ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! ПЕРВЫМИ В ОБЛАСТИ На утро 3 октября район первым в области выполнил план взмета зяби в количестве 79 тысяч гектаров. Наибольший вклад в успех района внесли пахари колхозов «Новая семья», им. Карла Маркса, им. Ленина, совхоза Калачинского. Заготовка земли под урожай будущего года продолжается. ОРГАН КАРАСУКСКОГО РАЙКОМА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Газета выходит с 1930 года СУББОТА, 5 октября 1974 г. № 120 (4978). Цена 2 коп. В Совете Министров СССР Проекты Государственного плана развития народного хозяйства СССР и Государственного бюджета СССР на 1975 год рассмотрены на заседании Совета Министров,, которое состоялось 1—2 октября. На заседании выступил с большой тарь нев, лиз ших народного хозяйства на 1971 — 1975 годы и поставил задачи по успешному завершению выполнения заданий пятилетнего плана. Народное хозяйство страны, отметил тов. Л. И. Брежнев, последовательно развивается в соответствии с курсом, определенным XXIV съездом КПСС. За прошедший период текущей пятилетки достигнуты большие успехи в развитии экономики страны. Неуклонно повышается уро- Вень жизни народа, значительно озросли среднемесячная заработная плата рабочих и служащих и оплата труда колхозников. В больших масштабах веречью Генеральный секре- ЦК КПСС тов. Л. И. Бреж- который дал глубокий ана- хода выполнения важней- показателей плана развития дется в стране жилищное строительство, а также строительство школ, больниц и объектов коммунально-бытового назначения. Последовательно осуществляются и другие мероприятия социальной программы, намеченной XXIV съездом КПСС. В своем выступлении тов. Л. И. Брежнев отметил имеющиеся недостатки в работе отдельных министерств и ведомств. Он высказал ряд соображений по вопросам, связанным с повышением эффективности общественного производства, ускорением ввода в действие производственных мощностей и их освоения, более полным использованием внутрихозяйственных резервов, ростом производительности труда, повышением технического уровня, улучшением качества продукции. Тов. Л. И. Брежнев остановился на вопросах дальнейшего развития сельского хозяйства, подчеркнул необходимость расширения жилищного строительства и осуществления других социальных мероприятий. В состоявшемся на заседании широком обсуждении проектов плана бюджета приняли участие заместители Председателя Совета Министров СССР, председатели советов министров союзных республик, министры и другие члены правительства СССР. Совет Министров СССР поручил Президиуму Совета Министров СССР рассмотреть с участием председателей советов министров союзных республик, министров и руководителей ведомств СССР проекты плана и бюджета на 1975 год по каждой союзной республике, министерству и ведомству и высказанные на заседании предложения и замечания по этим проектам. В заключение на заседании выступил с речью Председатель Совета Министров СССР тОв. А. Н. Косыгин, который подвел итоги состоявшегося обсуждения, остановился на ряде важных проблем развития народного хозяйства, особо подчеркнув большое значение задач, поставленных в выступлении тов. Л. И. Брежнева. (ТАСС). Молния > $ Вчера из колхоза «Маяк Ильича» пришла ра- » { достная весть. Механизатор Евгений ДЕТЦЕЛЬ { / первым в районе, а возможно и в области, до- } и стиг рекордной выработки — на «Кировце» под- 5 ' нял более 2 тысяч га плоскорезной зяби! \ I Горячо поздравляем ударника пятилетки с $ { замечательной победой, желаем новых трудовых * \ успехов! ' Т Правофланговые Т | ПЯТИЛЕТКЕ“ Редакция га- | УДАРНЫМ ТРУД! зеты „Сельская I С Вас будем Уважаемая Мария Николаевна Махметова! Мы, учащиеся села Покровки Рождественской восьмилетней школы, с большой радостью узнали о 'том, что Вы справились с высоким обязательством — первыми в районе надоили с начала года по 30 центнеров молока от каждой коровы своей групбрать пример пы. Поздравляем с победой и гордимся вашими трудовыми успехами. Будем брать пример с Вас: учиться еще лучше, чтобы успешно закончить учебный год. К этому поздравлению присоединяются ваши дети Петя, Валя, Люда и Галя, которые хорошо учатся и являются примером для других учеников. Желаем вам, Мария Николаевна, крепкого здоровья и новых трудовых успехов, чтобы достигли намеченной цели: получили за год от каждой коровы по 33 центнера молока. По поручению учащихся Рождественского интерната В. МУ- КУШЕВА, В. САВЕНОН, А. МУ- НУШЕВ и Н. БУБЛИК. новь“ присуждает вымпел трудовой, славы за высокие производственные показатели, до ст и гнут ые во Всесоюзном соревновании в четвертом, определ я-ющем году пятилетки; | ДЕТЦЕЛЮ Евгению Климентьевичу, механизатору колхоза I | «Маяк Ильича». | | Евгений во многом олицетворяет тип земледельца нашего 1 | современного социалистического сельского хозяйства. Он —ме- | | ханизатор широкого профиля. Умело управляет как зерновым. | ? комбайном, так и разными марками тракторов. За короткое » « ТЛ? с 21ачале уб0рки скосил 315 га зерновых жаткой | ЖВН-6. Перейдя на взмет зяби, изо дня в день добивался $ « высокой выработки. Его степной богатырь «К-700» не знал | ? простоев. Активно участвуя в соревновании пахарей района, 5 Евгении Климентьевич уже вспахал более 2 тысяч га земли. Неуапаковнн.ость, инициативность и большое трудолюбие отличает благодатских земледельцев во всех делах, что касается урожая, его стабилизации и повышения. Нынешняя осень, тот урожай, который собрали полеводы, еще раз показали, что труды их не прошли даром. При жестокой засухе хозяйство взяло на круг по 12 ц зерна с гектара. Это заметный успех земледельцев, подтверждающий их 3 генеральную линию в полеводстве — совершенствование почвозащитного комплекса с оптимальной долей пара, научнообоснованный севооборот и т. п. В народе справедливо говорят, что колос будущего урожая наливается с осени. Лишь только первые поля освобождались от соломы, на них выходили тракторы с плоскорезами. Нынче мы более творчески, чем раньше, подошли к каждому полю, выбирая тактику вспашки. Многолетний опыт подсказал нам, что на солонцовых участках желательна глубокая на 22—25 см плоскорезная . обработка. На такие поля пускались глубокорыхлители КПГ- 250. Этим орудием мы готовим почву и под посев кукурузы. УРОЖАЮ-75—ПРОЧНУЮ ОСНОВУ Чтобы плодотворней была нива Плужная, отвальная пахота не применяется у нас даже на пропашных. Остальные площади обработаны плоскорезами на глубину 12—14 см. Определяя тактику обработки, хозяйство стремилось заготовить зябь не вообще, а раннюю. У нас немало августовской, а весь плановый клин осенней вспашки был подготовлен к концу второй декады сентября. Используя погожее время и то боевое социалистическое соревнование, которое развернулось среди пахарей, правление колхоза решило заготовить зябь под весь яровой клин. По расчетам, с этой задачей мы должны справиться к 10 октября. Отлично трудятся на вспашке зяби молодой механизатор Владимир Васильев, опытный Анатолий Карась и Андрей Андреевич Пиникер с четвертьвековым стажем хлебороба. Благодаря вот таким честным работникам хозяйство имеет много качественной зяби. Нынешняя осень создала определенные трудности'с засыпкой семян. Но все же хлеборобы сумели заготовить неплохой посевной материал. Половина семян прошла уже исследование в госсеминспекции и аттестована вторым классом. Думаю, что и остальное-зерно будет не хуже. Хозяйскую заботу проявили работники мехтока И. Золотов и А. Обухов, своевременно и качественно подработавшие семфонды. Определенную роль в стабилизации урожая нынче сыграла колхозная агрохимлаборатория. Данные анализов на запасы влаги и питательных веществ перед севом позволили более точно определиться с внесением минеральных удобрений и севом культур. Сейчас агрохимлаборатория готовится к взятию анализов почвы перед уходом полей в зиму. Если раньше многие образцы проб мы направляли в Ваган, то нынче определять наличие основных элементов в почве (фосфор, -азот и калий) будем в своей АХЛ. Под урожай будущего года мы имеем 30 тонн минеральных удобрений и думаем еще приобрести 120 тонн. Несомненно, внесение удобрений даст существенную прибавку. Большое внимание уделяем местному резерву повышения плодородия земли — перегною. Его намечено вывезти под урожай-75 не менее 10 тысяч тонн. Постепенно входит в зимний ритм подготовки техники мастерская. На ремонте находятся два трактора. Приступили к восстановлению и комбайнов. Первым начал -готовить свой «степной корабль» Михаил Петрович Макаренко. До снегозадержания еще далеко. Но об этом важном агромероприятии серьезно думает и инженерная служба. Известно, что накопление снега — важный резерв повышения урожайности. Но те методы, которые мы применяем при снегозадержании, не всегда эффектны. Нынче думаем сами сделать оригинальный уплотнитель — валкователь снега, описанный в журнале «Земля сибирская, дальневосточная» в № 9 за 1973 год. Принцип его в том, что он полосою уплотняет снег, не оголяя землю, и сулит прибавку урожая до 2,5 ц с га. Надеемся, что механизаторы во главе с гл. инженером колхоза Н. Писаренко сделают 1—2 таких валкователя снега., Урожай складывается из многих факторов. Максимально использовать каждый из них, чтобы в завершающем году пятилетки получить высокий^ сбор всех культур, — к этому стремятся земледельцы колхоза им.- Тельмана. Е. БЕНДЕР, гл. агроном колхоза.
2 СЕЛЬСКАЯ НОВЬ 5 октября 1974 г. № 120 (4978). И СНОВА ЧЬЯ-ТО МАЛЕНЬКАЯ ЖИЗНЬ Ваш благородный труд Учитель в нашей стране — одна из самых почетных, уважаемых народом и в то же время сложных профессий. «Учитель работает над самой ответственной задачей — он формирует человека», — писал М. 14. Калинин. Советский педагог вошел в биографию новых поколений как сеятель знаний и воспитатель идейно убежденных граждан Страны Советов. Коммунистическая партия неизменно проявляет огромную заботу о наставниках подрастающего поколения — надежных помощниках в ее воспитательной деятельности. Непрерывное повышение уровня образования — один из главных факторов развития страны в условиях научно-технического и социального прогресса. На десятую пятилетку намечена широкая программа дальнейшего всестороннего развития народного образования. Добиваться прочного сплава убеждений, действий и знаний — благородная задача учительства. Главное внимание всех звеньев народного образования сейчас направлено на всемерное совершенствование учебно-воспитательного процесса, повыСОЛДАТ ВЕЛИКОЙ АРМИИ Время неумолимо отсчитывает Годы, уже приближается к цифре 50. Что поделаешь, время не - остановишь! 50 лет за плечами у Сергея Ивановича Бровченко, 29 лет педагогической деятельности. Но путь этот црожит хорошо, честно, всегда на линии огня. С 1942 по 1*947 — годы военных лет. Нелегким был путь солдата, прошедшего Польшу, Венгрию, Австрию, Чехословакию. Ветераном войны и труда называют сейчас его коллеги и ученики. Интересны беседы Сергея Ивановича с ребятами: о Северо-Западном, Первом и Втором Украинской! фронтах, Сандомирсжом плацдарме. Служил Сергей Иванович в воздушно-десантных войсках. Интересно ребятам беседовать с челове-_ ком, который в военные годы совершил пятнадцать боевых прыжков с парашютом. В марте 1947 года солдат Когда-то шел большой спор между «физиками и лириками». Учителя математики всегда представляются строгими и несколько суховатыми. Но вот ничего подобного не скажешь о Федоре Яковлевиче Деревян- кине, преподавателе математики в старших классах Благо- датской средней школы: в нем уживается «физик и лирик». Увлеченный своим трудным предметом, Федор Яковлевич умеет увлечь им и ребят. Его воспитанники никогда не имеют «завалов» по математике при поступлении в вузы и техникумы. Не часто встретишь учителя математики, у которого по предмету стопроцентная шение теоретического и идейнополитического уровня преподавания в свете поставленных XXIV съездом партии задач, важнейшей из которых является завершение перехода ко всеобщему среднему образованию. С этой почетной задачей успешно справляется большинство коллективов школ нашего района. В минувшем учебном году 26 начальных школ закончили год с полной успеваемостью. Бровченко демобилизовался. • Боевые награды украшали его грудь. Совсем еще молодым учителем переступил порог школы в селе Кав-куй. Он ясно представлял себе, чему будет учить ребят. Дети чем-то походят друг на друга, но у них . разные характеры и часто сложные судьбы. И дорога к их сердцу открыта лишь людям доброго ума и большой души. Основное в труде педагога—это хорошо знать свой предмет, быть справедливым в высшей степени, не бояться признаться ученикам, что чего-то не знаешь. Таков принцип Сергея Ивановича. Вот уже много лет ведет он уроки математики в Карасукской средней школе «V» 1. Много трудностей было на пути. Война помешала в свое время зажон^ нить институт, пришлось сочетать учительскую работу с заочной учебой в пединституте. И математика и песня успеваемость. Деловой и энергичный, Федор Яковлевич умеет довести до сознания своих учеников, что в наш век науки и технического прогресса без знания математики человек беден. И другое большое и щедрое умение привлекает к Федору Яковлевичу ребят и взрослых: музыка, художественная самодеятельность. В школе есть хор и есть вокально-инструментальный ансамбль. Здесь, конечно, люди, влюбленные в музыку, в современные ритмы, Школы: Карасартовская средняя (директор Б. Т. Кабулов), Ши- ловокурьинская восьмилетняя (директор И. К. Дарькин), Калачинская восьмилетняя (директор Н. Т. Захарчук), Богословская восьмилетняя (директор К. П. Збарская), Дзержинская восьмилетняя (бывший директор В. В. Зорин) — обеспечили перевод в следующий класс всех учащихся. На высоком профессиональном уровне, с отличными результатами ведут преподавание многие и многие учителя района. Среди них Т. В. Семи- зарова и Л. В. Прокопенко, Р. П. Спесивцева и Д. Г. Суббота, 3. И. Неваева и Н. Л. Кашеварова и многие другие. В День учителя страна чествует человека самоотверженного труда, который свои знания, теплоту сердца и педагогическое мастерство отдает великому делу воспитания знающих, умелых, идейно закаленных созидателей нового общества. Районный отдел народного образования сердечно поздравляет всех учителей района с праздником и желает успехов в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, крепкого здоровья, личного счастья. Теперь все позади. За плечами большой стаж работы, институт. Двое детей выросли, закончили высшие учебные заведения. Можно пожить и Для себя, а он не ищет тишины и покоя. Последние шесть лет Сергей Иванович работает завучем школы. Чуткий и отзывчивый, он пользуется любовью и уважением и учителей и учеников. Рядовой солдат великой армии учителей, С. И. Бровченко награжден значком «Отличник народного просвещения», Юбилейной Ленинской медалью «За доблестный труд». В этот торжественный день— День учителя и в 50-летний юбилей желаем Вам, дорогой Сергей Иванович, крепкого здоровья, творческих сил, больших успехов в воспитании молодежи! А. АХИЛОВА, организатор внеклассной работы средней школы № 1. в своего руководителя. Самодеятельностью в школе успешно руководит он. В прошлом году коллектив Благодатской средней школы занял второе место на районном смотре художественной самодеятельности. В прошлые годы много сил отдавал Федор Яковлевич и сельской самодеятельности, и в детском садике обучал малышей музыке. Ф. Я. Деревянкин всю свою жизнь напряженно трудится, он уже отметил свое пятидесятилетие. А энергии у него НА СНИМКЕ: один из опытнейших педагогов Карасукской восьмилетней школы № 1 преподаватель математики Анастасия Ивановна Прасолова с дочерью Аллой. КУЗНИЦА КАДРОВ УЧИТЕЛЕЙ Исполнилось-10 лет, как в Ка- расуке было открыто -педучилище. Эта -своеобразная кузница педагогических кадров выпустила из своих стен не одну сотню специалистов для школ и детских учреждений. Все эти 10 лет руководит училищем умелый педагог коммунист С. В. Володюшкин. А. Г. Овдиенко 9 лет является заместителем директора по учебно- воспитательной работе. Все это десятилетие бессменно работают в педучилище А. А. Щербанева — преподаватель музыки и пения, А. Т. Швырева — препода- 'ватель математики, В. В. Морозов — преподаватель рисования,. А. П. Морозова — зав. педкаби- нетом, Н. Г. Лазурно — преподаватель истории и обществоведения. Подавляющее большинство учителей отличается высокой степенью ответственности, умением довести учебный материал до студентов. Из 71 педагога, работающего в училище, 52 специалиста имеют высшее образование, некоторые прошли и проходят переподготовку на курсах повышения квалификации, организованных Министерством просвещения СССР. Определяющее влияние на результаты работы оказывают партийная, комсомольская и профсоюзная организации. В практике партийной и комсомольской работы педучилища можно встретиться с такими формами работы, как открытые собрания, разработка различных смотров-конкурсов, расширенные совещания актива и т. д. Все эти перечисленные условия позволили за последний год поднять успеваемость до 99,7 проц. На сегодняшнее чисмного! Всегда класс, где он классным руководителем, организован, целеустремлен, и любые призовые места в школе—9 за ним. В это лето семиклассники с Федором Яковлевичем съездили в Ульяновск, на родину В. И. Ленина. «Разумное, доброе, вечное» несет своим воспитанникам мудрый сельский учитель. Можно не сомневаться в добротности всходов. 3. КРУГЛЯК, завуч Благодатской средней школы. .ло мы имеем 10 человек, которые награждены значком ЦК ВЛКСМ и Министерства высшего и среднего специального оо- разования «За отличную учебу», более 100 комсомольцев отмечены значками «Ленински* зачет», многие награждены значками «Ударник-73», грамотами РК ВЛКСМ и комитета комсомола училища. В. И. Ленин, обращаясь к молодежи, говорил, что процесс учебы должен идти рука об руку с трудом. Мы это всегда помним и стараемся претворить в жизнь. Вот уже второй год у нас образуются 2 студенческих отряда, а в Этом году — даже 3. Общее количество бойцов в этих отрядах за два года составило 135 человек. Заметный вклад вносим каждый год в уборку урожая и проведение субботников. 28 сентября в Доме культуры железнодорожников состоялось торжественное собрание, посвященное ■ 10-летаю училища. Зал был заполнен преподавателями, студентами, нашими выпускниками, гостями, руководителями города и района,- представителями партийных и комсомольских организаций. Перед собравшимися с докладом выступил директор педучилища С. в. Володюшкин. Много теплых слов и пожелании в адрес тысячного коллектива училища высказали секретарь РК КИСС С. 11. Медведко, председатель исполкома, горсовета А. Д. Смирнов, главный инженер дороги Б. С. Колодников, инспектор облоно А. А. Петухов и другие. От имени 2026 молодых специалистов народного образования — выпускников педучилища выступила Н. В. Головина, работающая . сейчас в средней школе № 2 г. Карасука, а от учащихся выпускного курса — Нина Гаген, Лучшим работникам и студен там педучилища были вручены грамоты и ценные подарки облоно, РК КПСС, РК ВЛКСМ, горсовета и училища. Участники собрания посмотрели премьеру документального фильма, который называется «Маше училище» (руководитель любительской киностудии Ф. С, Гюленев) и большой праздничный концерт художественной самодеятельности, подготовленный силами студентов и преподавателей. А впереди,— новые заботы и, надеемся, новые успехи, 1 Н. ИВАНОВ, преподаватель педагогики, секретарь комитета ВЛКСМ Карасукского педучилища.
5 октября 1974 г. № 120 (4978). СЕЛЬСКАЯ НОВЬ' 3 -тгиг г ^-аг-т-,тг-г-»ят-м-м".-——**»—■'иу-ж-п^.-.я'--»тгаа.-тй.патгт.-тп, ■<&-А»^-«д^амийжаг*г>Г-иг-»Г11ПП111 ли—— । ■ — В ТВОИХ РУКАХ СТАНОВИТСЯ БОЛЬШОЙ «Воспитатель— это плодотворный луч солнца для молодой души, который ничем заменить невозможно». к. д. УШИНСКИЙ. РОДНОЙ дом «Учитель! Сколько надо тепла и огня, Чтобы слушали, чтобы верили, Чтобы помнили люди тебя!» Эти слова невольно всплывают. в памяти, когда бываешь в Наво-Иван'овкжой начальной пжо_ ле, которой заведует и в которой ведет четвертый класс Александра Кузьминична Портнова. Уже двенадцатый год работает она учителем, но дело тут не в стаже работы. Теплое и серьезное отношение к детям — вот стиль ее работы, вот что определяет лицо этой школы. В школе три учителя, но тон задает Александра Кузьминична. Спокойно и уверенно ведет она урок. Без .суеты, просто, понятно даются задания детям. Нужное, посильное дело для ребят, маленькие знают, что у них получится все, если постараться. Такую уверенность вселила в них учительница. Деловито ведут наблюдения за погодой, отмечают . в календаре; стараются правильно разговариПамятные, умные уроки Проаиализир'О®ав ¡итоги учебного года, педколлектив средней школы № 2 пришел к выводу, что мы вполне готовы повышать эффективность уроков и всех во<спитательных мероприятии с таким расчетом, чтобы в недалеком будущем добиться ликвидации (второгодничества. Многие учителя из года в год работают без второгодников. Школа гордится такими преподавателями — мастерами педагогического труда, как Зоя Петровна Деревнина. Более 30 лет преподает она русский язык и литературу. Много и плодотворно работа- вать; чтобы держалось в классе лето, ухаживают за цветами. Обязательно опрятны, не забывают в четвертом классе надеть красный галстук. Знают и исполняют искренне законы юных ленинце®. «Учиться на совесть», «Ученье — наш главный труд» — естественный девиз этого небольшого коллектива. Детям тепло и уютно в школе, они здесь живут и работают в полную свою силу. Заканчивается урок, они выходят в коридор, шумно играют. Но нет тут бессмысленной суеты, криков, толкотни, как* не бывает этого в хорошей семье. Конечно, так поставила здесь издавна Александра Кузьминична. Школа интересно и со вкусом оформлена, полный порядок во дворе. И воспитанники ее идут сюда-с большой радостью. Сельская учительница Александра Кузьминична сумела сделать школу любимым домом для ребят. Н. СЫСОЕВА. ет она, воспитывая интерес у детей к учению. Экономно использует каждую минуту на уроке, тщательно учитывает и умело поощряет работу детей. Она дает задание всему классу, а дополнительные — тем, кто раньше выполняет основную работу. Большой удельный вес в учебном процессе Зоя Петровна отводит само(стоятельиой работе учащихся на уроке. Ее уроки уплотнены. Особое внимание уделяет тематическому планированию. На протяжении последних лет Зоя Петровна проводит систематическую работу со слабыми, менее прилежными и менее 29 лет отдала школе и самым маленьким ученикам Нина Лукьянова КАШЕВАРОВА, учительница железнодорожной школы № 176. Вдумчивый методист, она много лет руководила кустовой секцией учителей начальных классов. И сейчас товарищи постоянно обращаются к ней за помощью. Нина Лукьяновна всегда от души поможет, подскажет, спросит, понятно ли. Большой души, заботливый человек, она несколько лет была председателем местного комитета школы. Неоднократно поощрялась за хорошую педагогическую работу, награждена значком «Отличник народного просвещения», Юбилейной Ленинской медалью. Нину Лукьяновну очень любят дети, ценят родители. Ее «выпускников» с удовольствием берут классные руководители старших классов. Вежливость и скромность, стремление много знать и уметь воспитывает она в своих учениках. НА СНИМКЕ: Н. Л. Кашеварова на уроке в 1 классе. Фото И. ТОЛСТИКОВА. В класс вошла серьезная учительница, начался урок истории. Увлекшись рассказом о первобытно-общинном строе, класс не заметил, как прозвенел звонок. Таким он был, первый урок Нины Михайловны Васильевой в нашем классе. С тех пор прошло 4 года, а история осталась для меня самым любимым предметом. Нина Михайловна приноси-ла всегда новое, увлекательное. Даже голос у нее таинственный, слушаем ее (рассказ, затаив дыхание. В глубину времен и народов уводит нас этот голос. Все в рассказе учительницы понятно, ярко. Не выучить историю просто стыдно, спросит с нас Нина Михайловна стросообразительными учениками? Когда изучается и закрепляется новый материал, этих учащихся обязательно вызывает, чтобы узнать, как они будут самостоятельно выполнять работу; перед началом следующего урока проверяет, как они справились с работой. Разнообразны, насыщены активной деятельностью уроки учительницы русского языка и литературы Зои Петровны Де- ревниной, поэтому ее учащиеся переходят из класса в класс с полной успеваемостью. Н. НАРОЖНАЯ, завуч средней школы № 2. го. В уроке даже отстающие ребята, и те принимают уча- •стие. Вот мы изучали Древнюю Грецию. Нина Михайловна рассказывает о раскопках, в них она сама 2 года принимала участие. Запомнился урок изучения Парижской Коммуны. Заранее ученики получили задание, и на уроке к доске выходили» «коммунары» в красных . косынках, с алыми гвоздиками на груди. Они рассказывали о пламенных борцах Парижа, и это запоминалось лучше: перед нами ярко вставали огненные дни Коммуны, каждый прочувствовал ее подвиг. Строки из писем ОТ ЧИСТОГО СЕРДЦА День учителя... Какой волнующий и радостный праздник для учителей и, конечно, для учеников, как бывших, так и нынешних. Учитель! Сколько доброты, тепла и ласки в этом слове. Перефразируя слова А. М. Горького, можно сказать: «Учитель — это звучит гордо!» Действительно, без учителя не было бы врача, инженера, геолога, ведь профессия педагога — всему основа. От имени всех бывших выпускников Троицкой средней школы я сегодня говорю большое спасибо вам, дорогие наши учителя! Спасибо за все, что вы нам дали. Мы слишком поздно начиТы в жизнь мою вошла А как мы изучали тему культуры 19 века! Картины великих художников, музыка композиторов Могучей кучки —все было на уроке. И у многих из нас возникла потребность еще и еще читать об этих славных страницах русской истории. Вот как нас учит Нина Михайловна! Она из тех людей, которых мы запомним на всю жизнь. Требовательная и строгая, добрад и душевная, отдаст нам, своим ученикам, очень много, чтобы мы не просто были людьми, а каждый стал личностью. . Всего самого хорошего и светлого мы желаем нашей Нине Михайловне. Л. БАГАН, ученица 9 класса средней школы № 2. наем понимать, что значит для нас учитель, школа. И только уходя навсегда из ее стен, ощущаешь боль и тоску. Это тоска по школе, как по родйому дому... В этот день мне хочется поздравить моего первого учителя Т. А. Фурсенко, учителя математики А. 3. Безухова и других учителей, отдающих сердце и душу детям, и пожелать им здоровья и успехов в педагогической работе. С. ЛИСИЦКАЯ, студентка филологического факультета НГПИ. г. Новосибирск. <3 МУЗЫКАЛЬНОЙ школе ■-* одним из самых трудных предметов считается сольфеджио. Умение пропеть нотный текст с листа, записать нотными знаками услышанную мелодию, разобраться в звучании аккомпанемента — все это приходит к ученику после долгого и упорного труда. Кроме того, многие -родители да и сами ученики считают главным предметом специальность, то есть умение играть на инструменте, а сольфеджио — второстепенным. Преодолеть эти трудности, заставить полю-, бить свой предмет, увлечь им удается не всем. Но вот преподавателю сольфеджио музыкальной школы Светлане Дмитриевне Ефременко это удается. Бывшая выпускница нашей школы, после окончания теоретического отделения Павлодарского музыкального училища вернулась она в свою школу. Вначале к новой учительнице ребята отнеслись насторожённо: очень строгая, много спрашивает. Но уже через год ребята, оказавшись у другого учителя, с большой неохотой расставались со Светланой Дмитриевной. Строгая, внешне суховатая, очень требовательная, Светлана Дмитриевна прочно завоевала» любовь ребят своим глубоким знанием предмета, энергией, большой, настоящей любовью к детям, Ее правота Учитель сольфеджио подкупает. На ее уроках нельзя быть равнодушным. Занятия продуманы, ведутся на большом подъеме в энергичном темпе. В работе участвует весь класс. Вопросы, ответы, новые задания подаются очень быстро, требуют активной, творческой работы. Незаметно для себя включаешься в работу, первое впечатление — строгость и требовательность — отступают на второй план, видно лишь вдохновение и творчество. И недаром успеваемость в группах Светланы Дмитриевны очень высокая. На прошедшем в прошлом году методическом смотре ее работа признана лучшей и рекомендована для изучения в музыкальных школах Новосибирской области, а сама она руководит теоретической секцией. Много участия уделяет Светлана Дмитриевна нашим филиалам в Хорошем и Черной Курье. К ней обращаются за советом. Сама она, часто приезжая туДа, . знает, что спросить, что проверить. Работать с С. Д. Ефременко интересно. Ее педагогические способности, энергичность делают ее очень нужным челове- ■ ком в школе. Она же всегда способна помочь и товарищам и ученикам, прийти на выручку. Безграничным уважением пользуется Светлана Дмитриевна у всех, кто с ней работает, кого она учит. П. БРОСЛАВСКИЙ, зам. директора детской музыкальной школы. За окном осень. Березки переоделись в красные и желтые сарафаны, осинки дрожат верхушками, машут вслед убегающим электричкам. Выхожу на ближайшей станции. Здесь можно побродить, шурша опавшими листьями, золотом осени, здесь легко дышится, легко мечтается... Мысли сегодня возвращаются туда, где росла, в тот уголок земли, где впервые сложила из букв слова «мама» и «Родина», где прозвенел последний школьный звонок. Он был тогда нарядным, украшенным большущим бантом... И вот уже позади наша милая восьмилетняя № 176. Ты вошла в мою жизнь ярким, солнечным детством. О выборе единственной профессии много говорили, спорили. У кого-то мечта сбылась. Я пошла работать. А вечерами снова открывала передо мной свои двери школа, теперь уже ШРМ № 32. И снова рядом был учитель. Сколько же нужно иметь воли, силы, терпения, чтобы к каждому, именно к каждому найти «ключик»! Скольким ты указала дорогу, сколько благодарных тебе людей живет на земле! Чем старше мы становимся, тем больше ощущаем к тебе признательности. Я очень благодарна коллективу школы рабочей молодежи № 32, директору этой «школы Раисе Дмитриевне Казодаевой. Это благодаря им, их настойчивости я получила среднее образование. Много дает среднее. Я легко освоила профессию прессовщицы клеильных полуавтоматов, а через два месяца выдержала экзамены на фрезеровщицу доро- жильных машин. Сейчас работаю на Московской карандашной фабрике. ШРМ № 32 окончила в 1972 году. ...Я все брожу и брожу по шуршащим листьям. Все вытесняет большое чувство благодарности к моим далеким теперь наставникам. Хочется сказать им спасибо лично, но их нет рядом. Пусть это сделает почта. Валентина ОРИШАК, выпускница ШРМ № 32, бывшая староста 11 класса, г. Москва. ,
elibrary.ngonb.ruRkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2