ГЛАВНЫЙ УЧАСШФЕРМ Новая волна социалистического соревнования за досрочное выполнение заданий пятилетки охватила трудящихся района. Патриотический почин колхозников сельхозартели им. Ленина, выступивших в районе инициаторами этого соревнования, нашел широкий отклик и под- держкуВыполнение обязательств, принятых работниками животноводства на третий год пятилетки, во многом зависит от успешного проведения зимовки скота. Зимний период—самый ответственный в животноводстве, это суровый экзамен работникам ферм. Задача состоит в том, чтобы в условиях нынешней зимовки, когда обеспечение скота грубыми кормами крайне ограничено, добиться не только сохранения поголовья, но и повышения продуктивности скота. Основу этого составляют экономный, рациональный расход кормов и заботливый уход с соблюдением санитарно-ветеринарных требований, что возможно только при постоянном пополнении специальных знаний. По-хозяйски относятся к грубым кормам в колхозах «Маяк Ильича», им. Ленина, ь совхозах им. Дзержинского, Калачинском и Студеновском. Здесь солому пропускают через кормозапарники, прежде чем раздать ее ск’оту. Но в тех же совхозах им- Дзержинского и Калачинском, а также в колхозе «Новая семья» в результате бесконтрольности допущены факты разбазаривания патоки, ценнейшей подкормки. Досрочно выполнили нынче годовые планы по производству продуктов животноводства колхозы им. Карла Маркса, им. КаОПЕРЕЖАЮТ ГРАФИК Замечательными делами завершают юбилейный год механизаторы - ремонтники Калачинского совхоза- К концу года по плану предстояло отремонтировать 42 трактора. Это задание уже перекрыто. На 15 декабря отремонтировано 44 трактора. За оставшиеся дни до нового года на линейку готовности встанет еще несколько ма шин. Показателями .в труде отличаются слесари-ремонтники моторного цеха Александр Мергель, Филипп Киндер, Федор Райн. ЗАГОТОВИТЕЛИ „МЯГКОГО ЗОЛОТА^ С каждым годом повышаются показатели в труде охотников госпромхоза. Например, И. И. Коробкину по плану нужно было сдать к концу года пушнины на 864 рубля. Но Иван Илларионович за 11 месяцев сделал 2,5 годовых плана, сдав продукции на 2268 рублей. Охотник В. П. Ванд-акуров за это линина, им. Тельмана. Отпраздновав победу, руководители и специалисты этих хозяйств успокоились, ослабив внимание животноводству. Ничем не может быть оправдано, что здесь до сих пор не организовано ни кормоприготовление, ни раскисление силоса, ни минеральная подкормка. Несоблюдение этих зоотехнических требований чревато опасными последствиями, особенно сейчас, когда начинается массовый растел, тем более, что кормовая база в колхозах, в частности, в артели им. Тельмана, нуждается в значительном пополнении. Успех зимовки во многом зависит от тех, кто работает на фермах в этот ответственный период, от уровня их знаний. Это правильно понимают в колхозе «Маяк Ильича», совхозах «Октябрь», Хорошинском и Студеновском. Специалисты этих хозяйств организовали зоовет- учебу животноводов, а партийные и профсоюзные организации проявляют заботу и беспокойство об улучшении условий труда и отдыха работников ферм, проводят с доярюа-ми, скотниками, чабанами и телятницами политинформации и другие агитационно-массовые мероприятия. Внимательное, заботливое отношение к людям, организация рабочих процессов в строгом соответствии с требованиями, бережливость и эффективное использование кормов помогут организованно провести зимовку, добиться сохранения поголовья и повышения продуктивности скота, помогут успешно выполнить принятые .обязательства. Не /считается с рабочим временем и слесарь по комплектовке поршневых груйп и головок блоков Иван Куликов. За ним никогда, нет задержки в сборе двигателей. Хорошо потрудились на ремонте механизаторы-эксплуатационники пятого отделения Иван Тылик, Николай Довгаль. Свои машины они собрали значительно раньше намеченного срока. Опережают графики ремонта и механизаторы других отделенийА. ШТЕФАН, наш селькор. же время выполнил задание на 220,7 процента, сдав пушнины на 1907 рублейНесмотря на преклонный возраст, не отстает от молодых охотников В. К- Ткаченко. Василий Кузьмич план выполнил на 186 процентов. А. РОГОВОЙ. Пролетарии всех стран, соединяйтесь! ОРГАН КАРАСУКСКОГО РАЙКОМА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Год издания 38-й № 152 (3946) ЧЕТВЕРГ, 21 декабря 1967 г. ЦЕНА 2 коп. Пятилетку—досрочно! Больше и дешевле Наша советская страна недавно отпраздновала свое славное полустолетие. Дорогому празднику трудящиеся посвящали свой самоотверженный труд. Каждый коллектив, каждый рабочий стремился работать лучше, чем прежде. Едва прошел праздник, как в стране социалистическое соревнование развернулось еще с большей силой. Передовые коллективы Ленинграда и Москвы бросили славный клич: пятилетку—досрочно! Коллектив Калиновского совхоза, следуя примеру передовых предприятий, а также поддерживая инициативу тружеников колхоза имени Ленина, решил не остаться в стороне от благородного почина. Хозяйство имеет возможности не только выполнять, но и перекрывать годовые планы продажи государству продуктов сельского хозяйства. В совхозе крепкая экономика, мощная техника. и прекрасные кадры. Подсчитали мы свои возможности и пришли к выводу, что задания пятилетки сможем выполнить досрочно. Об этом говорит и опыт, и результаты прошлых лет. К примеру, не первый год досрочно выполняются годовые планы по сдаче продуктов животноводства. Только за 11 месяцев юбилейного года задание по молоку выполнено на 120 процентов, по мясу—на 130, шерсти—на 117 процентов. Пятилетний план по сдаче молока государству решено завершить на 8 месяцев раньше, то есть к 1 мая 1970 года. За это время будет отправлено на приемные пункты около 54 тысяч центнеров. А сверх плана в оставшиеся месяцы пятилетки Родина дополнительно поСправимся В честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина коллектив хлебокомбината пересмотрел ранее взятые обязательства. Мы должны были выполнить план по валовой продукции к 25 декабря- Но годовое задание нами было выполнено уже 10 декабря. А к концу года мы дадим 45 тыс. рублей сверхплановой прибыли. Подсчитали мы, что себестоимость продукции будет снижена на 0,6 процента, а производительность труда повысится на один процент. лучит 19-20 тысяч центнеров молока. В это время особое внимание будет уделено укреплению кормовой базы, улучшению племенной работы, повышению культуры труда на животноводческих фермах. Это, несомненно, скажется на удойности коров, которая за последние годы повышается. Так, за 11 месяцев нынче надой на корову по сравнению с этим периодом прошлого года увеличился на 102 литра. Совхоз по праву гордится передовыми доярками Т. Яковлевой, Надоившей нынче /по '2320 литров молока от коровы, Н. Порох—около 24 центнеров, М. МеренцовОй—более 23 центнеров и другими. Многие доярки—люди с большим производственным стажем, опытные и любящие свой нелегкий труд. >Ветеранам труда готовится достойная смена молодых. Комсомолка Люба Величко за этот год, без учета декабря, получила на каждую корову более 26 центнеров молока. Уже несколько лет в хозяйстве широко применяется интенсивный откорм молодняка. Это позволяет сдавать животных высоких кондиций, что выгодно и для государства, и для совхоза. Нынче 92 процента общего количества молодняка, снятого с откорма, пошло на । убой вышесредней упитанности. ; Учитывая эти возможности, решено пятилетий план сдачи мяса государству выполнить в январе—феврале 1970 года. Более 8500 центнеров его будет отправлено за это время. С каждым годом изменяется качественная структура стада овец. Лучшие породы досрочно Лучших результатов в труде добились тестомесы М. Савенкова, Л. Иванова, мастера А. Матушкина, М. Кичигина, экспедитор А. Субботина- Неплохо ра ботают шофер П. Козырь, экспедиторы по развозке хлебных изделий по магазинам города В. Волошина и М. Максимова. Будем трудиться добросовестно и в следующем году, чтобы успешно справиться с заданием пятилетки. Н. ПРИДАТКО, бухгалтер хлебокомбината. вытесняют малоэффективные. Поставлена задача в ближайшее время иметь только тонкорунное стадо. Так что пятилетнее задание по сдаче шерсти будет не только выполнено, но и перекрыто. Мы ставим перед собой задачу не только выполнять государственные планы, но и постоянно снижать себестоимость продукции. В этом мы видим свой долг. Важно не только сколько произведено, но и во сколько обходится это. По себестоимости продукции у нас уже имеются некоторые отрадные результаты. Так, себестоимость одного центнера молока составляет 9,91 руб. (плановая 11,93 руб.), мяса—56, 66 руб. (плановая—68,)68 руб.). Это радует тружеников. Мы и впредь будем стремиться к систематическому удешевлению производимой продукции. Напряженная пора и у полеводов хозяйства. Они стремятся подготовить основу для будущего урожая. На поля вывозится перегной, готовятся семена. Механизаторы ремонтируют тракторы, сель- хозинвентарь. Полеводы приложат все силы и умение, чтобы вырастить хороший урожай зерновых, зеленой массы кукурузы. Социалистические рбязатель- ства по досрочному выполнению пятилетки широко обсуждались на всех фермах хозяйства. Доярки, скотники, механизаторы полностью их одобрили и сейчас трудятся над их претворением в жизнь. В. БОРБЛИК, директор совхоза; Н. ВЕЛИКОРОДНИЙ, председатель рабочкома; Н. ПОРОХ, доярка; А. КОШКАРЕВ, скотник. ДЕНЬ ПЯТИЛЕТКИ МИХАЙЛОВКА. (Волгоградская область). Наивысшей в стране выработки цемента на одного рабочего добился коллектив Себ- ряковского цементного завода-22280 тонн. Себряков- цы изготовляют цемент только высокого качества. Свою продукцию завод экспортирует во многие страны мира. БЕЛОГОРСК (Амурская область). Более четырех тысяч автомобилей Амурской области, Хабаровского края и Якутской АССР «обул» с начала года Белогорский шиноремонтный завод. Коллектив предприятия досрочно выполнил годовой план.
2 ИЯМ-КИВИЖ» жито 14 декабря состоялся пленум райкома комсомола. На нем, кроме членов РК ВЛКСМ, при сутствовали директора школ, их заместители по воспитатель ной работе, пионервожатые, сек ретари комсомольских организа ций школ города и района. Обсуждался вопрос «Об улуч шении руководства комитетов ВЛКСМ работой пионерских дружин». С докладом выступил секре тарь РК ВЛКСМ Н. Кобец. В феврале 1967 г. в Москве состоялся Пленум, специально посвященный вопросу улучшения руководства работой пионерской ческие коллективы и комсомола- организации, сказал докладчик, ские организации этих школ поСмысл ее деятельности заключи- настоящему занимаются пионер- ется в том, чтобы формировать ской работой. Но нельзя этого у советских детей коммуниста- сказать о ЧернокурьинскОй, Ка- ческую убежденность, патрио- ' расартовской, Ирбизинской, Рас- тнзм. Очень важно, чтобы ко- ' сказовской, Кучугурской шко- митеты комсомола умели при- лах. влекать внимание пионеров ко В школах района еще много всем Значительным событиям ] неуспевающих. Нужно воспиты- внутренней и международной жизни, чтобы они чувствовали себя участниками общих дел на- является главным и лучшим рода. Но нужно помнить, что в вкладом в созидательный труд деле воспитания детей Особенно народа. Комитетам комсомола нетерпимы казенщина и форма- необходимо вести повседневный лпзм I контроль за учебой. Большую роль в этом могут играть ше- Далее докладчик останавли- фы-проиЗводственники. Напри- вается на значении работы ко- мер в школе № 49 рабочие митетов комсомола школ по 1 депо присутствуют на уроках, вопросам идейно-воспитательной беседуют с неуспевающими. И работы среди учащихся. За по- это помогает. А комитет комсо- следнее время значительно вы- ' мола Хорошинской средней | рос авторитет школьных кОм- школы проводит рейды по про- сомольских организации. Чаще верке выполнения домашних застали проводиться встречи с передовиками производства, чле нами бригад коммунистического труда. Больше уделяется внима ния воспитанию у пионеров от ветственности за учебу, навы ков общественно-полезного тру да. Традицией стали суббот ники, воскресники по благоус тройству школ, сел, по строи тельству спортивных сооруже ний. В последние годы комитеты комсомола настойчиво ищут но вые формы и методы пионер ской работы. Вместе с этим иногда идейно-политическая ра бота среди пионеров проходит однообразно, порой сводится к отдельным формальным меро приятиям, которые не оставля ют следа в сознании и чувст вах ребят. Значительная часть пионеров находится в стороне от общественной жизни коллек тива. Далее Н. Кобец говорит о ро ли вожатого в жизни пионерской организации, об их отношении к своей работе. Вожатые дол жны быть профессионалами пи онерской работы, ее умными и умелыми организаторами. В ка честве примера он приводит ра боту бывшей вожатой восьмилет ней школы № 3 Зины Твердо- хлеб и старшей вожатой Кара сукской средней школы Нади Косолаповой. Это энергичные девушки, умеющие организовать ребят, повести их за собой. К сожалению, сейчас нет ши рокого распространения практи ки работы вожатых-производст венников, как это было во мя подготовки к 40-летию п ви онерской Организации. Восемр ье лет назад пришла в один из отрядов работник райбольницы О. Рекичинская. Ее отряд уча ствовал во всех школьных де лах. Очень жаль, что таких вожатых, как Ольга, у нас мало. Обычно вожатые направ ляются без всякого подбора. Такие вскоре бегут из школы. Вожатые - производственники нужны ребятам, и желательно, чтобы к пионерам шло больше | юношей. Пусть комсомольские организации колхозов, совхозов, предприятий города посылают 1 своих лучших комсомольцев в школы для работы с ребята ми. А для учебы вожатых- | производственников при - Доме пионеров можно создать ме тодический центр. Интересными пионерскими де лами заняты ребята в Карасук- ' ской средней, железнодорожных школах № 49 и № 176, восьми- ! летней совхоза «Октябрь», I Студеновской средней. И это благодаря тому, что педагогивать у каждого пионера созна ние того, что хорошая учеба даний и другие мероприятия, целью которых является вос питание сознательного отноше ния к учению. Мало еще уделяется внима ния эстетическому воспитанию детей. Большая часть пионеров и школьников не владеет эле ментарными навыками в области музыки, живописи; художествен ной самодеятельностью охваты- вается незначительное число тересоваться жизнью школы, учащихся. Большую помощь в Но нужен чуткий контроль со этом должна оказывать музы- стороны преподавателей, вожа- кальная школа, нужно шире тых. распространять малые картинные Пленум утвердил Н. Кобеца галереи, монтажи к праздникам вторым секретарем РК ВЛКСМ и т. д. Неплохо было бы при I А. КАЛАЧИКОВА. Доме пионеров организовать детский хор. Искусство—нравст венное и идейное воспитание ребят. Комитеты комсомола должны развернуть 'движение за эстетическое воспитание. Далее докладчик останавлива ется на огромном Значении фи зического воспитания учащихся, отмечает хорошую постановку спортивной работы в Карасук ской средней школе, где спор тивным клубом «Олимпия» ру ководит физрук А. И. Прищепа. Для того, чтобы воспитывать у ребят самостоятельность и инициативность, нужно больше уделять внимания самоуправ лению, как это делается в вось милетней школе совхоза «Ок тябрь». Комсомольцы и пионеры проводят санитарные рейды, ор ганизуют дежурство, самостоя тельно проводят линейки. Совер шенно иное наблюдается в Чер- нокурьинской средней школе. Необходимо шире, использо вать в работе пионервожатых программу «Ориентир», позволя ющую так организовать дея тельность дружин и отрядов, чтобы она, учитывая возрастные особенности детей, способство вала эффективному решению Задач, стоящих перед пионер скими организациями. В прениях выступили стар шая вожатая восьмилетней школы совхоза «Октябрь» НаСЕЛЬСКАЯ НОВЬ дя Брежнева, рассказавшая о работе вожатых-комсомольцев с пионерами, завуч школы № 49 К. Ф. Третьякова, отметившая некоторые недостатки в работе комсомольской и пионерской ор ганизаций. Интересным было выступление вожатой-производ- ствениицы О. Рекичинской, го ворившей о самоуправлении в школе, о работе шефов-произ водственников. Внимательно про слушали присутствующие вы ступление члена бюро РК ВЛКСМ Б. Жильцова, сек ретаря комсомольской организа ции Карасукской средней шко лы Любы Иванченко, студентки педучилища Гали Филинковой, старшего вожатого железнодо рожной школы № 176 Владими ра Соколова. На пленуме выступил секре тарь РК КПСС С. П. Медвед ко. Он отметил, что дружба пи онеров с производственниками в большей степени нужна самим ребятам. Значит, нужно чаще водить школьников на произ водство, приглашать к ним хо роших тружеников, чтобы ребя та еще в школе узнавали как можно больше о профессиях. Об этом должно заботиться руко водство школы. Далее С. П Медведко говорит об огромном Значении патриотического вос питания детей. Сейчас среди пионеров находит большое распространение во енно-патриотическая игра «Зар ница». Долг комитетов комсо мола, педагогов, вЬжатых луч- ] ше организовать эту игру. ; Говоря о самоуправлении в j школе, секретарь РК КПСС от- метил, что ребята недостаточно . инициативны. Но инициатива не приходит сама, она воспи тывается. Нужно дать пионерам полное право самим проводить сборы, вечера, распоряжаться пионерским денежным фондом. Тогда ребята будут больше ин- -------------------------------------- --------------------------------- ОДИН ДЕНЬ ЗНАНИИ 6. Снова в учительской Говорят, молодые педагоги, да и некоторые' опытные, что бы экономить время, использу ют перемены для проверки тет радей. Не берусь одобрять или осуждать их рационализм. Может быть, и такой провер кой они умеют оценить работы каждого ученика и сделать полные выводы о прошедшем уроке. Из «мужского уголка» я ви дел Тамару Васильевну, Задум чиво рассматривавшую прине сенную стопку тетрадей. О чем оща думала? Анализировала урок? Вряд ли. Еще не прове рены работы. Отдыхала? Или уже готовилась к следующему уроку, чтобы, так же стреми тельно начав его, провести в хорошем, рабочем темпо-ритме? Да, пожалуй, для этого нужно все подготовить, рассчитать и себя настроить. А тетради... Она проверит их после уроков, когда можно будет отрешиться от всего окружающего, «уйти» снова в этот класс, обобщать, сопоставлять, «видеть» каждого Московский театр имени Ле нинского Комсомола инсцениро вал роман Константина Симо нова «Дым Отечества» (сце ническая композиция Т. И. Лон дона). Спектакль посвящен раз думьям о судьбах послевоен ного мира, о подлинном патри отизме советского человека. На снимке: сцена из спек такля. Мать—народная артистка СССР С. В. Гиацинтова, Шурка —артист А. В. Збруев, Басаргин —заслуженный артист Армян ской ССР А. Б. Джигарханян (справа). Фото М. Строкова. Фотохроника ТАСС. ПРОЩАНИЕ С ЕУЕВАРЕМ «Мы теперь не просто дети, ' рассказывали стихотворения, пе- мы теперь—ученики»—так был назван вечер, посвященный про-] щанию с «Букварем» в первом 1 классе «а» Карасукской средней школы. На это торжество при-. | шли не только ученики, но и родители. Открыла его Таня | Ярмолавичус: «Мы долго ждали этот день счастливый и вот настал он, наконец, для нас...» К нему тщательно готовились и первоклассники, и их учи тельница Татьяна Ивановна Вол кова, и зав. школьной библио текой Нина Петровна Усольцева. На классной доске оформлен красочный стенд: «Нас книги учат Родину любить», плакат «Из каких мы книг?» Татьяна .Ивановна тепло по здравила ребят с днем оконча ния «Букваря». Все дети в течение четырех месяце® тер пеливо изучали букву за бук вой. Сев за парты, многие из них не умели читать. Чтобы проверить знания учащихся, Татьяна Ивановна положила на парту каждого ученика тексты из сказок, стихотворений, и большинство детей довольно бегло и правильно прочитали тексты вслух. Затем дети отгадывали за садки, посвященные книгам, тетрадям, чернилам, называли по рисункам названия сказок, учащегося и правильно оцени вать степень его подготовки. Именно, не только эту послед нюю работу, а весь комплекс его знаний данного предмета. Как-то в разговоре о профес сии учителя один мой знако мый, который уже много лет преподает математику, сказал; —Иногда принесешь домой две-трц стоцки тетрадей, на чнешь проверять и вдруг по чувствуешь такую усталость, что и мыслить начинаешь уто пически, и все окружающее ви деть в оранжевых красках. «Хорошо было бы,—толкается мысль,—если бы уровень зна ний и степень подготовки уче ников одного класса были бы абсолютно одинаковы, то есть все развивались равномерно от урока к уроку, из года в год. Сейчас проверил бы одну тет радь и по ней сделал анализ урока. Но ведь тогда и темпе рамент мышления, и энергич ность, емкость, восприимчивость ума должны быть одинаковы! Из кого в таком случае может состоять общество? Из равно- ; ценных и равнозначных антро- [ посов?» Такие экскурсы в ми стику служат иногда хорошей 21 декабря 1967 г., № 152 (3946). ли, плясали. С большим интересом родите ли прослушали литературный монтаж, в котором участвовал весь класс. В заключение его все дети четко провозгласили: «Мы простились с «Букварем», мы «Родную речь», берем» и заверили родителей: «Клянемся так на свете жить, как вождь великий жил, и .также Родине служить, как Ленин ей слу жил». Внимательно все прослушали выступление заведующей школьной библиотекой Нины Петровны, которая рассказала о значении книги в жизни и учебе человека и при гласила детей быть активными читателями библиотеки. От родителей выступила Ли дия Ивановна Ярмолавичус. Поздравив ребят с днем окон чания «Букваря», она пожелала им учиться только на 4 и 5, быть примерными в поведении, любить и беречь книги. После окончания вечера ро дители подарили детям красоч ные книжки с дарственными надписями. Веселые и радост ные расходились они по до- мам. Этот вечер надолго за помнится и детям и родителям. Т. МАНЬКОВСКАЯ, родительница. зарядкой. Посмеешься своей наивной фантазии и снова при нимаешься за тетради. Но есть, к сожалению, у меня коллеги, которые проверку тетрадей счи тают чуть ли не напрасным рас транжириванием времени, про сматривают их бегло и не ак куратно. А ведь в тетради— не только знания ученика. По ее заполненным страницам мож но составить определенное пред ставление о складе мышления человека, его характере, сквозь строки математических знаков можно увидеть и душу челове ка. 7. Четвертый урок Если бы я вошел в класс один, без Екатерины ны Фоменко, пожалуйФ , ил ри ап ст пе рялся бы или сразу же разра о взился бы тирадой упреков и нравоучений—класс еще жил прошлым уроком, продолжал бурное обсуждение задач и к новому уроку не приготовился. А Екатерина Филипповна мол ча, тактично переждала, пока ребята, наконец, отрешились от математики, остыли, успокой-
21 декабря 1967 г., № 152 (3946). ОВЛкЗИА! НО В К 3 ШОФЕР ПЕРВОГО КЛАССА К чему такая волокита? Человек своим трудом меняет облик земли. Все богатства мира созданы человеком. В созидании участвуют и коллективы, и каж дый человек вносит свою лепту. Именно с таких позиций и рас ценивает свою жизнь, свое участие в общественном труде коммунист Александр Федосе- евич Сухосыр, шофер автохо зяйства. Восемнадцатилетним парень ком сел он за руль машины. Сколько дорог исколесил за двадцать лет. Начинал мерить километры на украинской зем ле, а в первый целинный год Приехал (На Алтай, помогал убирать урожай. Потом вернул ся было на Киевщину, но серд це позвало к родным местам— ведь родом он из Кулунды. При шел коммунист в райком, по просился на целинные земли. Так Александр Федосеевич на чал работать в Карасукском автохозяйстве. ' Сначала (водил он старень кий ЗИС-150, а. десять лет назад получил другой. До сих пор его машина имеет присво енный вначале номер 37-37. За десять лет она, кажется, не износилась- Тот же кузов, та же ходовая часть, та же ба ранка. По условиям эксплуата ции «ЗИС» должен бы трижды подвергаться капитальному ре монту, а Александр Федосеевич вот уже скоро полмиллиона ки лометров на нем закончит, как говорят, на одном дыхании. И это по нашим, кулундйнским дорогам! —Хорошо работать—мой долг,—говорит Александр ФеРобот на уличном перекрестке Ленинградцы создали уни версальный электронный све тофор, который «учитывает» все виды городского тран спорта. Специальные датчи ки, заложенные под асфаль товым покрытием на проез жей части улицы, информи руют о подходящем тран спорте. Электронный мозг молниеносно анализирует эту досеевич.—Годовой план по перевозкам я выполнил в сентяб ре, сэкономил 224 килограмма бензина и 3660 рублей. Но главное—помогать товарищам. Вот работали мы нынче в кол хозе им. Карла Маркса на уборке кукурузы. В моей бри гаде было шесть машин. С ■па им г/ кист ах шоферами сразу условились ра ботать под девизом: один за всех, все за одного. Так и было на деле. Например, в машине ’Мороховца однажды в пять (часов вечера отказал задний мост—выкрошились зубья ко ронной шестерни- Всю ночь вшестером работали, к утру машина была исправной. При ходилось и радиаторы паять и другое ремонтировать, и никогда ни .один не отказался. Шофер ская дружба, знаете, на боль шой солидарности основана. Не было еще случая в прак тике Александра Федосеевича, чтобы он не справился с зада нием, поэтому-то и уважают все шоферы своего товарища. Много раз отмечался ударный труд Александра Федосеевича по ощрениями, в том числе и бес платной путевкой в Бердский дом отдыха, его имя занесено в Книгу почета облавтотреста. Как коммунист Александр Федосеевич участвует в обще ственной работе, исправно вы полняет обязанности общественинформацию и, найдя на иболее рациональное реше ние, «выражает» его огнями светофора. Вне очереди 'ки бернетика пропускает ава рийные и пожарные машины, автомобили скорой помощи. В Ленинграде работает уже пять кибернетических све тофоров. ного автоинспектора, учится в начальной политшколе, пополняет свои политические знания. Кро ме журнала «Политическое са мообразование», он получает по подписке 4 газеты и 5 журна лов. Коммунисты автохозяйства избирали его делегатом на XXIII районную партконферен- , цию. Замечательными показателями встретил коммунист полувековой юбилей Октября. И уже сейчас включился в новое соревнова ние- — Мое обязательство,—поде лился в беседе со мной Алек сандр Федосеевич,— пятилетку —за четыре года. Такими про изводственными показателями я хочу встретить 100-летие со дня рождения В. И. Ленина. П. ИВАХИН, инструктор РК КПСС. СОВЕЩАНИЕ ПОЛИТИНФОРМАТОРОВ В райкоме партии состоялось совещание политинформаторов. О том, как правильно изложить материал, как избежать грам матических и стилистических ошибок в тексте лекции, рас сказала присутствующим завуч педучилища А. Г. Овдиеико. Затем политинформаторам был показан один из замечательней ших фильмов Советского Союза «Октябрь». Своеобразной была дальней шая работа совещания: инфор маторы разделились на три группы — общественно-полити ческую, международную, эконо мическую—и продолжали раз говор на определенные темы. Паше родное государство по стоянно заботится о благососто янии трудящихся. На высоте у нас и пенсионное обеспечение тружеников, ушедших на за служенный отдых. Проработав большую часть жизни, и я ушел на отдых. И обо мне по заботилось государство. Я полу чаю пенсию, за что от души благодарю родное наше пра вительство и Коммунистическую партию. Как и положено, каждый ме сяц мне доставляли на дом деньги. А вот 14 ноября теку щего года я должен был полу чить причитающуюся мне пен сию за октябрь. Но в это время меня дома не было (гостил у дочери). Вернулся домой 22 но ября, обратился к кассиру узла связи. —Не можем вам выдать пен сию,—строго изрекла она.— Приходите 14 декабря, выдадим за два месяца сразу. ,а Шел я домой и упорно думал, почему вдруг потерял право вовремя получить пен сию? Конечно, ничего придумать ЧЕРНОВИЦКАЯ ОБЛАСТЬ. Окончив Черновицкий медицинский институт, Елена Паскарь вернулась в родное село. Сейчас она врач Ростокской участковой больницы Путильского района. Хорошо оборудованная больница обслуживает 4,5 тысячи сельских жителей. На снимке: Е. Паскарь осматривает маленькую Светлану- дочь колхозницы артели имени Кирова А. Н. Верешко. Фото К. Дудченко. Фотохроника ТАСС не мог и стал терпеливо ждать указанного числа. Пришлось за нять денег, одними думами ведь сыт не будешь. Наконец, пришло 14 декабря. Жду с нетерпением по явления почтальона, но все на прасно. На следующий день спешу в узел связи и обраща юсь к работникам тт. Нестеро вой и Стремоуховой с, вопросом, почему мне не принесли пен сию. Они записали в блокнот мою фамилию и адрес. Да что толку. Денег все нет. В четвер тый раз пришлось стучаться в дверь. Обращаюсь уже к заме стителю начальника узла свя зи т. Павлову. —Разберусь,—пообещал он. И, видно, не захотел разо браться. Пришло 18 декабря, а пенсию мне так и не при несли. Ходить ежедневно за нею я просто не в состоянии, потому и обращаюсь к работни кам узла связи через газету: имейте в конце-концов совесть, товарищи! М. КОВАЛЕНКО, персональный пенсионер. лись. Ее добрая, мягкая улыб ка помогла классу «войти в норму» за несколько секунд. Терпеливо дождавшись, когда ребята уселись за парты и со средоточили внимание на раз вешенных наглядных пособиях, она задала вопрос и предложи ла Ларисе Волковой ответить на него. Лариса пишет на дос ке химическую формулу бензи на, неторопливо рассказывает об истории получения и про мышленном использовании этого ценнейшего горючего. Эдуард Лобыкин рассказал, пользуясь таблицей, о предска заниях Д. И. Менделеева. За тем Екатерина Филипповна за дает классу задачу, а к доске приглашает Володю Гофмана. Объявляя ему в конце опроса оценку, учительница объясняет, почему она ставит «четыре». Поале объяснения Тамарой Федоряк решения задачи, задан ной всему классу, удостове рившись, что все ученики реши ли правильно, стало быть, ими усвоен материал прошлого уро ка, Екатерина Филипповна на чинает объяснение нового. В помощь себе она привлекает рисунок на доске, наглядные по собия, личные впечатления от виденного и прочитанного в ху дожественной литературе. Это был последний урок субботнего дня. Еще будучи в классе, слушая рассказ Ека терины Филипповны о произ водстве кокса и промышленном использовании других компонен тов каменного угля, я пытал ся обобщить свои впечатления от увиденного и пережитого за прошедшие четыре часа. Делать это было очень трудно, потому что даже дилетантскими знаниями педагогики и методи ки я не владею. Бегло просматривая свои записи, я вдруг подумал, что в самой схеме этого учебного дня есть какой-то важный смысл. Конечно, заведующему учеб ной частью трудно составить расписание с соблюдением всех требований педагогики. Школа Не полностью укомплектована учителями, не хватает классных комнат и специальных, обо рудованных кабинетов. Мо жет быть, в расписании этого дня и не соблюдены ка кие-то педагогические нормы. Но в чередовании уроков я увидел продуманную систему. Учитывалась нагрузка— уро ки, требующие постоянной ак тивной работы мысли, полного напряжения, сменялись такими, на которых действовал в ос новном принимающий «аппа рат», впитывающий Знания, или уроном с переменной нагрузница Е. Ф. Фоменко говорит: —У меня замечательные дети. 8. Классный час Многие ребята из десятого «а» учатся вместе уже несколь ко лет. Это класс «коренных» карасучан. Товарищеская друж ба, чуткость, внимательность, а когда нужно, то и принципи альная критика помогли утвер дить хорошие традиции. В классе часто появляется новая стенная газета, название кото рой ежегодно меняется. Напи санная к юбилею Октября «Эврика» рассказывает об ито гах первой учебной четверти. Эту газету выпустили маль чишки, а девчонки выпустили другую под оригинальным на званием «Ха-ха». Любят десятиклассники ху-, дожественную самодеятельность и охотно занимаются в школь ных кружках, принимают уча стие в концертах. Более актив ные в классе—девчонки. Они организуют различные вечера, которые готовят с выдумкой, внося романтичность и юноше скую жизнерадостность. В школе работает кружок «Кругозор». Почти все ребята десятого «а» участвуют в нем, выступают с докладами и лек циями. В классе утвердился принцип: кой, когда происходит «пере ключение» с приема на отдачу и обратно. Такое чередование исключает перегрузки, перена пряжение. В этот день ребята не чувствовали умственной ус талости. Учитывался характер каждого педагога, его годами сложив шийся опыт, метод психологи ческого воздействия, возбужде ния восприимчивости, то есть применяемые им приемы и сред ства, чтобы, как говорят, «дер жать класс в руках». На всех уроках максимально и рациона льно (использовалась каждая минута учебного времени. Ученики—не только слуша тели, воспитанники учителя, но и его помощники. Ведь на каж дом уроке идет борьба и с не вежеством за совершенствование умов, и постоянная, незримая борьба с учениками За учени ков. Учитель не добьется успе ха, если ученики своим непослу шанием, дерзостью и невозмути мостью будут мешать ему. Но страдать от этого будут только ученики. Они не полностью по лучат знания, они, потешив свое невежество, уйдут с урока, не । поднявшись выше на ступеньку в своем совершенствовании. Ребята десятого «а» класса помогают своим учителям. Не- i даром классная руководительесли делать, то делать с душой. Нарушителям' этого принципа не дают никаких скидок и побла жек. Например, на уборке кар тофеля в колхозе кое-кто пы тался поволынить. Учителю не пришлось вмешиваться. Ребята сами «подсказали» им. Работа ли дружно и всегда одними из первых справлялись с задани ями. Да и на других работах на них никогда не жалуются. Работают хорошо. Ребята сами установили конт роль за проведением классных часов, сами предлагают темы. Сегодня выступили двое. Таня Букина рассказала о междуна родных событиях за последнюю неделю, а Нина Охременко—о Валентине Терешковой. Клас сный час ребята ведут само стоятельно. Классная руководи тельница сидит за партой, слу шает ребят и, конечно же, радуется за своих «детей». Составив план проведения следующего классного часа, ребята, неторопливо соб рав тетради и книги, уходят, тепло прощаясь с Екатериной Филипповной. И лишь дежурные Остаются—им предстоит еще сделать уборку в классе. Прошел еще один день. День знаний. Александр КАРЛОВ,
elibrary.ngonb.ruRkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2