П и СЬМА И 3 КОЛХОЗА ИМ. КАЛИНИПА 1. Земля—богатство народа В ЭТОТ вечер погода ра зыгралась не на шутку. После ясного, морозного дня к ночи подул холодный, пронизы вающий ветер. Мириады колючих снежинок с силой ударяли в ок на, заставляли каждого, кто вы ходил на улицу, прятать лицо в воротник, отворачиваться от • ветра. Но село жило своей бур ной, кипучей жизнью. Спешили с работы домой доярки, скотни ки, в сельском клубе демонстри ровался новый кинофильм, бой ко тарахтел на колхозной элект ростанции мотор, из репродукто ра на площади разносились весе лые звуки музыки. Оживленно было и в колхоз ной конторе. Сегодня здесь должно состояться очередное за нятие кружка конкретной эконо мики. Несмотря на непогоду, к назначенному сроку собрались почти все. Но еще до начала за нятия в коридоре собравшиеся живо обсуждали предстоящую тему, о ней было сообщено зара нее, она волновала всех, вызы вала у слушателей живой инте рес. — Сегодня на занятии мы должны с вами изучить тему: «Специализация сельскохозяйст- венного производства. Правиль ное использование земли в кол хозе»,— объявил собравшимся пропагандист кружка А. К. Ка лачиков. — Земля — основное богатство народа. В нашем со циалистическом обществе она не может быть предметом купли и продажи, потому что отдана на вечное пользование трудящимся, закреплена за колхозами и сов хозами. От того, как правильно ее использовать, хозяйство вать па ней, зависит вся эконо мика, благосостояние тружени ков любого хозяйства. Наш колхоз им. Калинина, продолжает пропагандист, явля ется в Карасукском управлении экономически слабым хозяйством. Вся причина в том, .что артель получает основной доход только от одной отрасли — животновод ства, от полеводства же доход из года в год остается намного ниже планового, для нас оно по ка является убыточным. Вот при меры. В 1961 году колхоз полу гнил денежный доход 167,2 тыся чи рублей, из них от животно водства 126,9 тыс., от полевод ства — 30, 3. В 1962 году об щий доход составил 180,1 тыс. руб., в том числе от животновод ства — 136,2 и от полеводства —-33 тыс. рублей. Урожайность в эти годы не превышала 4,8 ц с гектара, а в прошедшем году была Немногим выше 2 ц с гек тара. В чем причина нерентабельно сти полеводства? Пропагандист на конкретных примерах доказы вает слушателям, что в артели еще много случаев неправильно го, бесхозяйственного отношения к земле, колхозники не научи лись брать от нее все, на что она способна. И опять факты, цифры. За колхозом закреплено 16 300 гектаров земли, из них 5400 га пашни, 2100 га прихо дится на сенокосы, 2300 паст бища, 4500 гектаров —- прочие сельхозугодия. Правильно ли это, когда пашня от общего количест ва сельхозугодий занимает 33 процента? Конечно, нет. В артели есть возможность распа хать еще 500—600 гектаров .земли, на которой можно полу чать высокие, устойчивые уро жаи. Плохо используются сено косы. Большинство из них долгие годы не выкашивается, не дает афтели никаких доходов. Разум нее было бы часть их распахать и возделывать более высокоуро жайные культуры, чем естест венные травы. А разве говорит в пользу полеводов тот факт, что под прочими, малопригодными* -землями числится 4500, га. Это в основном заболоченные земли, неглубокие озера. При той тех нике, которая имеется в колхозе, их можно осушить и использо вать под сенокосы и пашню. Пришло время пересмотреть в свете новых задач работу комп лексных бригад. Сейчас в арте ли много хорошей техники, есть неплохие кадры механизаторов, специалистов. Однако организа ция труда в полеводстве остается прежней. Колхозная земля раз делена между двумя комплексны ми бригадами, люди в них, зани маясь выращиванием урожая, выполняют в основном указания бригадира, агронома, председате ля колхоза, мало проявляют соб ственной инициативы в том, чтобы лучше, высокопроизводи тельнее использовать основное колхозное богатство — землю. Лучше бэдет, если мы внедрим в колхозе звеньевую систему, закрепим за каждым звеном зем лю, технику, разработаем хоро шую оплату труда в зависимости ■от полученной прот\жции. Это поднимает ответственность тех, кто будет работать в звене, за ставит их больше проявлять соб ственной инициативы, почувст вовать и поверить в то, что лю ди стали настоящими хозяевами земли. Не сделать это, значит сно ва повторить те ошибки, которые были и есть в полеводстве. Ведь сейчас часто получается так, что тракторист- в погоне за заработ ком плохо пашет, сеет, убирает урожай. Немаловажное значение для выращивания высоких, устойчи вых урожаев имеет правильное использование техники, деловая квалификация полеводов. Тот факт, что в артели с каждым го дом падает выработка на трак тор, говорит о том, что колхозная техника работает непроизводи тельно, убыточно. Например, в 1953 году выработка на 15- сильный трактор была равна 760 гектарам, в 1960 году—-выра ботано по 365 га, а в прошлом году всего по 327 гектаров. Много убедительных цифр и фактов привел в своем выступ6 января 1964 года состоялось первое занятие школы рабселькоров, редакторов стенных газет и местного радиовещания, организованной при редакции газеты «Сельская новь» и идеологическом отделе производственного парткома, на котором присутствовало 60 человек. Перед слушателями выступил заместитель секретаря производственного парткома по идеологической работе Н. Корабешкин. Он познакомил присутствующих с учебной программой и поставил задачи перед активистами печати по всестороннему освещению жизни нашего района. Слушатели приступили к изучению газетных жанров. Лекцию «Информация — агитация фактами» прочитал заместитель редактора М. Горохов. Беседу «Полиграфическое оформление газеты» провел ответственный секретарь редакции П. Вылегжанин. В конце занятий слушатели на практике ознакомились, как делается газета. На снимке: слушатели школы (слева- направо В. Баган, редактор стенной газеты тепловозного депо, Ф. Шрейдер, селькор из совхоза «Культура», И. Токаренко, селькор из колхоза им. Калинина, Л. Печненко, редактор местного радиовещания с. Савкино. Фото П. Илюшина. -----------—-------—---- ---------------------- лении пропагандист. И, видимо, потому, что так близка была каждому изучаемая, тема и рас крыта на живых, конкретных примерах,— занятие само по себе перешло в интересную бесе ду. Люди говорили увлеченно, в каждом выступлении вскрыва лись новые недостатки в поле водстве, сразу же вносились предложения, как их ликвидиро вать, сделать хозяйство передо вым в управлении, высокодоход ным. В обсуждении темы приня ли участие механизаторы, жи вотноводы, специалисты, руково дители хозяйства. Расходились из конторы в полночь. На улице так же буше вала метель, ветер осыпал людей пригоршнями снега. Но холода не чувствовалось, было тепло от сознания того, что сегодня люди хорошо поговорили о сво ем насущном, близком сердцу каждого, что у них есть боль шое стремление не только видеть, но и сделать свое хозяйство луч шим в управлении. Г. АВЕРЬЯНОВ. Пролетарии всех стран, соединяйтесь! СЕЛЬСШ НОВЬ ОРГАН КАРАСУКСКОГО СЕЛЬСКОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПАРТКОМА И Р А И О Н Н ОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ № 4 (297) На старте нового года По дорогам села гуляет ме тель, снег безжалостно проника ет под одежду. Кажется, что и выйти на улицу нельзя в такой холод, но Анна Максимовна Толстоногова, телятница второго отделения Палецкого совхоза, с раннего утра хлопочет на ферме. В этот день чаще обычного Под, пропашные Воодушевленные исторически ми решениями декабрьского Пленума ЦК КПСС сельские труженики прилагают все уси лия к тому, чтобы в новом году вырастить высокие урожаи зер новых и технических культур. Споро идут дела у механизато ров восьмой фермы совхоза «Культура». Благодаря их за ботам семена пшеницы пол ностью очищены. Сейчас механизаторы заняты вывозкой перегноя на поля. Удоб рения в первую очередь вносятН. С. Хрущев— слету юных земледельцев СТАВРОПОЛЬ. Представители 300 ученических производственных бригад орденоносного Ставрополья, собравшиеся на свой VIII краевой слет, бурными аплодисментами встретили приветствие Никиты Сергеевича Хрущева участникам слета. — Мне доставляет большое удовольствие приветствовать вас, замечательных представителей ученических производственных бригад,— пишет Никита Сергеевич.—В этом движении воплотилась мысль нашего вождя и учителя Владимира Ильича Ленина, который постоянно подчеркивал, что соединение обучения с производительным трудом является основой воспитания человека коммунистического общества. Очень хорошо также, отмечает Н. С. Хрущев, что многие школьники, получив необходимые знания и трудовые навыки в ученических бригадах, остаются рабоСреда, 8 января 1964 года. пришлось ходить за углем. А подстилку прежде чем положить к телятам, женщина оставила надолго в помещении для согре вания. Телятница прислушивает ся к ветру, не стихнет ли, ос матривает каждый уголок поме щения, чтобы убедиться, что ни где не сквозит. ся под кукурузу, картофель и овощи. Уже отправлено на поля 2000 тонн перегноя. Большую заботу об удобрении кукурузных плантаций проявляют звеньевые Яков Емельянович Гильц и Алек сей Никифорович Фомичев. Т. КУЗНЕЦОВА, агроном. тать в родных колхозах и совхозах, становятся квалифицированными мастерами и специалистами колхозно- ссвхознсго производства, известными передовиками сельского хозяйства. Это поучительный пример для всех школьников. Всегда помните, что без труда, без любви к делу не может быть настоящего человека— строителя коммунизма. Хочу посоветовать, пишет в заключение Никита Сергеевич, чтобы вы настойчиво овладевали знаниями, изучали химию, широко применяли достижения науки и передового опыта в земледелии и (Животноводстве, научились прави л ь н о использовать минеральные удобрения, химические средства защиты растений. Собравшихся тепло приветствовал приехавший к ребятам космонавт Валерий Быковский. Цена 2 коп. Только короткий перерыв на обед, а все остальное время на ферме. И хотя Анна Максимовна работает телятницей недавно, о ней можно сказать много хоро шего. В ее группе 40 телят, при нятых из родильного отделения. Все они растут упитанными, крепкими. При взвешивании ока залось, что многие достигли 105- килограммового веса. Привес в декабре составил 586 граммов в среднем от теленка из старшей группы в сутки. На старте нового года т. Тол стоногова заявила, что январ ские привесы превысят 600 граммов на голову. Ее старатель ная работа—порука к выполне нию обязательства. М. Куприянов,
С Е Л Ь С КАЯ НОВ Ь 8 января 1964 года, № 4 (297) Коммунист—- всегда боец ИЗ КОНТОРЫ - НА ФЕРМУ Троицкая ферма самая крупная в совхозе им. Дзержинского. Но дела до недавнего времени здесь шли неважно. Бывший управляющий Сабиев плохо относился к своим обязанностям, руководил из кабинета, на местах работы почти не бывал, избегал посещать животноводов и полеводов, не советовался с ними. Это отрицательно сказывалось на делах фермы. Люди стали чаще вспоминать, что раньше ферма была не на плохом счету, работали не хуже других, а сейчас животноводческие помещения заваливаются, о ремонте их никто не беспокоится. Надои молока падали все ниже и ниже. О трудовой дисциплине и говорить не'приходится. Дружки управляющего чувствовали полную свободу. А в дойный гурт не могли найти подменную доярку.» Во время массовюй стрижки овец главный зоотехник совхоза Р. Соколова сама ходила по дворам и собирала стригалей. На замечания коммунистов, рабочих Сабиев не реагировал, вел себя высокомерно. Видя все это, партийная организация фермы, партком совхоза стали думать, как поправить дела в Троицком, кого поставить у руководства большого водственного участка. Коммунисты и рабочие попросили послать к ним ляющим коммуниста Михаила Ефремовича Лиждвой. Кандидатура, безусловно, хорошая, мы это знали, но как это сделать? Ведь он в то время работал в должности заместителя директора совхоза по хозяйственной части, получал хорошую зарплату. Не каждый и согласится. Члены парткома побеседовали с ним по этому вопросу, а затем с его женой Екатериной Ивановной. Она тоже не из белоручек. В совхозе знают ее как труженицу. А тут еще вскоре на общем произфермы управсобрапии обсуждали С. Хрущева «О некопартийном записку Н. торых вопросах подъема экономики отстающих колхозов и совхозов». Коммунисты Лиждвой все это продумали и решили пойти работать в Троицкое, на передний край борьбы за создание материально -технической базы коммунизма. Трудно пришлось коммунисту Лиждвой на первых порах. Но он не из пугливых, отступать от трудностей не в его характере. Новый управляющий начал свою деятельность с организации подготовки к зиме скотопомещений. Были быстро отремонтированы старые базы и завершено строительство коровника, который, кстати сказать, сооружали уже два года. Добился ремонта и прокладки новой трассы водопровода. Не забывал т. Лиждвой и о заготовке кормов. Под «руководством» его предшественника на ферме было заскирдовано всего 50 процентов потребного количества сена. Полеводы были направлены на скирдовку соломы, оставшейся еще с осени 1962 года, более интенсивно стали вести .скирдование сена и соломы зерновых прошлого года. Дирекция совхоза и партком помогли новому управляющему в подборе и расстановке руководящих кадров среднего звена, послать коммунистов на ответственные участки совхозного производства. За грубость с людьми и удовлетворительное первой снят бригадира дойного гурта тов. Сакевич. На его место был выдвинут скотник этого же гурта член КПСС И. Ф. Гладков. Положение заметно выправляется. Механиком был утвержден коммунист И. И. Корчун. не- руководство бригадой был с должности »UIUI Не оправдал доверия членов профсоюза бывший председатель местного комитета фермы тов. Кравченко, который не руководил профсоюзной организацией, не занимался социалистическим соревнованием и вместо борьбы за укрепление трудовой дисциплины, сам встал на путь воровства общественной собственности — украл десять центнеров соломы в совхозе. Члены профсоюза не могли оставлять дальше у руководства т. Кравченко и еще до отчетно-выборного собрания освободили его от поста председателя месткома. Все эти» меры рабочие фермы восприняли правильно, так как управляющий т. Лиждвой своим личным примером в труде увлекал их на добросовестное выполнение своих обязанностей, кто бы на каком песту ни работал. В своей практической деятельности он опирается на коммунистов фермы, пользуется их поддержкой. Дела на ферме пошли в гору. Трудовая дисциплина стала повышаться, люди увидели, что новые руководители хорошо относятся к порученному делу, стоят на своем месте, проявляют постоянную заботу о рабочем человеке, советуются с ними, как лучше провести ту или другую кампанию и сами стали работать с душой. Во время ицком был ток для-цетырех ферм Рабочие отнеслись к этому очень серьезно. Не было допущено порчи зерна. Семена были все подработаны и засыпаны на хранение. Несмотря на все меры, которые приняли на ферме по заготовке кормов, все же их здесь накосили маловато. Чтобы выйти из создавшегося положения, приступили к дополнительной косовице камыша, рогозы. Камыш срезали хлебоуборки в Тро- оборудован зерновой совхоза. переоборудованным силосным комбайном и вручную. До сильных снегопадов заготовили более 600 центнеров корма. Крупностебельчатое сено ста- измельчать на специ- переоборудованном для цели зерновом комбайне ли ально этой «С-6». На ферме установили запарник. Сейчас корм скармливается только в запаренном и смоченном соленым раствором и мочевиной виде. Ферма стала набирать темпы и выходить в число передовых. Годовой план производства и сдачи молока государству выполнен досрочно. Сдано на молокоприемные пункты 5600 центнеров молока, из них около 400 центнеров -сверх плана. Сейчас ферма деятельно гото-( нится к весеннему -севу. Ремонт, тракторов и прицепного инвен-, таря подходит к концу. Не далек । тот день, когда на линейку готовности встанет вся имеющаяся' в распоряжении коллектива тех-, ника. , Большую работу Проявляют, здесь и об удобрении полей. На, полосы уже вывезено 4900 тонн) перегноя. Хлеборобы полны pe-i шимости вырастить в году не менее 12—13 ров зерна с гектара. В том, что ферма выходит в число большая заслуга всего Фива, партийной организации и лично управляющего коммуниста Михаила Ефремовича Лиждвой. В. РАТЬКИН, секретарь парткома совхоза им. Дзержинского. текущем центнеуверенно передовых, коллекХОРОШИЕ ПОДАРКИ Хорошим трудовым подарком порадовал карасучан в канун Нового года коллектив строительно-монтажного поезда № 233. 30 декабря был подписан акт государственной комиссии о приеме в постоянную экплуатацию еще одного многоквартирного жилого дома. 28 семей справили новоселье в новогодний праздник в благоустроенных квартирах с отоплением, канализацией и водопроводом. Кроме того строители СМ П-233 сдали в эксплуатацию новый больничный городок с амбулаторией, поликлиникой, главным, инфекционным и хозяйственным корпусами, а также котельную 7-го квартала. В 1964 году они взяли обязательство построить и сдать в эксплуатацию 30, 36 и 48- квартирные жилые дома, детский сад и ясли, интернат для школьников и мастерские для производственного обучения, два кинотеатра на 400 мест каждый. В этом же году будет начато сооружение] здания общеобразовательной < средней школы на 560 мест и двух шестидесятичетырехквартирных жилых домов. К УСЛУГАМ РАБОЧИХ Этот красивый дом построен недавно на центральной усадьбе совхоза им. Дзержинского. В нем открыта новая столовая для работников совхоза. По дешевой цене рабочие и служащие сейчас покупают здесь холодные и горячие блюда, вкусно приготовлен- специалистами столовой. .: Беспокойная: душа, вались с именем Елены Ива- 'Ни |1Яй|‘ ЕЙ Они стояли рядом: шестнадцатилетняя Нина Зенина, «новенькая» на ферме, и Елена Ивановна Дридигер, передовая доярка, проработав? шая здесь 10 лет. — Не надо так напрягать руки, спокойнее, больше уверенности. Дойка пойдет лучше, если корова почувствует в тебе хозяйку... Елена Ивановна говорила дружелюбно, с теплыми нотками в голосе. Послушные руки молоденькой доярки на- • помнили ей ту первую минуту, когда 10 лет назад, она Вот так же нерешительно приступила к работе. 10 лет— целая полоса жизни. И неудачи были, и отчаяние, и радость первого успеха—первого высокого надоя. Медленно, день за днем, год за годом приходили опыт, умение, мастерство. Сейчас и люди для нее—свои, и каждое животное, что дитя род* ное — срослась душой. •Нина ходила за Еленой Ивановной, буквально по пятам — училась. А учиться было чему: без суеты, быстро, энергично проводила Дридигер дойку, знала повадки каждой коровы, не упускала ни одной мелочи. Если корова поникла головой, и глаза тоскливые, значит, болезнь какая-то—доярка сразу к ветвра чу: «Иди, посмотри, в чем тут дело». А какой ласковый у нее голос, когда она разговаривает с животными, как ловко ,умело стелет она им свежую подстилку, чистит кормушки. В день доярка надаивала 3,5 л молока от коровы. Нина удивлялась: — Да вы, наверное, какой- то секрет знаете, поделитесь... —Секрет не хитер,—смеялась Елена Ивановна, и, уже серьезно, поясняла: — Надо любить коров, душу отдавать делу. Всегда следить, чтоб и чистыми были, и накормленными, чтоб слова грубого не услышали, в общем, в обиду не давать! — Уж ты в обиду их не дашь,—шутили рядом товарищи.—Пальцем дотронься до твоих коров, так беды не оберешься. Нина слушала, наблюдала и думала. Думала о том, что учиться ей у Елены Ивановны надо не только умению работать, но и еще чему-то очень важному, чему она пока не подобрала слова. Вспоминала, как говорили ей в конторе: «Будешь работать с передовыми доярками, люди они отличные. Дридигер, например,—коммунистка, депутат сельсовета, член парткома». Тогда эти с.цова звучали для нее слишком привычно, отвлеченно. Сейчас они облеклись плотью, навсегда связнаете, в хвосте окажемся, новны. Они воплотились в отзывчивости, так привлекающей сердца к этой женщине, в ее 'доброте— как она переживает, случись у кого неприятность!—в том уважении» с каким относились к ней на ферме. И в самом главном— в ее вечном беспокойстве. Провалился пол в одном . месте коровника—Дридигер всех на ноги подняла, не успокоилась, пока не сделали. Коровник плохо утеплен, щели в крыше, с кормами неурядицы—у Елены Ивановны душа изболелась, даже нервничать начала,—Нина-То все замечает. На партсобрании доярка выступала горячо, не предлагала, а прямо требовала, чтобы начали заготовку дополнительных кормов, чтобы утеплили коровник... С такими темпами мы, на нас пальцами показывать будут,—говорила она, волнуясь, а люди одобрительно качали головами: правильно, Ивановна! Дело говоришь. Утеплили коровник, улучшилось положение с кормами, просветлело лицо Елены Ивановны. Повеселела, шутит.., А в глазах нет-нет, и снова тревога: нынче зимовка скота —трудное дело. И Нина поняла: да, вот этому неутихающему беспокойству Хотелось учиться у передовой доярки. Чтобы и к ней бежали за советом при первой беде. Чтобы говорили о ней так, как говорят о Елене Ивановне: «Беспокойная Душа». ■ А. ШЕВЧЕНКО. Колхоз «Маяк Ильича»,
8 января 1964 года, № 4 (£97) 3 РЕЛЬСЕ А Я а о В Ь' ’ СЛАВНЫЕ ДЕЛА ПИОНЕРИИ Коллектив редакции и типографии газеты «Сельская новь» шефствует над учащимися 6-а класса Карасукской восьмилетней школы № 2. Сотрудники газеты выступают перед школьниками с беседами, проводят занятия кружков. Школьники также навещают своих шефов и учатся корректировать газету. На этом снимке запечатлены Анита Веревкина и Люба Разова за чтением газеты. Фото Вл. Шуста. ~ж я---------------------- ймй ш»! жив итеии СЧАСТЛИВОГО Игра, романтика, борьба за победу—на этих принципах основано пионерское самоуправление в Морозов- ской восьмилетней школе. Здесь вся дружина — морская эскадра. Председатель дружины — адмирал. Каждый отряд — экипаж, председатель отряда — капитан экипажа, все пионеры — таены экипажа. На стене в школьном коридоре висит большой плакат, Он изображает синее безбрежное море, уходящее за рамки плаката. На море разоросаны загадочные острова: о. Двоек, о. Лени, о. Иослеурочников, о. Нерях и т. д. Далеко вверху выступает кусочек берега -г пристань со сказочно-красивым городом Школьноградом. В Школьнограде живут только лучшие из лучших: самые дружные ребята, отличники в учебе, запевалы в пионер^ оких делах. К пристани может причалить лишь корабль с безукоризненным экипажем, гДе нет ни одного лишнего груза: ни двоек, ни лентяев, ни нерях. Плывут корабли-отряды к Школьно- граду, и как только появит- ся на кащом-ни- будь из них мешающий продвижению груз, кораблю путь закрыт. Он возвращается к нужному острову, чтобы сбросить лентяев. И снова в путь. В школе вы увидите ребят в синих пилотках. Это- дежурный экипаж с двумя главными патрулями. Патрули — в красных пилотках. Старший патруль проводит каждый день пятиминутную линейку, на которой экипажи отчитываются о положении дел. Данные записываются в вахтенный журнал. А в субботу на итоговой линейке совет эскадры выносит решение: какой из экипажей должен высадиться на один из островов, .чей корабль. идет дальше! ПЛАВАНИЯ! кто ближе всех к Школьно- граду. С волнением следили ребята за продвижением корабля с экипажем пионерского отряда «Ракета» (6 дласс). Красные флажки медленно прокладывали ему путь вперед. Благополучно пройден о. Лени. Не остановились и у о. Нерях. И, наконец,—сколько ликования у шестиклассников! — корабль подошел к самому Щкольнограду. Так и закончили 2-ю четверть: победил экипаж «Ракеты», сейчас все члены его проводят веселые каникулы в сказочном городе Школьнограде. Окончатся каникулы, и снова пустятся в плавание корабли дружной эскадры. Счастливого вам плавания, ребята! Е. ОДИНЦОВА. с. Морозовка. Школьники пришли на ферму — Кто сегодня идет на ферму? Люба Воронова вышла к столу, взмахнула разграфленной тетрадкой: — Ты, Маша, Галя и Нина, так, кажется? Постойте же,-куда вы? — Ау,— насмешливо пропищал из-за двери девичий голо* сок, задорно взметнулись тугие косички.—Мы уже в пути. Звонок с последнего урока, еще раскапывался серебристым колокольчиком в дальнем углу коридора, а восмиклассницы.уже выходили на улицу. Резанул щеки острый морозный воздух. Прощально скрипнула позади дверь. Они торопливо шагали по хрустящему снегу, на ходу застегивая портфели. / — Помните, прошлогодние восьмиклассники даже: коров доили на ферме? — А мне телята больше нравятся. Такие симпатичные они, смешнущие... Девчонки расхохотались, ускорили шаг. Их давно тянуло на ферму. Раньше подходили группками, топтались около коровника, а войти не решались. Завидовали прошлогодним восьмиклассникам, те держались на ферме хозяевами... А в этом году решили: договоримся и мы. Провели собрание в классе: все хотите на ферму? — Все! Секретарь комсомольской организации Люба Воронова и Вера Коваленко пришли к телятнице Вере Сайко. — Тетя Вера, наш класс хочет помогать ухаживать за телятами. Можно? Сайко разулыбалась: — Почему же нельзя? Приходите, труд узнаете, к ферме привыкните. С тех пор каждый день три человека отправляются после уроков на ферму. За неделю все успевают побывать один раз. И с нетерпением ждут следующей очереди. Девчонки с шумом распахнули дверь телятника, в лицо ударил теплый, словно ласкающий воздух. — Мои несмыщлепыши, род- нуленьки... • — Долой скуку! Жить интересно! — таков их девиз. Теплица, выстроенная ребячьими руками, стала для них «кусочком лета». Еще издали она зовет прохожего веселой зеленью взошедшего лука, и ребята смеются: снег за окном явно сердится на такое противозаконие. Клуб «На огонек!» готовит новую захватывающую программу: «Мастера балета. Галина Уланова», — и членов его каждый раз атакуют вопросами: ...кто выступает? Будут музыкальные' отрывки из балетов? А где сейчас Уланова?... Таковы их дела. Об интересной жизни ребят Багамской средней школы уже писалось в нашей газете. Теплица, клуб — далеко не полный перечень этих дел. Вот — еще одно из них. Звонок на урок. Трое, посоветовавшись о чем-то перед дверью, входят с учителем в класс. Садятся на задние парты, открывают блокноты, ’ пишут. Трое с блокнотами придирчиво осматривают классный уголок, газету, оценивающе задерживаются глазами на плане работы, беседуют, переспрашивают и удовлетворенно строчат что-то на белых листках. Трое стоят у окна и задумчиво смотрят на летящие за окном хрупкие снежные звездочки. Кончаются уроки. Они спешат к одной из классных комнат, где их приветствует нетерпеливый возглас: — Наконец-то! И Малыши, заинтригованные, любопытные, самоотверженно приникают к замочной скважине, вслушиваются... Что-то горячо говорит громкий голос, второй, третий, . взрыв смеха — и сосредоточенная ти- шина, только слышно, как скрипит перо пишущего. И снова голоса, взволнованные, увлеченные до отрешенности от всех прочих дел, кроме тех, что происходят там, за дверью. Это — очередная планерка юных «журналистов». Кружок юнкоров —• новшество в школе. Он собрал всех, кто увлечен газетой до влюбленности. Пока это — их школьная стенная газета. Но задания у ребят, планирование их, работа над собранным материалом, требование быть всегда в курсе всех школьных событий — совсем, как во «взрослой» газете. В кружке работают ребята старших классов: одиннадцатиклассники Нина Швалева, Надя Цын, девятиклассники Витя Выборнов, Саша Бабинов, восьмиклассники Люба Кошелева, Галя Посаженникова, Нина Кустова и. многие другие. Руководит юнкорами учительница литературы Елена Васильевна Журавлева. Ребята получают темы: «Жизнь класса», «Мечтать, надо мечтать...», «Мой лучший друг». Работают над ними дома, а на совещаниях кружка коллективно обсуждают написанное, принимают статью в газету, если тема хорошо освещена. Кружковцы критичны, поэтому многим приходится переписывать свои заметки по два- три раза, но обид нет-—каждый только учится писать в газету. Есть у ребят и удачи. Интересные фельетоны написала Нина Швалева. Один из них — «Новоиспеченные агрохимики», — рассказывает о ребятах, которые ушли с занятий по изучению трактора, заявив: «Мы хотим стать агрохимиками, трактор нам не нужен». Второй — «Эврика» — остроумно высмеивал незадачливую девятиклассницу: будучи вызвана к доске и не | зная урока, она после долгих раздумий придумала свое собственное уравнение и с жаром начала его доказывать... «Королевство лентяев» — Галка уже гладила озябшими пальцами доверчивые телячьи мордочки. Телятница Вера Сайко только руками развела; — Вот, говорят, что бежит молодежь из села. А куда же эти убегут, когда дня без своих телят прожить не могут: и не их дежурство, а взглянуть прибегут. Сызмальства бы так надо приучать школьников к колхозному труду. Девочки уже сбегали в дежурку, разделись. Привычная работа: разнести корм по кормушкам, принести молоко, воду, напилить дров для дежурки, если скажет тетя Вера... Зато какое удовольствие— присесть на корточки и долго смотреть, как теленок, доверчиво поводя круглыми, удивленными глазами, лениво пережевывает корм. Или вдруг потянется мордочкой к твоим рукам, лизнет шершавым языком. Все время хочется потрогать белое пятнышко на лбу—как звездочка. И кличка теленка — Звездочка. — Тетя Вера, ну, можно, мы вымоем вот этих троих, а? — юмористическую сказку, построенную на примерах из школьной жизни, писали коллективно 6 человек. Зато сколько смеха бывает обычно около свежего выпуска газеты: отдел сатиры и юмора с традиционным фельетоном пользуется у ребят большим успехом. У юнкоров есть и своя поэтесса: всем очень понравилось стихотворение Оли Шевченко — «Осень», помещенное в газете. Юнкоры составили план по расширению работы кружка. Пункты его дерзкие, захватывающие, но вполне осуществимы. Вот они: организовать в школе пост пионерских юнкоров. Связаться с редколлегиями газет других школ района, области, страны, помещать в своей газете их заметки об интересных делах, людях, событиях. Организовать рубрику в газете «Бьем тревогу!» и рейдовую бригаду по обследованию пионерских дел в отстающих классах. И самая большая мечта ребят —расширить рамки школьной газеты, писать в ней о событиях, интересных .людях своего села. Кружок юнкоров стал дружным коллективом, объединенным одним важным делом. Часто послв занятий ребята вместе слушают музыку, читают стихи, рассказы. Они уже прослушали такие большие классические произведения, как I концерт для фортепьяно с оркестром Чайковского, «Реквием» Верди, читали и обсуждали стихи Заболоцкого, рассказ Экзюпери «Письмо заложника». Сейчас юные «журналисты» отдыхают: наступили каникулы. Каждый из них должен принести после каникул новый свежий материал — таково задание руководителя. Н. МАЛЫХ. с. Баган. шесть умоляющих девчоночьих глаз смотрят на телятницу. — Да они же чистые...... . f — Ну, можно, а? Вера Сайко сдается, и вот уже тащат девчонки тазы с теплой водой,—счастливые, торжествующие.., , Через два часа их звонкие голоса звенят на улице. А Вера Сайко сидит в дежурной комнате—красном уголке. Задумчиво смотрит на оформленную школьниками газету, принесенные журналы. Думает все о том же; воТ ведь, пришли сами, без учителя, и полюбили ферму, и ходят. Знают всех доярок, скотников, болеют душой, если что здесь случится... Если бы везде в школах учителя прививали ребятишкам любовь к своему селу, к колхозным профессиям!.. А какими способами—это уже их ученое дело. Она улыбается, вспомнив, как часто восьмиклассники приносят сладости своим круглоголовым питомцам. И снова задумывается. А. ВАСИЛЬЕВА. С. Кучугурк
elibrary.ngonb.ruRkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2