, весь педагогический коллектив проявляют глубокую заинтересованность за судьбу каждого ученика, настойчиво ищут пути и формы повышения эффективности учебно-воспитательного - процесса, своевременно выявляют пробелы в знаниях учащихся и принимают конкретные меры к их устранению. В школе царит деловая, рабочая атмосфера, взаимоотношения в коллективе построены на основе глубокого уважения друг к другу и непримиримости к недостаткам. Все это способствует тому, что педагогический коллектив из года в год имеет высокие результаты по всем основным показателям. Здесь практически решена проблема второгодничества. Три года педагогический коллектив Троицкой школы успешно выполняет план приема в 9-е классы, он будет выполнен и в этом году. В 1975 году все 100 процентов выпускников 8-го класса продолжают свое образование. Так же настойчиво и целеустремленно работают над проблемой среднего образования педагогические коллективы Шиловокурьинской восьмилетней школы, Морозовской, Благодатской, Беленской средних школ. В районе в целом и. подавляющем большинстве школ создана в основном прочная база для осуществления среднего всеобуча. Намного улучшены условия жизни детей в пришкольных интернатах, во многих из них организовано бесплатное питание, почти половина учащихся, проживающих в интернатах, подвозится на автобусах. В районе широко развита сеть групп продленного дня. С каждым годом школы пополняются учебно-наглядными пособиями, оборудованием, все больше в школах открывается учебных кабинетов, многие школы перешли на кабинетную систему обучения. Улучшается качественный состав педагогических кадров, совершенствуются формы работы с кадрами в школе, при методка- бинете. В настоящее время в школах завершается переход на новые учебные программы, в результате содержание образования в школе принципиально изменилось. Совершенствование учебно- воспитательной работы в конечном счете определяется учителем. От учителя, от его знаний, опыта, идейной убежденности, мастерства зависит успех в обучении и воспитании подрастающего поколения. Поэтому сегодня, как никогда раньше, учитель должен много, систематически и серьезно учиться сам. В этих целях необходимо, во-первых, усиление внимания к педагогическому самообразованию учителей. которое осуществляется как по специальным программам, так и в процессе их повседневной подготовки к урокам, во-вторых, в каждой школе необходимо значительно усилить работу по изучению, обобщению и внедрению передового педагогического опыта. В-третьих, на более высокую ступень надо поднять уровень идейной закалки учителей с учетом требований, изложенных в последних документах ЦК КПСС. Вся работа по совершенствованию педагогического мастерства учителей должна, естественно, строиться на основе изучения, обобщения и распространения передового опыта лучших учителей. В районе складывается определенная система по повышению педагогического мае терства учителей. Руководители школ стали глубже изучать и анализировать работу учителей, накапливать материал, характеризующий их трудовую и общественную деятельность. И нет сомнения в том, что наступающий учебный год станет для каждого учителя, для каждого педагогического коллектива, годом новых творческих поисков, годом высокого качества и эффективности учебно-воспитательного процесса. Учительский коллектив района направит все свои силы на борьбу за успешное выполнение наказа партии и правительства о завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и достойно встретить очередной XXV съезд родной партии. В тесном взаимодействии Из выступления т. ЖЕЛНОВОЙ В. ДШкола —- это государственное учреждение, через которое реализуются основные задачи воспитания и обучения в нашей стране. Ведущая роль в обучении и воспитании детей прежде всего отведена учителю. Педагогический коллектив Калиновской средней школы считает, что одним из ведущих условий .осуществления всеобщего образования является ежедневное, регулярное посещение школы всеми, учащимися. В этом направлении работает весь педагогический и ученический коллектив. Администрация школы, учителя, классные руководители ежедневно следят за тем, чтобы каждый ученик был в школеЗавуч, классные руководители в течение рабочего дня следят за темг чтобы ребята без уважительной причины не уходили с уроков, не нарушали дисциплину. Те учащиеся, которые без уважительной причины не являлись в школу сегодня, на следующий день приглашались для беседы с директором, школы и 1клавсиьгм руководителем- Если случаи непосещения школы повторялись, поведение таких учащихся разбирали • на заседаниях ученических коллективов и на заседаниях общественности. Такая форма работы дала свои результаты. Ребятам стало понятно, что каждый их шаг строго ¡находится под контролем учителей, воспитателей. Случаи пропусков уроков, опозданий на уроки, самовольные уходы с уроков ¡резко снизилисьОднако оставались «трудные» ученики, с которыми нужно было проводить большую индивидуальную разъяснительную работу. Ежедневно с такими учащимися работали учителя, классные руководители, администрация- Каждый пропущенный урок такими учащимися не ос .тавался не объясненным. Учителя индивидуально занимались с такими учащимися на уроке и во внеурочное времяВторое условие осуществления всеобщего образования — кропотливая, повседневная работа всего педагогического коллектива со слабыми учащимися- Все слабые учащиеся- были взяты на строгий учет- Завуч школы вела экран успеваемости слабых учащихся, где каждый учитель ежедневно выставлял оценки этим ребятам по своему предмету. Если в экране ученику выставлялась о-ценка «2», то класный руководитель, учитель-предметник, завуч обсуждали каждую неудовлетворительную оценку и учитель- предметаик дополнительно вел занятие с такими учащимисяОчень большую работу со слабыми учащимися в течение всего года проводила преподаватель химии А. К- Великородная- Ежедневно занимались со своими слабыми ребятами преподаватель русского языка В- Г- Зорина и преподаватель математики И. Г. КлиментьеваУчителя начальных классов Т. II- Гребенник, Л. П- Жидкова ежедневно занимаясь с учащимися дополнительно, добились не только 100 процентной успеваемости, но и высокой качественной успеваемости. Большое значение в воспитании учащихся имеют ученические коллективы — пионерские и комсомольские организации- Комитет комсомола, совет пионерской дружины проводят большую работу по повышению успеваемости и утверждению дисциплины в школе. В школе работает штаб «скорой помощи». Руководит работой штаба комитет комсомола- Члены этого штаба следят за успеваемостью и поведением учащихся. За .неделю подводят итоги. Выпускают газеты «Комсомольский прожектор», «Пионерский фонарик». Комитет комсомола, совет дружины разработали ряд мероприятий по оказанию помощи слабым учащимся. Педколлектив в своей работе по. воспитанию учащихся поддерживает тесную связь с родительской общественностью- Совет общественности, женсорет, детская комната милиции, родительский комитет <в своих планах ставят вопросы о воспитании учащихся и молодежи. Один раз в два месяца проводится заседание общественности, где рассматриваются вопросы школьного и семейного воспитания детей. ПЕРВЫЕ ИТОГИ Из выступления т. АРТАМОНОВОЙ Т- И. Осуществляя требования современной школы, коллектив средней школы № 2 уже второй год будет работать по кабинетной системе. Согласно новым программам работа без кабинета невозможна. Много пришлось потратить сил и энергии заведующим кабинетами, чтобы оборудовать их со. гласно требованиям новых программ. Теперь, когда период проб и поиска путей позади, неизбежно возникает вопрос: каковы же практические достижения, каков реальный эффект и какие проблемы намечаются на завтрашний школьный день. Без всякого преувеличения можно сказать: главный итог заключается в том, что заметно вырос общий уровень математического образования учащихся. Серьезно повысилась математическая культура и нас, учителей математики. Еще несколько лет назад считалось, что многие математические понятия недоступны не только ученикам 8 класса, но подчас и десятиклассникам, что они — за порогом их возможностей. И все-таки наша работа с детьми на уроках, результаты контрольных работ, первый экзамен этого года за восьмилетнюю школу показали, что учащиеся успешно справляются с новыми темами. Прочно усвоили наши учащиеся новые понятия, овладели навыками тождественных преобразований, научились строить и читать графики Функций. Улучшилось пространственное воображение, чему в немалой степени способствовало введение в курс геометрии восьмилетней школы понятия отображения и стери. ометрического материала. Не подтвердилось опасение, что восьмиклассники не сумеют ос ранее ГГРИаЛ’ изучавшийся Р нее в старших классах. Особенностью этого года является переход на новую программу по математике в 9-х классах. То, что изучалось когда-то в вузах, сейчас должны постигнуть наши дети. Трудностей впереди много. Это потребует большого труда учителя математики, тщательной подготовки к уроку, большой индивидуальной работы и, конечно, серьезного отношения самих учащихся к урокам математики. Много внимания и усилий потребуется учителям для овладения методикой изложения нового материала. В прошлом учебном году все учителя математики нашей школы добились стопроцентной успеваемости. За последние годы заметно повысился интерес учащихся к математике, стремление учащихся получить знаний больше, чем предусматривается программой. В школе вот уже несколько лет проводятся математике, ские декады. Все учителя ведут или кружок или факультатив, каждый учитель имеет какую-то еще обязанность — отвечать за олимпиаду, за школьную математическую газету ¿¡ли за занятия с учащимися заочной математической школы. Десяти наших учеников являются учениками заочной математической школы при Академгородке. Учащиеся нашей школы каждый год принимают участие в математических олимпиадах района и ряд учащихся был послан на областные соревнования в Новосибирск. Этот учебный год должен стать в школе годом высоких показателей по выполнению всеобщего среднего образования, годом высоких показателей по успеваемости и качеству знаний учащихся.
elibrary.ngonb.ruRkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2