Сельская новь, 1973, № 106

Горячо поздравляем доярок, скотников, всех работников ферм с присуждением нашему району Красного знамени ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ и денежной премии по итогам Всесоюзного соревнования животноводов. ЖЕЛАЕМ ДАЛЬНЕЙШИХ ТРУДОВЫХ УСПЕХОВ В ВЫПОЛНЕНИИ ПЛАНОВ ТРЕТЬЕГО, РЕШАЮЩЕГО ГОДА ПЯТИЛЕТКИ. Правофланговые ПОКАЗАТЕЛИ СОРЕВНОВАНИЯ ЛУЧШИХ КОМБАЙНЕРОВ НА УБОРКЕ УРОЖАЯ НА 3 СЕНТЯБРЯ , Фамилия, и., о. Хозяйство скошено га НА ЖАТКЕ Дорнес И. И. ЖВН-10 Калиновский 1647 Майер М. Е. Калачинский 1553 Миллер Я. Я. »» 1525 Кпденко И. М. -->«-- 1363 Бауэр X. К. Студеновский 1292 Райн Ф. Ф. Калачинский 1244 Самохвалов Л. М. -- »»— 122t Кренц Я. Ф. 1158 Кренц Ф. Ф. —»>— 1142 Гидион Ф. Е. .... . 1 1107 Филенов А. Н. —»♦— 1107 Лещенко П. И. 1083 Васильев В. К. Им. Тельмана 1067 Горбунов Г. М. «Вперед к коммунизму» 1049 Печененко В. Г. «Маяк Ильича» 1035 Ильин А. А. «Октябрь» 1012 Пономарев Л. М. --,,-- 998 Туренко А. И. —..— 997 Игашев А. П. «Новая семья» 912 Миллер Д. Ф. Им. Тельмана 847 Михайлюта В. С. Калачинский 838 Шиц И. Я. Студеновский 819 Гильмутдинов Т. М. Им. Дзержинского 806 Букеев В. Я. »» 753 Надолинный В. А. «Маяк Ильича» 747 Дроздов В. М. «Октябрь» 723 Трунов А. Ф. 713 Кузнецов В. Н. Им. Дзержинского 701 НА ЖАТКЕ Миллер А. Ф. ЖВН-6 Им. Жданова 840 Досжанов М. Им. Куйбышева 812 Больдт И. В. Калиновский 806 Бершанскиц П. Д. 721 Детцель Е. К. «Маяк Ильича» 707 Схоменко Е. Г. < Калиновский 697 Таран Д. С. Им. Дзержинского 672 Кривенко А. Н. «Новая семья» 663 Зарешнюк Н. И. «Октябрь» 649 Агеев Н. А. Плодопитомнический 646 Довбий Н. М. Им. Жданова 637 Головатый Ф. И. Студеновский 633 Исаев В. И. Хорошинский 631 Сайц Л. А. Им. Дзержинского 617 Дронов И. Г. «Маяк Ильича» 615 Чернов В. В. Хорошинский 602 Крух А. И. Калачинский 592 Юровский Ф. И. Калиновский 588 Белетков А. С, Хорошинский 582 Скляр А. Е. Калиновский 581 Скоркин Ф. И. Им. Калинина 580 Титоренко М. В. Им. Мичурина 578 Киба И. С. Хорошинский 574 Леонгард И. И. Калиновский 570 Ткалун Л. Я. Им. Дзержинского . 566 Коротаев Г. А. 561 Боголей П. Г. Студеновский 557 Олейник В. И. ■ ■■ 554 Макеев А. И. Им. Дзержинского 550 Рей К. Л. Студеновский 549 Гикст X. К. 548 Игнатенко Г. И. Хорошинский 548 Горпинченко В. М. Студеновский 533 Голенков А. П. Калачинский 529 Белетков Е. В. Им. Дзержинского 526 Руденок П. Г. Студеновский 524 Семенченко А, В. - ■ 1 524 Исаков А. А. — — 523 Сиверский И. П. Хорошинский 523 Карпенко И. Л. Им. Ленина 520 Чех В. Ф. —»»— 505 Михейлис Я. А. Калачинский 504 Гарнагин И. К. Студеновский 504 НАМОЛОЧЕНО ЦЕНТ. Райн А. А. Калачинский 6533 Гидион А. Я. 6203 Темплинг Т. А. —■■ 6003 Свистельников Н. Т. —- м~— 5336 Дридигер И. И. «Маяк Ильича» 5189 Загреба И. П, < Хорошинокий 5177 Дурицын В. И. т «Маяк Ильича» 5009 Ульман И. И. Хорошинский 4947 Савченко В. С. —.— 4941 Загреба В. П. 4740 Сухина В. В. 4385 Рейхерд А. А. , Калачинский 4361 Журба А. И. . «Октябрь» 4316 Драгунов А. А. - Калачинский 4284 А пик А. А. —. — 4225 Карпучев А. А. д Хорошинский 4150 Кулямпин В. М. Им. Тельмана 4091 Крат А. П. Им. Карла Маркса 4034 ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН. СОЕДИНЯЙТЕСЬ! ОРГАН КАРАСУКСКОГО РАЙКОМА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Газета выходит е 1930 года. ВТОРНИК, 4 сентября 1973 г. № 106 (4808) Цена 2 кон. МИНИСТРОВ ПРОФЕССИОВ ЦЕНТРАЛЬНОМ КОМИТЕТЕ КПСС, СОВЕТЕ СССР, ВСЕСОЮЗНОМ ЦЕНТРАЛЬНОМ СОВЕТЕ И ЦК ВЛКСМ сиональных Союзов и ЦК бедителями во Всесоюзном ревновании за увеличение товок продуктов животноводства в зимний период 1972—1973 гг. и наградили красными зна- менамй ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ с вручением денежных премий ряд областей и районов. В том числе: КАРАСУКСКИЙ район Новосибирской области. НАЛЬНЫХСОЮЗОВ Центральный Комитет КПСС, Совет Министров СССР, Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов и ЦК ВЛКСМ рассмотрели итоги Всесоюзного социалистического соревнования за увеличение производства и заготовок продуктов животноводства в IV квартале 1972 года и первом полугодии 1973 года и приняли постановление по этому вопросу. Центральный Комитет КПСС, Совет Министров СССР, Всесоюзный Центральный Совет Профес* ВЛКСМ признали по- социалистическом со- производства и загоГЕРОИ ЖАТВЫ-73 Карасукский район, совхоз Калачинский, комбайнеру кавалеру ордена Ленина МИЛЛЕРУ Якову Яковлевичу Дорогой Яков Яковлевич! Горячо поздравляем Вас с присвоением почетного звания «Герой жатвы 1973 года». Мы хорошо понимаем, что достигнутый Вами успех не пришел сам по себе. Он явился результатом постоянного совершенствования мастерства, умелого владения техникой, проявления высокой ответственности за судьбу урожая и подлинного трудового героизма. Уложив за короткий срок зерновые в валки на площади 1500 гектаров, Вы внесли большой личный вклад в дело успешного проведения уборки урожая и по праву одним из первых в области удостоены звания «Герой жатвы 1973 года». Отрадно отметить, что свою большую любовь к труду хлебороба Вы передаете своим детям, которые, учась в школе, в свободное от занятий время помогают Вам убирать урожай. Своим богатым опытом Вы щедро делитесь с молодежью и за 17 лет работы воспитали много замечательных механизаторов. ; Сердечно благодарим Вас, уважаемый Яков Яковлевич, за Ваш благородный труд, желаем Вам доброго здоровья, счастья в личной жизни и новых трудовых достижений. ОБКОМ КПСС, ОБЛИСПОЛКОМ. Карасукский район, колхоз «Вперед к коммунизму», комбайнеру Герою Социалистического Труда ГОРБУНОВУ Геннадию Маркеловичу Дорогой Геннадий Маркелович! От души поздравляем Вас с присвоением почетного звания «Герой жатвы 1973 года». Как и в прошлые годы, все свои силы, знания, опыт Вы вкладываете в дело успешного проведения уборки урожая, ежедневно выполняете по 2—3 сменные нормы. Высокое мастерство владения техникой, настойчивый труд, чувство ответственности за судьбу урожая позволили Вам добиться замечательных трудовых успехов. Вы одним из первых в области выполнили условия социалистического соревнования за присвоение звания «Герой жатвы 1973 года», уложив за короткий срок зерновые в валки на площади более тысячи гектаров. Так же героически Вы трудились в дни уборочной страды прошлых лет. Партия и правительство высоко оценили Ваш труд, присвоив Вам звание Героя Социалистического Труда. Уважаемый Геннадий Маркелович! Выражаем Вам чувства глубокой благодарности за проявленный трудовой героизм, желаем доброго здоровья, счастья в личной жизни, новых трудовых достижений на благо нашей великой Родины. ОБКОМ КПСС, ОБЛИСПОЛКОМ. В райкоме КПСС, райисполкоме и РК профсоюза Решением бюро РК КПСС, исполкома райсовета и президиума РК профсоюза работников сельского хозяйства за высокие трудовые показатели и выполнение условий социалистического соревнования на уборке урожая почетное звание «Герой жатвы 1973 года» присвоено следующим механизаторам: МИЛЛЕРУ Я. Я., комбайнеру Калачинского совхоза, скосившему 1525 га зерновых и намолотившему 1567 ц хлеба. ГОРБУНОВУ Г. М., комбайнеру колхоза «Вперед к коммунизму», скосившему 1049 га и намолотившему 1539 ц хлеба. МАНЕРУ М. Е., комбайнеру совхоза, скосившему 260 ц. КИДЕНКО И. М„ совхоза, скосившему 183 ц. ДОРНЕСУ И. И., Калачинского 1553 га и намолотившему комбайнеру Калачинского 1363 га и намолотившему комбайнеру Калиновского совхоза, скосившему 1647 га. САМОХВАЛОВУ Л. М., комбайнеру Калачинского совхоза, скосившему 1227 га. РАИНУ Ф. Ф„ комбайнеру Калачинского совхоза, скосившему 1244 га и намолотившему КРЕНЦУ Ф. Ф„ комбайнеру Калачинского совхоза, скосившему 1142 га и намолотившему ВАСИЛЬЕВУ В. К., комбайнеру колхоза им. Тельмана, скосившему 1067 га и намолотившему 976 ц. КРЕНЦУ Я. Ф., комбайнеру Калачинского совхоза, скосившему 1158 га и намолотившему 601 ц. . БАУЭРУ X. К., комбайнеру Студеновского совхоза, скосившему 1292 га. ФИЛЕНОВУ А. Н., комбайнеру Калачинского совхоза, скосившему 1107 га и намолотившему 470 ц. 7

2 СЕЛЬСКАЯ НОВЬ 4 сентября 1973 г., № 106 (4808) Успешно осуществлять перехо, г Празднично и торжественно было 28 августа > в Доме культуры железнодорожников. Сюда на ¿свое традиционное августовское совещание со- ? брались учителя нашего района. Открыл совещание первый секретарь РК г КПСС Н. В. КАУРЦЕВ. г С докладом «О деятельности педагогических < коллективов школ по выполнению постановле- <ния ЦК КПСС и Совета, Министров СССР от 2 |июля 1973 года «О мерах по дальнейшему улуч- ьшению условий работы сельской общеобразова- | тельной школы» выступил заведующий районе |а. Ф. ТКАЧ. 5 В прениях по докладу выступили организатор 5 по внеклассной и внешкольной работе средней > школы А» 1 г. Карасука А. А. АХИЛОВА, пред- Уседатель колхоза «Новая семья» А. С. БАРАН- ? НИКОВ, преподаватель 8-летней школы А» 176 ЭФС A/VVVXAAAA/VVVXAA/XA/VVVVVVVA/VVXAAA/* П. Ф. САВЧЕНКО, организатор по внеклассной s и внешкольной работе Октябрьской средней S школы В. М. КОРЧУН, преподаватель Благо- | датской средней школы Л. С. ОБУХОВА, пред- | седатель Благодатского сельского Совета М. II. | ВАСИЛЬЕВ, представитель облоно Э. К. КОРО- | ЛЕВА и др., всего 14 человек. г С приветствием в адрес молодых специалис- г тов от учительства района обратился директор < Благодатской средней школы И. В. МАРТЫКО. < В ответном слове выпускница Нижне- s тагильского пединститута А. С. БЫКОВА заве- < рила присутствующих, что молодые спепиалис- | ты оправдают доверие своих старших коллег. | Участников совещания тепло приветствовали s пионеры и октябрята. | Ниже мьг публикуем некоторые материалы | совещания, $ Из доклада заведующего районе А. Ф. Ткача СОВМЕСТНО С ПРОИЗВОДСТВОМ (Из выступления организатора по внеклассной и внешкольной работе Октябрьской средней школы В. М. КОРЧУН) Советские учителя встречают новый учебный год вооруженные глубочайшими по своей политической и социальной значимости документами ленинской партии и Советского государства — постановлением «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы» и решений VI сессии Верховного Совета СССР по дальнейшему совершенствованию народного образования в стране. В нашем районе в сельских школах обучается около 70 процентов учащихся. Многие сельские школы накопили определенный опыт в обучении и коммунистическом воспитании подрастающего поколения. Истекший учебный год значительная часть педагогических коллективов закончила с высокими показателями. Пять восьмилетиях школ: Калачинская, Богословская, Кучугурская, Дзержинская, Жанадуньинская добились полной успеваемости учащихся. С высокой успеваемостью закончили учебный год Шиловокурьинская, Морозов- ская, Акпановская, Троицкая, Карасартовская школы. С успеваемостью выше районной закончили истекший учебный год Благо датская. Октябрьская, средняя школа № 1, Токарев- ская, Михайловская восьмилетние школы. Из года в год возрастает число учителей, работающих без второгодников. В этом году, например, из 640 учителей района 246 человек не имеют ни одного второгодника. 70 человек близки к преодолению этой проблемы. Другими словами — теперь уже почти каждый второй учитель успешно работает без второгодников. Благодаря постоянной работе педагогических коллективов над совершенствованием учебно-воспитательного процесса из года в год сокращается отсев учащихся. Если пять лет назад из 1—8 классов школ района ежегодно выбывало без уважительной причины 1,5 процента от общего в этих классах числа учащихся, то в прошлом году отсев сократился более чем в три раза. За эти же годы заметно уменьшился и отсев учащихся из 9—10 классов. Из года в год возрастает процент учащихся, своевременно получающих восьмилетнее образование. Вместе с тем организация школьного образования на селе имеет серьезные недостатки. Наиболее серьезным из них в работе многих педагогических коллективов является то, что. они не смогли организовать учебно-воспитательного процесса так, чтобы каждый ученик, поступивший в школу, окончил 8 классов в нормальные сроки. В значительной части школ второгодники составляют высокий процент. Особенно тревожное положение с успеваемостью в Рассказовской школе, где по итогам весеннего перевода успеваемость составила только 93,7 процента. Плохо закончили учебный год в Ирбизинской школе. .Хуже, чем прежде, закончили истекший учебный год в Хороший- ской средней школе, низкие показатели у учащихся в восьмилетних школах А: 1 и № 3, неудовлетворительно положение с организацией учебного процесса в самой крупной нашей школе — средней школе А» 2—значителен еще, как указывалось, процент отсева учащихся. Чтобы впредь нам обеспечить значительное сокращение отсева учащихся, необходимо, во-первых повысить личную ответственность директоров школ и каждого учителя за неукоснительное выполнение восьмилетнего всеобуча. Во-вторых, а комплексе решать многие другие вопросы, имеющие прямое отношение ко всеобучу и. в первую очередь, улучшить условия жизни и содержание учебно-воспитательной работы в пришкольных интернатах. Все недостатки в работе интернатов должны стать предметом серьезного разговора. Определенную роль в выполнении всеобуча призваны сыграть группы продленного дня, которыми охвачено почти 2,5 тысячи учащихся 1—8 классов. В целом по району из учащихся групп продленного дня не успевало только 53 ученика. Успеваемость в группах почти на 1,5 процента выше общерайонной. Тем не менее во многих школах не используют всех возможностей групп продленного дня, и в первую очередь в Студеновской, Черйвкурьин- ской, Рассказовской школах, а также восьмилетних № 1 и А» 3. Велика роль начальной школы в формировании коммунистического мировоззрения человека. Именно в начальных классах закладывается основа того, что потом получает дальнейшее развитие в средних и старших классах. Жизнь все более убедительно показывает, что хорошие результаты достигаются там, где учителя работают над совершенствованием своего мастерства. Ярким подтверждением этого являет собой вся многолетняя трудовая деятельность заслуженной учительницы школ РСФСР Р. И. Спесивцевой, учителей II. С. Кривца, Т. М. Михалевич. В. И. Буцкой, Л. И. Бровченко, Д. Г. Суббота. Одной из главных задач является дальнейшее развитие народного образования, создание необходимых предпосылок для завершения перехода ко всеобщему среднему образованию сельской молодежи. В районе заметно возросло число молодежи, получившей образование. Если на 1 сентября 1971 года всеми формами обучения было охвачено 84,5 процента от числа окончивших 8 классов. то в истекшем году в 9 классах средних специальных учебных заведениях и 1ПРМ обучалось более 90 процентов от выпуска из 8 классов. Лучше других результаты по переходу ко всеобщему среднему образованию в Калиновской средней школе, Калачинской, Дзержинской, Шиловокурьин- ской. Однако в ряде школ эти показатели Намного хуже. В частности, в средней школе совхоза «Октябрь», Хорошин- ской и Ирбизинской средних школах. . В связи с переходом ко всеобщему среднему образованию, значительно возрастает роль вечерней школы. За последние годы несколько успешней проходит комплектование вечерних школ и УКП учащимися. В истекшем учебном году восьмилетнее и среднее образование через вечернюю школу получили 115 рабочих и колхоз ников. Однако сегодня нельзя сказать, что во всех школах района делается все для улучшения вечернего и заочного обучения работающей молоде. жи. Большие меры намечены вс дальнейшему улучшению трудового обучения и воспитания учащихся сельских школ. В школах нашего района уже накоплен определенный опыт решения данного вопроса. Вместе с тем содержание и форма трудового обучения учащихся имеет существенные недостатки и упущения. В истекшем учебном году, например, в Ирбизинской школе из-за отсутствия специалиста изучение трактора началось только в ноябре, в средней школе совхоза «Октябрь» — в декабре, в Ка- расартовской — в январе. Нет при средних школах соответственно оборудованных кабинетов машиноведения, хотя многое можно сделать силами своих ребят. Нам надо всемерно развивать и совершенствовать систему трудового воспитания и обучения школьников, шире использовать все ее звенья: трудовое обучение, общественно-полезный труд, внеклассную работу, специально-профориентационную работу. Стержнем всей нашей работы является коммунистическое воспитание, формирование целостной человеческой личности будущего строителя коммунизма. Идейно-политическое и военно-патриотическое воспитание учащихся должно носить целенаправленный характер, особое внимание нужно обратить на дальнейшее повышение идейного уровня преподавания. Партийное внимание и забота окружают учителя, школу. В этом залог нашего успешного продвижения вперед. И нет сомнения в том, что в наступившем учебном году педагогические коллективы района добьются реальных успехов в реализации постановления партии и правительства о сельской школе и документов VI сессии Верховного Совета СССР, Важнейшей стороной коммунистического воспитания человека является трудовое воспитание. Поэтому главная цель родителей, школы и других воспитательных учреждений состоит в том, чтобы подготовить к жизни будущего гражданина, воспитать идейно стойкого строителя коммунизма. ЧЕЛОВЕКА ТРУДА, который будет активно, творчески работать на том или ином участке народного хозяйства. Вопросы планирования и организации процессов трудового воспитания ■ педагогический коллектив Октябрьской средней школы решает совместно .с совхозом и лесничеством уже в начале учебного года. Большое значение в подготовке школьников к трудовой деятельности имеет ученическая производственная бригада, состоящая из нескольких звеньев: звена полеводов и механизаторов, звена по изготовлению кирпича (за три лета ребятами изготовлено 1 млн. штук кирпича), звена по ремонту инвентаря и оборудования, звена в помощь строительству новой школы п звена в помбщь животноводам, члены которого вместе с рабочими совхоза участвуют в стрижке С заботой о детях (Из выступления председателя исполкома Благодатского сельского Совета М. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «0 мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельских общеобразовательных школ» и решения VI сессии Верховного Совета СССР, которая утвердила основы законодательства по народному образованию, встречены с большим воодушевлением, г Эти решения обсуждались среди общественности, в партийных Организациях, на исполкоме сельского Совета, на заседаниях правлений колхозе®, в педагогических коллективах. Составлены' и утверждены на сессии сельского Совета перспективные планы по завершению перехода ко всеобщему среднему образованию молодецки и дальнейшему развитию общеобразовательной школы. Исполком сельского Совета совместно с хозяйственными руководителями, коллективами учителей за последние годы проделал большую работу по строительству школ, интерна- ’тов и квартир .для учителей. В селе Благодатном Достроена средняя школа на 320 мест и шесть квартир для учителей. В селе Шилюво-Курья построена 8-летняя школа на 195 мест, интернат и 5 квартир для учителей. Все школы в основном обеспечены необходимым инвентарем, оборудованием и наглядными пособиями. Большое значение в успешном завершении перехода ко всеобщему среднему образованию (имеет работа школьных интернатов. На территории Совета есть два интерната. В колхозе «Вперед к коммунизму» все дети колхозников, проживающих (в мелких населенных пунктах, начиная-с первого класса живут в интернате на центральной овец, пастьбе скота, заготовке кормов. В прошлом году звено полеводов, выращивая сельскохозяйственные культуры на 30 га, добились высокой урожайности пшеницы — 18 центнеров с каждого гектара. Нынче ребята выращивают пшеницу на 16 га, а кроме этого, кукурузу на 5 га, картофель, смесь гороха и овса. Члены звена полеводов работают по согласованному с агрономом совхоза плану, где предусмотрены опыты, наблюдения. Основной целью работы на совхозном поле является закрепление ребятами умений и навыков работы на сельскохозяйственной технике, ознакомление с агротехническими приемами выращивания культур на больших площадях, а главное — привитие любви и интереса к работе в сельском хозяйстве. Составной частью ученической производственной бригады является школьное лесничество, в котором 120 человек. В течение-трех лет ими обработаны сотни гектаров лесных полос. Но кроме прополки ребята здесь занимаются и другими работами: весной помогают в выборке лесопосадочного материала, в оправке саженцев. П. ВАСИЛЬЕВА) усадьбе. Для них созданы все бытовые условия. В прошлом учебном году за их питание родители доплачивали только по 3 рубля в месяц. В этом гаду правление колхоза также решает создать для них в интернате бесплатное питание. Перод началом учебного года исполком сельского Совета, как правило, совместно с коллективом учителей заранее знакомится с материальным состоянием семей учащихся и своевременно оказывает материальную помощь. Своевременно решается вопрос о подвозке учащихся к школьным интернатам. Данные организационные вопросы мы рассматривали на расширенном заседании сельиспол- кома 22 августа. Нами проводится определенная работа по организации вечернего и заочного обучения молодежи. Ежегодно многие труженики колхозов повышают свой общеобразовательный уровень через учебно-консультационные пункты. при школах. В прошлом учебном году в вечерней школе по Совету занималось 30 человек. - Плохо обстоит дело с вечерним и заочным обучением молодежи в Благодатской средней школе. План обучения молодежи был невыполнен. Исполкому сельского Совета и учителям Благодатской средней школы в этом учебном году имевшиеся недостатки в обучении молодежи в вечерних школах нужно устранить. Исполком Благодатского сельского Совета депутатов трудящихся совместно с партийными, хозяйственными организациями, коллективом учителей примет все меры к дальнейшему улучшению работы общеобразовательных школ,

4 сентября 1973 г., № 106 (4808) _______________________________ СЕЛЬСКАЯ НОВЬ 3 ко всеобщему среднему образованию а Умей зажигать делом (Из выступления ст. пионервожатой Кучугурской 8-летней школы В. БЕЗГИНОВОИ) Говоря о работе нашей пионерской друж'ины, хотелось бы отметить наиболее яркие моменты в ее жизни. Шагая маршем «Всегда готов'», совет дружины вел непрерывную работу в течение всего учебного года. Соревнование среди пионерских отрядов за право стать правофлан.го|вы‘м , требовало от каждого пионера выдумки, активности, задора. За прошедший учебный год дружина им. Н. И. Кузнецова была отмечена ■ несколькими - грамотами: за победу в районной военно-спортивной игре «Зарница», за активное участие в смотре художественной самодеятельности, посвященной 50-летию образования нашего государства, за работу с октябрятами и помощь, оказанную пионерами родному колхозу. Это * хороший результат работы совета дружины, каждого отрада. Навсегда запомнилась ребя- ■ •там районная игра «Зарница», проходившая 19 мая в районе Черной Курьи, потому что отряд «Варяг» нашей дружины занял первое место. Этот успех пришел не сам собой, он—результат большой проделанной работы: обучения ребят юнар- мейсюим специальностям, участия в кружках ДОСААФ, краеведческом, юных друзей СоветРАСТЕТ НАША СМЕНА (Из выступления председателя колхоза «Новая семья» А. С. БАРАННИКОВА) В настоящее время в центре внимания развития советской школы является постановление партии и правительства. «0 мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы». Улучшение этих условий повсеместно требует больших усилий всех без исключеиия содьсюнх коллективов, а колхозов и совхозов как базовых предприятий, на территории которых находятся школы, — особенно. Мы у себя в колхозе держим со школой тесною связь, которая выражается, прежде всего, в больших материальных затратах на нужды образования. За счет средств колхоза, например, построен интернат на 70 мест — теперь учащиеся из соседних с Черной Курьей сел и из соседних хозяйств живут в красивом, благоустчезновенив мелких деревень, укрупнение больших сел. И основную роль в этом играет школа. Нам как администраторам и хозяйственникам от школы трудно ждать отдачи, которая бы выражалась в определенной сумме. Мы видим эту отдачу в том, что к нам в село уже сейчас с удовольствием прибывают кадры, больше молодежи остается в селе, очень многие молодые люди после трех-четырех лет отсутствия возвращаются в родное селю. Многие ребята после десятилетки остаются дома и работают механизаторами, шоферами, поступают в техникумы. А девушки с удовольствием приобретают строительные профессии, в частности, штукатура-маляра, так как в колхозе есть своя строительная бригада, насчитывающая сейчас около 30 человек. ской Армии, отработки марша и шага. Не менее.активно, с большим желанием готовились ребята к районному смотру художественной самодеятельности, посвященному 50-летию СССР. Немало ¡встретилось трудностей, немало было споров, но у ребят было большое желание победить. Все это вместе принесло второе место на районном смотре художественной самодеятельности. Всегда охотно откликаются пионеры на задания, ¡родного колхоза- Они активно участвуют в уборке картофеля, зерновых; традиционными стали субботники на току. В течение лета ребята трудятся на покосе и в животноводстве. Таким образом, пионеры являются непосредственными участниками всех важных событий на селе. Но часто не обходится и без трудностей. Я думаю, что выражу мнение всех старших вожатых-,- если скажу, что мало средств выделяется для работы в школе различных кружков, для приобретения костюмов участникам художественной самодеятельности. Я не говорю уже о пионерской атрибутике и символике, хотя этот вопрос вечен и на вожатских “семина- рак. Опираясь на общественность (Из выступления директора Калачинской 8-летней школы Н. Т. ЗАХАРЧУК) 1972-73 учебный год проходил под знаком подготовки к славному 50-летию образования СССР. Новыми успехами в обучении и воспитании детей встретил коллектив учителей эту знаменательную дату. По итогам года школа имеет стопроцентную успеваемость. В успешном решении поставленных перед школой задач большую помощь оказывает школе родительский комитет, руководимый В. Ф. Добряк. Родительский комитет школы состоит из 13 наиболее активных родителей, которые -сами являются примером в поведении, работе и в воспитании своих .детей. Разбит комитет на 4 сектора: всеобуч, учебный, культурно- массовый и хозяйственный. Каждый из них имеет конкретный план работы и отчитывается перед родительским комитетом. По инициативе родительского комитета была проведена теоретическая конференция для родителей по теме «Воспитание детей в семье», на которую были приглашены для выступлений юрист, медик и педагог. М. Я. Горлова очень интересно и содержательно рассказала об ответственности родителей за воспитание детей, какие меры предусматривает закон для подростков, нарушающих правила социалистического общежития. Заведующая Октябрьской больницей М. М. Май выступила по вопросу «Алкоголизм и дети». Привела местные примеры о неправильном поведении родителей в семье, о злоупотреблении спиртными напитками, что привело некоторые семьи к трагедии и тяжело сказалось на психике детей. На этой же конференции выступил учитель В. Н. Гаврилов по теме «Отец в жизни ребенка». Члены санитарно-хозяйственного сектора следят за чистотой школы и учащихся, организовали «Уголок здоровья», проверяют, как дети берегут школьное имущество. Так, Н. И, Якоб, член родительского комитета, председатель местного комитета отделения совхоза, проверив сохранность парт учащимися, выступил перед ними на общешкольной линейке. Это имеет очень большое значение, когда о бережливости с детьми говорит не только учитель, но и родители. За учебный год у нас проведено 5 заседаний родительского комитета, 4 общешкольных родительских собрания. Перед собранием стараемся провести родительский комитет, даем поручения — посетить квартиры учащихся, выяснить, как дети обеспечены одеждой и обувью, состояние рабочего места школьника. Поэтому собрания проходят непринужденно, носят характер педагогических раздумий о совместной работе по устранению выявившихся недостатков. На собраниях не подвергаются обсуждению индивидуальные особенности детей — это предмет личных бесед учителей с родителями каждого ребенка. На одном из классных родительских собраний во втором классе учительница Л. Ф. Петренко сказала родителям: «Сейчас я вас приглашаю на урок чтения» и включила магнитофон, где заранее был записан хороший урок, проводимый учительницей. С каким интересом слушали родители, ответы своих детей, их успехи и неудачи, сколько появилось вопросов к учителю! Одной из форм работы с родителями является посещение квартир учащихся. Эту работу мы усиливаем в мае, потому что самый трудный месяц. Прежде всего мы предупреждаем родителей и учащихся, что к И часам вечера все дети должны быть дома и готовиться ко сну. После 11 часов дежурный учитель выходит на улицу. Никто не знает, в чью квартиру он сегодня зайдет. Его ждут все дети. У нас накапливается хороший материал для индивидуальных бесед с родителями, мы лучше узнаем семью. Коллектив учителей работает- в тесной связи с партийной организацией отделения. На партийные собрания выносятся школьные вопросы. Так, в этом году рассматривались: итоги работы школы за первое полугодие, вопросы воспитания детей в семьях коммунистов, о летнем труде и отдыхе учащихся. Впервые в своей практике в этом-году мы применили открытые партийные бюро с участием учителей, родителей и учащихся. Такое партийное бюро было проведено в декабре прошлого года, с вопросом «Воспитание детей в семье коммуниста Я. С. Бирюкова и беспартийного Н. М. Киденко». В своем решении партийное бюро строго предупредило Бирюкова за плохое воспитание детей в семье, а над Сергеем Киденко взяли шефство члены бюро. В результате, Сергей, не успевающий по нескольким предметам в первой четверти, перешел в следующий класс. Так, общими усилиями школы, семьи и общественности нам удалось впервые добиться полного перевода учащихся в следующий класс. Но не надо думать, что помощь школе со стороны семьи и общественности пришла так просто, сама собой. Все зависит от умения учителя, директора школы, от их желания организовать это дело, только тогда можно рассчитывать на поддержку и на успех. От нас зависит многое (Из выступления заведующей Новоивановской начальной школы роенном светлом помещении. Начато строительство нового здания школы на 320 учащихся, потому что старое стало тесным. Строительство предполагаем закончить в будущем году. Для учащихся нами было организовано бесплатное питание, постоянно выделяем для подвозки детей к школе из соседних бригад колхозный автобус. Частые гости в школе — колхозные специалисты. Механик нашего хозяйства один день в неделю отводит на преподавание школьникам основ механизации, а агроном, прораб, зоотехник проводят занятия по своим темам, определяют желающих в производственные бригады. Большую помощь оказывают колхозу и школь, ники. Ребята принимали самое активное участие в строительстве административного здания, хозяйственного двора, навесов для скота; бригада учащихся занималась выращиванием уток. Члены бригады полеводов проводили опыты по посеву, участвовали в заготовке сена, веточного •¿орма, лекарственных трав. Правление колхоза отметило лучших из них, наградив Почетными грамотами и премировав каждого наручными часами. Вре это понятно. В настоящее время идет исВ связи с большим внедрением механизаций в животноводстве ребята с удовольствием идут в бригаду по механизации трудоемких процессов, сантехниками и монтажниками. Мне хотелось бы заострить внимание на том, что очень многое в развитии базы сельских школ зависит от отношения руководителя хозяйства к данному вопросу, от того, как он понимает роль и значение школы для развития села. Кто правильно это поймет, тот будет иметь на селе современные кадры, и как итог — успешно решать все хозяйственные вопросы. Большие у нас перспективы на будущее. Как уже отмечалось, скоро будет закончено строительство общео|бразовательной школы, расширена музыкальная школа, будет вестись строительство 8-ми и 16-ти квартирных домов с полным коммунальных! обслуживанием. Намечается построить для села спортивный комплекс с плавательным бассейном. Кое для ¡кого это покажется роскошью, но мы считаем, что это решит проблему культурного отдыха молодежи, дальнейшего закрепления ее на селе. Конечно, в этом -вопросе еще много нерешенного и трудного., но все проблемы можно решить при желании руководителей хозяйств и школ. А. К. ПОРТНОВОЙ) Решение вопроса о завершении перехода ко всеобщему среднему образованию моло. дежи во многом зависит от деятельности начальных школ. В Н|овоивцновской начальной школе я проработала 10 лет. Наша школа немало сделала по обучению и воспитанию школьников. Пять лет школа не имеет второгодников и это потому, что основным правилом нашей работы было и есть — не допускать отстава,- ния в знаниях учащихся, во время оказывать должную помощь, строя всю свою работу по обучению и воспитанию школьников так, чтобы в течение урока активно работала мысль каждого ученика. Мы обращаем большое внимание на обучение детей культуре детской речи, на раскрытие их склонностей и способностей. Мы всегда интересуемся, как дети нашей школы учатся в 5—10 классах Октябрьской средней школы. Отрадно, что в основном все они успевают и заканчивают ее. Я этом году в Октябрьскую школу в 5-й класс пойдут 16 человек. Из них — И хорошистов. Закрепление полученных знаний по природоведению и привитие трудовых навыков дети получают при работе на пришкольном опытном участке. Ежегодно мы высеваем много цветов, за которыми ухаживают сами ребята. Они полют и поливают их на протяжении всего лета, а осенью собирают семена. Организованно проходит и летний отдых детей. В этом году несколько ребят отдыхало в пионерском лагере. А остальные посещали детскую пло щадку при школе. Они разучивали новые игры, песни, танцы, читали книги. Была организована встреча с комбайнерами нашего отделения, где ребятами им были сказаны хорошие пожелания, вручены букеты цветов. Все это оказывает на детей, формирование их как личностей большое воздействие,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2