Сельская новь, 1974, № 105

Высокопроизводительно использовать технику на обмолоте, беречь каждую погожую минуту—боевая задача механизаторов. ВСЕ СИЛЫ НА ЗАВЕРШЕНИЕ УБОРКИ В БЛИЖАЙШИЕ ДНИ! Здравствуй, школа! И снова первый школьный звонок. Для любого мальчиш ки и девчонки, будь он во втором или девятом классе, %тя начинающего учителя или имеющего большой стаж, для ро дителей школьников — »то самый волнующий-и радостный день в году. Снова в школу! Где интересные уроки и увлека тельные дела в пионерской и комсомольской организациях —для ребят. Где большой ежедневный творческий труд, кро потливые поиски и радостные находки — для учителей. Около десяти тысяч ребят и более 700 учителей сельских, городских и железнодорожных школ Карасукского района на чинают свою работу. Этот учебный год позволит почти пол ностью завершить переход ко всеобщему среднему образова нию. Материальная база школ улучшается, . большее число их должно перейти на кабинетную систему.- В текущем году вступят в строй новые школы в селах Кукарке и Александ- I. ровке, начнут строить в Студеном и Рождественке, продол жат — в Черной Курье. Новые школьные интернаты появят ся в Морозовке, Благодатном, Белом, в Ирбизино, Троицком. Это позволит закрыть некоторые малокомплектные начальные ■ школы. Отдохнувшие, полные анергии, начнут ребята учебу. Под ведут итоги летнего труда, отдыха, походов и возьмутся за выполнение наказов XVII съезда комсомола и VI Всесоюзного ) слета пионеров в Артеке. • ) Учителя нашего района уже откликнулись на пламенное обращение учителей Белгородской области ко всем педагоги ческим коллективам Российской Федерации, в котором гово- 1 рится: «Сознавая свою высокую ответственность, стремясь 1 конкретными делами ответить на заботу партии и народа, мы обращаем призывное слово к товарищам по труду: прило- 1 жим все усилия к тому, чтобы с честью выполнить партий ный наказ сельской школе. Пусть каждый час, каждая ми нута нашего рабочего времени будут максимально продук тивными!». Сегодня мы от души желаем нашим учителям больших { творческих успехов. Отряд учителей района направят свой коллективный разум и энергию на то, чтобы с честью выпол- ( нить наказ партии и правительства о завершении перехода ( ко всеобщему среднему образованию. Мы приветствуем тех 1 молодых учителей, чья трудовая дорога начинается, и ее нужно торить самому. Горячий привет тем учителям, кто сейчас на заслуженном отдыхе, чей разум и сердце навсегда оставили след в жизни их питомцев. Добрых успехов вам, большие и маленькие школьники. С новым учебным годом! ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! ОЙГАН КАРАСУКСКОГО РАЙКОМА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Газета выходит с 1930 года СУББОТА, 31 августа 1974 г. I № 105 (4963) Пена 2 коп. Дневник уборни урожая На 30 августа в районе зерновые скошены на площади 8185 га, в т. ч. пшеница — на 69448. Валки зерновых подобраны с площади 40909 га, в т. ч. основной культуры — с 33243. Суточная выработка на обмолоте растет. И это понятно. Большинство хозяйств закончило косовицу. К сейчас все силы сосредоточиваются на подборе валков. Так, если 28 августа было подобрано 3971 га, то за следующий день — почти 5 тыс. гектаров. Надо усилить темпы обмолота, рационально использовать каждую машину, каждую минуту уборочного времени. Довольно высокую выработку имели в последние дни совхоз имени Дзержинского, колхоз им. Карла Маркса и некоторые другие хозяйства. Из 24355 га кукуруза убрана с площади 19752 гектара. При нынешних темпах есть возможность уборку ее завершить к 3—4 сентября. Медленно идет прирост зяби, которой заготовлено лишь 13 тыс. га. Заскирдовано и частично подвезено 34 тыс. ц соломы. Продолжается засыпка семян, на которые надо обратить особое внимание в связи с неустойчивой погодой. В складах имеется 50 тыс. ц семян. СВЕДЕНИЯ ОБ УБОРКЕ УРОЖАЯ НА 30 обмолочено зерновых, III — убрано кукурузы в АВГУСТА в проц. СОВХОЗЫ Мясной 100 62 86 1 Хороши некий 86 33 96 12 Им. Дзержйнского 78 46 94 17 Плодопитомнический ■ 77 «39 81 — Калачинский 74 30 93 23 «Октябрь» 72 19 94 21 Калиновский 70 33 73 И Студеновский 61 27 89 5 По совхозам 73 32 89 15 колхозы Им. Ленина 100 79 93 21 (I гр. — скошено зерновых, 11 — к посеву, IV — вспахано зяби проц, к плану) Им. Калинина 100 52 51 7 Им. Карла Маркса 99 50 94 9 «Вперед к коммунизму» 96 79 78 8 Им. Тельмана 96 44 87 35 Им. Жданова 95 28 68 24 «Маяк Ильича» 89 . 72 67 27 Им. Мичурина 89 11 55 3 «Новая семья» 79 52 41 35 Им. Куйбышева 86 54 58 15 По колхозам 92 53 69 20 По району 81 41 81 17 * I Í Передовики жатвы-74 МИЛЛЕР Я. Я. — комбайнер Калачинского совхоза, скосил 1379 га жаткой ЖВН-10. КРИВЕНКО А. Н. — комбайнер колхоза «Новая семья», намолотил 4184 ц зерна. МИНАЕВ А. Т. — комбайнер колхоза им. Ленина, намолотил 4036 ц зерна. БОГАТЫРЬ И. В. — комбайнер колхоза «Вперед к коммунизму», намолотил 3609 ц зерна. СОЛЯНИК В. И. — механизатор колхоза им. Карла Маркса, накосил 26475 ц зеленой массы кукурузы. БАУЭР И. В. механизатор совхоза «Октябрь», накосил 25893 ц зеленой массы. В ближайшие дни хлеборобы колхоза им. Ленива заканчивают обмолот зерновых культур. Уже убрано более 80 проц, всей площади. В дни уборочной страды за мечательно трудятся вместе с нашими комбайнерами шофера, автотранспортного ■ предприятия Александр Ткачов и Иван Жу равлев. Как только начинается уборка, они сразу же приезжа ют к нам. Это уже четвертая страда для них в нашем хозяй стве. Они не жалеют ни сил, ни времени, лишь бы не было задержки в работе комбайнов по их вине. Вдвоем обеспечивают Спасибо отвозку зерна от трех комбай нов. В эти дни зачастую им приходится работать с утра до 2—3 часов ночи, пока комбай неры ведут подборку валков. -На ток ежедневно доставляют по 450—500 ц зерна каждый. Бывает так, что пройдет дож дик, подборку зерновых вести нельзя. При такой обстановке тт. Ткачов и Журавлев не без дельничают, как это делают ино гда некоторые шофера, а стара ются найти себе работу в ховяйшоферам стве. То они едут силос от комбай- _нов возить, то доставляют пе регной на поля. В общем, авто машины без работы не простаи вают. Правление колхоза очень бла годарно им за хорошее отноше ние к перевозке зерна. Спаси бо вам, Александр Самойлович и Иван Ефимович, за ваш до бросовестный труд на уборке урожая! П. ЛОБАНОВ, председатель колхоза имени Ленина. Большой форум лесоводов Скоту—сытную и теплую зимовку Три дня, 27—29 августа в нашем опытно-показательном мех- лесхозе работала научно-техническая конференция работников лесного хозяйства Западной Сибири, посвященная 20-летию освоения целинных земель. Тема ее — «Лесоразведение в гослес- фонде и на целинных землях Западной Сибири». Открыл представительный форум заместитель министра лесного хозяйства Российской Федерации А. И. Писаренко, подчеркнул, что не случайно такая важная конференция проходит в Карасукском мехлесхозе. Здесь проведена большая работа по полезащитному лесоразведению, здесь есть чему поучиться, многое взять. Участников конференции тепло приветствовали заместитель председателя Новосибирского облисполкома П. П. Гришняев, первый секретарь Карасукского Он Почти сорок человек выступили перед собравшимися с докладами и сообщениями об опыте работы, проблемах и перспективах наиболее эффективного дальнейшего претворения в жизнь известного постановления партии и правительства о мерах борьбы с ветровой и водной эрозией почв. Своими мыслями, опытом поделились практические работники и ученые из ‘Новосибирска, Кемерово, Алтая, Казахстана, Омска и других мест. Один ездке и других мехлесхоза. С большой речью перед собравшимися выступил зам. министра лесного хозяйства РСФСР т. Писаренко. Подробно отчет с конференции в нашей газете будет дан. день был посвящен по- осмотру лесных полос, объектов Карасукского Звено косарей действует Уборка урожая не заслонила астродымским механизаторам и второй важный участок — обе спечение общественного живот новодства кормами. Обеспечить скот добротным сенрм и в до статочном количестве, под ким девизом трудится корм то добывающее звеню и сейчас. а ­ На косовице естественных сенокосов работает два агрега та. Хороших успехов здесь до биваются А. Елисов и А. Ки селев, которые постоянно пере выполняют задания. Умело уп равляет копнообразователем П. Трусов. По-ударному работает на пешно скирдует сено, а когда остается время — едет на со лому. Петр Кириллович уложил, в скирды около 1000 й, соломы за короткий срок. Общими усилиями косарей на Астродымской ферме ровхоза им. Дзержинского накоплено около 9 тыс. ц сена при плане 8400. Примечательно, что в го рячий период уборки звено готовило более ’тысячи ц сен за а. Д. ПИНИГИН, управляющий фермой. БЫСТРО И НАДЕЖНО Труженики Чернюозер&кото отделения плодопитомнического совхоза готовятся встретить всеоружии. Готов к приему дой ного гурта коровник. В нем от ремонтированы транспортеры для удаления навоза и раздачи кормов. Завершается строитель ство четырехрядного коровника, бригада строителей из Новоси бирска намерена сдать его в эк сплуатацию к началу зимовки. Подготовлены к зиме помеще ния, в которых будет размеща ться молодняк крупного рога того скота. Все лето на помазке и побел ке животноводческих помеще ний трудилась бригада женщин. Быстро и с хорошим качеством они выполняли порученное им дело. Среди них особым приле жанием отличались Р. Черка шина, В. Лацигина и А. Сави- щенко. Г. КОСЕНКО,

СЕЛЬСКАЯ НОВЬ 31 августа 1974 г., № 105 (4963) Августовское учительское совещание КАЖДОМУ ШКОЛЬНИКУ 2 Нынешнее августовское совещание учителей проходило под знаком завершения перехода ко всеобщему среднему образованию в текущей пятилетке. Пленарному заседанию предшествовала глубокая секционная работа. Еще на августовском совещании в прошлом году была определена тематика докладов учителей начальных классов и предметников. В течение года докладчики работали по своим темам. На секционных занятиях нынешнего года эти доклады были прочитаны и обсуждены. Изучены методические письма облоно по предметам. С учителями начальных классов проводились практические занятия, их вели преподаватели Карасукского педучилища. Военкомат организовал учебу военных руководителей школ. 26 августа в Доме культуры 500 учителей города и района часть августовского совещания. РК КПСС Н. В. КАУРЦЕВ и С. которые руководители хозяйств, Небольшой вступительной речью открыл совещание председатель исполкома райсовета С. В. КУЛЬНЕВИЧ. Он тепло поздравил учителей с началом нового учебного года и отметил, что августовские встречи — это зарядка бодрости, оптимизма на предстоящий учебный год. С докладом «О дальнейших мерах по завершению перехода ко всеобщему среднему образованию» выступил заведующий районным отделом народного образования Александр Федорович ТНАЧ. Второй доклад, «Об улучшений коммунистического воспитания учащихся в свете рекомендаций, содержащихся в приветствии ЦК КПСС XVII съезду ВЛКСМ, речи Л. И. Брежнева и других документах съезда», сделал первый секретарь РК ВЛКСМ Анатолий Григорьевич БАБКИН. В прениях по докладам выступили 12 человек. Среди них организатор внеклассной работы средней школы № 1 А. А. АХИЛОВА, директор Калачинской школы Н. Т. ЗАХАРЧУК, учительница школы № 49 В. В. КУЗНЕЦОВА, учительница Октябрьской школы Л. И. ПАБОТ, выпускница Ставропольского пединститута Н. А. КУДИНОВА, председатель колхоза им. Куйбышева И. В. ЛОПИН, учительницы средней школы № 2 М. Н. РАХМАТУЛИНА и Н. М. ВАСИЛЬЕВА, председатель исполкома Беленского сельского Совета А. И. МИСТЮК, директор педагогического училища С. В. В0- ЛОДЮШКИН, учительница Александровской школы В. К. ДЕРГИЛЕВА, районный военный комиссар Е. Е. МОНЯ. По материалам докладов и выступлений было принято развернутое постановление — руководящий документ для коллективов школ района. Своих учителей торжественно и тепло приветствовали ребята—пионеры и октябрята. Их голоса звучали для учителей, как первый звонок нового учебного года. Понравился участникам совещания и концерт агитбригады «Электрон» Новосибирского завода «Сибэлектротяжмаш». Сегодня мы печатаем некоторые материалы пленарной части августовского совещания учителей района. Бороться за грамотность (Из выступления С. В. ВОЛОДЮШНИНА, директора Карасукского педучилища) Из доклада заведующего районе А. Ф. Ткача В основу работы коллектива педучилища в минувшем году легло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о ме рах по улучшению подготовки специалистов среднего звена. Партийная и комсомольская ор ганизации вместе со всем учи тельским коллективом продела ли определенную работу в под готовке кадррв для народного образования. За 10 лет сущест вования педагогического учили ща выпущено 2026 специалис тов, которые трудятся в шко лах и детских садах районов области. 164 учителя и вос питателя направлены на работу в Карасукский район. Нам от радно слышать, что наши вы пускники хорошо трудятся, умело сочетают работу в школе с общественной жизнью на се ле.Есть необходимость перед на чалом нового учебного года сде лать несколько замечаний по вступительным экзаменам. Хо рошо, уверенно и грамотно сда ли их многие учащиеся школ города Карасука и района. Вы пускники школ № 176, среджелезнодорожников около собрались на пленарную Присутствовали секретари П. МЕДВЕДКО, а также не- предприятий, учреждений. новской, Кучугурской. Но тре вожит такое положение: только за два дня (1—2 августа) пос ле проведенных экзаменацион ных диктантов и сочинений от числено около 200 учащихся. За грамотность надо бороть ся всем нам, особенно работать над культурой речи. Приемная комиссия отмечает, что уча щиеся допускают еще много грамматических ошибок, как морфологических, так и син таксических. Очень слабая у от дельных учащихся каллиграфия почерка''. Учителям русского языка совместно с методическим объединением нужно добиться в каждой школе выполнения единого орфографического режи ма устной и письменной речи учащихся. Разговорная речь еще остается слабой. По математике учащиеся страдают слабой вы числительной техникой, на пра ктике неудовлетворительно ре шают задачи. Наш педагогический коллек тив считает своей главной обя занностью подготовку молодых учителей и воспитателей, кото рые могли бы успешно рабо тать в школе по новым проРуководствуясь решениями XXIV съезда КПСС, постанов, лениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» и «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы», учительские коллективы школ района под руководством партийных и советских органов, при активном участии широкой общественности работали в истекшем учебном году над проблемой завершения перехода ко всеобщему среднему образованию и сокращения второгодничества. Призывы московских учителей: «Каждому школьнику — глубокие и прочные зна. ния!» и учителей Белгородской области: «Успехи сельской школы — в твоих руках, учитель!» нашли широкий отклик у учителей нашего района. Практически доказана реальность завершения перехода ко всеобщему среднему образованию в текущей пятилетке. Из года в год сокращается число второгодников. Если три года назад по итогам весеннего перевода неуспевающие ученики составляли 4,6 проц., то в истекшем учебном году этот показатель уменьшился почти в три раза. Такие школы, как Карасар- товская средняя (директор Б. Т. Кабулов), восьмилетние Шиловокурьинская (директор И. К. Ларькин), Калачинская (директор Н. Т. Захарчук), Богословская (директор К. П. Збарская), Дзержинская (директор В. В. Зорин) обеспечили перевод в следующие классы всех учащихся. Близки к решению проблемы второгодничества УЧИТЕЛЮ—УЧИТЬСЯ (Из выступления Л. И, ПАБОТ, учительницы Октябрьской средней школы) В связи с переходом на но вое содержание обучения повы шаются требования в первую очередь к учителю. В каждом коллективе должен быть создан здоровый климат, творческая обстановка, способствующая хо рошему настроению учителя, повышению эффективности его урока и результативности педа гогического воздействия на уче ника. И еще главное. При самых благоприятных условиях не сможет учитель по-настоящему Перед комсомольцами учите лями и учениками ■ в период подготовки XVII съезда ВЛКСМ во весь рост вновь осветился ленинский завет «Учиться, учи ться и учиться!» Он стал са мым значительным вопросом в работе комитета ВЛКСМ по вы полнению закона о всеобщем среднем образовании. И комсо мольцы не только стремились добиться полной успеваемости, но боролись за глубокие и про чные знания. Систематический контроль за посещаемостью, помощь тем, у кого оказались пробелы в зна ниях, связь с родителями че- йДншЙык Благодатская средняя школа (директор И. В. Мартыко), в которой из 298 учащихся не успевал только один ученик. По одному неуспевающему имеют Жанадуньинская (директор К. Ж. Абетов), Троицкая (директор А. И. Носов), Астродым- ская (директор И. Ф. Дегтярев), Рассказовская (директор Я. Т. Сутула) и некоторые другие. Намного улучшились показатели по успеваемости в средних школах № 1 и № 2, в Хоро- шинской, Беленской, восьмилетней № 1 и других. Не имеют второгодников 26 начальных школ из 31. В целом в районе по итогам весеннего перевода успеваемость составила 98,6 процента, что на 0,1 проц, выше среднеобластной и на 1,7 выше в сравнении с предыдущим учебным годом. Ежегодно возрастает число учащихся, своевременно оканчивающих 8 классов. Растет число учителей, обеспечивающих перевод всех обучаемых ими учащихся. На основе совершенствования учебно-воспитательного процесса, преодоления массового второгодничества многие учительские коллективы добились существенного снижения отсева учащихся. Это позволило нам продвинуться значительно вперед по осуществлению перехода ко всеобщему среднему образованию. Из 1060 учеников, выпущенных в 1973 году из 8-х классов, продолжали учиться в истекшем учебном году 939. Наиболее успешно работают над этой проблемой педагогические коллективы школ Троицкой, Благодатской, Шиловокурьин- ской, Калачинской, Богословской, Морозовской, Жанадунь- инской, Дзержинской и других. Уместно сказать, что Троицкая школа в течение трех лет не имесовладать с новыми принципа ми обучения, если сам остает ся на старых позициях. Учи тель должен сам постоянно учиться, самостоятельно рабо тать над методической литера турой, участвовать в работе се минаров, постоянно знакомить ся с опытом передовых учите лей. «Каждому школьнику — глубокие и прочные знания» — девиз всех учителей страны и нашей школы. В результате упорной работы у нас повысиВ поход за знаниями (Из выступления М. Н, РАХМАТУЛИНОЙ, секретаря учительской комсомольской организации средней школы № 2) иных путей в борьбе за знания —и качественный процент ус певаемости повысился. Но самое главное то, что ком сомольцы работали с'задором, «болели» за дела коллектива. А проверкой качества знаний наших выпускников явились вступительные экзамены в вузы и техникумы. Из 73 выпускни ков 10 класса этого года кажет ни одного случая отсева учащихся. Сейчас в селе Троицком нет ни одного жителя в возрасте до 30 лет, не имеющего восьмилетнего образования. Однако в ряде школ по-прежнему низкая успеваемость, не изжиты факты отсева учащихся до получения даже 8-летнего образования, значительная часть выпускников восьмых классов не охвачена никакими формами учебы. По средним школам самый низкий показатель по успе- ваемости имеют Чернокурьинская (96,4 проц.), средняя школа совхоза «Октябрь» (97,9), Ирбизин- ская (98,5) и Калиновская (98,1). Среди восьмилетних школ отстают Кучугурская, восьмилетняя № 3, Рождественская, Кукаринская. Долг педагогических коллективов, руководителей школ — принять все меры к тому, чтобы обеспечить безусловное выполнение заданий по набору в девятые классы: 1 сентября текущего года в девятые классы должно прийти 92 проц, от выпуска восьмых классов. Это довольно напряженный план.> Достижение этих рубежей потребует от работников аппарата роно, исполкомов сельских Советов, коллективов школ целеустремленной организаторской работы, устранения имеющихся недостатков в деятельности ряда х школ по завершению перехода ко всеобщему среднему образо- ванию молодежи. Фундаментом всеобщего среднего образования является восьмилетний всеобуч. Подавляющее большинство педагогических коллективов преодолели массовый отсев. Вместе с тем, определенная часть школ все еще не справляется с этим. На завершающем этапе перехода ко всеобщему среднему образовалось качество знаний учеников. 165 ребят (против 150 в по запрошлом году) закончили учебный год на 4 и 5, из них 19 отличников. Двенадцать классов (против шести) закон чили учебный год со стопро центной успеваемостью. Без второгодников работают у нас Л. С. Закроева, которая с первого класса ведет проблем ное обучение, В. Ф. Бендер, А. И. Карабут, Т. М. Сиротин- ская, М. Д. Бендер и другие учителя. Их уроки Проходят на высоком методическом уровне, так как они владеют в совер шенстве современной методи кой, работают постоянно над повышением своего мастерства. далыпе, причем; 11—в вузы, из них 5 — в пединститут! Ду мается, неплохой результат ра боты комсомольцев и учителей школы. Главное то, что на решения XVII съезда комсомольцы отве тили делами, показали, что хо- тят быть в рядах той большой армии Ленинского! комсомола, которую называют резервом и лдкапшиком цЯптЧИ

31 августа 1974 г., № 105 (4963) СЕЛЬСКАЯ НОВЬ 3 ГЛУБОКИЕ И ПРОЧНЫЕ ЗНАНИЯ нию проблема восьмилетнего образования приобретает еще большую остроту. Каждый случай выбытия ученика из школы до получения восьмилетнего образования должен рассматриваться как нетерпимый факт, и виновные в этом привлекаться к строгой ответственности. Непременным условием завершения перехода ко всеобщему среднему образованию было и остается постоянное совершенствование учебно-воспитательного процесса. Мы должны и впредь глубоко анализировать состояние преподавания отдельных предметов, выявлять недостатки и принимать меры для их устранения. По итогам весеннего перевода в 1-м, 2-м и 4-м классах успеваемость составила более 99 проц. Однако в некоторых классах результаты намного хуже: в 7-м успеваемость составила 98,2 проц., в 8-м — 97,7, в 10-м — только 96 проц. Несколько повысилась успеваемость по русскому языку, а по математике снизилась в сравнении с предыдущим учебным годом. В этой связи необходимо усилить методическую работу в школах, неустанно добиваться, чтобы опыт лучших учителей стал достоянием каждого. Учиться у нас есть у кого. Это преподаватели русского языка В. М. Корчун, обеспечившая 100-процентный перевод, причем 65 проц. школьников имеют хорошие и отличные оценки, Л. В. Прокопенко, добившаяся полного перевода с 50-процентной качественной успеваемостью. Преодолели проблему второгодничества по русскому языку А. И. Шаповалова (качественная успеваемость 44 процента), Е. Г. Никитенко (54 процента), Н. Н. Пархоменко (51 проц.), А. М. Ельченина (44 процента), К. Ф. Шенкарчук (43 проц.), Е. К. Солопова (50 проц.) и другие. Из числа преС НОВЫМИ СИЛАМИ (Из выступления Н. А. КУДИНОВОЙ, выпускницы Ставропольского пединститута) В этом году многие молодые специалисты, закончив педаго гические училища и институты, прибыли на работу в Карасук- ский район. Получив образова ние, мы имеем большой запас знаний и огромное желание отдать все это детям. Но наше За последние годы Советские Вооруженные Силы получили в свое распоряжение грозную и самую современную боевую те хнику. В частях и на кораблях идет процесс «технизации» лич ного состава. Сегодня почти каждому воину приходится уп равлять какими-либо техниче скими средствами, обслуживать всевозможные приборы и уст ройства. Без соответствующей подготовки солдат не может квалифицированно освоить эту технику. Какое же состояние дел с общеобразовательной подготов кой среди призывников в на шем районе? Немалое число их 1955—56 годов рождения не имеют восьмилетнего образова ния. Они идут в армию осенним призывом, и выучить их мы уже не сможем. Призывники младшего возраста и допризыв ники, не имеющие восьмилет него образования, должны быть подавателей математики, добившихся преодоления второгодничества, можно назвать имена С. И. Бровченко, В. А. Черепен- никовой, А. М. Отепова, В. А. Шарковой, В. А. Чернышевой, А. К. Нукеновой, Г. А. Щеголевой и др. Преподаватели химии Е. Ф. Шуст, физики Л. М. Дондик, иностранного языка М. Д. Бендер, А. Ф. Бу- нет, Н. Г. Бутакова и целый ряд других также успешно переводят из класса в класс всех обучаемых ими учащихся. С большой эффективностью работают многие учителя начальных классов. Из года в год добиваются полного перевода учащихся при высоком качестве знаний В. И. Таушканова, А. В. Баранникова, Р. П. Спесивцева, П. Н. Мащенко, Н. Л. Кашеварова и многие, многие другие. Многое предстоит сделать в новом учебном году по созданию в школах учебных кабинетов, по улучшению военно-патриотического воспитания школьников. Дальнейшего усиления внимания к себе требуют вечерние и заочные школы, ибо состояние вечернего и заочного обучения работающей молодежи в районе нельзя считать удовлетворительным. Предметом нашей постоянной заботы должно быть трудовое обучение и воспитание, профессиональная ориентация. Ею должны заниматься учителя всех предметов, классные руководители, пионерская и комсомольская организации. Нам надо подумать и о расширении круга специальностей, на которые нужно ориентировать учащихся. Мы ждем конкретных предложений от управления сельского хозяйства, руководителей строительных организаций, бытового обслуживания населения. За последние годы много сделано для расширения ■ участия школьников в производительном труде, особенно широкое учасобразование с получением ди плома не закончилось, оно при нимает лишь иную форму — начинаем приобретать навыки преподавания. У нас мало опы та. Входя в учительские коллек тивы, мы надеемся на вашу- поРастут будущие воины (Из выступления Е. Е. МОНИ, районного военного комиссара) строго взяты на учет. Образова ние этих юношей в наших ру ках. Хуже обстоят дела по об разованию призывников в го- роде Карасуке, по Октябрьско му сельскому Совету, Хорошин- скому, Чернокурьинскому. Сра внительно хорошо — в Благо-1 датском, Ирбизинском, Троиц ком сельских Советах. Для то го, чтобы решить эти вопросы, педагогическим коллективам школ нужно еще более настой чиво заниматься обучением всей призывной и допризывной моло дежи, сделать эффективнее ра боту вечерних, заочных школ и УКП. Заботясь об укреплении обо роноспособности Родины, школы проводят большую работу по военно-патриотическому воспи танию молодежи. Однако воентие принимают они в работе школьных лесничеств. Почти все сельские школьники старших классов в летние каникулы трудятся на колхозных и совхозных полях, на животноводческих фермах. Гораздо хуже участие старшеклассников городских школ. Между тем, совхозы имени Дзержинского, плодопитомнический, расположенные в черте города, испытывают острую нужду в рабочей силе. Надеемся, что в будущем году городские школы установят такие связи с этими совхозами. При организации трудовой деятельности школьников нельзя забывать об охране их жизни и здоровья, о соблюдении законодательства о труде несовершеннолетних. К сожалению, в этом деле у нас много нерешенных вопросов. В связи с переходом ко всеобщему среднему образованию неизмеримо возрастает значение внеклассной и внешкольной работы, повышение эффективности идейно-политического воспитания школьников. Программные положения по этому вопросу изложены в речи Л. И. Брежнева на XVII съезде ВЛКСМ, в документах съезда. Нужно, чтобы каждый школьник активно участвовал в работе того или иного клуба, круж- ‘ ка или факультатива. Недостаточно еще в школах предметных кружков. Всего кружковыми занятиями в районе охвачено только 47,8 проц, учащихся! В ряде школ плохо работают спортивные секции, не организована работа по сдаче норм ГТО. Начинается новый учебный год. Далеко не все проблемы, ■ стоящие перед школой, названы здесь. Честь педагогических коллективов — начать учебный год четко, организованно, чтобы учащиеся и учителя с первых Дней занятий активно включились в работу. мощь, старшие товарищи, на ваш богатый опыт. Мы твердо надеемся на вас, потому что уже почувствовали вашу теплую отеческую заботу о нас с первых дней пребыва ния на карасукской земле. Дорогие товарищи, наши шие коллеги! Мы, молодые ст сп ар е циалисты, заверяем вас, что все, что имеем, мы отдадим де лу народного образования, вне сем свой вклад в воспитание нового человека. ная подготовка в старших клас сах не везде соответствует тре бованиям сегодняшнего дня. Не которые военруки занятия про водят на' низком организацион но-методическом уровне, не со блюдают дидактических требо ваний, нерационально исполь зуют время урока. Знания уча щихся по военной подготовке в школах непрочные, а в от дельных — неудовлетворитель ные. Разумеется, во многом это зависит от фигуры самого воен рука. В нем юноши должны видеть представителя армии, своего первого командира. Я выражаю уверенность, что педагогические коллективы на чнут придавать военному вое- I питанию должное значение и активизируют • военную подго товку. Хороший учитель : продлевает себя? ; свои знания? свои до- ' брые качества в серд- ; : цах и умах своих : питомцев. Л. И. БРЕЖНЕВ (Из доклада А. Г. БАБКИНА, первого секретаря РК ВЛКСМ) Приветствие ЦК КПСС XVII съезду ВЛКСМ, речь Генераль ного секретаря ЦК КПСС това рища Л. И. Брежнева — доку менты огромной важности. Они должны быть положены в осно ву всей идеологической и орга низаторской работы комитетов комсомола и педагогических коллективов школ. На съезде работала секция’ «Комсомол, пионерская органи зация и школа», которая рас смотрела проблемы работы ком сомола в школе в условиях за вершения перехода ко всеобще му среднему образованию. Сек ция разработала рекомендации, которые мы бы просили изу чить в школах и взять на во оружение в повседневной рабо те классных руководителей, во жатых с пионерами. Без активной помощи пед коллективов мы не мыслим работу комсомольских и пионер ских организаций по изучению жизни и .деятельности В. И. нина и его соратников, по Л со вершенствованию организацие и Ленинского зачета в школе. Во многих школах района накоп лен немалый опыт в подготовке и проведении Ленинского заче та: 8-летней № 176, средних № 1 и № 2. Но еще мало пра ктикуются отчеты комсомольцев на классных комсомольских со браниях, неглубоко порой изу чаются ленинские работы. Ва жное значение мы придаем уча стию учителей в подготовке -и ' проведении Ленинского урока «Учимся коммунизму, строим коммунизм», который пройдет по решению ЦК ВЛКСМ в каж дой первичной комсомольской организации в октябре. Ленинский комсомол прини мает активное участие в под готовке к празднованию. 30-ле- тия Победы. В районе 202 эк спедиционных отряда были участниками Всесоюзной экспе диции «Моя Родина — СССР», большинство работает успешно. В связи с подготовкой к юби лею ЦК ВЛКСМ одобрил обраще ние пионеров дружины им. Оле га Кошевого школы № 681 г. Москвы и пионеров-тельма- новцев школы им. Олега Коше вого г. Берлина (ГДР) к пионе рам социалистических стран и объявил международную пионер скую операцию «Салют, Побе да!» Нужно, чтобы наши ребя та в районе все были включены в эту операцию. Неослабевающее внимание в школе должно быть обращено на интернациональное воспита ние. В частности, педколлекти вам необходимо помочь комитетам комсомола и советам пио нерских дружин в широком при влечении учащихся к Всесоюз ной кампании «Советская моло дежь — юному поколению Вьетнама», продолжению сбора средств на строительство госпи таля, средней школы и Дворца пионеров в Ханое. Конечно, главной задачей . школы остается качество Зна ний. В школах страны лагается: провести в се пн рт ея дб пр ое комсомольское собрание «Моло дым строителям коммунизма — коммунистическую убежден ность, глубокие и прочные, зна ния»; отметить 2 сентября как День знаний, организовать встречи ребят с передовиками производства, представителями науки, техники, культуры; про водить во всех школах ежеме сячно Дни науки, техники и производства. Съезд комсомола подчеркнул необходимость дальнейшего со вершенствования руководства комсомола деятельностью пио нерской организации. «Партия дала комсомолу, — говорится в приветствии ЦК КПСС, — от ветственное поручение — быть коллективным вожатым Всесо юзной пионерской организации имени В. И. Ленина... Надо, чтобы каждый пионерский от ряд жил кипучей, увлекатель ной жизнью, вместе с учителя ми прививал юным ленинцам высокую культуру поведения, развивал у них самодеятель ность, являлся школой воспи тания советской гражданствен ности». Съезд обратился с На казом к юным пионерам Совет ского Союза, где определены ос новные требования к деятель ности пионерской организации на современном этапе. Этот На каз должен стать руководящим документом и в работе классно го руководителя. Старшие пионерские вожа тые, определил съезд — это комсомольские работники, ак тивные помощники партийных организаций, руководителей школ. От вожатого во многом зависит активность пионеров, их учеба. Много сил, знаний, комсомольского огонька вносят в работу с ребятами пионерские вожатые Надежда Сакунова, Светлана Воронкова, Раиса Алексенко, Любовь Гапов, Лю дмила Глуходед, Зинаида Ше ховцова, Лидия Бендер, Лидия Евтушок, Светлана Дрюпина. Но сегодня очень важно, что бы рядом с комсомольцами- старшеклассниками в пионер ских коллективах работали и вожатые-производственники.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2