ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! гч -ч * . ч Гвардеицы страды—* № 106 (4339) ЧЕТВЕРГ, 3 сентября 1970 г. Фото В. Маленко. Калачинского, совхоза. почьта Газета выходит с Н>30 года ЗА ВЫСОКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ СОРЕВНОВАНИИ НА УБОРКЕ УРОЖАЯ НА РАЙОННУЮ ДОСКУ ПОЧЕТА ЗАНОСЯТСЯ: МИЛЛЕР Д.Ф., комбайнер колхоза им. Тельмана. На жатке ЖВН-10 скосил 600 га зерновых, подобрал валки на площади 63 га и намолотил 721 центнер зерна. СЕМЕНИХИН Ф. М., комбайнер Скосил кукурузу на площади 99 га и собрал зеленой массы 14500 центнеров. кругляк м. жатке ЖВН-10 скосил 585 га зерновых. ПОНОМАРЕВ П. И., комбайнер Калиновского совхоза. жатке ЖВН-6 скосил 397 га зерновых. ХАЙЧЕНКО В. И., комбайнер Калиновского совхоза, жатке ЖВН-6 скосил 322 га зерновых. ЗАГРЕБА И. П. и ЗАГРЕБА В. П., комбайнеры Хорошин- ского совхоза. На жатках ЖВН-6 скосили по 353 га зерновых каждый. БАУЭР X. К., комбайнер Студеновского совхоза. На жатке ЖВН-10 Скосил 270 га и подобрал валки на площади 121 га зерновых. ШМИДТ Я. М., комбайнер Хорошинского совхоза. Скосил кукурузу на площади 87 га и собрал зеленой массы 17200 центнеров. Ф., комбайнер колхоза им. Тельмана. На На На СВЕДЕНИЯ ) О КОСОВИЦЕ ЗЕРНОВЫХ (в проц, к плану), ПОДБОРКЕ ВАЛКОВ (в проц, к скошенному) И УБОРКЕ КУКУРУЗЫ (в проц, к плану) на 2 сентября. СОВХОЗЫ «Вп. к коммунизму» 71 27 73 Им. Дзержинского 51 18 34 Им. Куйбышева 53 13 28 «Октябрь» 46 22 29 «Новая семья» 56 44 25 Студеновской 58 40 34 Им. Жданова 40 9 55 Хорошинский 50 41 38 Им. Ленина 52 30 50 Калачинский 70 30 41 Им. Карла Маркса 51 15 86 Калиновский • 60 29 46 Им. Калинина 19 2 45 ПО СОВХОЗАМ 58 32 37 «Сибирь» 42 10 51 колхозы Им. Мичурина 33 5 38 Им. Тельмана 69 46 30 ПО КОЛХОЗАМ 49 25 44 «Маяк Ильича» 73 31 30 ПО РАЙОНУ 54 29 40 В райкоме КПСС, райисполкоме, РК профсоюза ОБ ИТОГАХ СОРЕВНОВАНИЯ КОЛХОЗОВ И СОВХОЗОВ НА УБОРКЕ УРОЖАЯ И ПРОДАЖЕ ХЛЕБА ГОСУДАРСТВУ Бюро РК КПСС, исполком районного Совета депутатов трудящихся и президиум райкома профсоюза работников сельского хозяйства и заготовок рассмотрели итоги социалистического соревнования колхозов и совхозов на уборке урожая и продаже хлеба государству по состоянию на 1 сентября. Победителем соревнования среди совхозов признан Калачинский Совхоз (директор т. Чорненький В. С., секретарь парткома т. Рогозный Л. И., председатель рабочего комитета Т. Бобровский Ф. Ф.), скосивший зерновых 63,3 процентов к плану, обмолотивший 26,4 процента к скошенному, выполнивший план сдачи хлеба государству на 7,2 процента. Калачинскому совхозу присуждено переходящее Красное знамя райкома КПСС, исполкома райсовета н райкома ОРГАН КАРАСУКСКОГО РАЙКОМА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Цена 2 коп. Калачинских механизаторов на. зывают лидерами страды за высокие темпы уборки. И по.праву. Здесь трудятся замечательные мастера своего дела. Пример показывают коммунисты и комсо. мольцы. На втором отделении отлично работает коммунист, член парткома совхоза Анатолий Голенков. С начала жатвы он намо. лотил 1620 центнеров зерна. На снимке: А. Голенков. АКТИВНЕЕ ВЕСТИ ПОЛИТИЧЕСКУЮ РАБОТУ НА УБОРКЕ он занесен на районную Доску почета. Среди колхозов признан победителем соревнования на уборке урожая и продаже хлеба государству колхоз им. Тельмана (председатель т. Стрельцов Н. И., секретарь парторганизации т. Степаненко А. В., председатель профкома т. Ковалев И. К), скосивший зерновых 62,3 процента к плану, обмолотивший 38,8 процента к скошенному, выполнивший план продажи хлеба государству на 10,4 процента. Колхозу им. Тельмана присуждено. переходящее Красное знамя райкома КПСС, райисполкома и райкома профсоюза, он занесен на районную Доску почета. ,17 комбайнеров, добившихся высокой выработки на косовице, обмолоте хлебов и уборке кукуру. зы, признаны победителями соревнования и занесены на районную профсоюза, Доску почета. Важную роль в успешном проведении уборочной страды играет массово-политическая работа, для проведения которой выделено более 300 агитаторов и политинформаторов; большинство из них с честью выполняют свой долг бойцов партии. В период уборки некоторые партийные организации накопили определенный опыт в проведении массово-политической работы. Четкая система в агитационной работе сложилась в парткоме Калачинского совхоза. Члены парткома, специалисты ежедневно информируют коллективы “Ьтделений о ходе хлебоуборки, распространяют опыт передовых комбайнеров, помогают отстающим в выполнении принятых обязательств. Через местное радио систематически передается дневник страды. Агитаторы Н. Владимирова, П. Устименко, В. Моор и другие регулярно выпускают боевые листки, в которых прославляют передовиков, критикуют недостатВ честь победителей социалистического соревнования на уборке урожая: Калачинского совхоза, колхоза им. Тельмана, комбайнеров Н. Т. Свистельникова, И. М. Киденко, Я. Я. МиЛлера, Ф. М. Семенихина из Калачинского совхоза; Г. М. Горбунова из колхоза «Вперед к коммунизму», В. К. Васильева, В. М. Кулямпина, М. П. Макаренко, А. А. Гофмана из колхоза им. Тельмана поднять в райцентре, г. Карасуке, Красный флаг трудовой славы. Бюро РК КПСС, исполком райсовета обязали директоров совхозов, председателей колхозов, секретарей партийных и комсомольских организаций, комитеты профсоюзов шире развернуть социалистическое соревнование на уборке урожая, сдаче хлеба государству, заготовке кормов и взмете зяби, добиваться значительного перевыполнения норм выработки каждым агрегатом. ки. В честь лучших комбайнеров в совхозе поднимается Красный флаг трудовой славы. Хорошо поставлена гласность со. ревнования в колхозе им. Тельмана. Она осуществляется через местное радиовещание. Широко практикуется выпуск многотиражных газет, боевых листков, молний, что позволяет своевременно сообщать колхозникам о ходе уборки. Многие заведующие клубами, библиотеками, киномеханики перед началом фильма рассказывают собравшимся о ходе работ на полях и токах, проводят ные вечера чествования ков. специаль- передовибригады Агитхудоже^твенные районного и железнодорожного домов культуры дали для хлеборобов 12 концертов. Эту работу проводят и некоторые сельские клубы. Вместе с тем в политической работе имеются существенные недостатки. В совхозах «Октябрь» и Хорошинском (секретари парткомов тт. Лузан и Гиман) не все агитаторы выполняют возложенные на них обязанности, ход соревнования ежедневно не предается гласности, об итогах своей работы комбайнеры узнают только через пять дней. Здесь вообще соревнованию не придается должного значения. Неслучайно в этих хозяйствах некоторые комбайнеры не выполняют дневных норм, машины простаивают по различным причинам. На шестом отделении Хоро. шинского совхоза шесть комбайнов. Ни один из комбайнеров не знает, сколько скошено и обмолочено зерновых. И это в то время, когда на отделении пять человек административно - управленческого аппарата. Агроном Н. Пешков не ведет ежедневный учет работы, а потому не знает о положении дел. Агитатором утверждена бухгалтер т. Киба. Но она не провела ни одной беседы. В решающие дни уборки все сельские коммунисты, руководители и специалисты, бригадиры, управляющие, учетчики, вся сельская интеллигенция должны быть привлечены к активной политической работе, вести которую следует по определенной системе, продуманно. В партийном поряд. ке следует чаще заслушивать отчеты агитаторов, политинформаторов, повышать ответственность за уборку урожая у каждого работника административно - управленческого аппарата. На семинарах и при инструктажах проводить обмен работы агитаторов и политинформаторов, учить их методам и навыкам политического воздействия на коллективы, повышать идейность идеологической работы. Политическая работа на жатве имеет свои особенности. Не всегда уместны продолжительные лекции и доклады, отвлекающие хлеборобов от труда. Будет ценнее в этом случае короткая, деловая, целенаправленная информация о политических событиях в стране и за рубежом, о производственных делах хозяйства, о передовиках и их опыте. Важной темой для агитаторов и политинформаторов является пропаганда документов июльского (1970 г.) Пленума ЦК КПСС, речи т, Брежнева Л. И. на торжествах в честь пятидесятилетия Казахской ССР, увязывая ее с успешным завершением уборки урожая. Большое общественно - политическое воздействие имеет содержательная и нетрафаретная, хорошо оформленная непосредственно на производственных местах наглядная агитация, обращенная прямо к людям; на поле — к комбайнерам, шоферам, на току — к работникам, обслуживающим зер. ноочистительные машины, погрузочно-разгрузочные средства. Развертывая социалистическое соревнование, партийные организации обязаны направить его на безусловное выполнение и перевыполнение планов продажи хлеба государству, мобилизацию всех тружеников на достойную встречу предстоящего очередного XXIV съезда КПСС. Партийные и профсоюзные организации обязаны использовать весь арсенал средств для морального поощрения передовиков. Это — и звезды на бункере комбайна, и вручение красных флаж. ков и вымпелов, и занесение на Щит славы, и подъем флага в честь победителей, и благодарность в приказе директора или решении правления колхоза. Очень важно довести до сведения всех участников битвы за хлеб дополнительную систему оплаты труда с тем, чтобы каждый знал, сколько он может заработать за день, неделю, за всю уборку. Убрать хлеб вовремя и без потерь, перевыполнить план хлебозаготовок — главная цель сейчас всей нашей политической работы.
СЕЛЬСКАЯ НОВЬ 3 сентября 1970 г., № 106 (4339) Растить поколение людей, 2 ^"О’.ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ.ЛЛЛ/ХЛ/ХЛЛЛЛЛЛЛЛОЛ/' > 27 августа в районном Доме культуры проходи- ’ ло традиционное районное августовское учитель- ; ское совещание. С докладом «6 ходе выполнения 1 постановления ЦК КПСС и Совета Министров 5 СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы 5 средней общеобразовательной школы» выступил ' заведующий районо А. Ф. Ткач. «XVI съезд 5 ВЛКСМ и задачи школьных комсомольских и пи- ! онерских организаций» — с таким докладом на > совещании выступил первый секретарь РК ! ВЛКСМ Н. П. Кобец. В прениях по обсуждаемым > вопросам выступили директор Октябрьской сред- > ней школы Н. М. Рубис, директор Богословской > восьмилетней школы К. П. Збарская, старшая пи- «ЛАЛЛАЛЛЛЛА/У ллллллл/чллл онервожатая средней школы № 1 г. Карасукае Н. Косолапова, секретарь РК КПСС С. П. Мед-1 ведко и другие. | С приветственным словом к молодым учителям, 5 прибывшим на работу в наш район, обратилась 5 учительница восьмилетней школы № 3 А. Е. Фе-1 Доренко. С ответным словом от молодых учителей | выступила выпускница Кубанского университета | С. Мостовая. в $ Много теплых слов в адрес всех учителей ? было высказано пионерами и октябрятами, при- 2 шедшими приветствовать участников совещания. | Ниже мы публикуем отдельные материалы про- | шедшего совещания. | Из доклада заведующего районо А. Ф. Ткача К всеобщему среднему (Из выступления П. В. ПОЛОНСКОГО, директора Ирбизинской средней школы ) Учительский коллектив Ирби- гией для нужд школы. Для Истекший учебный год был богат событиями большого исторического значения. И главное из них — 100-летие со дня рождения В. И. Ленина. Вместе со всем народом этот патриотический подъем переживает и советская школа, ее учителя и учащиеся, все работники народного просвещения. В большинстве школ накоплен определенный опыт по использованию богатого ленинского материала в учебно-воспитательной работе с учащимися. Большая и разнообразная работа по идейнополитическому воспитанию учащихся проводилась в средней школе № 1. Определенная система воспитания учащихся складывается в средней школе № 2. Большое внимание изучению партийных документов и ленинского наследия уделяется в средней шко. ле совхоза «Октябрь». Много интересного, заслуживающего внимания в организации коммунистического воспитания учащихся, в Шиловокурьинской восьмилетней школе. В результате усиления идейнополитической работы с учащимися в связи с подготовкой к Ленинскому юбилею заметно сократилось в районе число второгодников и учащихся, перевод которых отложен до осени, несколько улучшилось качество знаний ребят, повысился уровень их воспитанности. Если по итогам весеннего перевода в прошлом году на второй год было оставлено 338 учащихся и 336 человек получили задание на лето, то в этом году число второгодников сократилось на 20 процентов, а число учащихся, перевод которых отложен до осени, на 48 процентов. Из года в год повышается успеваемость в Карасукской средней школе № I. За четыре последние года успеваемость в этой школе возросла (по итогам весеннего перевода) с 92,8 процента в 1966-67 учебном году до 96,6 процента в 1969-70 учебном году, а 27 учителей закончили истекший учебный год с полной успеваемостью. Успешно преодолевает проблему второгодничества педагогический коллектив восьмилетней школы №. 1 г. Карасука. Заметно повысилась успеваемость в Богословской, Рассказовской, Астрадымской, Шиловокурьинской, Акпановской, Дзержинской, Троицкой восьмилетних, в Хорошинской, Октябрьской, Кара- сартовской и средней школе совхоза «Октябрь». Однако было бы неправильно не сказать сегодня о тех серьезных недостатках, которые имеются в работе многих педагогических коллективов по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, по преодолению второгодничества и сохранению контингентов учащихся. Как ни странно, но в ряде школ в прошлом учебном году успеваемость или осталась на прежнем уровне, или даже несколько снизилась. Да и в целом по району все еще значительная часть ребят остается на второй год. Как и прежде, самая низкая успеваемость в средних классах. Причем при переходе учащихся из начальной школы в восьмилетнюю успеваемость резко снижается, а при переходе из восьмилетних в среднюю — резко повышается. Что же конкретно сделано в районе по расширению среднего образования? Во-первых, за 4 последних года значительно расширена сеть средних школ. Если в 1966 году в районе было 6 средних школ, то теперь их 10. За это время значительно возросло число учащихся, получивших среднее образование. Лучше других решаются вопросы по расширению среднего образования в Ирбизинской, Карасар- товской средних, в Дзержинской, Шиловокурьинской, Рождественской, Жана-Дуньинской и некоторых других восьмилетних школах. Не выполняется план направления в 9-е классы Михайловской, Акпановской, Богословской и некоторыми другими школами. В целом по району, как уже отмечалось ранее, число учащихся, поступающих в 9-й класс, растет из года в год. Однако, если сравнить число детей, поступающих в первый класс, с числом учащихся, получивших среднее образование, то это сопоставление неутешительное. .Решить проблему всеобщего среднего обучения молодежи мы сможем только тогда, когда будет повсеместно выполняться восьмилетний всеобуч. Однако в ряде школ закон об обязательном обучении не выполняется из года в год. Особенно плохо решаются вопросы всеобуча в Карасукской средней школе № 2, Студеновской, Хорошинской, Октябрьской средних, в Калиновской восьмилетней и некоторых других. У нас еще очень велик отсев учащихся из 5—8 классов. За три последних года из школ района выбыло 330 подростков, не получивших восьмилетнего образования! И поэтому предстоящий учебный год должен стать годом, когда все требования этого государственного закона будут неукоснительно выполняться всюду и всеми. Одной из форм получения среднего образования является вечерняя и заочная школа. Наиболее успешно решаются вопросы повышения общеобразовательной подготовки работающей молодежи в Октябрьской, Дзержинской и некоторых других школах. Вместе с тем народнохозяйственный план по вечернему и заочному обучению мы не выполняем из года в год, а в ряде школ обучением работающей молодежи практически никто всерьез не занимается. Истекший учебный год был годом дальнейшего внедрения новых программ и учебников. За четыре прошедших года в различных классах введено 50 новых программ. В настоящем учебном году внедрение новых программ будет продолжаться. Педагогическим коллективам нужно много потрудиться над освоением ряда совершенно новых научных представлений и методических подходов к их изучению. Работа предстоит большая. Но ключевым вопросом для каждого педагогическою коллектива на предстоящий учебный год будет переход 4-х классов на новые программы. Задача заключается в том, чтобы как можно полнее донести до сведения каждого четвероклассника содержание новых программ и учебников, подготовить их к успешному обучению в 5 классе. Весь учебно-воспитательный процесс в школе должен быть процессом подготовки учащихся к труду. Однако отдельные педагогические коллективы ориентируют своих учащихся только на поступление в ВУЗ и недооценивают роль подготовки выпускников к работе на промышленных предприятиях, в совхозах, колхозах. Имеются и другие серьезные недостатки в постановке трудового обучения и воспитания школьников. Во многих школах программа по труду изучается не в полном объеме. В некоторых школах нет учебно-опытных участков. Имеются недостатки в организации летней практики учащихся 5—7 классов, заложенные опыты часто не доводятся до конца. В то же время нельзя не отметить, что за последние два года в результате улучшения работы школ по профессиональной ориентации и привития любви учащимся к сельскохозяйственному труду в районе заметно улучшилось трудовое участие школьников в производственных бригадах. Если в прошлом году в ученических производственных бригадах и звеньях работало 610 учащихся, то в этом году в бригадах и школьных лесничествах трудятся более 1500 учащихся. 276 учащихся 9—10 классов изучали трактор, 114 из них получили права тракториста III класса. В отличие от прошлых лет в этом году создано 9 птицеводческих бригад и звеньев, которые выращивают около 100 тыс. голов птицы. Созданы и работают ученические бригады и звенья или лесничества в Октябрьской, Шиловокурьинской, Благодатской, Студеновской, Морозовской, Богословской, Тока- ревской и некоторых других школах. Наряду с этим в работе ученических производственных бригад имеются серьезные недостатки, которые необходимо устранить. Богат и разнообразен будет новый учебный год, его политический и педагогический колорит. В марте будет проходить XXIV съезд партии, в октябре с. г. исполняется 50 лет со дня выступления В. И. Ленина со знаменитой речью, обращенной к комсомольцам и молодым строителям коммунизма. В предстоящем году будет продолжаться серьезная, глубокая работа над вечно живой ленинской темой, предстоит большая практическая работа по новым учебным планам и программам, которая позовет к творчеству, к поиску сотни учителей. Ко многому обязывает педагогические коллективы июльский Пленум ЦК КПСС, обсудивший вопрос об очередных задачах партии в области сельского хозяйства. Серьезная работа предстоит и по претворению в жизнь решений XVI съезда ВЛКСМ. Нам необходимо приложить максимум усилий, чтобы новый учебный год начался четко, организованно, чтобы и учащиеся, и учителя с первого дня учебного года активно включились в работу. зииской средней Школы совместно с партийными и общественными организациями в деле выполнения закона о восьмилетием всеобуче и сохранении контингента учащихся добился определенных успехов. Приведу несколько цифровых данных. За четыре последних учебных года все дети от 7 до 16 лет обучались в школе. За 1966—1967 и 1967—1968 учебные годы не было ни одного случая отсева детей. За последние годы, особенно после открытия в Ирбнзино средней школы, увеличился процент выпускников восьмых классов, поступающих на учебу в 9 классы. Так, в 1968 году все 22 выпускника нашей школы пошли учиться в 9 класс, а в прошлом году — 17 человек из 20. Увеличилось поступление в 9 классы выпускников Рождественской и Кукаринской восьмилетних школ. Нынче к нам в девятые классы пришло много учащихся из Беленской восьми- летней школы. Важное значение имеет наведение строгого порядка в учете детей в возрасте от 6 до 16 лет. Перед началом учебного года учителя и классные руководители имеют ясное представление о том, кому из учащихся школы следует оказать материальную помощь в приобретении, одежды, обуви и в питании. Работа эта ведется у нас повсеместно с чле. нами родительского комитета. Большую помощь, особенно материальную, в улучшении работы школы оказывают нам правления колхозов нашего сельского Совета. Так, в начале 1968 года учащиеся получили в подарок от колхоза им. Карла Маркса новое здание школы, в 1969 году — помещение под мастерскую.. Мы бесплатно пользуемся электроэнер- Воспитывать нового человека (Из выступления У. Я. КАМЕНСКОЙ, завуча по воспитательной работе средней школы № 2 ) «Каждый воспитательный шаг у нас должен быть проникнут политическим воспитанием, и если это не так, то такое воспитание никуда нс годится. Если мне говорят, что у меня все хорошо, но нет политического воспитания, то вся работа вообще ничего не стоит». Это положение А. С. Макаренко о ценности идейно-политического воспитания и помогает нашему коллективу поднять на должную высоту процесс воспитания: учить учащихся овладевать марксист- скотленинской теорией, формировать у них научное материалистическое мировоззрение и т. д. Этому способствуют, конечно, различные формы политической учебы: лекции, семинары по изучению марксистско-ленинского наследия, изучение политических документов современности, работа клубов, диспуты, классные часы, вечера, встречи с замечательными людьми. Но проведение политической учебы даже на самом высоком уровне не всегда воплощается в единстве СЛОВ и ПОСТУПКОВ. А ведь только в единстве СОЗНА. НИЯ и ПОВЕДЕНИЯ проявляется сущность политического воспитания. Поэтому основная цель такого воспитания в школе — вести работу в такой системе, чтобы у каждого ученика от души шла способность и потребность быть Человеком, преданным нашему общему делу, нашему обществу. С этой "целью в школе проводится ряд мероприятий по воспитанию человеческого чувства, так как прежде всего оно лежит в основе вечно актуального вопроса «личность и коллектив». С этим у нас проводятся различные конкурсы, когда соревнование ведется между классами на лучшую газету, на школыгого интерната колхозы им. Карла Маркса, им. Калинина и частично им. Мичурина бесплатно отпускают продукты питания. Бесусловно, и учащиеся школы стараются отблагодарить своих заботливых шефов и принимают в этих хозяйствах посильное участие в общественном производстве. Вопрос всеобуча мы считаем одним из важнейших в работе школы. Взять вопрос о переходе ко всеобщему среднему образованию. Здесь у нас еще много недостатков. В 1960 году в первом классе у пас было 14 учащихся. За десять лет из них трое выбыли в другие школы, а из оставшихся ребят только шестеро своевременно получили среднее образование. Для улучшения работы школы нужно больше работать всему учительскому коллективу. Но имеется ряд вопросов, которые без помощи извне мы не можем решить. Два года у нас пустует новое здание мастерской —- не смонтировано отопление. В неподготовленном состоянии находится школьный интернат. Весной было принято решение построить новый интернат за счет средств колхозов, но помощь в этом они оказать нам пока не могут. Неудовлетворительно в районе решается вопрос со снабжением учащихся учебниками. Требуется укрепить нашу школу и учителями, имеющими высшее образование. И все же, несмотря н.а это, в наступившем учебном году коллектив учителей Ирбизинской средней школы приложит все силы, чтобы добиться выполнения решений партии и правительства о всеобщем среднем образовании. лучшую композицию «Мое Отечество — СССР», на лучшего чтеца, певца и т. д.; работа по изучению жизни и деятельности замечательных людей страны, сбор материалов для Левинской комнаты, угол, ка боевой славы и другое. Не менее важную роль в идейно-политическом воспитании играет дисциплина, культура поведения. В течение года учителя и члены лекторской группы в каждом классе провели до 10 бесед на различные темы о красоте человеческой. Большую помощь в этом оказывал клуб «Лирик» (в него входили ребята 9 классов). И венцом, конечно, всех лекций и бесед являются требования, предъявляемые педагогическим и ученическим коллективом к каждому ученику. Требования эти помогают ребятам учиться интересы коллектива ставить выше личных. Иногда эти требования связаны с наказанием, в результате которого за одного ученика отвечает весь класс. Но это, может быть, и есть тот момент, когда у ученика формируется убеждение: все за меня, и я за всех! Умение подчиняться товарищам воспитывают различные субботники, трудовые рейды, прохождение производственной практики. За прошедший год коллектив преподавателей школы сделал очень много, показал свою силу, педагогический талант. Но не нужно думать, что все хорошо, все гладко. И, пожалуй, самым трудным в нашей жизни остается процесс воспитания. Но1 идя навстречу XXIV съезду партии и выполняя решения XVI съезда комсомола, как и все учительство района, наш коллектив в силах преодолеть все препятствия в процессе воспитания,
3 сентября 1970 г., № 106 (4339) 3 СЕЛЬСКАЯ НОВЬ достойных нашего времени Вся работа XVI съезда ВЛКСМ проходила в духе высокой требовательности и взыскательности при обсуждении волнующих молодежь вопросов, отличалась пар. тийной принципиальностью, глубокой заинтересованностью в дальнейшем улучшении деятельности комсомола. В выступлениях делегатов постоянно звучала мысль о том, что формирование гражданина, борца, патриота, начинается в советской школе, в пионерском отряде и комсомольской группе, что забота о школе — почетная обязанность всех отрядов Ленинского комсомола. Прошедший учебный год — это новая ступень в идейно-политической закалке комсомольцев и пионеров нашего района. Учащиеся глубоко изучили многие произведения В. И. Ленина, важнейшие партийные документы. Проводились Ленинские чтения, Ленинские уроки, семинары и конференции, теоретический материал увязывался с практической деятельностью. Ленинский зачет во многих школах района был поистине экзаменом на политическую грамотность, общественную активность и трудовую деятельность. Хорошо он прошел в средней школе № 1. Здесь ребятам оказал большую помощь весь учительский коллектив, коммунисты и комсомольцы. Неплохо прошел Ленинский зачет в Благодатской школе, школах № 49, № 2, восьмилетних № 3, № 176 и других. Оживилась работа в системе политпросвещения в Карасукской средней школе № 2. Через кружок «Наш Ленинский комсомол» и лекторскую группу проводилась массово-политическая работа. Почти во всех школах созданы музеи или уголки В. И. Ленина. Лучшим признан музей восьмилетней школы № Г. Опыт работы этой школы заслуживает одобрения. Однако хочется остановиться на тех моментах работы, которые мы В тесном ковтакте (Из выступления Н. КОСОЛАПОВОЙ, ст. пионервожатой средней школы № 1 ) В нашей школе работа комсомольской организации строится под девизом: «Кому слоняться без дела охота? — Каждый занят полезной работой!» Каждая комсомольская группа выступает как отряд со своим названием, песней. Направляют всю работу комсомольцев и пионеров в школе комитет комсомола и совет дружины под руководством секретаря комсомольской организации, председателя совета дружины во главе со старшими вожатыми и непосредственным участием завуча и директора школы. С большой охотой ребята выполняют задания комитета комсомола и совета дружины. В результате — в школе и лекторская группа, и вокальная группа «Бирюсинка», и танцевальный коллектив «Стрижи», и эстрадный оркестр. Ребята-старшеклассни- ки сами ведут кружки в младших классах, помогают пионерам готовиться в ряды Ленинского комсомола. Это лишь небольшой перечень интересных дел. И все это достигает успеха лишь при соблюдении определенных педагогических условий, среди которых особое значение приобретает правильная позиция классного руководителя в пионерском отряде или в комсомольской группе. Повседневная работа с пионерами и комсомольцами для многих опытИз доклада секретаря РК ВЛКСМ в своей деятельности упускаем. Во-первых, слабая работа, особенно в восьмилетних школах, кружков «Наш Ленинский комсомол». Многие рассматривают этот кружок только как подготовку ребят для вступления в комсомол. А ведь это обширная программа и изучение ее в таком объеме и, естественно, на должном уровне даст определенные результаты. Но Руководить кружками у нас зачастую назначают или школьника старших классов, или вожатых, которые не имеют достаточного опыта работы. Вести этот кружок, быть консультантом нужно поручать опытному учителю. Бывает, что работа лекторских групп не отвечает требованиям дня, ребята проводят лекции без проверки, без должной подготовки; часто собирают поверхностный материал и т. д. Есть существенные недостатки и в проведении игры «Зарница». В некоторых школах эту игру рассматривают только как игру на местности. А это — уже ее итог, а в течение всего года необходимо, чтобы ребята изучали историю вооруженных сил, полководцев, героев гражданской и Отечественной войн и, конечно, героев-земляков, их биографии. В год ленинского юбилея по всей стране будет проводиться Ленинский зачет, посвященный XXIV съезду КПСС: «Мы делу Ленина и партии верны». И теперь главная задача—помочь школьникам по-новому взглянуть на Ленинский зачет, разнообразить формы и методы работы. Необходимо добиться, чтобы каждый комсомолец и школьник стремился сдать Ленинский зачет, чтобы товарищи дали достойную оценку его трудовой, политической и общеобразовательной деятельности. ных педагогов нашей школы стала обычным и ответственным делом. Для них не может быть воспитательной работы вне пионерской и комсомольской организаций, в воспитывающую силу которой они верят безгранично. Однако, с другой стороны, часть классных руководителей самоустраняется от работы с пионерами, считая, что руководство отрядом — дело одного вожатого. Забывается под-, час важнейший принцип широкой самодеятельности и самоуправления пионеров и комсомольцев в сочетании с умелым педагогическим руководством взрослых. Некоторые классные ¡руководители вообще не интересуются жизнью комсомольско-пионерской организации школы. Но если педагог далек от пионеров, если он только «наблюдает», «сочувствует», «обеспечивает» и т. д., то в детском коллективе отсутствует, по сути дела, тот главный элемент, который определяет его правильное развитие. XVI съезд ВЛКСМ уделил большое внимание «пионерскому маршу». Это новое соревнование пионерских дружин. Оно включает в себя 6 направлений, которые содержат конкретную работу и направлены на выполнение решения этого съезда. Поэтому каждый классный руководитель обязан ознакомиться с этим положением Обращаясь к делегатам съезда, ко всей советской молодежи, Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев подчеркнул, что ленинское требование «...во-первых, — учиться, во-вторых, — учиться и, в-третьих, —учиться...» по-прежнему остается непременным правилом жизни. В период перехода ко всеобщему среднему образованию, возрастает роль комсомольских и пионерских организаций в решении воспитательных и образовательных задач. Как подчеркнул съезд, комсомол и Всесоюзная пионерская организация видят свою главную задачу в школе в том, чтобы помогать учителю, педагогическому коллективу в борьбе за глубокие и прочные знания, воспитывать в каждом школьнике пытливость, любознательность, интерес к достижениям современной науки и техники, стремление получить среднее образование, поднимать личную ответственность каждого комсомольца и пионера за свою учебу и поведение. Организационно - политическое укрепление школьных комсомольских организаций —это прежде всего дальнейшее улучшение внутрисоюзной работы в школе на основе усиления внимания к комсомольской группе, повышения роли комсомольского собрания, развития системы комсомольских поручений. Во всей этой работе следует повышать роль учителей-комсомольцев. В мае 1972 года исполняется 50 лет Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. Это большое событие в жизни комсомола, всей советской молодежи. Недавно был объявлен марш пионерских отрядов «Всегда готов», посвященный 50-летию пионерской организации. и получить соответствующую консультацию у старшего пионервожатого в школе. Вожатые отрядов работают под руководством старшего вожатого и своей первичной комсомольской организации, в тесном контакте с классными руководителями. У нас в школе в каждом пионерском отряде есть отрядный вожатый-старшеклассник. Но у него возникает много трудностей в работе с пионерами, ему просто необходим совет старших товарищей, нужна методическая литература или хотя бы элементарные педагогические знания. И здесь, понятно, необходимую помощь он получает прежде всего от старшей вожатой и учителей. Доброжелательность учителя, его заинтересованность в совместной дружбе, убежденность в необходимости помощи вожатого в работе с пионерами — все это помогает с первых же дней установить правильное отношение с пионерским вожаком. Дружба с педагогом придает вожатому уверенность в своих силах, вызывает в нем желание принести как можно, больше пользы в отряде, дружине. Так давайте же работать в тесном контакте, тогда и- пионерская работа поднимется в школах на должный уровень, а сама наши жизнь — станет намного веселее и интереснее. Н. П. Кобца XVI аьезд ВЛКСМ поставил задачу дальнейшего совершенствования руководства пионерской организацией. Эго значит прежде всего улучшать качественный состав пионерских работников, систему их подготовки и воспитания. Вместе с органами народного образования нам необходимо принять меры к тому, чтобы на работу с детьми, как правило, направлялись люди, имеющие высшее или среднее педагогическое образование. Комитетам комсомола следует больше проявлять заботы об улучшении условий труда и быта вожатых, добиваться сокращения текучести пионерских кадров. Особого внимания требуют к себе отрядные вожатые. Сейчас это, как правило, старшеклассниНа образе Ильича (Из выступления К. П. ЗБАРСКОИ, директора Богословской восьмилетней школы ) Священный долг каждого советского учителя —. воспитывать у всех детей с первого дня их пребывания в школе благородное стремление следовать примеру Ленина, готовить себя к самоотверженной борьбе за дело, которому он посвятил свою жизнь. Задача состоит в том, чтобы правдиво, доходчиво и вдохновенно раскрыто перед детьми образ В. И. Ленина. В юбилейном году вея работа с ребятами в нашей школе строилась под лозунгом — жить и работать по-ленински. Комсомольцы изучали труды В. И. Ленина, успешно сдали Ленинский зачет. Все ।учащиеся через кружки, беседы, индивидуальные чтения изучали жизнь и деятельность В. И. Ленина. С ребятами было проведено более 60 бесед и лекций на ленинскую тему, коллективно просмотрен и обсужден ряд кинофильмов, проведены конкурсы на лучшего чтеца стихотворений о В. И. Ленине, на лучшее сочинение. И надо сказать, что дети со всей душой отнеслись к этому делу. Готовясь к 100-летию со дня рождения Владимира Ильича, открыли Ленинскую комнату, где сейчас проводятся заседания совета дружины, прием в комсомол, принимался Ленинский зачет, проводились беседы с учащимися. На карте ки. Они проводят, бесспорно, большую работу. Но в работу с пионерами следует шире вовлекать молодых учителей, лучших комсомольцев из числа передовых рабочих и колхозников. Одним из главных критериев оценки деятельности комсомольских организаций среди пионеров должно стать правило: ни одного отряда без хорошего вожатого! Дальнейшее улучшение всей работы с пионерами невозможно без организационного укрепления и совершенствования деятельности советов пионерской организации. Они должны стать штабами по проведению Всесоюзного марша пионерских отрядов, постоянно направлять его ход, обобщая и распространяя опыт лучших. Задача советов — совместно с органами народного образования помочь каждому дожатому, учителю, организатору внеклассной и внешкольной работы определить свое место в проведении марша. были отмечены все места, где жил и работал Ильич, проведены отрядные сборы, посвященные В. И. Ленину. В каждом отряде нашей школы заведены дневники добрых и полезных дел, куда ежедневно записывалось выполнение 'социалистических обязательств. Неоднократно проводились ленинские трудовые воскресники, активное участие ребята приняли во Всесоюзном л е н и н с к о м с у б б о т н и к е. Через стенную печать у нас было организовано соревнование на лучшую подготовку отрядов к юбилею В. И. Ленина,, мы организовали выставку книг о любимом вожде, проводили вечера для населения,- посвященные его памяти. С 1Б по 22 апреля у нас интересно, прошла Ленинская неделя. В ходе ее проведения на уроках истории, литературы, на классных часах проходило изуче-. иие Тезисов ЦК КПСС к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина и в доступной для ребят форме изучены материалы Международного совещания представителей коммунистических и рабочих партий. Сейчас вся работа с детьми в нашей школе будет направлена на достойную встречу предстоящего XXIV съезда КПСС. Магаданская область. Боль- ( шим авторитетом пользуется < учительница химии средней « школы поселка Мыс Шмидта I на Чукотке Галина Михайлов- ■ на Калиненкова. Много сил 4 вкладывает она в обучение и к воспитание школьников, у Галина Михайловна — активная участница ху-« дожественной самодеятельно-« сти. Без нее не проходит ни у один концерт. * На снимке: Галина Михай- $ ловна на уроке химии. Сира-1 ва — ученик 7-го класса Женям Шаповалов. Фото К. Мустафина. Фотохроника ТАСС ДО
elibrary.ngonb.ruRkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2