Пролетарии всех стран, соединяйтесь] Есть квартальный план! го д издания 38-А ОРГАН КАРАСУКСКОГО РАЙКОМА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ № 11 (3961) ЧЕТВЕРГ, 25 января 1968 г. ЦЕНА 2 коп. Личный вклад в пятилетку дам мищй, ши С Тамарой Панко, дояркой Калачинского совхоза, мы еще ни разу не встречались. А узнала я о ней из газеты. Тамара писала о ферме и своих подругах, о планах доярок и решении бороться за досрочное выполнение пятилетки. Мне очень понравилось, Тамара, что вы дружно живете. В дружном коллективе и работа спорится. В нашей Демидовке тоже неплохие условия для работы. Коровник новый, есть в нем навозотранс- портер, установлены автопоилки, мехдойка. И доярки опытные, но в коллективе пока не настоящей бы. Иногда ры. Дояркой ботать со школьной мьи. Надои бывали пые, ио план выполняла всегда. Сейчас на нашей ферме содержится малопродуктивный скот. Его собрали со всех отделений совхоза. Добиться высоких надоев трудно, но стараемся взять от коров все, что они могут дать. В прошлом году я надоила по 2.3 центнера молока от каждой коровы и вышла помогло мне отела коро- раздоить ее. моей группе на первое место на отделении. Добиться успеха в соревновании то, что после вы стараюсь Вот сейчас в уже растелилось 8 коров. Дойку начинаю с них, а когда всех подою и сдам молоко, новотельных пробую доить еще, может, они припустят молоко. Бывает, что припускают, а на другой раз уже надаиваю от них больше. И за осеменением слежу, юсь не допустить, коровы после отела хаживали. Дв’а прошедших стара- чтобы перегода пятилетки мне удавалось перевыполнять план по надоям. Думаю, что и в этом году смогу досрочно справиться с заданием, а значит, и пятилетку смогу выполнить за 4 года 6 месяцев. Это мое обязательство. Обязательства вашей Комсомольске - молодежной фермы выше, и все- таки я хочу соревноваться с тобой, Тамара. Думаю, что это соревнование поможет успешно бороться за выполнение обязательств. Д. КОЖАМЯТЧ ЕН КО. Студеновский совхоз. хватает рабочей друж- бывают ссоя пришла ра- ска- 5 раз- ; —В других хозяйствах столовые на фермах есть, а у нас... —недовольно говорили доярки членам правления колхоза еще совсем недавно- —Что столовая нужна, это так, — отвечали те.—Но многие ли будут питаться в Однако вскоре под вием животноводов дало согласие на на ферме столовой, комнату, ней? воздейст- правление открытие Подобрали побелили ее. Установили газовую плиту, приобрели необходимую посуду, столики, стулья. И сейчас в столовой идеальная чистота, располагающий уют. За нею сле19 января было необычным днем для меха- | | низаторов-ремонтников Калачинского совхоза. В | | этот день они собрались на совещание, на кого- | | ром подводились итоги работы РТМ за юбилей- | 8 ный год и обсуждались планы на третий год пя- й | тилетки. С особой радостью присутствующие про- | g слушали сообщение о том, что план первого квар- я I тала текущего года ремонтники выполнили ус- £ | пешно. На линейку готовности поставлено 70 тра- | | кторов. На совещании был отмечен слаженный | | труд коллектива мастерской на протяжении все- 8 | го ремонтного периода прошедшего года. Особен- | | но большой похвалы в достижении успехов заслу- | 8 жили слесари Д. Векессер, В. Мергель, электро- 8 | слесарь И. Гергердт, сварщики А. Эрдмон, А. Фи- | g шер, токарь С. Дадонов и многие другие. | Механизаторы совхоза приняли новое обяза- \ Î тельство по досрочной подготовке оставшихся £ | тракторов, комбайнов и автомашин. | | А. ШТЕФАН, наш селькор. £ Вести из совхоза „Октябрь“ ка- и в неПриступили к заготовке мыша механизаторы второй четвертой ферм. Часть его измельченном виде будет пользоваться для подстилки. Но в основном его косят для строительных целей. Несколько дней назад группа рабочих выехала в северные районы области для заготовки леса. Рабочие совхоза стремятся готовить хороший для строителей. * * фронт подработ * Более четырех перегноя вывезли на кукурузные плантации механизаторы ферм- Лучше других эту работу выполняют трактористы тысяч тонн четвертой фермы. Здесь под урожай будущего года внесено около 1400 тонн органических удобрений. * * * Зимние, менее напряженные месяцы года труженики совхоза используют для учебы в агро- и зооветкружках. Наряду с ними проходят экономическую учебу и руководители, специалисты совхоза, ферм. На очередном таком занятии были разобраны темы по повышению продуктивности скота и роли ветеринарной службы хозяйства в животноводстве. В. БУКИН, председатель рабочкома совхоза. Животноводы довольны дит хозяйка—молодой повар Екатерина Гейдт. Ответственная работа у Екатерины. Нужно всегда вовремя приготовить завтрак, обедне только своевременно, обязательно вкусно, чтобы вотновод, уходя, сказал годарное спасибо. И Екатерина «колдует» у плиты. Порою составляется меню сообща, выполняются и заказные блюда. Вкусные и дешевые обеды готовятся здесь. Так, наваристый борщ стоит восемь копеек, котлета с гарниром— девять копеек. По ^две копейки стоят стакан молока и кофе. И пирогами можно полакомитьсястоловой, ведь пока с фермы придешь да сготовишь и кушать расхочется,— вот что скажут вам при беседе они. И НО жи- бла- вот Рано начинается рабочий день у животноводов. Приходят скотники, доярки на ферму, каждый выполняет свое дело, а потом идут на завтрак. 20 — 25 человек питается в маленькой столовой ежедневно. — Спасибо большое, Катя!-^- горячо говорят молодому повару супруги Затеевы. —-Очень удобно питаться в Довольна телятница Мария Полушкина, доярки Екатерина Беликова, Довольны выражают не только нию колхоза, позаботившимся о животноводахВиктория Домме. все животноводы. II свою благодарность повару, но и правлеГ. НИКИТИНА, зоотехник колхоза им. Калинина. С первых дней неполадки Подвести итоги юбилейного года, наметить планы на третий год пятилетки—с такой целью собрались в красном уголке фермы животноводы первой бригады колхоза им. Куйбыше ва. Как отметил в своем вы ступлении главный зоотехник т. Иванец, животноводы хозяй ства в прошедшем году порабо тали неплохо. План продажи молока государству перевыпол нен на 27,1 процента, средний надой на фуражную корову со ставил 2101 литр молока. Пере выполнены задания по мясу и шерсти. Неплохих результатов добились доярки в выполнении индивидуальных обязательств. Так, например, Е. А. Педоряк по надоям молока заняла пер вое место в районе, не намного отстали от нее М. П. Гаас, Н. П. Оноприенко, Е. И. Ро- пельт и некоторые другие. Кол хоз вышел победителем в со- .ревновании с соседним хозяй ством «Новая семья». Рукоплесканий этому сообщению было немного, так как главной темой разговора в этот день было об суждение недостатков, которых в колхозе еще немало. При анализе результатов ра боты бригад выяснилось, что каждая из них работала по- разному. Первое место по надо ям молока присуждено второй бригаде, добившейся среднего надоя по 2576 килограммов на фуражную корову, на втором месте — третья и на послед нем — первая. В первой бригаде средний на дой с начала года немногим более 19 центнеров. Бригада размещается на центральной усадьбе колхоза, условия для работы доярок и скотников здесь созданы лучше, чем где- либо. Оба дойных гурта разме щены в новом четырехрядном коровнике, большинство рабо чих процессов механизировано, созданы хорошие условия и для отдыха животнородов. О таких условиях некоторые хозяйства могут только мечтать. Так по чему же здесь низкие надои? —Причин много,—говорит до ярка В. Е. Мудренок,—и все они на виду, каждому известны. Какой разговор может быть о хороших надоях, если у нас на ферме нередки случаи, когда коров не доят совсем. Вино ваты в этом в основном до ярки. Можно привести примеры, когда некоторые доярки по не уважительным причинам не вы ходили на работу. Это значит, что коровы из их групп, если даже и доились, то плохо, зна чит, молоко у них «перегорало» и они запускались. Не было, естественно, за животными и надлежащего ухода. Со време нем это приводило к тому, что они становились низкоудойны ми. Беда еще и в том, что про гульщиков и лентяев ни разу не разбирали на общем собра нии животноводов, не наказы вали в административном порядке, а следовало бы. Молодые доярки не обращаются за сове тами к опытным, а когда им : что-нибудь подсказывали, они даже обижались. В результате такого отно шения к работе только шесть ' доярок выполнили свои обяза тельства. Хуже того, в отдель ных группах значительно пони зился надой по сравнению с предыдущими годами. Не добились доярки первой бригады и нужного качества молока. В большинстве случаев молоко сдавали с низкой жир- I ностью и сильной загрязнен ностью. — Некоторые доярки не сле дили за чистотой помещения и коров, вымя не подмывали,— заметил в своем выступлении ветврач колхоза т. Шаповал.— Не следили даже за собой: при дойке руки мыли плохо, одевали те же халаты, в кото рых раздавали корм. Посуда под молоко закреплена за каж- ' дой дояркой, но многие' за ней ' не следили. Несколько раз мы I договаривались, чтобы корм коровам давали после дойки, но все осталось по-старому. Каждой доярке изве стно, что парное молоко способно поглощать все окру жающие запахи, и несмотря на это, специально отведенное по мещение для сдачи молока они не используют. Пока не закон чится дойка, оно находится в коровнике. В новом году на ферме пер вой бригады по сути дела ничего не изменилось. Коров на про гулку не выпускали с тех пор, как их поставили в помещение. На ферме есть соль, фосфат, но в кормушках их не видно. Поэтому ничего нет удивитель ного, что в этом году уже допущен падеж Новорожден ного теленка. Как исправить ошибки, что делать, чтобы подобное не до пускалось в дальнейшем—на ос вещение толком так и не было решено. Исправить положение можно и нужно. Об этом в пер вую очередь должны позабо титься руководители. Т. АНДРЕЕВ.
...................... - ........ С Б Jj Ь CKO НОВ Ь 25 января 1968 г., № 11 (3961). Борьба с черными бурями, выдуванием верхних плодород ных слоев почвы остается ак туальной задачей полеводов. Вместе с ней идет и борьба за . увеличение урожайности путем применения наиболее выгодных приемов обработки почвы. Осо бенно важно для хозяйств, рас положенных в юго-западной части района, в частности, для Сту- деновского совхоза. Студеновский совхоз распола гается в зоне степей, для кото рых зональным типом являются черноземы. Малое количество осадков (225—250 мм в год), жаркое лето с постоянными за сухами и ветрами способствуют тому, что почвы большей ча стью находятся в сухом состо янии, испарение достигает 600—700 мм. При этом проис ходит энергичный распад срав нительно небогатых раститель ных остатков, обуславлива ющий малое накопление гуму са. В связи с этим черноземы территории хозяйства отлича ются малой мощностью перегной ного горизонта и невысокими запасами гумуса. Значительное влияние на мощность гумусово го горизонта и запасы гумуса в нем, по-видимому, оказывает ветровая эрозия. Наиболее сильные и частые ветры наблюдаются весной, коВ твою записную книжку зультате подсчетов, сделанных при помощи электронной ма шины, получил весьма убеди тельные цифры, характеризу ющие ущерб, нанесенный чело вечеству войнами и гонкой во оружений. За 5559 лет народы пережили 14513 малых и ■больших войн, в результате которых погибло 3640 миллионов человек, то есть больше, чем населяет в настоящее время нашу планету. В ходе этих войн было уничтожено ценно стей на 500 квинтиллионов швейцарских франков. Если эти деньги превратить в золото, то получится лента толщиной в 8 метров и шириной в 10 ки лометров, растянутая по всему экватору. * * * * В начале 1946 года военный бюджет Соединенных Штатов определялся цифрой в 12 милли ардов долларов. В августе того Же года он был увеличен до 18 5 миллиарда. Вашингтон в 1967-68 финансовом году пла нирует израсходовать только на финансирование вьетнамской войны 22,4 миллиарда, военный же бюджет в целом определяет ся цифрой 75,5 миллиардов дол ларов. Но уже сейчас Консуль тативный совет промышленни ков, дающий советы правитель ству Соединенных Штатов, за являет, что этого будет мало и что понадобятся дополнитель ные ассигнования. * * * В середине ноября численность войск США в Южном Вьетнаме составляла 468 тысяч человек. Кроме того, 35 тысяч американ цев находятся в Таиланде и около 40 тысяч—на кораблях 7-го флота, плавающего у бере гов Северного Вьетнама и под держивающего агрессивные дей ствия американских войск на юге. К 1 июля 1968 года аме риканцы собираются довести численность своих войск во Вьетнаме до 525 тысяч человек. * * * Американский сенатор Вэне Хартке сообщил, что один час полета бомбардировщика «Б-52» обходится в 1300 долларов, что бомбы стоят по доллару за фунт, а в 1966 году на Вьетнам было сброшено 637 тысяч тонн бомб—в среднем по одной тонне на каждого 51 жителя. Хартке подсчитал, что за 1966 год Со единенные Штаты израсходова ли на эту войну 30 миллиардов долларов, что вдвое больше их золотого запаса. Если бы про сто взять эти деньги и раздать вьетнамцам, то на долю каждо го из них пришлось бы 2 ты сячи долларов. А нынче миллион вьетнамцев, собранных в «лаге рях умиротворения», получают пособия в размере 10 долларов в год на душу. » * ♦ Не так давно швейцарский ученый Жан-Жак Бебель в реРасходы на войны и подго товку к ним за первую полови ну XX века составили во всем мире свыше четырех триллионов долларов. На эти деньги можно было бы бесплатно кормить пол века все население земли и построить благоустроенные жи лища на 500 миллионов семей. А ведь сейчас две трети насе ления земного шара не имеют возможности есть досыта, и много сотен миллионов людей ютятся в страшных трущобах! * * * Если бы было осуществлено всеобщее полное разоружение и если, бы высокоразвитые в про мышленном отношении страны выделили из сэкономленных та ким образом средств всего 10 процентов слаборазвитым стра нам, то только за счет отчисле ний Соединенных Штатов и Со ветского Союза можно было бы ежегодно строить по не скольку таких плотин, какая сейчас сооружается с помощью Советского Союза в Асуане (ОАР). На одну десятую той суммы, которую расходуют на военные цели государства—уча стники Атлантического блока, можно было бы сооружать еже годно более десятка металлур гических заводов, подобных гем, какие строятся сейчас в Индии. Клуб полеводов „Земля и урожай" ДЕРЗАТЬ, ИСКАТЬ, НАХОДИТЬ гда количество осадков здесь незначительное, а почвы нахо дятся в разрыхленном состоянии и еще не покрыты раститель ностью. Тогда появляются уча стки, на которых верхние пло дородные горизонты частично или полностью снесены ветром, на других, наоборот, засыпаны золовым наносом. Таковых зе мель у нас насчитывалось на январь 1965 года более 4000 га из общего количества пашни 18972 га. Специалисты совхоза четвер тый год проводят мероприятия, направленные на ликвидацию ветровой эрозии почвы. Боль шую теоретическую помощь в проведении этих мер оказывает совхозу агроотдел районного производственного управления. На протяжении четырех лет мы закладываем опыты по эф фективности различных систем обработки почвы. Сейчас мы твердо убеждены, что наиболее приемлемой, экономически вы годной является плоскорезная обработка почвы, причем ран няя. Это видно из таблицы, где показана урожайность при' раз ных сроках плоскорезного рых ления. Сроки обработки и урожай в 1965 году до 1. IX 2,9 ц с га 20. IX 2,5 ц с га 30. IX 2,2 ц с га Сроки обработки и урожай в 1966 году до 1. IX 10,1 ц с га 6. IX 8,5 ц с га 16. IX 7,5 ц с га В 1967 году осенью мы решили углубить постановку опытов по видам обработки почвы. На от делении К» 1 (агроном Г. Золо тухин) мы заложили производ ственный опыт на площади 98 га в 3-х повторностях. Ре зультаты его будут видны при уборке урожая в этом году. Большой интерес для нас представляет мульчирование почвы. Опыт по мульчированию соломой мы закладываем с 1965 года на полях отделения № 4 (агроном Е. В. Илюшин). Результаты замечательные—уро жайность на этом участке в 2 раза выше, чем на плоскорез ной обработке и в 5—6 раз больше по сравнению с отваль ной обработкой. Причина пре жде всего в том, что на делян ках, мульчированных соломой, осенних осадков накапливалось значительно больше, лучше ус ваивались талые воды, и незна чительные летние осадки. ПракСнова угрожают потери Последний кустовой семинар с чабанами маточных отар про ходил в колхозе им. Карла что здесь Маркса. Мы убедились, по-настоящему к окоту овец не подготовились. В колхозе нарушаются нормы кормления суягных маток. Пер вый зимний месяц отары пасли и подкормку давали незначи тельную. С переводом на стой ловое содержание установили ра цион, по которому овца получа ет 0,9 кормовых единиц. Это крайне недостаточно. При таком рационе овца будет жить, но ее организм- не выработает не обходимые питательные вещест ва ни для роста эмбриона, ко торый в последний месяц утроб ного развития должен ежесу; точно добавляться в весе на 65—70 граммов, ни для роста шерсти на овце и закладки во лосяных фолликул на коже плода, ни для образования мо лока в вымени матки. Ненужная «экономия» кормов в последний месяц суягности овец приводит к большим поте рям. Рождаются слабые ягня та, которые не выдерживают холодов, шерсть вырастает низ кого качества, и при продаже ее на каждом килограмме не дополучают до трех рублей и больше. Такие потери сейчас угрожают колхозу. Не соблюдается здесь и ре жим кормления и поения. Гру бые корма выдаются крупными порциями, и овцы большую долю их затаптывают. Не разбрасы вается корм у водопоя, вообще содержание на тырле не орга низовано. Не производится и минеральная подкормка, хотя тически не наблюдалось испа рения даже при высоких темпе ратурах и сильных ветрах. Запас продуктивности влаги в метровом слое почвы на за мульчированном участке по сравнению с участком плоско резного рыхления был больше: на 1 мая 1967 года почти в 1,5 раза, на конец мая в 1,5 ра за, на конец июля и середину августа почти в 2 раза. Такие результаты были и в 1965 году и в 1966. Опытное поле под мульчиро ванием мы намерены расширять ежегодно, причем уже в минув шем году применялся в каче стве мульчи сухой перегной с различной дозировкой ввиду отсутствия соломы. Опытами по мульчированию почвы мы. на много ускорим разрешение во проса о влиянии растителвных остатков иа урожай при ежегод ной плоскорезной обработке поч вы. Ведь при долголетней об работке плоскорезами на поверх ности почвы накапливаются по степенно растительные остатки (стерня, потери от сволакивания соломы, полова и т. д.). За 10—12 лет на поверхности поля может накопиться такое коли чество растительных остатков, которые мы вносим сейчас за год (5—6 тонн перегноя на гектар). Но и в постановке этого опыта много еще для нас остается неизвестного: как вли яет мульча на заделку .семян, на физические свойства почвы недостатка в микроэлементах хозяйство не испытывает. К ремонту кошар в колхозе отнеслись халатно. Если в тре тьей бригаде есть тепляк, то в самой кошаре холодно, через двери в крыше дуют сквозняки. В первой бригаде тепляк не оборудован. Руководителям хозяйств и специалистам необходимо так же серьезное внимание обратить на комплектование чабанских бригад и организацию их рабо ты. Во время окота овец важно взаимное доверие членов бригад, чтобы все разделяли ответственность за сохранность . ягнят. Поэтому сакманщиками и подсобными рабочими нужно назначить таких, кто с душой относился бы к делу, стал на стоящим помощником чабанам. Большую роль играет прави льная организация приема ново рожденных ягнят. Во многих хозяйствах в чабанские брига ды включены акушеры, обраба тывающие ягнят и маток, а опытные чабаны и сакманщицы уже сами продувают родивше муся ягненку уши, нос, ротовую полость обрезают и прижигают пуповину, а у маток подстрига ют шерсть на вымени и копыта. Давно оправдал себя на прак тике метод раздельного содер жания овец и ягнят. Изоляция ягнят от маток на время между кормлением их помогает предот вратить падеж от закупорки пищеводов и желудков шерстью. Пора специалистам энергично внедрять этот метод. Окот овец—это чабанская страда. Успех проведения ее во многом зависит и от условий работы чабанов, от их настро- н какова должна быть агротех ника на этих полях через не сколько лет. В результате проведенных мероприятий по борьбе с ветро вой эрозией почвы в 1967 г. в совхозе полностью приостанов лена эрозия почвы, и путем залужения сильно эродирован ных участков эта земля будет ! возвращена в число пахотнопри- ' ГОДНЫХ. В системе мероприятий, про- ■ водимых совхозом по борьбе с । эрозией, предусмотрено задерне- ние многолетними травами (житняком), а с 1968 г. плани руется посадка защитных лес ных полос (силами Карасукско- го мехлесхоза). На засоренных участках ежегодно производится химпрополка. В этом году бу дем делать дифференцирован ную обработку почвы по глуби не в зависимости от механиче ского состава и степени уплот нения подгумусного горизонта. Для того, чтобы знать эффек тивность всех проводимых ме роприятий, в совхозе создана сеть метеопостов на всех отде лениях, которые дают наиболее точную информацию нашим по леводам о наличии осадков в разрезе каждого отделения. Полеводы твердо уверены, что вся эта работа, проводимая в совхозе силами агрономов и передовых механизаторов, даст свои плоды, что производство зерновых, кормовых и техниче ских культур увеличится, а вет ровая эрозия почвы в совхозе будет полностью ликвидирована. М. СНЕГОВСКОЙ, гл. агроном Студеновского совхоза. ения. А позаботиться о созда нии нормальных условий и ра бочей обстановки должны пар тийные организации и специа листы. В колхозе им. Карла Маркса, видно, недооценивают важность общения с чабанами, проведения с ними агитационно массовой работы. Секретарь парткома колхоза т. Будилкин не был на семинаре, не бывает и в кошарах, не интересуется нуждами и заботами чабанов. Инертное настроение у гл. зо отехника т. Юрченко. В ее по ведении нет собранности, боеви тости, настойчивости. В нашем районе более 30 ты сяч овцематок. За последнее пятилетие получение ягнят на каждые сто маток увеличилось с 67 до 100, настриг шерсти возрос с 2,7 до 3,2 килограмма. Однако в колхозах имени Кар ла Маркса, имени Мичурина и особенно в колхозе имени Кали нина такого заметного прироста в овцеводстве не добились. И при чина в том, что этой отрасли животноводства здесь недоста точно уделяется внимания. На третий год пятилетки ча баны Маточных отар этих хо зяйств взяли обязательства по лучить по 103—105 ягнят от каждых 100 овец и настричь по 3,5 килограмма шерсти с овцы. Руководителям хозяйств, партийным организациям и зо- оветспециалистам нужно принять срочные меры по созданию нор мальных условий зимовки и проведения окота овец, чтобы чабаны имели возможности бо роться за выполнение своих обязательств. П. ВЕЛИЧКО.
¿5 января 1968 г., № 11 (3961). СЕЛЬСКАЯ Н О В % Пионерской работе-многообразие форм 19 января в Доме пионеров состоялась методическая конференция по проблемам пионерского движения, целью которой было обобщить опыт работы школ района, оказать методическую и практическую помощь пионерским работникам и учителям. С докладом выступила заведующая школьным (отделом РК ВЛКСМ Л. Самсонова. Затем работали 'методические секции, на которых были заслушаны и 'обсуждены доклады учительницы железнодорожной 'средней школы № 49 Н. С. Кожановой «Работа с уличными отрядами», учительницы Дзержинской восьми- ।летней школы т. Черкасской «Соревнование как средство развития самодеятельности пионеров» учителя Беленской восьмилетней школы А. Д. Гейкица '«Использование краеведения на уроках», учительницы (восьмилетней школы № 1 Н. Г. Сырикэвой «Об организации и использовании материалов Ленинской комнаты». I Участники конференции присутствовали на старте военно-спортивной игры «Зарница» в восьмилетней школе № 1. ' Публикуем несколько материалов с конференции. Уличные отряды нужны Из выступления учительницы истории средней школы № 49 И. С. Кожановой ДЕ ТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ— ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО Из выступления зав. школьным отделом РК ВЛКСМ Л. Самсоновой Впервые мне пришлось сопри коснуться с уличными отрядами летом 1965 года. Инициатива по созданию пионерских улич ных отрядов исходила от рай кома комсомола и Дома пионе ров, а вожатыми были наши учащиеся 10-х классов, для ко торых работа с пионерами яв лялась одновременно и педпрак тикой. Чтобы привлечь ребят в эти отряды, мы вывешивали объяв ления. Когда ребята являлись к месту сбора, тогда в увлека тельной форме проводилась с ними яркая беседа об уличных отрядах, ребята придумывали ему название, избирали штаб командира, комиссара, физорга, горниста и барабанщика. Затем ребятам давалось первое зада ние. Так было создано семь пи онерских уличных отрядов. С большим подъемом и интересом дети оборудовали свои штабы. А в отрядах в это время кипе ла своя жизнь.. Разучивались элементы военных игр, а затем проводились сами игры, трени ровки, спортивные соревнования, коллективные походы в кино, выезды с ночевкой и т. д. Все, что делалось в отрядах, запи сывалось корреспондентами в дневники. За командирами шта бов ребята охотно шли хоть куда, так как командирами обычно выбирались самые ини циативные, подвижные маль чишки, которые становились бесценными помощниками во жатых, заводилами интересных дел. Мальчики вдруг из драч ливых превращались в чутких и внимательных товарищей, они охотно брали самую тяжелую работу на себя. Совет штаба составлял пер спективный план интересных дел обычно на 15—20 дней, а затем уже каждый вечер составлялся рабочий план на завтрашний день. Очень много было проведено вожатыми всевозможных встреч с пионерами других отрядов, а сколько было проведено трени ровок перед этими встречами. Многие отряды создали свои библиотечки, охотно соревнова лись за самую чистую улицу. Однако из всех дел самыми инте ресными были походы, военные игры и спортивные встречи. Нам, руководителям уличных отрядов, было очень приятно видеть, что наш труд и труд вожатых приносит так много пользы для детей. Еще и еще раз эта работа с детьми под тверждала простую педагогиче скую истину: «Займи ребят интересными делами, и среди них не будет хулиганов». Действи тельно, хулиганы там, где без делье и скука... А уличные от ряды—это место, где много ин тересных дел, поэтому энергия «отпетых» пошла ’ на пользу всему отряду. Некоторые вожатые педучили ща плохо относятся к поруче ниям, работают с отрядами без инициативы, огонька, задора. Необходимо заранее, задолго до 1 июня, совместно с райко мом комсомола подобрать для отрядов хороших вожатых на весь летний сезон. Только при таких условиях уличные отряды будут жить полнокровной жизнью. Перед советской школой стоят большие задачи по обучению и воспитанию подрастающего по коления в духе высоких ком мунистических идеалов. Реше ние этих задач не в малой мере зависит от совершенство вания системы педагогического руководства пионерской рабо той, от способности каждого педколлектива использовать вос питательные возможности, за ложенные в детской организа ции. Вне пионерской организа ции немыслима воспитательная работа учителя. В настоящее время учитель, классный руко водитель—это не только близ кий друг пионерского отряда, его советчик, но и умелый ор ганизатор. В вопросе руковод ства пионерской организацией от учителей требуется исключи тельный педагогический такт. По мысли А. С. Макаренко, пе дагогическое руководство озна чает необходимость отбро сить «излишнюю педаго гическую хмурость и не нужную взрослую серьезность», поддерживать и очень внима тельно относиться к сохранению и развитию положительных тра диций в детском коллективе. От учителя в одном случае требуется непосредственное уча стие в подготовке и проведе нии дел, намеченных пионерским отрядом, в другом—обучение пионеров, членов советов отря дов, дружин, в третьем—необхо димость дать совет пионерам по осуществлению некоторых дел. Но самое главное—это уме лая и систематическая постанов ка перед пионерами задач, свя занных с жизненными потреб ностями, предоставление возмож ности самим решать их. Однако у нас еще далеко не все пионеры имеют пионерские поручения. Вожатые затрудня ются найти их. А если и дают ся поручения, то их выполне ние никто не контролирует. При приеме в комсомол дава лись первые поручения комите тами комсомола школ, но про шло уже более двух месяцев, а у комсомольцев Карасукской средней школы и восьмилетней № 3 никто не спросил, как они справляются с первыми поруче ниями. Правильная позиция учителя в отряде находит свое отраже ние в Планировании рабо ты классного руководите ля. Составляя план . работы, он должен исходить из общешкольного плана, творче ски, с учетом возрастных особен ностей своих воспитанников ре ализовать намеченные в нем за дачи. Но на практике бывает еще и так, что исходным .до кументом для составления плана служит календарь, а требова ния жизни, дело Всесоюзной пионерской организации, комсо мола, общешкольный план стоят в тени. В Хорошинской средней школе воспитательную работу координирует заместитель ректора по воспитательной д чи а сти Л. И. Ходырева. На семи нарах классных руководителей она говорит об основных на правлениях в работе пионерской и комсомольской организаций, и они выполняют вместе одни задачи. За 45 лет пионерская органи зация накопила богатейший ар сенал самых разнообразных форм, средств, приемов воспи тательной работы с пионерами. Многие из них выдержали про верку временем, другие не оправдали себя, не прижились. Однако даже самые удачные формы воспитания часом быва ют не эффективны. Ведь воспи тывает ребенка, формирует его мировоззрение последовательная система воспитательных воз действий. Такой стройной си стемой пионерской организации не было, и вожатым, педаго гам приходилось искать ее са мим. Успех сопутствовал дале ко не всем. В этом году вы шла программа «Ориентир», ко торая поможет вожатым, педа гогам вести воспитательную ра боту с пионерами разных воз растов. Не менее важным докумен том для учителей и вожатых должны стать материалы вто рого пленума ЦК ВЛКСМ. Нт пленуме было утверждено ре шение бюро ЦК ВЛКСМ «По ложение о Всесоюзной ордена Ленина пионерской организации имени В. И. Ленина». Положе ние закрепило все То новое, что было опробировано в жизни, в пионерских делах. Положе ние определяет цели и задачи пионерской Организации, ее ме сто в советском обществе. Но вое положение повышает ответ ственность пионера, вступивше го в ряды организации. Прием в пионеры теперь не может сить массовый характер, г нд ое каждый лишь участник хоровой речевки. Пионер сам дает торжественное обещание товарищам по организации, о нем персо нально решает вопрос шефству ющий пионерский отряд на сбо ре. Подбор пионерских дел в дру жине и отрядах, оценка участия пионеров в работе звена, отря да, дружины—все это вожатый осуществляет ради того, чтобы законы разъяснялись самой пи онерской жизнью, чтобы он мог личным участием в обществен но-полезной работе показать и знание законов и то, насколько он верен им. Зачет по знанию закона пионер сдает не сло вом, а делом, и в этом надо ему помочь, предоставить воз можность жить и действовать по законам в своей дружине, отряде. Положение говорит и о пра ве отряда бороться за имя прославленного героя. Дружины Хорошинской и в совхозе «Октябрь» средних школ носят имена прославленных Н. Остров ского и 3. Космодемьянской. Но кто им присвоил это имя— неизвестно, никакой работы по этим направлениям не велось. Необходимо остановиться на направлениях в пионерской и комсомольской работе в этом году. В начале года часто мож но было слышать: что делать в этом году с пионерами комсомольца ми? Такая растерянность в школах была вызвана тем, что все мы привыкли к готовым ука заниям. Поэтому нынче в своей работе необходимо обратить внимание на создание стройной системы работы внутри каждой пионерской дружины, отряда, В этом году исполня ется 50 лет Советских Во оруженных Сил и Ленинского комсомола. Центральный совет пионерской организации, учиты вая недостатки соревнования, не объявляет в честь юбилея ВЛКСМ никаких акций. Пионер * ские дружины должны сами определить формы и методы участия пионерских дружин и отрядов в подготовке к юбилею. Эта подготовка не самоцель, а средство дальнейшего повы шения уровня работы пионер ской организации. Содержание деятельности пионерской органи- I зации в 1967—1968 году сле- ! дует рассматривать как новый ' этап на пути к исторической 1 дате—100-летию со дня рожде ния В. И. Ленина. Знать все о Владимире Ильиче Ленине — под таким девизом началось создание Ленинской комнаты в восьмилетней школе № 1 в 1963 году. Учащиеся 5-а класса, теперь они уже учатся в 9 классе, решили собрать у себя в школе материалы о жизни и деятельности вождя революции, большого друга детей—бессмертного Ильича. Завязали переписку со многими музеями Ленина в нашей стране и за рубежом. Особенно ценНаша Ленинская комната (Из выступления классного руководителя восьмилетней школы № 1 ным оказался ответ из Шушенского Дома-музея В. И. Ленина Красноярского края. Работники советовали пионерам начать оформление Ленинской комнаты собиранием све- тографий из журналов, газет, репродукций, картин, книг об Ильиче. И учащиеся энергично взялись за дело. В этой комнате все сдеН. Г. СЫРИКОВОИ). лано их руками: сами строгали, красили, сами участвовали в переписке с музеями, в поисках документов. Экспозиции комнаты богаты, есть много ценных документов: светокопии рукописей Ильича, репродукций картин и све- гографий, в которых запечатлен образ вождя и места, связанные с его жизнью. Бесценными являются копии рукописей, их мы получили из Центрального Дома-музея Москвы и из музея Ленина в Варшаве. Нет такого ученика в школе, который не знал бы о жизни и деятельности В. И .Ленина. По самым торжественным дням собираются пионеры в Ле нинскую комнату, чтоб: обсудить свои школьные дела, провести интерес^ ный пионерский сбор. Материалы музея — своеобразное учебное пособие, а поскольку оно со * здано самими учащимися, то, естественно, шире и прочнее знания ребят о В. И. Ленине. Общая увлеченность сплотила их, и это благотворно сказалось на дисциплине, что в свою очередь повлияло на успеваемость учащихся. Жить и учиться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия —такова цель пионеров
elibrary.ngonb.ruRkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2