Сельская новь, 1967, № 124-125

Памятник-обелиск в Карасуке. Фото М. ПАРШИНА. Пролетарии всех стран, соеОиняйТесъ1 ОРГАН КАРАСУКСНОГО РАЙКОМА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Год издания I ВОСКРЕСЕНЬЕ, 15 октября 1967 г. | № 12Д’125 I ЦЕНА 2 коп. 38-й. | *(3919) | _____ Помните через века В строгом молчании застыли на площади колонны, над людским морем разносят репродукторы: Помните! Через века, через года— помните! О тех, кто уже не придет никогда,— помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны. Памяти Павших будьте достойны! Вечно достойны! Глаза невольно застилают слезы. На трибуне—советские и партийные работники, Герои Советского Союза, старейшие коммунисты, участники гражданской и Великой Отечественной войн. Заместитель председателя райисполкома В. И. Варвянский объявляет о начале митинга, посвященного открытию памятника погио- шим воинам-землякам в 1941 — 1945 годах. Слово предоставляется секретарю райкома партии Н. В. Каурцеву. — Матери и жены, отцы и дети, друзья и товарищи в годы войны с фашизмом проводили из нашего района на фронт более 11 тысяч человек. Из них не вернулись домой свыше трех тысяч. Им, нашим землякам, павшим смертью храбрых, верным воинскому долгу, мы отдаем все почести. Этот памятник трудящиеся района поставили Вам, овеянным славой, дорогие земляки, герои борьбы и побед. Вы прославили нашу страну и свой сибирский народ. Мы гордимся Вашими подвигами. Мы в вечном долгу перед Вами. Мы будем достойными Вашими продолжателями, будем бороться упорно и настойчиво под руководством партии Ленина за дело, за которое Вы отдали евою жизнь. Пусть этот памятник станет символом глубочайшего народного уважения ко всем героям войны, вечной благодарностью всем, кто отдал свою жизнь за свободу, честь и независимость нашей Родины. На фоне ярко-голубого неба величаво взметнулся ввысь обелиск... Под звуки партийного гимна сползает с него красное с черной окантовкой покрывало. (Окончание на 3 стр.). Сессия Верховного Совета СССР единогласно закон о Государ, ственном плане развития народМОСКВА. Чувство окрыленно- сти и ленинская деловитость характеризуют атмосферу, царящую в Большом Кремлевском дворце. И это понятно. Депутаты Верховного Совета собрались в знаменательные дни, когда наша Отчизна с большим подъемом готовится к Великому Пятидесятилетию и со всех концов страны идут радостные вести о новых свершениях советских людей в юбилейном соревновании. Чувство окрыленности вызывают и решения сентябрьского (1967 г.) Пленума ЦК КПСС, представляющие собой новый большой этап на пути повышения благосостояния советского человека. II все это дополняется теми светлыми перспективами, которые открывают наши планы, изложенные в докладах па сессии Верховного Совета. Обсуждение докладов Н. К. Байбакова и В. Ф. Гарбузова началось 10 октября на раздельных заседаниях палат, где с докладами выступили председатели планово-бюджетных комиссий Совета Союза и Совета Национальностей депутаты П. А. Ро- зенко и М. А. Ясное. От имени планово-бюджетных и отраслевых комиссий они предложили утвердить Государственный план развития народного хозяйства на 1968 год, а также народнохозяйственные планы на 1969 и 1970 годы и Государственный бюджет на 1968 год с учетом поправок и предложений комиссий. Затем на раздельных заседаниях палат начались прения. На заседании Совета Союза первым выступил Председатель Совета Министров Украинской ССР депутат В. В. Щербицкий. Он говорит о широко развернувшемся на Украине социалистическом соревновании в честь 50-летия Великого Октября. Работники промышленности республики досрочно выполнили программу прошлого года и девятимесячное задание нынешнего, дав дополнительно на миллиарды рублей промышленной продукции. Успешному развитию промышленности способствует Осуществляемая Экономическая реформа. Неуклонно растет экономика украинских колхозов и совхозов. Несмотря на неблагоприятные погодные условия в юго- восточных областях, в республике выращен хороший урожай зерновых, подсолнечника, сахарной свеклы, гречихи, риса, овощей, фруктов. — Все мысли и дела москвичей направлены на борьбу за достойную встречу 50-летия Советского государства,—так начал свое выступление председатель Моссовета депутат В. Ф. Промыслов. Он рассказал о замечательных успехах московских рабочих, интеллигенции, строителей. На заседании Совета Национальностей прения по докладам открыл заместитель председателя Совета Министров РСФСР депутат К. М. Герасимов. Он также начал свое выступление рассказом о заме ia- тельных успехах тружеников Российской Федерации, Одержанных в честь великого юбилея. Промышленность Федерации успешно заканчивает 1967-й год. Сверх плана она даст много угля, металла, природного газа, машин, химических удобрений, товаров народного потребления. Несмотря на неблагоприятные погодные условия в ряде районов РСФСР, сверх плана в нынешнем году будет заготовлено значительное количество молока, мяса, яиц и других продуктов. Председатель Совета Министров Казахской ССР депутат М. Бей- себаев в своем выступлении, в частности, рассказал о том, с какой большой благодарностью партии трудящиеся Казахстана встретили решения сентябрьского Пленума ЦК КПСС о повышении благосостояния парода. На многолюдных митингах они дали слово—трудиться еще лучше во имя процветания Родины. 11 октября на раздельных заседаниях палат продолжалось обсуждение докладов Н. К. Байбакова и В. Ф. Гарбузова. Как и накануне, все выступающие единодушно подчеркивают, что представленные на рассмотрение сессии Верховного Совета народнохозяйственные планы и Государственный бюджет являют собой яркое воплощение заботы партии и правительства с дальнейшем процветании нашей Отчизны, о росте ее экономической и оборонной мощи, о неуклонном повышении благое л Ьтояния советских людей. В выступлениях депутатов содержится много конкретных предложений государственной зна чимости, .критических замечаний, касающихся отдельных министерств и центральных ведомств. На заседаниях Совета Союза и Совета Национальностей выступили депутаты:!. Я. Киселев (Белоруссия), В. Н. Титов (Казахстан), В. А. Орлова (Ленинград),?. У. Усубалиев (Киргизия), Е. А. Фурцева (Министр культуры СССР), Э. Н. Алиханов (Азербайджан), В. И. Дрозденко (Украина), И. А. Манюшис (Литва), М. М. Мусаханов (Узбекистан), В. П. Рубен (Латвия), А. Ф. Диордица (Молдавия) и другие. Сессия Верховного Совета СССР продолжает свою работу. (ТАСС). МОСКВА, 12 октября. (ТАСС)., Сегодня в 10 часов утра началось совместное заседание Совета Союза и Совета Национальностей. После заключительного слова председателя Госплана СССР Н. К. Байбакова, депутаты раздельным голосованием по палатам приняли кого хозяйства СССР на 1968 год и народнохозяйственных планах на 1969 и 1970 годы. Затем заключительное слово произнес Министр финансов СССР В. Ф. Гарбузов, после чего палаты раздельным голосованием утвердили Государственный бюджет СССР на 1968 год. Доходная часть бюджета составляет 123 911922 тысячи рублей, расходная — 123 603547 тысяч рублей. Утвержден также отчет об исполнении Государственного бюджета СССР за 1966 год. Далее, Верховный Совет принял Закон об утверждении положения о постоянных комиссиях Совета Союза и Совета Национальностей и утвердил Указы Президиума Верховного Совета СССР. После этого был рассмотрен вопрос об избрании Верховного Суда СССР и принято соответствующее постановление. Председателем В ерховного Суда СССР избран депутат А. Ф. Горкин. На этом утреннее Заседание сессии Верховного Совета закончилось. Вечернее заседание сессии началось докладом Министра Обороны СССР депутата А. А. Гречко о проекте Закона о всеобщей воинской обязанности. Советское правительство, говорит А. А., Гречко, выносит на рассмотрение III сессии Верховного Совета Союза СССР проект нового закона «О всеобщей воинской обязанности». Как известно, ныне действующий Закон о всеобщей воинской обязанности был принят еще в сентябре 1939 года, то есть 28 лет тому назад. За это время многое изменилось. Осуществлены огромные преобразования во всех областях жизни нашей страны. В современных условиях еще более возросли требования к обеспечению безопасности советского государства, к подготовке всего населения страны для вооруженной защиты социалистического отечества,. Принятие нового Закона о всеобщей воинской обязанности будет отвечать происшедшим изменениям и соответствовать духу требований партии о том, чтобы вопросы обороны страны постоянно находились в центре нашего внимания. Укрепление безопасности страны является одним из непременных условий успешного осуществления задач строительства коммунизма. Это обусловлено наличием в мире враждебных нашему строю агрессивных империалистических сил4 Владимир Ильич Ленин указывал, что пока общество делится на антагонистические классы, пока существует империализм, не снимается угроза военных авантюр (Окончание на 4 стр.).

2 СЕЛЬСКАЯ НОВЬ 15 октября 1967 г., № 124-125 (3919). ДЕЙСТВЕННОСТЬ ПРОПАГАНДЫ. КАК ЕЕ ПОВЫСИТЬ? ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ АГИТПОЕЗДА „ОК^ЯБРЬ^ КАРАСУК — одна из очередных остановок. Работа начинается сразу по прибытии поезда. Как говорят, с корабля на бал. Знакомство с партийным активом, экономикой промышленных и сельскохозяйственных предприятий, с историческим прошлым района, перспективами его развития. Особый интерес у гостей вызывают сведения о том, какую материальную выгоду получают горожане и сельские жители в связи с выходом в свет постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о дальнейшем повышении благосостояния советского народа. Первый секретарь райкома партии Н. В. Каурцев называет несколько цифр: срок выхода на пенсию сокращается примерно у четырехсот человек. Для этого государство будет выделять свыше семи тысяч рублей ежегодно. Более двух тысяч рублей ежегодно будет расходоваться на дополнительные выплаты пенсий инвалидам Великой Отечественной войны... После беседы в райкоме распределение по предприятиям. А уже через несколько часов— встречи в самых отдаленных хозяйствах района. К вечеру— первые сообщения в «штаб» агитпоезда: — Лекция прошла успешно. Интерес к Тезисам ЦК КПСС огромный. А это главная задача участников «Октября». Важнейший по'литический документ — Тезисы ЦК КПСС к пятидесятилетию Великой Октябрьской социалистической революции—находится сейчас в центре внимания не только советских людей, но и всей мировой общественности. Этот теоретический документ, основанный на глубоком марксистско-ленинском анализе исторических событий, дает ясную перспективу дальнейшего развития человеческого общества, подводит итог полувековой борьбы за укрепление завоеваний пролетариата России. Теперь «Силы коммунизма,— говорится в Тезисах ЦК КПСС, —неисчислимы, на его стороне —правда жизни. Только коммунизм способен решить коренные проблемы общественного развития, избавить t f J \ Год 1919... Свирепствует контрреволюция, шныряют белогвардейские лазутчики, подстрекатели-подкулачники мутят народ, запугивают «красной чумой». И вдруг известие: агитпоезд пришел! «Октябрьская революция» называется! Народ «валил валом»... Агитпоезда, созданные по инициативе В. И. Ленина, сыграли в то время важную роль. Запуганные, растерявшиеся слышали из уст красных пропагандистов слова правды, глубоко западавшие в их души. В агитпоезде того периода принимали участие такие видные деятели Коммунистической партии государства, как М. И. Калинин, чарский, Н. А. Семашко. и Советского А. В. Луна- ! i t ! Революционная традиция, вождем пролетариата, живет и Накануне 50-летия Советской власти Новосибирский обком партии организовал агитпоезд «Октябрь», совершающий вот уже третий свой маршрут. заложенная развивается. I тему, а на тему, ©вя- ic содержанием лекции, Таким дополнением в пропаганде могут быть магнитофонные человечество от угнетения и эксплуатации, голода и нищеты, от милитаризма и войн, утвердить на нашей планете демократию, мир, дружбу между народами* жизнь, достойную Человека!». Вызвать интерес к каждой строке Тезисов ЦК КПСС, глубоко раскрыть ее содержание, убедить на конкретных примерах в том, что все это именно так, а не иначе—такая поставлена перед каждым стником агитпоезда. Цель вытекает из ленинского жения о том, что чем революционное движение, ответственней поставленные перед нами задачи, тем больше людей должно участвовать в этом движении, тем настойчивее надо убеждать массы в правоте их дела, в величии их роли. Сложные социально-экономические процессы, происходящие в период строительства коммунизма, настоятельно требуют массового, поголовного охвата населения пропагандистской работой, того глубокого убеждения его в правоте своего дела, о котором говорил в свое время В. И. Ленин. цель уча- эта поло- шире чем Но успех любого пропагандистского выступления зависит от правильного выбора форм и методов общения с людьми, с аудиторией слушателей, зрителей или читателей. Это неотложное требование пропаганды и учитывалось в первую очередь при организации агитпоезда «Октябрь». В составе его лекторы и бесед- чиюи, подготовленные для выступления перед конкретными категориями местного ния. С подростками, ками нельзя говорить ком, каким мы говорим со взрослыми. С колхозниками, рабонаселе- школьни- тем язычими совхозов, имеющими на- чальное образование, .очевидно, следует разговаривать иначе, чем, скажем, со специалистами сельского хозяйства со средним и высшим образованием. Такой дифферинцированный подход к аудитории более четко прослеживается, например, в работе вагона-клуба агитпоез да. Пришли учащиеся школ. Для них подбирается специальный лектор, способный разъяснить Тезисы ЦК КПСС именно этой группе слушателей. Выступает он перед ней, привлекая на помощь как можно больше ярких, доступных их восприятию примеров из героической жизни советских людей. Для подтверждения этого можно сослаться на два интересных факта. После бесед, которые проводит ветеран гражданской и Великой Отечественной войн Г. И. Ширшов, учащиеся школ высказывают большее удовлетворение, чем после бесед молодого и в общем способного пропагандиста И. А. Клейнера. Почему? Первый из них говорил со своими слушателями «ребячьим» языком, пользовался их логикой. Второй, не учитывая характера аудитории, пользовался терминологией, рассчитанной на взрослого слушателя. Но и взрослый слушатель разный. И с ним, как отмечалось выше, не следует говорить одинаково. Если с людьми четырехлетнего —семилетнего образования риями исторического лизма, не жания по ли можно ной цели. Чтобы вад, приведем один характерный пример, разработанная автором об основном содержании современной эпохи была поднята птицеводами Татарского района. На лицах являлось «чисто» жения им эта же лекция вызывала живейший интерес у железнодорожников ст. Татарская. Точно такие различия в восприятии лекций наблюдались и в Карасук- ском районе. При работе с аудиторией, мало подготовленной для усвоения сложит х теоретических положений и выводов, необходима простота, доступность изложения, подкрепление сказанного наиболее характерными примерами из жизни самих слушателей. Причем такими примерами, которые бы наиболее близко касались интересов данной аудитории. Не случайно участники агитпоезда «Октябрь» так подробно расспрашивали местных руководителей об экономике хозяйств района, об условиях жизни колхозников, рабочих, о том, какие льготы они получают в связи с постановлекументальный фильмы) усиливает внимание слушателя, «принуждает» участвовать в процессе восприятия не только органы слуха, но и зрения. Однако речь идет не о демонстрации фильмов на отвлеченную занную беседы, устной тематические записи, концерты. Не менее важным условием повышения действенности пропагандистской работы является и учет интересов слушателей. Сейчас, судя по опыту л. работы участников агитпоезда «Октябрь», подавляющее большинство местного населения интересуется вопросами международной жизни. Чем это объясняется? Устойчивостью внутреннего положения страны, ясностью тех конкретных задач, объясняться катего- материа- раскрывая их содер- ходу беседы, то вряд достигнуть поставленподтвердить ЭТОТ ВЫ- довольно Хорошо лекция слушателей часто по- недоумение: многие теоретические поло- были не Понятны. Но Инструментальный дуэт — И. Мележик и А. Логинов (Дом культуры «Металлург»). Фото М. ПАРШИНА. Перед школьниками выступает ликой Отечественной войн И. С. ветеран гражданской и Ве- Павлов. популярни и которые его ДО нием сентябрьского Пленума ЦК КПСС. Широко используя эти данные, лекторы, беседчики смогли более доходчиво разъяснить многие положения Тезисов ЦК КПСС. Однако, как предупреждал В. И. Ленин, нам нельзя опу скаться до неразвитого читателя. Нам нужно не чанье, а поиск таких форм методов пропаганды, бы помогали поднять уровня развитого читателя. Это прямо относится к временной устной пропаганде. Говорить просто, не упрощая саму идею, говорить популярно, живым, доступным языком, не впадая в дешевое популярнича- нье—вот главные требования пропагандистской работы с учетом разных категорий аудитории слушателей. И еще один вывод. Необходимым условием высокого уровня действенности устной npoina- ганды является сочетание раз- ’ личных форм воздействия на дознание слушателей. Если лекция сопровождается показом кинофильма или кинофильм демонстрируется в конце лекции как дополнение к ней, восприятие идей, переданных лектором, оказывается намного выше. В чем секрет? Оказывается, сочетание рационального (само содержание лекции) и эмоционального (художественный или досокоторые поставлены перед советским народом и неустойчивостью обстановки за рубежом. После ликвидации волюнтаристских, субъективистских методов руководства народным хозяйством страны мы не стали ожидать неожиданных перестроек и других «нововведений». Экономика наша развивается теперь на строго научной основе, на основе широкой инициативы самих трудящихся. И беспокойство, как бы происки империалистов не помешали осуществлению планов, намеченных советским народом, порождает такой активный интерес к международному положению. Как изучаются интересы слушателей? Первым показателем этого интереса следует считать, на наш взгляд, ту внутреннюю и внешнюю обстановку страны, которая складывается в данный период. Выражаются эти интересы слушателей чаще в вопросах, которые они задают лекторам. Учет и анализ таких вопросов позволил участникам агитпоезда правильно ориентироваться в выборе тематики лекций и тем самым добиться | большей эффективности в про- ; паганде Тезисов ЦК КПСС к 50- летию Великой Октябрьской социалистической революции. П. КОНДРАШОВ, Ф. ЧЕРДАНЦЕВ. J

15 октября 1967 г., № 124-125' (3819).: 3 СЕЛЬСКАЯ Н О R 1i Ленинский путь советской деревни ИГИМ ®ВМЙ KWMW® ЙИЯ Уже в первые послереволю ционные годы, когда молодая Республика Советов еще не оп равилась от войны и разрухи, В. И. Ленина занимало будущее нашей деревни. «Жить по-старо му, как жили до войны, нельзя, —говорил он на первом Все российском съезде земельных отделов,—и такое расхищение человеческих сил и трудах ка кое связано с мелким отдель ным крестьянским хозяйством, дальше продолжаться не может. Вдвое и втрое поднялась бы производительность труда, вдвое и втрое был бы сбережен чело веческий труд для земледелия и человеческого хозяйства, если бы от этого раздробленного мел кого хозяйства совершился бы переход к хозяйству общест венному» (В. И. 'Ленин. Поли, собр. соч., т. 37, стр. 357). Владимир Ильич Ленин раз работал кооперативный план, научно обосновал главные зако номерности, определил этапы и формы перехода крестьянства от мелкотоварной экономики к циалистической. Этот план в со о оружил коммунистов, всех тру дящихся города и деревни яс ной перспективой социалисти ческих преобразований в сель ском хозяйстве. XV съезд партии наметил политический курс на осуществление постепенного пе рехода распыленных крестьян ских хозяйств на рельсы круп ного социалистического произ водства. Чтобы успешно решить эту всемирно-историческую задачу, партия многие годы вела на пряженную организаторскую и политическую работу, отстаивала ленинский курс от нападок правых оппортунистов. Переходу крестьянства на социалистиче ский путь развития яростно сопротивлялось кулачество. То лько при актирной помощи ра бочего класса ожесточенная классовая борьба в деревне за кончилась иодной победой прин ципов социализма. В результате коллективизации сельское хозяйство было переве дено на социалистические рель сы. Вместо множества мелких клочков истощенной земли, об рабатываемой единоличными крестьянскими хозяйствами, бы.- ли созданы крупные, всесто ронне развитые колхозы и совхозы. Если раньше в стране насчитывалось 25 миллионов крестьянских дворов, то теперь создано 36,5 тысячи колхозов и 12.196 совхозов. В производственном ровании крестьянских к хо оз оя пй ер ст ив В. И. Ленин подчеркивал ведущую роль союза рабочего класса и крестьянства. Только социа- истическая промышленность могла подвести под сельское хо зяйство базу крупной машинной индустрии, базу электри фикации. В самом деле, можно ли двигать вперед сель скохозяйственное производство, если его «технику» составляли 8 миллионов сох и косуль, 6 миллионов плугов и 18 миллио нов деревянных борон? Разрабатывая кооперативный план, Ленин мечтал о ста тыся чах тракторов, которые помогут крестьянам осознать преимуще ства коллективного ведения хо зяйства. В прошлом году кол хозы и совхозы страны имели 1-660 тысяч тракторов и 531 Владимир МАЦКЕВИЧ. Министр сельского хозяйства СССР тысячу зерноуборочных комбай- 1 нов, много другой техники. На смену лучине, каганцу, кероси новой коптилке в деревню при шла «лампочка Ильича». Элек тричество широко используется на полях и фермах. Колхозный строй открыл про стор техническому прогрессу, росту производительных сил, подъему экономики и культуры села. За годы Советской власти объем валовой продукции сель ского хозяйства увеличился в 2,8 раза: сбор зерна—с 86 мил лионов тонн возрос до 171,2 миллиона тонн, хлопка—более чем в 8 раз, сахарной свеклы—; в 6,5 раза. Молока вместо 29,4 миллиона тонн, производимых до революции, получено в про шлом году 75,8 миллиона тонн, а мяса вместо 5 миллионов тонн произведено 10,8 миллиона тоннКоллективизация, отмечается в Тезисах ЦК КПСС к 50-летию Октября, упрочила завоевания Октябрьской революции, вывела С каждым днем увеличиваются поставки машин сельскому хозяйству. Соревнуясь за достойную встречу 50-летия Советской власти, рабочие и специалисты Минского тракторного завода ежемесячно выпускают сверхплановые тракторы. Машины с маркой «Беларусь» завоевали большую популярность. Фото В. КУНОВА. Фотохроника IAGC Колхозы и совхозы оснащены современной техникой. На полях кубанского совхоза «Газырский» работают 62 комбайна, 40 жаток, 78 автомашин. Фото Е. Шулепова. деревню на новый, социалисти ческий путь, еще более укре пила союз рабочего класса и крестьянства, явилась одним из важнейших факторов победы над гитлеровскими захватчиками. В результате победы колхоз ного строя совершен социальный переворот в укладе деревенской жизни. Повысилось материаль ное благосостояние колхозников, неизмеримо вырос политический и культурный уровень труже ников села. Большую роль в подъеме сельского хозяйства сыграли ре шения мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, одобренные XXIII съездом партии. На их основе в последние годы значи тельно улучшено материально- техническое снабжение колхозов и совхозов, наведен порядок в планировании, установлены эко номически обоснованные заку почные цены, введено матери альное поощрение за сверхпла новую продажу продукции, снижены цены на технику, менена система взимания п ио доходного налога с колхозов, с з о вершенствуется их кредитова ние, введена гарантированная оплата труда колхозников. Вместе с тем Коммунистиче ская партия заботится ю том, чтобы возможности, заложенные в самой природе кооперативной формы хозяйства, использова лись более полно. Мобилизация всех внутренних ресурсов по зволит успешно выполнить за дания текущей пятилетки. Подобно весеннему половодью, могучей волной разлилось в де ревне социалистическое соревно вание за достойную встречу 50- летия Великого Октября, за за воевание Памятных знамен, уч режденных Центральным .Коми тетом КПСС, Президиумом Вер ховного Совета, Советом Мини стров СССР и ВЦСПС. Ударным трудом отвечают колхозники и рабочие совхозов на высокие награды Родины, которых удо стоены многие области, края и республики страны. В юбилейном году значительно возросло производство животно водческой продукции, что позво лило увеличить государственные закупки мяса, молока и яиц. Сейчас на селе самый напря женный период—завершается уборка зерновых и технических культур, хозяйства ведут про дажу государству зерна и дру гой сельскохозяйственной про дукции, заготовляют корма, за кладывают основы будущего урожая. Работники полей и ферм полны горячего стремления по радовать Родину новыми трудо выми успехами. „Переустройствосельского хозяйства на социалистических началах— самая сложная и трудная задача после завоевания власти пролетариатом". (Из Тезисов ЦК КПСС „50 лет Великой Октябрьской социалистической революции"). Немного статистики За доблесть в труде Высоког звания Героя Соци алистического Труда в нашей стране удостоено 9.684 сельских труженика, свыше восьмисот тысяч награждены орденами и медалями Советского Союза. Только в нынешнем, юбилей ном году удостоены орденов 312 передовых колхозов и сов хозов, птицефабрик, племенных, заводов, предприятий «Сельхоз техники» и других организаций, обслуживающих сельское хозяй ство, более 266 тысяч колхоз ников, рабочих совхозов, спе циалистов, работающих на селе. Специалисты высокой квалификации В царской Росс и было 14 сельскохозяйственных высших учебных заведений. Теперь в Советском Союзе 98 сельскохо зяйственных вузов, в которых учится 395 тысяч студентов, и 694 техникума, готовящих еже годно более 500 тысяч специ алистов. Кроме того, 299 тысяч человек учатся в вузах заочно. В сельском хозяйстве трудится свыше полумиллиона агрономов, инженеров, экономистов, зоотех ников, ветеринарных врачей и других специалистов. Это почти в десять раз больше, чем было в 1940 году. В колхозах и сов хозах работает более трех милСело Построены изба к избе Надолго, навека... Село мое, Я вновь к тебе Пришел издалека. Пришел и на дорогу встал, лионов трактористов, комбайне ров, машинистов и шоферов. Вода в степи За годы Советской власти пло щадь орошаемых земель в нашей стране возросла с 3,9 миллиона гектаров до 10 миллионов гек таров. В ближайшее десятилетие поливные поля расширятся на 7—8 миллионов гектаров, будет осушено 15—16 миллионов гек таров заболоченных земель. Химия идет на поля За последн е годы у пас за ново создана агрохимическая служба. В различных районах страны действуют 193 зональные агрохимические лаборатории Они производят анализы почв, определяют их потребность в удобрениях. 44,3 процента работ по борь бе с вредителями и болезнями растений, 62 процента—по унич тожению сорняков выполняет сельскохозяйственная авиация. В прошлом году самолеты г: вертолеты провели различные работы на 63,2 миллиона гекта ров. Ни одна страна мира в этом не может сравниться с нами. За первое полугодие нынеш него года наша промышленность дала сельскому хозяйству около 17 миллионов тонн минеральных удобрений. К концу пятилетки их ежегодное производство до стигнет 62—65 миллионов тонн. Юрий Мельников мое Куда идти, к кому? Давно, давно я не бывал Здесь ни в одном дому. Давно над пашней не потел. Не замерзал в ночном... Уже забыл, когда и пел С друзьями под окном. Как много, много перемен С тех пор произошло: Над крышами кресты антенн Возвысили село. Стирают шины на шоссе Тележный узкий след, А рядом — лесополосе Уже семнадцать лет. Я узнаю не без труда Землячку у ворот, А надо мною прог.сдэ Линуют небосвод. дождик пусть,— Пусть непогода, Былинку теребя, Село мое, Дай нагляжусь С пригорка на тебя.

СЕЛЬСНАЯ НОВЬ 4 15 октября 1967 г., № 124-125 (3819). СССР—СТРАНА САМОЙ ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЫ В МИРЕ Когда говорят о культуре народов нашей Отчизны до Великого Октября в памяти невольно возникают строки Н. А. Некрасова: Ты и убогая, ты и обильная, Ты и забитая, ты и всесильная, Матушка Русь... Россия и тогда занимала одно из самых почетных мест в ряду стран, внесших наиболее значительный вклад в прогресс мировой культуры. Опа дала миру Пушкина и Толстого, Лобачевского и Чайковского и десятки других имен, составляющих гордость общечеловеческой цивилизации. И в то же время сам народ—создатель всех духовных и материальных сокровищ—в своем большинстве был безграмотен, обречен на темноту и забитость. Примерно четыре пятых населения (от 9 лет и старше) не умели читать « писать. Можно было посетить тысячи деревень и не найти ни одного грамотного человека. Почти поголовно было безграмотно население национальных окраин России. Среди таджиков, например, грамотных насчитывалось лишь 0,5 процента (один умеющий читать и писать на 200 человек!), среди киргизов— 0,6 процента, туркмен—0,7 процента и т. д. В. И. Ленин в 1913 году с болью и гневом писал: «Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания,—такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России». В капиталистических странах Европы тоже не ахти как заботились о просвещении народных масс, но царское правительство делало еще во много крат меньше. Помещикам и капиталистам было выгодно держать народ в темноте, чтобы легче было его эксплуатировать. Известен факт, когда царь Александр 11! на судебном деле одной крестьянки, высказавшей мечту отдать своего сына в гимназию, наложил резолюцию: «В том-то и весь ужас, что мужик, а тоже лезет в гимназию». краснодарский мест библиотека, читальный зал. Снимки фотохроники ТАСС Все советские дети имеют возможность учиться. Для них построены светлые, прекр оборудованные школы. После уроков каждый может дополнительно заниматься школьных кабинетах, как эти учащиеся в кабинете физики. ВСЕ ЗАВОЕВАНИЯ КУЛЬТУРЫ—НАРОДУ Через два месяца после Великого Октября, выступая на III съезде Советов, Владимир Ильич говорил: «Раньше весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием...». И молодое Советское государство с первых же своих шагов начинает осуществлять это программное ленинское положение, выражающее идею социалистической революции в области культуры. Партия направляет на фронт культурного строительства многих видных своих деятелей, возглавивших Народный комиссариат просвещения,—А. В. Луначарского, Н. К. Крупскую, М. Н. Покровского, Ф. В. Ленг- ника и многих других. Пролетарское государство отменило плату за обучение в школе. Более того, в вузах, рабфаках, техникумах учащиеся стали обеспечиваться стипендиями. Для политического и культурного просвещения масс были созданы такие учреждения, как рабочие клубы в городах, избы- читальни в деревне, школы по ликвидации неграмотности взрослого населения—пункты ликбеза, где учились читать и писать миллионы людей. I Примечательные факты Как бы радовался Ильич сегодня цифрам, повествующим о культурном уровне наших рабочих и крестьян! Из каждых 100 советских промышленных рабочих почти 60 человек имеют высшее и среднее (полное и неполное) образование. А из каждых 100 колхозников высшее и среднее образование имеют свыше 30 человек —примерно каждый третий. Эти цифры 50 лет тому назад показались бы фантастическими. Сейчас у нас почти каждый третий человек учится! Свыше 48 миллионов детей занимаются в общеобразовательных школах; 2 миллиона человек—в училищах профессионально - технического образования и школах ФЗУ; 4 миллиона—в средних специальных учебных заведениях; почти 4,2 миллиона—в вузах и свыше 14,3 миллиона человек без отрыва от производства обучаются на различных курсах по повышению своей квалификации. В царской России было для народа всего лишь 200 клубных учреждений. Сейчас же у нас только профсоюзы имеют 19 тыДОНЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ. Выпускники первой на Украине сельской народной консерватории Николай Кириченко—токарь колхоза «Родина», Георгий Бро- ва—тракторист колхоза «Маяк», Владимир Николаев—механизатор отделения «Сельхозтехники» и Николай Круглик—сельский электромонтер. ...Знаменитые пять последних своих статей Ильич, тяжело больной, не мог уже писать своей рукой—он их диктовал стенографу. В этих статьях Ленин подвел итоги проделанного Советским государством и наметил план построения социализма. Одной из важнейших частей этого плана было осуществление культурной революции в стране, задачи которой Владимир Ильич определил в статье «Странички из дневника». сяч клубов, домов и дворцов культуры. Всего же клубных учреждений в стране насчитывается около 130 тысяч. В них только в кружках художественной самодеятельности занимается свыше 10 миллионов человек. Особенно поразительны достижения народов бывших колониальных окраин царской империи. Вот лишь один пример. Сохранился первый приказ, изданный только что созданным тогда Народным комиссариатом просвещения Таджикистана. В нем говорится: «Принять на учет Таджикской АССР всех работников отделов народного образования, учителей и служащих школ—всего 31 человек, 4 интерната и 3 начальных школы с количеством учащихся 152 человека». Всего же учащихся в начальных школах в республике насчитывалось 400 человек. Средних, а тем более высших школ тогда здесь не было. В 1965-66 учебном году в Таджикистане училось: 583 тысячи человек в общеобразовательных школах; 23 тысячи—в техникумах и 30,4 тысячи студентов—в семи вузах республики. Примечательно и другое. В Таджикистане на 10 тысяч человек населения приходится 118 студентов вузов, а в Англии— 53, Италии—47, Швейцарии—36. Дни культуры и искусства союзных республик, которые проходят в канун великого юбилея в Москве, особенно ярко демонстрируют, как высоко поднялись за полвека культура и искусство всех братских народов СССР. Показателем высокого культурного уровня советского общества является и следующий факт: четвертая часть всех книг, издаваемых в мире, приходится на долю Советского Союза. Создана новая интеллигенция Осуществление в стране культурной революции не только вывело трудовые массы из духовного рабства и темноты, приобщило их к богатствам культуры, накопленных человечеством, но и дало возможное гь вырастить новую интеллигенцию из рабочих и крестьян— плоть от плоти народа. Мы законно гордимся, что каждый четвертый ученый в мире—советский ученый, что каждый четвертый врач на планете—советский врач, что инженеров у нас в два с лишним раза больше, чем в США, и больше, чем во всех западноевропейских странах, вместе взятых. Ныне все человечество признает выдающиеся достижения советской науки в области физики, химии, математики, биологин, медицины и других областей знания. Весь мир признает блестящие успехи нашей науки в изучении Вселенной и в освоении космического пространства. Все это—результат претворения в жизнь идей Великого Октября. Лучшие достижения советской культуры,—говорится в Тезисах ЦК КПСС к 50-летию Великого Октября,—прочно вошли в духовную жизнь нашего народа, они обогащают сокровищницу прогрессивной культуры всего человечества, пользуются миро- |вым признанием. И. ПАВЛОВ (ТАСС) ТАШКЕНТ. У Зульфизар Сейдалиевой и Дильбар Каримовой хорошее настроение. Успешно окончив Педагогический институт имени Низами, молодые педагоги получили назначения: одна—в среднюю школу Андижанской области, другая в педучилище Ташкента.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2