Сельская новь, 1963, № 142

оол библиотеке, лрагньш проспект, 24, НЕ МЕДЛИТЬ с запариванием кормов пролетарии всех стран, соединяйтесь! ме- за- его -рыв на 30—40 минут и подключить вторично на 20—25 минут. После этого оставить корм в ящике для допаривания и остывания на 1,5—2 часа. Корм готов к скармливанию. Если резку предварительно не смочить, поступающий от кормозапарника сухой корм конденсируется и ре.тка не только не размягчается, а становится более грубой и плохо поедается животными. Запаривание смягчает резку, улучшает вкусовые качества, повышает ее поедаемость и усвояемость, убивает вредные микробы. Еще больший эффект при запаривании камыша дает применение карбонада (мочевины)- Запаренная резка, сдобренная карбомидом, увеличивает питательную ценность камыша. Карбомид следует применять в виде водного раствора из расчета 100 гр карбомида на одну ву. Начинать следует с 25 мов и в течение 15—20 доводить до нормы. Приготовление раствора бомида производится в следую- ющем порядке: берут 25 граммов карбомида на корову и разводят в поллитре теплой воды 25—30 минут до раздачи мов, хорошо размешивают полного растворения, затем ливают запаренную резку. Через коро- грам- дней карза кор- до по15—20 сантиконцом Засушливое лето ограничило возможности заготовить в достатке грубых и сочных кормов. Из заготовленного сена 42 процента камыша, а в совхозах им. Дзержинского, Студеновском, Калачинском, колхозах им. Тельмана и им. Ленина от 70 до 90 процентов. Учитывая, что обеспеченность кормами скота низка (3,4 кормовых единицы на голову в день), выход из затруднительного положения один—заготовлять сейчас дополнительно на всех озерах и заболоченных стах камыш, организовать паривание и скармливание скотуКак практически организовать запаривание камыша и других грубостебельчатых кормов? Измельчение производят на измельчителе «ИГК-30». Эта машина дает по 2,5—3 тонны в час очень хорошей массы. При отсутствии «ИГК-30» измельчение можно вести на «РОС-6» и силосном комбайне. Но эти машины дают грубоватую массу, значительно лучше получается, когда эту измельченную массу перепускают через «ДКУ-1,2», «ДКУ-М». В этом случае из барабана вынимают решета и масса получется такая же, как после измельчения на «ИГК-30». Смешанный измельченный осенней заготовки камыш с корма- 2—3 дня норму увеличивают до ми более лучшего качества (сено, солома) и орошенный соленым 2,5—3-процентным водным раствором и карбомидом скотом поедается охотно.. Но лучше все- таки проводить запаривание. Для запаривания измельченных грубых кормов используют котлы парообразователя марки «КВ-100», «КВ-200», «КВ-300». Запаривание производится в облицованных траншеях, передвижках или стационарных ящиках, сделанных из 3—4 сантиметровых досок. Размер этих ящиков или траншей должен быть емкостью на 3—4 кубометра. Можно и больше, в зависимости от силы парообразователя, при условии, что ширина не должна превышать высоту. Внутри траншеи, ящика устанавливается парораспределительная труба, или две, если большая емкость. Трубу устанавливают на расстоянии метров от пола. Одним она подсоединяется к пароподводящей трубе, второй конец глушится. По всей длине трубы, в шахматном порядке, через 10 сантиметров просверливаются отверстия диаметром 4—6 миллиметров. Подготовленную резку загружают слоями 25—30 сантиметров, каждый слой смачивается из лейки подсоленной теплой водой из расчета на один центнер резки 80—100 литров воды и 2,5—3' кг соли. Каждый слой тщательно утрамбовывается, особенно у стенок и углов. Когда траншея полностью заполнена, ее следует закрыть плотной крышкой и положить на нее груз. При запаривании корм уплотняется, делает осадку, крышка с грузом способствует этому. Закончив приготовления, подклю" чить пар- Пропаривание продолжается 30—60 минут. Лучше делать двухкратное подключение в такой последовательности: первый раз включить пар на 25— 30 минут, затем сделать пере30—35 граммов. При применении раствора карбомида -следует всегда помнить, что перебоя в его применении не должно быть, так как это может вызвать отравление. Суточную дачу его следует делить на два раза—утро и вечер. Сейчас все хозяйства района .поставили коров на стойловое содержание, а, следовательно, и начали кормить грубыми кормами. Но пока, к сожалению, запаривают корма только в совхозах им. Дзержинского, «Октябрь», Калачинском. Начал эту работу Палецкий совхоз- А вот колхозы «Вперед к коммунизму», «Новая семья», «Маяк Ильича» и некоторые другие преступно медлят, ничего не делают для того, чтобы корма выдавались в измельченном и запаренном виде. Запаривание кормов надо вести повсеместно. Только заготовка камыша и дача кормов в запаренном виде позволят провести зимовку скота благополучно. П. ВЕЛИЧКО, главный зоотехник управления. СЕМЯ НОВЬ ОРГАН КАРАСУКСКОГО СЕЛЬСКОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПАРТКОМА И РАЙОННОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ № 142 (279) Воскресенье, 24 ноября 1963 г. | Цена 2 коп. Хорошее настроение ДОМА Евдокию просто не узнавали. Пришла она с фермы задумчивая, грустная. А уходила туда такая жизнерадостная, сияющая. — Да ты что же это, Дуся?—беспокойно спрашивали родные.—Или тебя там приняли плохо, обидели? . I — Встретили меня хорошо,люди на ферме добрые, — отвечала Евдокия. Попросилась Евдокия животноводческую ферму, приняли туда. Встретили рошо, никто плохого слова не сказал, но вот один скотник вроде там на Ее хобезобидно посмеялся: Первотелок захотела? их, а потом пурхайся. я этих первотелок. Бери Знаю А Евдокия еще их не знала, да и вообще в колхозе имени Ленина она новый человек. Предложили ей принять группу первотелок, отказываться не стала- Никакой работы она не боялась. А сейчас вспомнит слова того скотника и переживает. А стоит ли так переживать? — Перестань, Дуся, тревожиться,—встретив ее следующим утром на ферме, сказала молодая доярка Надежда Писаренко.— Вот невидаль, первотелки. Был® они и в моей группе. Правда, поначалу- любят покапризничать, хлопот с ними побольше. Зато, когда как следует раздоишь их, коровы будут что надо! После этого разговора Евдокия успокоилась, стала приходить, как де, жизнерадостная, шим настроением. с фермы и преж- с хороТо памятное утро начиналось как обычно. Новая доярка шла по темной улице колхозного села и, казалось, ни о чем не думала. Настроение было веселое, и Евдокия по- j-ихоньку напевала одну из .своих любимых песен. Деревня приветливо стетила огоньками окон- Было тихо. Только вошла во двор, на- 'ветречу ей дежурная доярка: — Дуся, отелилась твоя Комолка... Евдокия не знала, смеяться ей или плакать. Она не думала, что это произойдет именно сегодня. Заторопилась в родильное отделение. Теленочек был маленький, весь мокрый... — Дождалась наконец-то, —глядя на Евдокию, говорила сопровождающая ее дежурная дояркаВ этот день часа два пришлось убить на то, чтобы выдоить корову. Доярка пробовала по-разному подойти к ней, но Комолка ничего знать не хотела. Раза три она вышибала из рук оробевшей Евдокии подойник, один раз больно ударила... — Говорил тебе, не верила, — снова съехидничал скотник. — Чем помоги,-—с ла на него ятыся все горазды. Скотнику стало неудобно, и он взялся помогать. Спута,- ли корове задние ноги, покрепче привязали. Теперь дело пошло спокойней-.. смеяться, лучше обидой посмотре- Евдокия.—СмеТретья ферма Палецкого совхоза занимает первое место в совхозе по вывозке удобрений. Больше всех перегноя вывезли механизаторы комсомолец Владимир Зенков и коммунист Вячеслав Ев- сютин. На снимке: секретарь парткома совхоза т. Киба (слева) беседует с кукурузоводами тт. Зенковым (в центре) и Евсютиным. Фото А. М од женка. одхороших высокоА следом за первой стали телиться другие, и вот уже в группе не осталось ни ной телки. Много хлопот было с каждой новой коровой. Работала Евдокия на ферме с утра до вечера, старалась все сделать как лучше. Да, хлопот и забот много. Но ведь все это не напрасно. Не зря говорят, что без труда не выловишь и рыбку из пруда. А Евдокии нужно было из телок сделать удойных коров. Этому она и отдавала без сожаления свое время. Год еще не закончился, а уже от каждой первотелки Евдокия Олейник получила по 17 центнеров молока, это намного выше плана. — В будущем году, с ее- то старанием, быть Евдокии передовой дояркой артели,— говорит председатель Проко- пий Григорьевич Лобанов. Конечно, быть! Евдокия, когда пришла на ферму, не испугалась трудностей, а победила их- Притом работает эта девушка всегда с хорошим Настроением. 0. СТУПИН. все Л. И. Брежнев в Иране ТЕГЕРАН. I 21 ноября Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев и сопровождающие его лица посетили иранский парламент. Сенаторы и депутаты бурными аплодисментами встретили представителей советской страны. Председатель сената Шериф Имами от имени сенаторов и де* . путатов Меджлиса, а также от имени иранского народа приветствовал Председателя Президиума Верховного Совета СССР- Он отметил, что иранский народ всегда с восхищением приветствовал успехи Советского Союза в области промышленности, науки и техники. Затем председатель сената предоставил слово Л. И. Брежневу. Появление советского гостя на трибуне было встречено приветственными аплодисментами. Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев подробно осветил вопрос советско-иранских отношений и их перспективы. Мир—это всех народов, мы уверены, да, сказал он. Налаживая отношения взаимного доверия и дружбы, Советский Союз и Иран вносят серьезный вклад в дело всеобщего мира. Из парламента Л- И. Брежнев и сопровождающие его лица направились в советское посольство, где состоялась встреча с работниками посольства и других советских учреждений в Иране. (ТАСС). заветное чаяние в том числе, как и иранского наро-

2 СЕЛЬСКАЯ НОВЬ 24 ноября 1963 года, № 142 (279) ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ —НАШЕ ОБЩЕЕ ДЕЛО На XXII съезде КПСС Н. С. Хрущев в докладе «О Программе Коммунистической партии Советского Союза» говорил: «Во всестороннем и гармоничном развитии человека советская школа играет особо важную роль. Воспи тывая учащихся в духе коммунизма, школа должна прививать им лучшие качества и привычки, готовить к добросовестному тру- . ду по способностям, к разумному пользованию общественными благами, к неуклонному соблюдению норм коммунистической морали и правил общежития. В воспитании подрастающего поколения великая роль принадлежит народным учителям, которых по праву можно считать духовными наставниками молодежи». К замечательным словам Н. С. Хрущева вряд ли что можно добавить в оценке той огромной роли школы и учителей, которую они заслуживают за свой благородный труд в формировании коммунистического сознания поколения, которое будет жить и работать при коммунизме. Однако неправильно будет всю ответственность за воспитание активных строителей коммунизма возлагать только на одну школу и учителей. Общественное воспитание детей ни в коем случае не должно ограничиваться стенами школы. Влияние семьи «Копейка рубль бережет»,— гласит русская народная пословица. И это так. Себестоимость любой продукции, прежде чем выразиться в рублях, складывается из копеек, счет которым, к сожалению, ведут не все руководители хозяйств. Рассмотрим, к примеру, таблицу себестоимости одного центнера сельскохозяйственной продукции в прямых затратах по итогам работы за 9 месяцев ряда совхозов нашего управления (выраженную в рублях-копейках): им. Дзержинского «Октябрь» Студеновский Хорошинский Андреевский Баганский «Культура» Палецкий Калачинский Молоко Привес К1ерсть круп, рог. СК' овец ота свиней 10-91 74-19 116—19 141—82 547-52 13-34 85-31 178—28 165-02 929-72 11-01 66—18 89-88 132—04 464—57 10—71 59—09 86—69 159—20 415—67 11 — 13 58—46 70—80 125—15 659—73 11-20 58—11 70—14 162-63 415—26 11—57 73—91 84—56 178—72 470-25 9—14 63—02 78—11 131—02 385-24 10-97 64—85 88—79 422—25 443—95 Отдельные хозяйства за соответствующий период прошлого года добились снижения себестоимости центнера молока. На 1 рубль 07 коп. снизил себестоимость Палецкий совхоз, на 82 копейки—совхоз им. Дзержинского, на 89 копеек — совхоз «Культура». В одинаковых условиях работали животноводы других хозяйств управления, однако многие не только снизили, но и значительно повысили себестоимость молока. Например, в Андреевском совхозе себестоимость увеличилась на 4 рубля 54 копейки- Это «рекордная» цифра по управлению. На 5 ферме Хорошинского совхоза ведут счет народной ко- должно органически дополняться, сочетаться с большой воспитательной работой советской школы. Только совместными усилиями школы и родителей можно добиться успеха в воспитании у детей нравственных идеалов коммунизма. Вот этому жизненно важному вопросу и было посвящено родительское собрание в Карасукской восьмилетией школе № 2, которое состоялось недавно. С докладом «Итоги первой четверти и задачи школы и семьи по воспитанию детей» выступил директор школы Я. А. Ген. Докладчик рассказал родителям, что из 480 учащихся по итогам первой четверти 87 имеют хорошие и отличные оценки, а 57 учеников не успевают по одному и более предметам. Общая успеваемость по школе составила 88,4 процента. Директор школы с нескрываемым удовольствием называл фа- тиилии всех, закончивших четверть только на 4 и 5. И особое внимание обратил на семьи Кретовых, Иванченко, Пчелинцевых, у которых все дети занимаются на хорошо и отлично. Докладчик далее указывает на то, что эти результаты не случайны. Родители этих учеников тесно связаны со школой и повыи)дИ0| Konnta-xtafciiB cm лейке и поэтому здесь себестоимость молока самая низкая в хозяйстве—9 рублей 86 копеек. Безразличием к сбережению народной копейки можно объяснить тот факт, что на 4 отделении того же совхоза (управляющий т. Перелетов) себестоимость центнера молока 12 рублей 02 копейки. Более успешно можно бороться за снижение себестоимости сельскохозяйственной продукции тогда, когда в хозяйстве внедрен хозяйственный расчет. Вот уже второй год он внедряется в Ба- ганском и Хорошинском совхозах. Взялись за это дело и в Андреевском совхозе. Однако недостатком при этом является то, что экономисты и счетные работники этих хозяйств в учете еще не полностью отражают затраты на производство единицы той или иной продукции. В результате анализ баланса и подсчет себестоимости не отражают реальную картину. Но даже и при наличии этих недостатков в учете руководитель хозяйства, где введен хозрасчет, всегда в состоянии проанализировать итоги хозяйствования, причины снижения или увеличения себестоимости. Следовательно, он может всегда влиседневно интересуются учебой своих детей. Активно помогают учителям воспитывать детей грамотными людьми. Они быстро реагируют на их проступки и стараются сделать все, чтобы этого больше не повторилось. Или чувство вины за упущение в воспитании детей в семье, или еще по каким-то, для нас необъяснимым причинам, но на собрании не выступил ни один родитель. Отсиделись, отмолчались. Претензии к преподавательскому коллективу высказаны не были. Значит, все дело в нас, в родителях. Что-то мы, видимо, упускаем, недорабатываем ,в воспитании дорогих для нас малышей. И молчать об этом мы не имеем права. Ведь воспитание детей—дело общественное. И никто из этого секрета не должен делать. А вот преподаватели предъявили. некоторым родителям серьезные претензии за плохую дисциплину и низкую успеваемость их детей. Плохо учится у шофера автохозяйства Волкова сын Володя. По годам ему уже надо учиться в 8 классе, а он занимается в 6. И несмотря на то, что сидит в шестом классе второй год, он не успевает по 4 предметам. И нельзя сказать, что Володя не может учиться хорошо. Беда в том, что ять на удешевление продукции через снижение себестоимости. Вот почему особенно важно, чтобы хозяйственный расчет был внедрен во всех колхозах и совхозах нашего управления. Чтобы выгода от хозяйственного расчета стала понятна для каждого рабочего, колхозника, надо, чтобы экономисты и счетные работники ежемесячно анализировали баланс предприятия, итоги хозяйственной деятельности, считали и сообщали коллективу, во что обходится единица продукции, за счет ликвидации каких затрат ее можно удешевить. Когда поймет рабочий и колхозник, из чего складывается себестоимость, тогда и он будет искать пути ее снижения- Например, Палецкий совхоз везет на Карасукский мясокомбинат свиней. Обратно машины уходят незагруженными. Расход горючего в оба конца и амортизация списывается на затраты по производству свиного мяса. Если же на обратный путь загрузить автомашины каким-либо полезным грузом, то не только ликвиди- руетя холостой пробег автомашин, но и снизятся затраты на производство свиного мяса. Аналогичен пример с вывозкой на поля местных удобрений. Например, в Хорошинском совхозе в прошлом году тракторы, уходящие в поле за соломой, отвозили одновременно прицеп с навозом. А в большинстве других хозяйств при вывозке удобрений или подвозке соломы в один конец машина или трактор уходят без груза. Холостой пробег транспорта, перерасход горючего, неэкономное расходование строительного материала при строительстве ж мальчик хулиганит, грубит с учителями и пропускает занятия по неуважительным причинам. Оценка ио поведению у него 3. Разве не знают супруги Волковы об этом? Знают. Но выводов пока что для себя еще не сделали До их сознания не дошло, что они несут за воспитание своего сына моральную ответственность перед обществом, строящим коммунизм. Забыл о своих родительских обязанностях и работник мех- лесдоза т. Аксюченко. Все заботы по воспитанию сына он возложил на школу. В семье он не бывает по четыре и более месяцев- А сын Вася, ученик 8 класса, пользуется этим равнодушием и растет стилягой. Способный мальчик, но все свое внимание уделяет не учебе, а тому, как бы выделиться среди сверстников более узкими брюками и фланирующей походкой. 'На тройки и не более учится Сосько Витя. А мог бы учиться намного лучше, если бы отец Вити коммунист Сосько интересовался учебой сына и чаще бывал в школе. У учителей и присутствующих на собрании родителей вызвало тревогу за судьбу ученика 7 класса Леонова Володи- Мальчик не успевает по шести предметам. Отец не ходит в школу даже по другие дополнительные затраты в конечном итоге ложатся на себестоимость продукции. Это знает экономист. Он должен разъяснить об этом рабочим или колхозникам. Надо научить разумному хозяйствованию каждого члена коллектива. Задача экономистов также научиться правильно планировать. Если производственно-финансовый план колхоза, например, составлен правильно, каждая цифра его продумана, все учтено, можно сказать, что большая часть задачи уже решена. План будет претворяться в жизнь, борьба за снижение себестоимости будет вестись с учетом реальных цифр. А что значит неточно спланировать затраты? Это значит—работать вслепую, так как себестоимость продукции будет исчислена неточно и нельзя будет определить, сколько хозяйство получит прибыли от реализации продукции. Поэтому задача экономиста—считать, считать и считать. Считать для пользы дела, чтобы цифры служили людям, показывали, как надо беречь каждую народную копейку. Завершается' год. Скоро экономисты подведут итоги годовой работы по снижению себестоимости. Необходимо, чтобы экономисты хозяйств выступили с результатами своих исследований перед коллективами, написали в газету «Сельская новь» и поделились своими мнениями о том, почему высока себестоимогь того или иного продукта, за счет чего ее можно снизить. Г. ЛАШИН. ’ начальник планового отдела управления. Семья и школа вызову учителей. В том, что Володя не успевает, виноваты родители. В организации, где работает т. Леонов, необходимо обратить на это взимание и если надо, то помочь ему в воспитании сына Володя растет неуравновешенным мальчиком. Недавно он разбил в школе стул. Если бы т. Кондратенко пришел на это собрание, то ему бы пришлось покраснеть за поведение сына Александра. Он себя в школе ведет очень плохо- Пионерский отряд снизил ему поведение за первую четверть на один балл. Не любит ходить в школу и интересоваться, как учится его сын и работник железнодорожного депо т. Сальников. Этот родитель, если так можно сказать, побил своеобразный рекорд, т- е. за 7 лет учебы сына он был в школе, и то по настоятельному требованию учителей, всего... три раза- А сын не успевает по 4 предметам и открыто заявляет, что учеба ему не нужна. На этом собрании т. Сальников присутствовал, но как его ни просили (?!) учителя и родители, чтобы он рассказал о том, как думает дальше воспитывать сына, он так и не сказал ни слова. Перечень родителей, которые равнодушно относятся к тому, как учатся их дети можно .продолжить- Но в этом нет необходимости. Все дело заключается в том, чтобы мы, родители, поняли одно, что наша партия поставила перед школой и семьей одну задачу — воспитывать детей активными строителями коммунизма, и что эту работу за нас никто делать не будет. Одобрение всех родителей по- • лучило сообщение директора школы т. Ген о том, что по просьбе школы коллектив автохозяйства освобождал от основной работы шофера т- Гладких и направлял его в школу для совместного воспитания сына. Целую неделю отец и сын ходили в школу вместе. И результат не замедлил сказаться. Если в начале четверти Валера не успевал по 5 предметам, то к концу четверти только по одному- — Правильно,— раздавались отовсюду голоса родителей,—- и впредь надо практиковать это. Прошедшее собрание показало, что от родителей требуется повседневное внимание к учебе и поведению ребенка в школе. Только совместная работа семья и школы может принести положительные результаты в воспитании наших сыновей и дочерей активными членами общества. м. ГОРОХОВПо следам неопубликованного письма В своем письме т. Губина писала, что на улицах им. Ландика и Партизанской плохой электросвет и нет водопровода. Председатель Карасукского горсовета т. Климовский сообщил, что для этих улиц строятся ЛЭП-10 и трансформаторная подстанция мощностью 50 ’киловатт. К 1 декабря линия и подстанция будут сданы в эксплуатацию. Провести водопровод нет возможности из-за отсутствия средств и материалов.

24__иоября_ 1963 года, X; 142 (279) СЕЛЬСКАЯ НОВЬ ________ _ ■> ЭТУ НОЧЬ мне не спалось. Или потому, что ветер стучал в окно веткой черемухи, или предстоящие события завтрашнего дня волновали меня и не давали покоя. Какие-то мысли назойливо сверлили мой мозг. Я ворочался с боку на бок, принимался несколько раз считать до ста, но уснуть не мог. Встал и вышел на крыльцо. Резкий ветер ударил меня в грудь, paci- репал волосы и бросил в лицо горсть холодных дождевых капель. Я стоял и долго смотрел в темноту. В моем сознании возникали воспоминания из недавней студенческой жизни. Уснул только перед утром. 4’’ ЕРЕЖА! Сережа!—сквозь сон услышал я голос сестры.—Вставай! Дождь прошел. Машина у конторы ждет. Быстро одевшись, наскоро позавтракав, с чемоданом в руке я скоро шагал к конторе. Тучи ушли за горизонт. Солнце светило ярко и приветливо. Я себе представлял, что завтра, а быть может и сегодня вечером, точно также буду идти по незнакомой улице чужого села. Мальчишки, увидев ловека, идущего направлению к кричать: — Учитель! приехал! Учитель... Этим званием я и гордился, и одновременно оно меня пугало. А смогу ли я найти подход к детям, оправдать дежды и доверие тех, кто готовил к этому, родителей тей, старших товарищей по работе? В девятнадцать лет быть учителем, воспитывать детей — это большое счастье, но и большая ответственность... ДОРОГА была ужасная, и только в 10 часов утра мы, измученные, грязные и усталые кое-как добрались в районное село. Распрощавшись с колхозным шофером и остальными попутчиками, я пошел в райисполком, где находился отдел народного образования. В кабинете заведующего посторонних не было. Михаил Михайлович что-то писал, склонив голову над бумагами. На мое приветствие он вышел из-за стола и, улыбаясь, крепко пожал руку, тепло поздравив меня с началом трудового пути учителя. Затем усадил на стул. — Как доехал? — Кое-как добрались. — Да, уж эти дороги!— проговорил Михаил Михайлович. Его я узнал лет шесть тому назад, когда он еще работал учителем в нашем селе. — Я хочу тебя направить ведующим в Октябрьскую чальную школу. Сразу, да и заведующим, рано? Ничего, начальная школа по плечу. за- наНе тебе Петр Семенович, подойдя ко мне, протянул загорелую руку: — Будем знакомы — управляющий Рязанов. — Сергей Степанов,— в свою очередь назвался я. — Женат? — Нет. — Тогда пойдем ко мне. Пока почему-то разговаривали вполголоса, словно боялись нарушить утреннюю тишину, проверяли списки учеников, уточняли расписание уроков. Вдруг раздался первый звонок. Пожелав друг другу успехов, направились в классы. Подойдя к двери ПервЬш урок 11' к'-! незнакомого че- с чемоданом по школе, будут Новый учитель на- меня леОн подробно рассказал о селе, совхозе, о школе, учителях, дал несколько советов с чего начинать, как строить работу. — Вот тебе назначение. Желаю успехов!— Пожимая руку, добавил: — В чем будешь нуждаться — пиши, приезжай, всегда поможем. Скоро здесь будет директор совхоза, с ним и уедешь. Распрощавшись, я вышел на улицу. Погода стояла великолеп- пая, в небе —ни облачка. Свежо и легко дышалось после дождя. ■ РАЙЦЕНТРА мы выехали »*•’ в полдень. Километра три- четыре машина петляла по улицам и узким переулкам. Затем незаметно выскочила из села и побежала по ровной шоссейной дороге. Я сидел на заднем сиденье, смотрел в боковое окно и любовался причудами ранней сибирской осени. Машина свер- пошла Тугие налитые солнца. нула вправо, и дорога между высоких хлебов, пшеничные колосья, свежестью августовского тихо шептались. Навалившись на спинку сиденья, я закрыл глаза. Мне припомнился мой первый урок в начальной школе, где мы. будучи еще студентами, проходили практику. Я не очень терялся н беспокоился за успех первого урока потому, что там были мои друзья — однокурсники, присутствие которых удваивало мои силы и придавало бодрость. А те- .перь? Как встретят меня ученики, смогу ли я расположить их к себе и завоевать доверие детских сердец... — Вам куда? — нарушив молчание, спросил шофер. — Давай к конторе,— ответил за меня директор. Машина остановилась у крыль ца. Иван Дмитриевич (так звали директора), раскрыв дверцу машины, обратился к одному из мужчин, стоявших возле конторы: — Петр Семенович! Обеспечь человека квартирой — новый ведующий школой. ЗНАТНАЯ ДОЯРКА Передовой доярке колхоза им. Карла Маркса ------, надоившей за 10 месяцев корову, посвящается. Дядченко Полине, 2041 кг молока на Еще мерцали в небе звезды ярко И над селом стояла тишина, В рабочей куртке знатная доярка Уже на ферму торопливо шла. нет моей семьи, поживешь у меня, а там...— Не договорив, он взял мой чемодан, и мы направились к его дому. — Вот и квартира моя, располагайся, как дома, отдыхай, а я пошел. СРАЗУ ЖЕ школа захватила меня целиком. До начала занятий оставались считанные дни — надо было устранить все недоделки, составить расписание уроков, спланировать учебную и внеклассную работу. Коллектив .учителей встретил доброжелательно, и мы нашли общий язык. За это время познакомился со многими ками и родителями. И вот, наконец, настало сентября. Встал я рано. Семеновича уже дома не Позавтракав, отправился в школу. Стайками и поодиночке туда спешили празднично одетые дети. Некоторые шли с мамами, крепко держась за родительскую руку. У многих в руках были яркие букеты , осенних цветов. Время подвигалось к Все учителя волновались, ше всех, конечно, я. Да и ло не волноваться? Через сколько минут я войду первый раз в класс как настоящий учитель. Я теперь в ответе за молодых и пожилых учителей, за всех учеников, за школу в целом. Мы меня сразу ученипервое Петра было. восьми, а боль- как бы- нечетвертого класса, я остановился на мгно вение, что- 6 ы с о- ы с л я м и, волнение, и быстро браться с м успокоить внутреннее Затем отворил дверь вошел в класс. Ученики встали, застучав крышками парт. Подойдя к учительскому столу, окинул взглядом всех присутствующих. На меня смотрело тридцать детских доверчивых глаз, были мои ученики^ которых должен учить. ". пар Это я Тридцать человек — тридцать характеров, к каждому из них надо найти подход и заслужить доверие. Как можно спокойнее я проговорил: — Здравствуйте, ребята! — Здравствуйте! — не очень дружно ответили дети. — Садитесь! Давайте знакомиться. Меня зовут Сергей Алексеевич. Дети заулыбались, выражая вслух свои впечатления. — Дорогие ребята! — Дети сразу притихли, положили руки на парты, лица стали серьезными. _ Сегодня в нашей стране сели за парты миллионы таких детей, как вы. Наша Коммунистическая партия и правительство забо- тятся о том, чтобы вы спокойно жили, ни в чем не нуждались, хорошо учились, чтобы росли не белоручками, а настоящими строителями коммунизма. Затем дети поделились своими впечатлениями о проведенных летних каникулах. Многие побывали в пионерских лагерях, некоторые из ребят помогали взрослым на сенокосе, на свекловичных плантациях. Двое мальчиков с учениками старших классов участвовали в туристическом походе по родному краю и видели много интересного. А Вася Захарченко все лето работал с отцом на тракторе и получил благодарность от управляющего. Рассказам не было конца. Зазвенел звонок. Урок окончен. Все ребята вышли из класса, а я еще долго сидел за столом, смотрел в раскрытое окно и думал о первом уроке, об учениках, таких милых и любознательных, которых полюбил на всю жизнь. П. РУБАН. НА ВЫСОТЕ Она стоит на эстакаде С поднятой гордо головой; Ее монтажная бригада Ведет работы над землей. Злой ветер треплет прядь волос, Лицо калит до красноты, Ее девичий звонкий голос Доносит эхо с высоты. Трещат огни электросварки В густой осенней синеве. В комбинезоне даже жарко, Ходя морозно на земле. Не помешает ветер колкий Вести монтаж на высоте, Помех отважным комсомолкам Не может быть в большом труде. В бригаде смелых—мощь и сила, Работа движется быстрей. Их дружба крепкая сплотила Во имя ленинских идей. А. ФЕДОТОВ. за- ■к Первый снег. Рис. В. Куценко. Упругий снег скрипел под сапогами. Морозный ветер волосы трепал, Клубился пар над скотными дворами, Доярку сторож ласково встречал. И, как всегда, спросила торопливо: — Опять сегодня первая пришла? Одев спецовку, Дядченко Полина В коровник быстро с ведрами вошла. Коров доярка чистила, ласкала, Всегда за дело бралась с огоньком. Народу слово данное держала: Из фермы шли цистерны с молоком. Полина все прекрасно понимала: Большое счастье — в радостном труде. В колхозе лучшею дояркой стала И комсомолкой первой на селе. П. СТЕПАНОВ. ® вийяя Связист Матвей Путилов погиб мужественно: истекая кровью, он зажал два конца телефонного провода в зубах. Связь полка с войсками не была нарушена. И мертвым герой сражался за Родину. Этот эпизод суровых военных лет известен. Он упоминается во многих очерках, показан в фильме «Битва на Волге». В Москве, в Центральном Музее Советской Армии хранится чудом уцелевшая телефонная катушка отважного связиста. Катушка и имя героя —вот и все. До последнего времени больше о нем ничего не было известно: сейчас установлена родина Путилова и место, где он учился перед уходом в армию. Родился Матвей Ме- фодьевич Путилов в селе Ильинка Казанского района Тюменской области, а учился и ушел в армию из Омского электротехникума... Розыски следов героя начались еще в 1947 году. Когда советский офицер Иван Мефодье- вич Путилов в Центгтв ипгвдв ральном Музее Советской Армии увидел катушку связиста, он подумал: «А не мой ли это брат, пропавший без вести?» Судьба сложилась так, что он помнил брата только по детскому дому, куда они оба попали совсем маленькими после смерти родителей. Потом их дороги разошлись. И вот шестнадцать лет поисков, переписки, запросов, в которых приняли участие сотни советских людей, из них добрых два десятка однофамильцевПутиловых. Об этом свидетельствует объемистая папка документов. В Новосибирске отыс- калась бабушка Путилова. Она прислала в техникум фотографии юного Матвея. Постепенно становится все более известной биография одного из героев Волгограда. Хочется верить, что и на эту заметку откликнутся те, кто знал Матвея Путилова. ' В. ЛОБОДА, (КОРР. ТАСС). Омск; 20 ноября,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2