ХРОНИКА СОРЕВНОВАНИЯ ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! РАСТУТ РЯДЫ ТРЕХТЫСЯЧНИЦ В четвертом, определяющем году пятилетки в районе шире развернулось соревнование доярок за трехтысячный надой молока от коровы. Итоги одиннадцати месяцев показывают, что ряды доя- рок-трехтысячниц заметно пополняются. Если в минувшем году за этот период ни одна доярка не «перешагнула» высокий рубеж, то в нынешнем свыше 30 центнеров молока от коровы уже получили восемь. Отрадно, что среди правофланговых соревнования, последователей славного почина, появляются новые имена. По-ударному трудятся инициаторы соревнования животноводы Мелковской бригады колхоза им. Куйбышева и Покровской бригады колхоза им. Мичурина. Со своими высокими обязательствами справились. На финише года идет напряженная борьба за первенство. По итогам И месяцев мелковцы опережают своих соперников. Они получили уже в целом по бригаде по 3209 килограммов молока. Покровцы отстают на 29 килограммов. Но кто выйдет победителем говорить еще рано. Прогноз может оказаться неверным. Покровцы постепенно сокращают разрыв, но и мелковцы не намерены упускать первенства. Все доярки этих коллективов справились с индивидуальными обязательствами: получили от каждой коровы свыше 30 центнеров продукции. Обе бригады по-прежнему настойчиво борются за каждый грамм молока, на зимний период приняли высокие обязательства. Среди дояррк прочно удерживает первенство Я. Н. Махметова из Покровской бригады. Она уже для нашего района достигла рекордного показателя: получила от каждой коровы по 3393 килограмма молока. За весь минувший высокий граммов. И труженицы Вслед за вания идет Барило, ее [ год самый 3140 кило- замечательной результат был в декабре в группе одни из лучших надоев в районе, правофланговой районного соревно- доярка Мелковской бригады Н. II. показатель — 3277 килограммов. Лишь на считанные килограммы отстает от нее ^дуодруга по ферме кавалер ордена Трудового Красного Знамени Е. А. Педоряк и доярка Покровской бригады Н. И. Токаренко. Свыше 30 центнеров получили от каждой коровы Л. Е. Чайко, Е. В. Щербаль из Покровской бригады, Н. П. Оноприенко и А. А. Педоряк из Мелковской бригады. В начале декабря достигла заветной цели доярка первой бригады колхоза им. Карла Маркса Е. Р. Стасевская, получив от каждой коровы своей группы по 3000 кг молока. Близка к победе ее подруга по ферме М. Т. Матюх. Реальная возможность добиться трехтысячного надоя есть у доярок этого хозяйства В. П. Тур и М. А. Черненко. Нужно только, чтобы в их группах в декабре не было снижения удоев. Третий год подряд будет в числе трехтысячниц кавалер ордена Ленина Е. Е. Прибора из Токаревского отделения Хорошинского совхоза. За 11 месяцев надой в ее группе от коровы сос- ' тавил по 2940 килограммов. Настойчиво идут к намеченной цели доярки колхоза им. Ленина Л. И. Рудель и А. А. Мартыщенко, соответственно надоившие по 2900 и 2886 кг молока от коровы. В настоящее время суточные надои в их группах дают уверенность, что они сдержат слово. Есть возможность пополнить ряды трехтысячниц у Й. Г. Романенко и А. Н. Ткач из мясного совхоза. Кроме названных выше трехтысячного надоя молока за год от коровы могут добиться еще ряд доярок, получивших за И месяцев по 28 и более центнеров. Это во многом зависит от специалистов, руководителей хозяйств и самих животноводов. В ответственные дни зимовки на ферме нужнь) высокая организация труда, правильное распределение кормов в дойных гуртах в зависимости от продуктивности животных. Завершается год напряженного труда и животноводов района над выполнением планов и обязательств. Считанные дни остались до подведения итогов. В авангарде соревнования за увеличение производства молока идут славные до- ярки-трехтысячницы. Думается, что до конца года среди названных имен появятся новые. А. БЕЛЯЕВ. ОРГАН КАРАСУКСКОГО РАЙКОМА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ • азета всходит с 1930 года ЧЕТВЕРГ, 12 декабря 1974 г. № 149 (5007). 8 ЦЕНА 2 кои. ХОЛОД“ ДЛЯ ЛЕТА Животноводы шестого отделения Хорошинского совхоза продают государству доброкачественное молоко. В немалом этому способствует охлаждение его, особенно в летнее время. Для этого на отделении постоянно заготавливается зимой достаточное количество льда. И нынче, как только наступила благоприятная погода для заготовки «холода» для лета, отделение первым в совхозе приступило к этой работе. Заметно начал расти бурт льда, сейчас его запасено более 300 кубических метров. На заготовке «холода» хорошо трудятся М. Малоземова и Е. Вайман. Их задача — заготовить не менее 2000 куб. метров льда. С ней они намерены справиться в благоприятные сроки. Н. БОЖЕНКО, управляющий отделением. СМОТР ПРОДОЛЖАЕТСЯ Продолжается общественный смотр по безопасности движения поездов. Активно работают общественные инспекторы 30-й дистанции пути, выявляя неисправности и нарушения подвижного состава, пути, Стрелочных переводов. На дистанции за первую декаду декабря сделано 169 проверок, выявлено 74 нарушения. В дистанции более ста общественных инспекторов, совет возглавляет заместитель начальника дис^нции пути В. А. Струков. На каждом околотке действует своя группа. Обо всех замеченных недостатках они оперативно сооощают по нужным службам для немедленного принятия мер. Например, 3 декабря операторы -дефектоскопа И. И. Антонюк и А. А. Яковенко в проходящем поезде обнаружили горящую буксу. Немедленно они приняли меры к остановке поезда и предотвратили аварию. А. ШАМРАЙ, техник дистанции пути. добрые дела. Высоко оценен труд доярки. Матрена Григорьевна — кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени. С хорошими показателями М. Г. Бабаева завершает нынешний год. Надой в ее группе один из лучших в колхозе. Фото И. ТОЛСТИКОВА. Многолетний опыт работы на животноводческой ферме у М. Г. Бабаевой (на снимке). Ухаживает она за группой коров в первой бригаде колхоза «Маяк Ильича». Ежегодно добивается хороших показателей по надоям молока. Уважают в колхозе замечательную труженицу за ее Немало лет идет соревнование между колхозами им. Куйбышева и им. Жданова. Труженикам обоих хозяйств не безразличны успехи и неудачи соседей. Они стараются друг у друга перенять положительное, принципиально вскрывают недостатки, мешающие увеличению производства продукции. Это еще раз подтвердили прошедшие взаимопроверки хода зимовки скота. Делегация колхоза им. Куйбышева начала проверку в колхозе им. Жданова со второй бригады (с. Березовка). Куйбышевцы отметили, что березовцы к нынешней зимовке подготовились лучше, чем в прошлом году, проводят ее организованней. Неплохо подготовлена кошара для овец, за которыми ухаживает Н. Сидоренко. В лучших условиях нынче содержится дойный гурт. В помещении произведен капитальный ремонт, механизированы раздача кормов и удаление навоза, чего в прошлом году еще не было. В день проверки в коровнике было чисто, животные хорошо ухожены. Были обнаружены в Березовке и недостатки. В частно- ’Лсти, еще бездействовали подсобные помещения. Холодно и неуютно было в красном уголке, Соревнование помогает делу не оказалось наглядной агитации. Причина: нет нужного кабеля для запуска в действие электрокотла, который должен давать горячую воду и тепло. А в том, что не оформлен красный уголок, вина, конечно, ложится на парторганизацию, агитаторов. Хуже дела обстояли на центральной усадьбе колхоза (с. Ку- чугур). Здесь молодняк, часть коров и нетели содержатся в старых помещениях, где грязно и нет механизации. В новом механизированном коровнике содержание животных лучше, но, все равно, нужного порядка не было. Не оформлен также красный уголок. Мало ждановцы применяли в рационе кормления минеральной подкормки, хотя в хозяйстве ее достаточно. После проверки хода зимовки было проведено совещание животноводов. На нем были подведены итоги соревнования, вскрыты недостатки. Было отмечено, что жданов- цам нужно усилить борьбу за увеличение производства молока и мяса, за сохранность крупного рогатого скота и овец, больший выход молодняка. С этим в колхозе им. Жданова положение неблагополучное. , В день проверки ждановцами состояния дел на фермах колхоза им. Куйбышева доярка из Кучугура М. Иващенко побывала у инициаторов соревнования за трехтысячный надой молока от коровы доярок Мелковской бригады. Она отметила, что у мелковцев хороший порядок на ферме, чувствуется заботливый уход за животными. Кучу- гурцы в то время надаивали в сутки от коровы по 2 кг, а мелковцы — по 5 кг молока. Узнала М. Иващенко и секрет высоких надоев. Он оказался простым и доступным. Мелковцы строго придерживаются распорядка дня ухода за животными. Следят за своевременным запуском и покрытием коров, что положительно сказывается на удой за лактацию. За прошлый год по бригаде на 100 коров получено по 115 телят, нынче тоже будет не меньше. Надой от коровы будет доведен до 3350 кг, а у Н. Барило показатель ожидается еще выше. Дела мелковцев служат отличным примером не только для доярок и скотников колхоза им. Жданова, но и для куйбышевцев. Плохое впечатление оставило посещение Нижнебаяновской бригады. Несмотря на то, что здесь добротный механизированный коровник, оказалось много грязных животных. Не было организовано дрожжевание концентратов. В бригаде очень низки надои. Бездействовало ценное оборудование — молокопровод. Такое положение, конечно, не красит руководство бригады, механиков тт. Досжанова и Гидио- на, главных специалистов колхоза тт. Кусова и Иванец. Немало положительного и недостатков было обнаружено на центральной усадьбе колхоза (с. Морозовка), где бригадиром работает А. Триппель, а зоотехником—В. Козина. В бригаде дойные гурты и молодняк крупного рогатого скота размещены в хороших механизированных помещениях. В них наведен порядок. Однако за группой молодняка скотники В. Шапоренко и С. Скопич ухаживают не всегда добросовестно. Животные оказались грязными, не разбиты по возрастным группам. В бригаде не проводилось дрожжевание концентратов, не по-хозяйски расходовалась солома. Не готова была одна кошара, после ее очистки не работал водопровод. По всем этим недостаткам ждановцы высказали критические замечания моро- зовцам. После взаимопроверок было принято ряд мер по устранению отмеченных недостатков. В настоящее время в основном они ликвидированы, на фермах дела пошли лучше. Проведены совещания в бригадах и общее колхозное собрание. Приняты коллективные и индивидуальные обязательства животноводов на зимний период. У животноводов обоих хозяйств одна общая забота — благополучно провести зимовку скота, получить за зимние месяцы как можно больше продукции. Несомненно, соревнование помогает делу. Взаимопроверки дают возможность выявлять недостатки и устранять их. И. ЛОПИН, председатель колхоза им. Куйбышева.
2 СЕЛЬСКАЯ НОВЬ 12 декабря 1974 г. № 149 (5007) СМЕН УИз опыта организации наставничества ЭСТАФЕТА ТРУДА Каждый год в коллектив локомотивного депо вливается значительное число новых рабочих. Это преимущественно молодежь. Идущие на наше предприятие юноши и девушки не имеют жизненного опыта и трудовых навыков, но они имеют желание овладеть всеми сложностями современного производства, приобрести настоящую рабочую квалификацию, Коммунисты и ветераны труда видят свою заботу в том, чтобы помочь каждому новичку быстрее пройти нужную производственную школу, получить необходимую рабочую закалку, выработать правильные взгляды на жизнь. Одной из форм воспитания молодых производственников является наставничество. Это разнообразная по форме, содержанию и методам воспитательная работа, в процессе которой лучшие передовики, новаторы производства, обладающие высокими профессиональными навыками, прививают молодежи трудовые, политические, идейно-нравственные принципы, вытекающие из Морального кодекса строителя коммунизма. Главным является формирование личности молодого рабочего, его становления как высококвалифицированного, политически грамотного и культурного человека, полноправного члена нашего трудового коллектива. Таким образом, наставник — это не только тот, кто учит молодого рабочего профессиональным навыкам, но и воспитатель, и руководитель, и старший товарищ. Определенную работу ведет партком и местный комитет вместе с руководством депо по организации наставничества. В колВ воспитании Тема наставничества не новая, но это жизненно важная тема сегодняшнего дня. Нашу смену — нам растить, мы за нее в ответе. - Мне хочется обратить внимание на одну сторону дела наставничества. По крупицам собирает наставник педагогический опыт. Все запоминающиеся случаи жизни, всех людей, оставивших в душе след, он помнит, извлекает уроки, использует в практике. Это и о себе могу сказать. Я помню своего классного руководителя, который глубокой человечностью умел завладеть нашими душами. Это и заместитель командира эскадрильи, где я служил, капитан И. П. Потылицын — очень честный, справедливый командир и человек необыкновенной скромности. В депо Купино меня поражал своей чуткостью и деликатностью заместитель начальника децо по эксплуатации В. Н. Лейбов. Эти люди своей жизнью являли для меня пример челоП. 3. ТУР, секретарь парткома депо. "I— • — лективе много молодежи, это те, кто завтра придет на смену ветеранам. За то, какой будет эта смена, мы в ответе. На недавно прошедшем совещании наставников молодежи депо шел большой и душевный разговор на эту тему. Обобщался накопленный опыт, люди делились своими мыслями по проблемам рабочей педагогики. Были приняты важные документы: «Положение о наставничестве», «Обращение совещания наставников молодежи к ветеранам труда, передовикам производства, юношам и девушкам локомотивного депо», «Положение о деповском совете наставников». Был избран совет наставников, председатель — Николай Иванович Бартош. Более ста ветеранов труда депо по велению сердца, по доброй воле учат молодежь трудолюбию, мастерству, воспитывают на славных традициях рабочего класса. Примечательно, что среди наставников 70 проц, составляют коммунисты. „Четверть века и больше железнодорожному транспорту отдали Владимир Иванович Мизюк, Петр Андреевич Шопин, Василий Елисеевич Прожога, Андрей Пор- фирьевич Еськов, Петр Емельянович Колёсников, Валентин Федорович Гуцев, Василий Ермолаевич Гарбузов, Иван Федорович Шачнев. Они служат примером для молодых производственников. Умелыми организаторами и воспитателями производственных коллективов стали машинистынет мелочей вечности и доброжелательности в отношении к людям. А эти черты — главные для наставника молодежи. Для своих подопечных он является первым учителем трудовой жизни. И потому наставника должны касаться все стороны характера ученика, его запросы. Он должен вникать во все — в работу, здоровье, быт. Мелочей в этом деле нет. Надо уметь находить для него самые доходчивые и понятные слова. Но тут есть и другая сторона дела. Сам наставник должен быть примером. Если ты делаешь одно, а учишь другому, тебе не поверят, за тобой не пойдут. Молодые люди не терпят давления на свои личности авторитетом и положением наставника. Поэтому и в личном поведении старшего не должно быть мелочей, т. к. он на виду, с него «делают жизнь». * В. МИЗЮК, машинист I класса, Почетный железнодорожник. инструкторы Николай Иванович Бартош, Валентин Филиппович Фролов, Петр Степанович Отточ- ко, Михаил Степанович Давыденко, Петр Владимирович Коробков. В депо сложились целые трудовые династии: Могилато- вых, Долговых, Шопиных, Шач- невых, Ткалунов — рядом в одном строю трудятся отцы, сыновья, братья, все они радуют Родину новыми трудовыми успехами. В нашем коллективе много и таких, которые прошли школу мастерства и зрелости в депо, а теперь уже давно сами стали наставниками молодежи. Александр Евстафьевич Ветров, Виктор Александрович Бондаренко были учениками у старших товарищей, с их помощью стали классными специалистами. Теперь свои знания и опыт передают молодым производственникам. Не простое дело — быть наставником-воспитателем. Сложность состоит в том, что он никогда не может положиться на готовые рецепты, потому что нет двух одинаковых людей, одинаковых судеб, и каждую судьбу, каждое сердце надо понять, подобрать к нему ключи. Только тогда можно будет управлять ее развитием, растить человека, рабочего человека советской страны, человека с большой буквы. Политическая зрелость, высокая сознательность, ответственность за дела производства определяют стремление лучших наставников передать, как эстафету, свой опыт- и мастерство, творческую увлеченность и чувство долга перед своим коллективом, партией, страной новому поколению, новым отрядам рабочих кадров. В. БОНДАРЕНКО. В топливном цехе каждого новичка встречают с большим пониманием: был парень в одном коллективе, школьном, теперь попал в производственный. Здесь другие нормы отношений. На собрании цеха мастер предлагает опытному, умеющему производственнику взять шефство над новичком. И учат, пока парень не сдаст на второй разряд. Но и потом с него «глаз не спускают». В цехе царит атмосфера доброжелательности. Помимо общих технических занятий, для молодых рабочих ветераны проводят школы передового опыта. А поучиться здесь есть у кого. Т. С. Лемешко, В. И. Савин, Василий и Виктор Сомовы, В. Ф. Голенков, В. П. Семенюк, А. А. Яковенко и другие. Многие из них зовутся гордо: «Мастер—золотые руки». Ну, а если случается какое-то нарушение дисциплины у начинающего, то на цехкоме с ним разговаривают. «Но, — подчеркивает председатель цехкома В. А. Дроздов, — не ругаем, а терпеливо объясняем, что стоит за нарушением». Вот так, на всем периоде формирования молодого рабочего рядом с ним находится чуткий воспитатель — сплоченный в труде коллектив. НА СНИМКЕ: наставники В. А. Сомов (слева) и В. И. Савин (справа) беседуют с учеником Сергеем Бальченко, В коллективе локомотивного депо Карасук | $ накоплен некоторый опыт по организации на- г | ставничества. Сегодня наша газета пригласила | | к разговору о становлении молодого рабочего г | опытных наставников коллектива, секретаря | $ парткома депо, молодых рабочих, прошедших ? I первую трудовую школу под руководством стар- ь 5 щих коллег. г По неоплатному долгу Виктор Александрович Бондаренко — машинист I класса, ударник коммунистического труда, наставник молодежи. На транспорте с 1958 года. За 12 лет работы в депо Карасук многим помощникам машинистов дал путевку в самостоятельную жизнь. Коммунисты цеха эксплуатации избрали его своим секретарем. Наставник! Когда я слышу это слово, в памяти моей возникает прошлое — дни моей юности. Только что демобилизованный солдат, еще в солдатском обмундировании, я первый раз поднялся в будку паровоза в должности кочегара. Как я себя чувствовал в этот момент, помнится до сих пор. С одной стороны, чувство беспомощности и растерянности перед этой, как мне тогда казалось, мощной и сложной машиной. С другой — чувство гордости за себя: вот, мол, какую работу доверили мне! В будке паровоза меня встретил пожилой уже, среднего роста мужчина. — Ко мне кочегаром? — спросил он, окидывая меня оценивающим взглядом. Я растерянно кивнул. — Ну, что ж, хорошо, давай познакомимся, — и он протянул мозолистую, ио удивительно теплую руку. И от этого рукопожатия, от взгляда добрых серых глаз на душе у меня стало тепло и спокойно. Это был мой первый наставник Иван Яковлевич Правосуд, машинист паровоза депо Купино. Я всегда с благодарностью вспомШ паю о нем. Помню свои первые неумелые шаги в трудной работе, когда он спокойно поправлял, если что я делал не так. И удивительно, чувствуя эту повседневную помощь, я очень быстро освоился, работа пошла. И уже через год поехал помощником машиниста. Со многими машинистами я потом ездил, разных встречал людей. Но то, что вложил в меня первый наставник, осталось навсегда — это любовь к локомотиву. И позже, в 1962 году, после окончания Омской технической ■школы, когда в депо Карасук начал осваивать поистине сложную машину — тепловоз, я постоянно чувствовал помощь своих старших товарищей. Слова благодарности адресую машинистам- инструкторам А. П. Никонову, П. С. Отточко, И. М. Кривуте. Это благодаря им я освоил тепловоз и стал машинистом 1 класса, Теперь, когда со спокойной уверенностью вожу поезда, меня не покидает чувство неоплатного до-, лга перед моими наставниками. I Понимаю, что должен отдать людям то, что от них получил. И вот уже не один из моих бывших помощников самостоятельно водят поезда. Это и Владимир Киденко, и Виктор Сычев, и Андрей Бухмиллер. И все-таки, когда ко мне приходит новый помощник, которому передам все, что могу и знаю, я вспоминаю свой первый урок труда, полученный от Ивана Яковлевича Правосуда. Урок доброжелательности, большой человечности, благородства.
12 декабря 1974 г. № 149 (5007) СЕЛЬСКАЯ НОВЬ 3 - НАМ РАСТИТЬ в локомотивном депо Карасук Н. Н. ТКАЛУН (на снимке слева) — слесарь-дизелист, «Мастер — золотые руки», кавалер ордена Трудового Красного Знамени и других правительственных наград. Весь свой богатейший опыт по ремонту дизелей щедро передает молодежи. За 13 лет работы в депо Николай Николаевич обучил более тридцати молодых рабочих. Один из них — Геннадий Степанович АЛЕКСЕЕВ (справа), который уже сам стал наставником, слесарь высшего, шестого разряда, «Мастер — золотые руки». Всегда ли мы чутки? Не задумываясь, иной раз пожилой человек огулом обвиняет молодежь в безделье, отсутствии цели. В наше время, мол, лучше были, а сейчас «гривы» отпустили да поют под гитару. А посмотреть повнимательнее жто там, где труднее? И во все времена и сейчас? Молодежь! Так что дело не в гриве, а в делах. Огромное большинство молодых — люди что надо. И у нас в депо много парней, на них надежда, за ними будущее депо. Как же мы к ним относимся, как учим? Мы иногда прощаем «старикам» то, что не должны бы прощать. А парнишку за промахи начинаем с вдохноЛ. И. БРЕЖНЕВ. | НАСТАВНИКИ - ЭТО КАДРОВЫЕ РАБОЧИЕ, ОБЛАДА- ? ЮЩИЕ ВЫСОКИМ МАСТЕРСТВОМ, БОГАТЫМ ЖИЗНЕН- I НЫМ ОПЫТОМ, И Я БЫ СКАЗАЛ, ТАЛАНТЛИВЫЕ ПЕДАГО- 5 ГИ. ОНИ ПО ДОБРОЙ ВОЛЕ, ПО ПРИЗВАНИЮ ДУШИ УЧАТ | МОЛОДЕЖЬ ТРУДОЛЮБИЮ, МАСТЕРСТВУ, ВОСПИТЫВА- | ЮТ ЕЕ НА ГЕРОИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЯХ НАШЕГО СЛАВНО- I ГО РАБОЧЕГО КЛАССА... ПЕРЕДАЮТ ЭСТАФЕТУ ТРУДА ИЗ ? НАСТОЯЩЕГО В БУДУЩЕЕ. Быть щедрым вением «разносить». Так не годится! Накричать недолго, а поможет ли? Я всегда в таком случае вспоминаю, каково было мне на его месте. Если он сам увидел брак, понимает, что ошибся, переживает, да еще начальник его «разнесет», то можно и оттолкнуть человека от профессии, отбить охоту хорошо работать. Так оно и бывает иногда. А ему, молодому, нужно показать, что он в коллективе, и что этот коллектив в нем заинтересован. Ему ведь тоже трудно, как и всем, особенно вначале. Вот и должен наставник встать рядом, может, посочувствовать вслух и неназойливо подсказать, как выйти из трудного положения. С подходом помочь, с юморком, но влить в юмор струю серьезности. Это лучше помогает. Человеческое отношение к ученику всегда “было лучшим оружием воспитания. Я в этом убежден и в своей работе всегда беру на вооружение. А наставничество — явление не новое. Ведь раньше нас так и называли: машинист-наставник, потом стали говорить «инструктор». Суть осталась та же: воспитывать, растить рабочего человека, требовательно, но заботливо учить. В. ФРОЛОВ, машинист-инструктор. Ничего так не привлекает в человеке, как знания и умение. Но только — когда эти качества сочетаются со щедростью, со способностью человека безвозмездно делиться ими с другими. Это я и считаю главным в наставничестве. Уже больше двадцати лет я работаю. Кого я особенно запомнил? Сначала школьных учителей. Потом В. П. Август учил меня держать молоток, а А. Д. Кортышко — азам электричества. Еще своим наставником считаю Г. И. Седунова. Теперь я уже сам обучаю молодых, учу всему, что умею сам. И всегда помню: то, что для меня просто, для них важно и ново. За 8 последних лет я обучил семь учеников. Например, Виктор Антоненко уже из слесарей помощником машиниста стал. Хороший парень, жадный до знаний и работы. Но наставничество я еще так понимаю: учи не только того, кто за тобой закреплен. Все, что делается в цехе, все непосредственно тебя касается. Ты человек с опытом, многое умеешь, знаешь, понимаешь. Не держи этого при себе, пусть тебе до всего в коллективе будет дело. И это пример для молодых. Н. СНЕГУР, слесарь, «Мастер—золотые руки». Я за требовательность Разговор о наставничестве возник не случайно. Работая второй год инструктором, замечаю, как много у молодежи возникает вопросов, причем грамотных вопрсов. У ребят есть цель — стать машинистом. И мы должны их поддерживать, помочь полюбить профессию, которую любим сами. Я за то, чтобы наставник был требовательным. Стараюсь объяВ Кулундинской техшколе свою специальность помощни- । ка машиниста я узнал теоре- । тически. А научили меня практической работе машинисты 1 нашего депо. Несколько пер- ! вых месяцев я ездил с машинистом Алексеем Федоровичем Погребным. Он особенно нажимал на правильность выполнения правил технической эксплуатации и инструкций. Подробно рассказывал и показывал, как подходить к станции, проезжать сигналы. На остановках я засыпал его вопросами, он обстоятельно, неторопливо все объяснял. Под его руководством теория крепко сживалась с практикой. Стал чувствовать машину. Через полтора года меня перевели на пассажирские поезда. Работа сложнее, ответственнее — возим людей. И тут мне повезло: стал ездить с машинистом Виктором Никитичем Павловым. Он меня познакомил с новым пассажирским тепловозом ТЭП-60. Все, что сам зиял, передавал мне. Наталкивал на то, чтобы я искал в книгах, если непонятно. Требовал досконального знания машины. Он умеет попросту, по-свойски поговорить, но это не мешает ему быть требовательным. Меня всегда подбадривает его заинтересованность во мне. Думается, недоснить каждую, даже небольшую ошибку, потому что у машиниста и его помощника нет в работе мелочей. То, что ребятам иногда кажется незначительным, на мой взгляд инструктора, стоит внимания. Как-то после разбора поездки машинист Никитенко жаловался товарищам: Бартош придирается по мелочам. Но я на своем стою: на ошибки указывать нужно, чтобы они не статочно только хотеть стать хорошим машинистом. Нужно еще, чтобы тебе помогли, чтобы такой специалист, как В, Н. Павлов принял у тебя «зачет на прочность». А. ФОФАНОВ, помощник машиниста. НА СНИМКЕ: А. Фофанов. повторялись. Другой разговор, как указывать. Думаю, что наставник только тогда имеет право так называться, когда учить будет с большим тактом. Но не всякого опытного можно считать . наставником, не всякому можно доверить молодежь. Проработает иной двадцать лет на транспорте, а не подступишься к нему, заносится, сам, мол, все знаю. Такой не научит. Молодежь должна видеть нашу заботу, наше искреннее желание ей помочь. Человек в коллективе воспитывается. И нужно, чтобы этот коллектив к нему хорошо относился. Чтобы в лице наставника молодой рабочий видел представителя большого коллектива, которому он’ нужен. Н. БАРТОШ, машинист-инструктор. Буду железнодорожником Когда пришел в локомотивное депо, я оказался счастливчиком. В этом непривычном для меня мире — после окончания средней школы — сразу был окружен вниманием и добротой старых рабочих. Это они помогли мне сделать первые, самые трудные шаги в профессии. Это они научили меня смотреть на мир глазами советского рабочего. Начал с ученика слесаря. Вначале удивлялся быстроте и ловкости рук моих наставников. Когда попробовал делать, как они,-оказалось намного сложнее, чем я предполагал. Но мне здоЧтобы иметь право сказать ученику: «Делай, как я», нарово помогали: «Смотри, Сергей, как это делается!». И сразу и объяснение и показ. Спустя немного я уже кое-что делал. Конечно, не так, как старшие, но что-то уже пох жее. Потом мне присвоили первый разряд. И этому чуть не больше меня радовались мои учителя Виктор Анфилофьевич Сомов и Владимир Иванович Савин. Теперь я уже с большей уверенностью делаю свою работу. Получил второй разряд слесаря-топливника. Работаю почти самостоятельно, «Почти» — потому ставник должен, во-первых, знать свое дело досконально, во- вторых, иметь большое желание передать эти знания. Это с полным правом можно сказать о машинисте Тимофее Павловиче ТУПИЦЫНЕ. С основания депо Карасук он здесь водит поезда. Награжден Ленинской юбилейной медалью «За доблестный труд». Человек высокой дисциплины и самодисциплины, с большим чувством долга. Потому ему доверяют «обкатку» молодых помощников машинистов. Тимофей Павлович иной раз и дотошным бывает, требуя от помощника лучших знаний, большего умения. За это ему ребята, став специалистами, очень благодарны. НА СНИМКЕ: машинист Тимофей Павлович ТУПИЦЫН, ветеран депо, наставник молодежи, перед очередным рейсом с помощником машиниста Винтером НОЧЕВНИКОМ. Фото И. ТОЛСТИКОВА. что в трудную минуту все равно обращаюсь к своим наставникам. А они остаются все такими же доброжелательными. Профессия слесаря в наше время обычна. Но когда ты работаешь рядом с такими людьми, то кажется, что не променял бы ее ни на какую другую. Учусь заочно в железнодорожном техникуме. Решил навсегда остаться на транспорте. И в этом убедили меня мои добрые наставники. С. БАЛЬЧЕНКО, слесарь-топливник.
elibrary.ngonb.ruRkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2