Коллективный труд, 1955, № 156

ж Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Орган Кярасукского райкома Коммунистической иартии Советского Союза и районного Совета депутатов трудящихся Новосибирской области №156 (2031) | Пятница, 30 декабря 1955 г, Цена15 к. Завтра—каникулы S Сегодня заканчивается вто- ая четверть учебного года, ля школьников наступает увлекательная нора зимних каникул. Начало их совпадает с народным праздником—Новым годом. Дети с большой радостью ждут этот праздник снарядными елками и разноцветными огнями. Но короток отдых в середине учебного года, и чтобы он был содержательным и интересным, чтобы школьники не только повеселились, но и хорошо отдохнули, надо всё продумать до мелочей. Школьники интересуются очень многим: им хочется почитать интересную книгу, помериться силами на лыжне, беговой дорожке катка, побывать в походах. Надо добиться, чтобы каждый день каникул нес не только яркие впечатления, но и укреплял здоровье школьников. Заранее позаботились об организации хорошего отдыха детей в Караеукской семилетней школе № 2. Здесь еще 20 декабря будет проведена игра «Потерянный флажок» на выявление лучшего следопыта. Увлекательные мероприятия для школьников готовятся в Карасукской средней и в начальных школах города. Намечено провести игры, походы, коллективный просмотр кинокартин «Чапаев», «Матрос Чижик», «Петр I», «Дым в лесу», «Лилномфи» и др. интересно проведут каникулы ученики сельских школ— Шплово-Курытнской семилетней, Хорошинской и С/гуденов- ской средних. Деятельно готовятся к встрече друзей из города учащиеся Рассказовской и Троицкой семплетнях школ: надо и елку украсить понаряднее, и в беге на лыжах потренироваться. Но далеко ещё не всё тщательно продумано для проведения разумного отдыха детей. Не предусмотрено, например, кто будет с учащимися в то время, когда учителя выедут на январское совещание, не уставов." :ьа связь комсомольцы-уча-)ШКОл с колхозными комсомольщпеся совместно с учителями обсудили все мероприятия, которые будут проведены в дни каникул. Намечено провести 2 вечера. Учащиеся прослушают доклад завуча школы т. Володюшкпна «Загадка Антарктиды», примут участие в читательской конференции по книге 10. Мстиславского «Грач—птица весенняя». С2 по 7 января в школе будет проходить шахматный турнир, а 9 января пионеры под руководством старшей вожатой Ульяны Каменской совершат лыжный поход в село Рассказово. Там они встретятся с учащимися и дадут им концерт. Школьнпкп Карасукекой се- мплетней школы Л» 1 строят горку. В дли каникул они коллективно прочитают книгу А. Киселевой «За честь класса», проведут шахматный турнир п лыжные состязания. Семиклассники встретятся с учениками Троицкой школы л дадут там концерт струнного оркестра. В конце каникул скими организациями, не намечены встречи с передовиками производства. Дни каникул должны быть широко использованы для сдачи школьниками норм ГТО и БГТО по зимним видам спорта. Но районный комитет ДОСААФ и комитет физкультуры и спорта еще не наметили конкретные мероприятия, не увязались со школами. Организация каникул школьников—хлопотное дело, не терпящее медлительности п нераз- воротливости. Дело не только в том, чтобы наметить хороший план, главное—успешно его выполнить. Об организации разумного отдыха школьников должны побеспокоиться не только школы п комсомольские организации. Не могут оставаться в стороне общественность п местные комитеты профсоюзных организаций. Надо сделать все, чтобы дети весело провели канпкулы п хорошо отдохнули. В Президиуме Верховного Совета СССР 27 декабря Председатель Президиума Верховного Совета СССР К. Б. Ворошилов вручил орден Ленина А. Н.Микояну— Первому заместителю Председателя Совета Министров СССР и члену Президиума ЦК КПСС, награжденному в связи с 60- летием со дня рождения и за выдающиеся заслуги перед Коммунистической партией п советскпмТ^ародом. К. Е. Ворошилов тепло поздравил А. Я. Микояна с высокой наградой и пожелал ему здоровья и успехов в большой государственной и партийной деятельности на благо Советского социалистического государства п советского народа. А. И. Микоян, принимая орден Ленина,горячо поблагодарил Президиум Верховного Совета СССР и Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза за высокую награду и заверил, что все своп силы отдаст делу дальнейшего укрепления социалистической Родины. При вручении ордена присутствовал Секретарь Президиума Верховного Совета СССР Н. М. Пегов. НАВСТРЕЧУ XX СЪЕЗДУ КПСС Механизаторы страны отвечают на почин воронежцев Механизаторы сельского хозяйства Харьковской области добились большого успеха на трудовой вахте в честь XX съезда КПСС п XIX съезда КП Украины. Они на 7 дней раньше срока выполнили квартальный план ремонта тракторов и прицепного инвентаря. Коллектив Сахновщин- ской МТС закончил подготовку к весне всего тракторного парка, почвообрабатывающих и посевных агрегатов. Стоимость ремонтных работ—ниже ила- новой. Ознакомившись с обращением механизаторов Воронежской области, коллектив МТС решил усилить номощь колхозам в подготовке к весне п в успешной зимовке скота. Новые повышенные обязательства принимают в ответ на обращение воронежцев коллективы п других машинно- тракторных станций Харьковской области. * * * Крупных успехов в соревнования за достойнуювстречу XX съезда партии достигли механизаторы Монастырской МТС Свердловской области. На три месяца раньше срока они закончили ремонт всех тракторов К: * # .успешно выполняют обязательства, взятые в честь XX съезда КПСС, сельские механизаторы Курганской области. Применяя узловой метод ремонта, машинно- тракторные станции досрочно завершили квартальный план ремонта машин. К весне подготовлено на 578 тракторов больше, чем было к этому временп в прошлом году. * * * Механизаторы сельского хозяйства Каменской области горячо одобряют призыв воронежских трактористов о соревновании в честь XX съезда партии за лучшую подготовку к севу. Коллектив Октябрьской МТС перевыполнил квартальный план ремонта тракторов. В ответ на призыв воронежцев коллектив МТС решил сократить намеченные сроки подготовки машин к севу, завершить ремонт тракторов к 1 февраля, ко дню открытия XX съезда КПСС подготовить весь прицепной инвентарь. Активно обсуждается обращение воронежцев и в других МТС и совхозах. Третий агрегат Горьковской ГЭС дал ток На Горьковской гидроэлектростанции после предварительных испытаний сдан эксплуатацпонникам третий агрегат. 28 декабря в 5 часов 23 минуты по московскому времени машина дала ток. Монтажники успешно завершили также сборку четвертой турбины и начали ее испытания на холостых оборотах. (ТАСС). Ф. Ф * Высокие образцы и труде на предсъездовской вахте показывает электросварщик Октябрьской машинно-тракторной станции Август Эртман. Ежедневно он выполняет нормы не ниже чем на 150 процентов, выполняет заказы ремонтников с высоким качеством. На снимке: Август Эртман проводит электросварку. Фото А. Черкасского. * * * Больше накопить снега на полях Обширны поля колхоза им. Андреева. Чтобы накопить на них больше влаги и заложить основу для получения высокого урожая в будущем году, колхозу предстоит провести снегозадержание на площади около 9 тысяч гектаров. Только пятой бригаде необходимо задержать снег на площадп около тысячи гектаров и вывезти на поля тысячи тони навоза. Когда выпал снег, наступили холода и потянула поземка, снег начало уносить в леса п камыши. Необходимо было немедленно закрепить снег на полях. В бригаде ждали трактор, но он все не шёл. Комсомольцы собрались и обсудили обстановку. Было решено вести снегозадержание вручную. Утром Василий Чернобай и Леонид Брендель выехали в поле на конных снегопахах. Надежда Дзюбпна, звеньевая комсомольского звона по выращиванию картофеля, возглавила комсомольцев, которые вручную делали снежные городки. Другие комсомольцы вывозили на поля перегной п навозные плиты, которые использовались в качестве щитов. Дело пошло. За день было на поля вывезено 40 тонн перегноя, на 100 га проведены работы по снегозадержанию. Вечером комсомольцы собрались в красном уголке, чтобы провести репетицию по подготовке концерта к Новому году. Приятно после трудового дня придти в красный уголок, который комсомольцы в летние дни отремонтировали своими силами. Много забот у комсомольцев, но основная из них—это успешно провести зимовку скота и заложить основу для получения высокого урожая в будущем году. А. Брендель,, секретарь комсомольски организации пятой брирй№. Работы ведут комплексно Хорошо трудится в колхозе имени Амангельды тракторная бригада, которой руководит т. Абраев. Днем машины используются на подвозке кормов, а в ночное время работают на снегозадержании. Трактористы Жазпт Дощанов и Мештабай Иманкулов ежедневно доставляют на фермы по 120—130 центнеров сена каждый. Они сделали снежные валы на всей площади вспаханной зяби. На участке, где будет размещено 170 гектаров кукурузы, они приступили к снегозадержанию повторно. Сейчас толщина снежного покрова достигает 70—30 сантиметров. Кроме этого механизаторы вывезли более ста тонн навоза на поля. Хорошо помогают механизаторы колхозникам в приготовлении кормов. Ахмат Смайлов обеспечивает бесперебойную работу кормозапарника. Механизаторы и колхозники включились в соревнование за достойную встречу XX съезда КПСС. Они решили хорошо провести зимовку скота, организованно подготовиться к весеннему сову. И. Кадербаев. бригадир полеводческой бригады Mk 1. Получают дополнительную оплату Передовые животноводы артели «Путь Ленина» заботятся о повышении продуктивности общественного скота, росте его поголовья. Конюха Е. Май я Е. Кулибер ухаживают за лошадьми второй комплексной бригады. За ними в этом году так же был закреплен 21 жеребенок, которых они сохранили и вырастили. За добросовестный труд правлми» артели выдали конюхам дополнительную оплату — каждому по одной овце. За стопроцентное сохранение всех народившихся телят телятнице Олинде Михейлис также выдана дополнительная оплата. II. Гаурвов. Бесхозяйственно относятся н кормам Тракторная бригада т.'Ланга, которая обслуживает наш колхоз, неплохо работает на подвозке кормов. Однако в то же время со стороны механизаторов наблюдается бесхозяйственность при доставке фуража к фермам. Эта работа проводится тросовыми волокушами, и на дорогах, остается' много сена. Между тем в колхозе есть сани, но они не используются. Правление артели п его председатель т. Лебедев не принимают мер ио ликвидации потерь сена при перевозке. « И. Новохатекпй, к^рюх колхоза.

2. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД 30 декабря 1955 года, № 156 Обсуждаем статью „Кто виноват?“ О недисциплинированных детях и их родителях Школа является государственным воспитательным учреждением, и ей принадлежит решающая роль в формировании характера молодого человека. Школа должна заботиться о том, чтобы из ее стен выходило волевое, грамотное и культурное поколение строителей коммунистического общества. Большую и неоценимую помощь в этом могут и должны оказать родители и вся наша общественность. Поэтому школы должны держать с ними тесную связь. Но как показывают факты, вскрытые в статье «Кто виноват?», эта связь еще слаба. Особенно в большой помощи нуждаются учителя со стороны родителей так называемых «трудных» детей, детей недисциплинированных. Это такие дети, которые в 12—15 лет успели приобрести много дурных привычек: непослушание и ослушание, шумливость, леность, невыполнение домашних заданий, опоздывание на уроки, прогулы, ложь и т. п. Нас беспокоит не только то, что эти дети плохо учатся, но и то, что став взрослыми, вступив в жизнь, они могут остаться неполноценными гражданами общества. Однако некоторые родители этого не хотят понять. Они мало обращают внимания на воспитание детей, тем самым допускают грубую ошибку, которую через два—три безнадзорных года вряд ли удастся исправить. Так, например, в шестом классе нашей школы второй год учится сын заместителя председателя артели «Энергия» члена КПС т. Мальцевой. Он очень недисциплинирован. На протяжении последних двух лет Георгий своим плохим поведением принес немало неприятностей учителям, руководству школы п ученикам. Казалось бы, что, зная об этом, мать должна особенно внимательно заняться воспитанием сына, взять его поведение под неослабный контроль. Но этого не случилось. Тов. Мальцева является в школу только по вызову учителей, когда Георгий уже нарушает «Правила для учащихся». Хочется бросить упрек и в адрес партийной организации артели «Энергия», которая тоже мало интересуется, как воспитывают своих детей члены этой артели. Пассивно, от случая к случаю занимаются воспитанием своих детей И. А. Козлов, М. А. Сурина, С. Г. Нечппорен- ко, М. Г. Чупринов. У некоторых родителей дело дошло до того, что они потеряли всякое влияние на детей, оказались перед фактом неподчинения их родителям. Так, родитель М. П. Лазаренко на протяжении двух лет учебы его сына Вадима ни разу не был в нашей школе. Воспитанием сына в этой „семье, вероятно, занимается мать. Но и она изредка, только по требованию учителя является в школу. Не зная, как сын учится и как себя ведет, родители Лазаренко не могут правильно влиять на формирование характера своего сына. А такое влияние Вадиму крайне необходимо: он не умеет сдержать данного обещания (значит, отсутствуют черты волевого человека), вступает в пререкания со старшими, в том числе и с отцом (значит, не уважает старших). Редко, но все же встречаются и такие родители, которые в 10—12-летнем ребенке видят исключительно одаренных и «всё знающих» учеников. Нужно, конечно, в человеке видеть всо хорошее. Этому учит великий гуманист А. М. Горький. Но надо исходить из конкретных условий, а не верить в способности вслепую, как это делает, например, родитель плотник мостопоезда И. П. Суетин. Сын т. Суетина Вова учится в третьем классе. С начала года у него была плохая дисциплина и слабая успеваемость. В сентябре пришлось вызвать в школу отца. Ему рассказали, как ведет себя и как учится его сын. Казалось, что сигнал школы должен был заставить родителей усилить контроль за учебой и поведе- дением своего сына. Но этого не случилось, родители попреж- нему не поддерживали связь со школой, а Вова стал учиться еще хуже. В школу снова был вызван отец. На этот раз он высказал свое мнение, что сын его очень одарен, но в школе этого не хотят признать и даже устроили из-за этого на него гонение. Причем такое мнение отец не скрывал и от сына. Разубедить И. Суетина не удалось. Он стал настаивать в районе, чтобы его сына перевили в другую школу. В действительности же ученик В. Суетин с трудом читает по слогам, не умеет решать простейшие задачи на три дейст- ствпя, ведет себя плохо не только в школе, но и вне ее. Советская школа имеет большие успехи в коммунистическом воспитании подрастающего поколения. Но в здоровой среде школьников есть еще немало бездельников, индивидуалистов, лентяев. Это вызывает законную тревогу и должно заставить школы пересмотреть свою работу по воспитанию молодого поколения, привлечь к этому большому и благородному делу родителей и всю общественность. С. Медведев, директор семилетней школы № 2, Присуждение международных Сталинских премий „За укрепление мира между народами" за 1955 год 7 и 9 декабря под председательством академика Д. В. Скобельцына состоялись заседания Комитета по международным Сталинским премиям „За укрепление мира между народами1. Комитет рассмотрел поступившие предложения о присуждении международных Сталинских премий за текущий год и принял решение за выдающиеся заслуги в деле борьбы за сохранение и укрепление мира присудить международные Сталинские премии „За укрепление мира между народами" шести видным общественным деятелям различных стран. Лауреаты международных Сталинских премий „За укрепление мира между народами". Слева направо: (в верхнем ряду) Ласаро Карденас—бывший президент Мексики, Шейх Мухаммед аль-Ашмар—общественный деятель (Сирия), Йозеф Вирт—бывший рейхсканцлер Германии (Германская Федеральная Республика), (в нижнем ряду) Тон Дык Тханг—председатель Национального комитета Отечественного фронта Вьетнама, Акико Сэки—деятель искусств (Япония), Рагнар Форбекк—пастор, капеллан собора г. Осло (Норвегия). Фотохроника ТАСС. НОВОСТИ НАУКИ И ТЕХНИКИ Автомобили будущего Советские автомобилестроители за последние годы разработали конструкции различных тппоп легковых и грузовых автомобилей. Однако творческая мысль конструкторов не останавливается на достигнутом. Конструкторы занимаются различного рода усовершенствованней, разрабатывают новые модели автомобилей. Давайте заглянем в будущее, представим ближайшие п более отдаленные перспективы развития отечественного автомобилестроения. Особую заботу конструкторы легкового автомобиля должны проявить об удобствах пассажиров. Спденпя сделают и расположат таким образом, чтобы человек мог не утомляясь проехать большое расстояние. Основная часть автомобиля, определяющая его размеры и внешний вид,— кузов примет обтекаемую форму, которая выражает стремительность. Водитель и пас-, сажиры получают возможность широкого обзора во все стороны, ибо переднее, заднее и боковые окна кузова сделают большими, а перемычки между ними малыми. Не исключено, что основным материалом для изготовления кузовов станет пластмасса, которая легче металла при той же прочности. Внутри кузова предполагается поддерживать постоянную наиболее благоприятную температуру. Зимой будет тепло, а летом прохладно. Для этого применят специальные установки кондпцпонпрованпя воздуха. Автомобили смогут развивать весьма значительную скорость, причем для этого им не потребуется большой разгон. При необходимости машина сможет быстро остановиться. Для того, чтобы ездить на высокой скорости, нужен мощный двигатель. Лучше всего подходит газотурбинный. Он развивает большую мощность и очень хорошо приспосабливается к изменяющимся условиям движения. С таким двигателем не нужна коробка передач. Каковы же еще отличительные особенностп газотурбинного двигателя? Прежде всего он не имеет коленчатого вала, шатунов и поршней. Топливо сгорает в специальной камере, откуда через сопло горячие газы попадают на лопатки турбины и приводят ее в движение. Упрощается управление автомобилем. На обычных автомобилях водитель имеет дело с пятью основными органами управления —рулевое колесо, рычаг переключения передач, педаль акселератора («газа»), педаль тормоза, педаль сцепления. С применением газотурбинного двигателя останутся только рулевое колесо, педаль акселератора, педаль тормоза. Рычаг переключения передач будет иметь только положения «вперед», «назад», «на месте». На ходу им пользоваться не придется, а педаль сцепления вообще ликвидируется. Еще бплго заманчивые перспективы ипоймает применение атомной энергии в качестве источника движения ав томобиля. В данном случае отпадает необходимость в пополнении горючим. Запаса энергии двигателя, поставленного на заводе, хватпт до капитального ремонта автомобиля. Правда, пока такого двигателя еще не существует, его только можно предположить. Колеса поставят на автомобиль с бескамернымп шинами Применяемые в настоящее время шины состоят из покрышки, сделанной из твердой резины, п камеры—резинового баллона, в который накачивается воздух. У бескамерных шин воздух накачивается в пространство между покрышкой и диском колеса, на которое надевается покрышка. Изнутри покрышка покрывается клейкой незасыхающей резиной. Она пристае'т к ободу колеса и не дает воздуху выходить пз-иод покрышки. Эта же резина преграждает путь воздуху и при проколах. На бескамерных шинах можно ездить но гвоздям, не боясь, что колесо «спустит». Все изложенное — не фантазия. Это вполне реальные вещи. Московский завод малолитражных автомобилей с 1956 года начнет выпускать малолитражный автомобиль взамен «Москвича». Эта машина получает просторный и красивый кузов с большими окнами, более мощный двигатель и другие узлы. Автозавод имени Сталина в Москве разрабатывает конструкцию автомобиля взамен «3UC—110». Новая автомашина будет иметь установку для кондиционирования воздуха. Двигатель ставится другой, большей мощности. В. СОЛОВЬЕВ, заместитель главного конструктора автозавода имени В. М. Молотова. г. Горький.

30 декабря 1955 года, № 156 КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД ------------- ........ ................. ~ ищи.....■ги г а н т 3. В помощь слушателям трехлетних агротехнических курсов Важный источник повышения урожайности Говоря о повышении производства зерна, товарищ Хрущев на январском Пленуме ЦК КПССуказал на необходи мость правильного использования органических и минеральных удобрений как на один из важных источников повышения урожайности сельскохозяйственных культур. Жизнь и развитие сельскохозяйственных растений связаны с выносом из почвы ряда питательных веществ—минеральных солей и азота. Взятые из почвы элементы пищи должны быть возмещены за счет внесения в почву органических п минеральных удобрений. Известно, что запас питательных веществ в среднем на каждом гектаре составляет: азота 12 тонн, фосфора 8—10 тонн,калия до 20 тонн. Средний расход азота ежегодно равен 50 килограммам, фосфора- 20 килограммам, калия—56 килограммам. На первый взгляд кажется, что имеющихся запасов питательных веществ в почве без дополнительного вне сепия удобрений хватит на несколько лет. Однако следует учесть, что растение может пользоваться только такими азотистыми соединениями, которые получаются в результате разложения органического вещества, а фосфор и калий находятся в почве в трудноусвояемой форме. Поэтому для получения ежегодно высоких урожаев необходимо пополнять элементы пищи растений путем внесения удобрений. Какое же действие в почве производят удобрения? Они изменяют реакцию почвы в сторону, благоприятную для растений, снабжают их усвояемой пищей, влпяют на повышение жизнедеятельности микроорганизмов. Эффективность удобрений на любой почве будет наивысшей только в том случае, если хорошо обработана земля, при достаточной влажности, отсутствии сорняков, если соблюдается правильное сочетание питательных веществ в почве и надлежащий уход за растениями. Большинство культурных растений требуют определенной слабокпслой реакции почвы. Это требование в природных условиях беспрерывно нарушается. Реакция почвы может становиться кислой, или щелочной. Если реакция становится кислой следует ее известковать, если почва делается щелочной, в нее надо внести гипс. Имеются несколько внешних признаков, по которым можно судить об избыточной кислотности почвы п необходимости внесения извести: на полях растет много хвоща, едкого лютика, щавелька и других сорняков, появляется много плешин, в канавках и ручьях вода имеет ржавый или буро- корпчневый цвет с радушным налетом. Важным элементом регуляции химических условий плодородия является внесение в почву органических удобрений: навоза, компостов, торфа. Навоз является полным удобрением. Он содержит все основные элементы, необходимые для питания растений. В нем находится в среднем 0,5 процента азота, 0,2 фосфорной кислоты и 0,6 окиси калия. Кроме того, с навозом в почву вносится большое количество и других органических веществ, улучшающих почву. При удобрении навозом тяжелые глинистые почвы становятся менее связанными, легче обрабатываются, лучше пропускают воду. Песчаная же почва, получая навоз, становится белее связанной, приобретает способность лучше задерживать влагу. Навоз повышает жизнедеятельность микроорганизмов в почве. Его действие не ограничивается одним годом, а продолжается в течение 3—5 лет. Чтобы полнее использовать все ценные свойства навоза, очень важно уметь хорошо со хранить его, во-время внести и умело заделать в почву. Для правильного хранения навоза в хозяйствах устрапва ются специальные навозохранилища, которые имеют непроницаемое дно и сток для жижи. Навоз укладывают толстым слоем и тщательно уплотняют, чтобы не проникал воздух. Это положительно сказывается на качестве удобрения. При зимней вывозке навоза его следует плотно складывать в большие по30—40 тонн кучи шириной 3—4 метра п высотой в полтора метра. Лучшими сроками внесения навоза под яровые является осень. В наших условиях лучше вносить его под ран ний пар, в то время, когда почва достаточно прогрелась, но влаги еще много для разложения навоза. Норма внесе- ния—двадцать тонн на гектар. Для равномерного внесения удобрений пашню разбивают на клетки такой величины, чтобы на каждую из них приходилось определенное количество навоза. Развезенный по клеткам навоз необходимо в тот же день разбросать и запахать. Если навоз оставить не запаханным на несколько дней, то из него улетучится ценная часть—азот (аммиак). Однако у руководителей колхозов все еще проявляется недооценка местных удобрений. Так, на 20 марта 1954 года по всем четырем колхозам зоны Чернокурьинской МТС было заготовлено всего лишь 175 тонн навоза. Если в среднем на гектар они вносили по 20 тонн, то удобренная площадь составпла всего лишь 8 гектаров. Не лучше положение дел с вывозкой местных удобрений и нынче. Под урожай 1956 года в колхозе «Новая семья» запланировано внести 5.100 тонн навоза, но пока на поля вывезено всего лишь 50 тонн. Такое же положение в колхозах им. Куйбышева и Амангельды. Совершенно не приступали к вывозке местных удобрений в колхозе имени Жданова. В артелп для этой работы не выделяются люди, живое тягло, а имеющиеся тракторы используются плохо. Не применяется и такой важный прием, который выполняет два дела—накопление влаги и удобрений в почве,—изготовление и расстановка на полях навозных плит. Для того, чтобы выполнить план накопления органических удобрений, необходимо, чтобы каждая полеводческая бригада на их вывозку выделила 3—5 саней, в полную меру использовала тракторы. Кроме местных удобрений, большой удельный вес в повышении урожайности играют минеральные и бактериальные удобрения. Они делятся на три основных группы: азотистые, фосфорные и калийные. Азот необходим растениям для образования белка. При внесении азота в почву усиливается рост растений, при недостатке его в почве задерживается развитие растений, снижаются урожаи. Лучшие результаты от азотистых удобрений получаются при внесении их совместно с фосфорными и калийными. Однако нельзя злоупотреблять использованием этого удобрения. При избытке азота у зерновых увеличивается количество соломы и снижается урожай зерна. Все это следует учитывать при применении азотистых удобрений. Форм азотных удобрений много. Сернокислый аммоний или сульфат аммония вносится под яровые заблаговременно, в основном осенью. Вносить его можно также и весной по всходам по норме 20—30 килограммов на гектар; азотнокислый аммоной или аммиачная селитра—очень ценное удобрение, оно содержит более 35 процентов азота. . Фосфор—один из важнейших элементов пищи всех сельскохозяйственных растений. Главная масса фосфора, поступающая из почвы в растения, идет на построение продуктивной части растения— зерна и клубней. У зерновых повышается количество белка в зерне, у масличных—содержание жира. Наиболее важными и распространенными фосфорными удобрениями являются суперфосфат, двойной суперфосфат, томасшлак, фосфорная и костяная мука. Калий, как азот и фосфор— важнейший элемент пищи растений, Калийные удобрения повышают урожай, увеличивают натуру зерна и способствуют устойчивости растений против заболеваний. Калий обеспечивает накопление крахмала в картофеле, сахара—в свекле, питательных веществ—в зерне. Ценным удобрением является печная зола. Она содержит кроме калия также фосфор и известь. Находящиеся соединения в почве калия легко растворимы в воде, поэтому ее следует вносить за 10—15 дней до посева по 5—6 центнеров на гектар. Очень эффективным удобрением является гранулированный суперфосфат. При внесении его в почву он дает прибавку в урожае зерновых в среднем по 2—2,5 центнера. В ряде' колхозов приготавливают органо-минеральные смеси. Для этого применяют перегной, навоз, овечий и птичий помет. Перегной измельчается, просушивается и просеивается на сите. Через мелкое сито просеиваются и минеральные удобрения. После этого их рассыпают на току слоем в 4—5 сантиметров и добавляют суперфосфат. На одно ведро суперфосфата берут одно-два ведра органических Смеси. Затем смесь увлажняется навозной жижей или водой и перемешивается. Впоследствии ее помещают в бочки емкостью в 15—40 килограммов и вращают по 40—60 оборотов в минуту. За 10—12 минут гранулирование заканчивается. За 8 часов можно изготовить одну—полторы тонны гранулированных удобрений. Большое значение для растений имеют бактериальные удобрения: азотоген и нитроген. Азотоген предназначен для удобрения кормовых, зерновых и овощных культур. Семена, предназначенные для посева, слегка смачивают водой пз расчета один литр на 30—40 килограммов семян, а затем постепенно при перемешивании деревянной лопатой высыпают на них препарат в количестве 3 килограммов. После чего эти семена просушиваются и впосятся в почву. Применение азотогена позволяет получать прибавку урожая от 2 до 3 центнеров с гектара. Нитроген применяется только для бобовых растений. Важнейшее значение имеет подготовка участков под посев ценнейшей культуры кукурузы. Сейчас главная задача заключается в том, чтобы подобрать лучшие участки под посев кукурузы, в каждой бригаде организовать из числа лучших колхозников звено, регулярно проводить задержание снега и вывоз органических удобрений на поля, где будет размещена кукуруза. Навоз вывозить необходимо из расчета 8—10 тонн на гектар. Сейчас следует готовить оргаио- минеральную смесь из расчета 3—5 тонн перегноя-сыпца и два центнера суперфосфата на гектар. Эту смесь следует вносить под иервую культивацию. Рекомендуется также под предпосевную культивацию вносить два—три центнера суперфосфата и один—два центнера азотных удобрений на гектар. Сейчас следует принять все меры для того, чтобы в достатке заготовить и внести в почву органических и минеральных удобрений. Это позволит колхозам района вырастить в будущем году высокий урожай сельскохозяйственных культур. II. Супрун, агроном Чернокурьинской МТС. В СЕЛЬСКОМ КЛУБЕ Многолюдно бывает вечерами в Октябрьском сельском клубе. Сюда после работы собирается трудовая молодежь, чтобы весело п культурно провести свой досуг. И каждый находит здесь занятие. ...Над столом, ярко освещенном электрическим светом, склонились шахматисты. Это участники шахматного турни- ря, оспаривающие первенство села. Турнир еще не закончен, но победители уже вырисовьь ваются. Впереди всех по количеству набранных очков идут Виктор Бейфус п Александр Пушкарев. Они не имеют пн поодному иораженпю. В отдельной комнате, оборудованной иод читальный зал, собирается молодежь, чтобы почитать журналы, газеты. Здесь к их услугам всегда есть новые журналы «Огонек», «Крокодил», «Молодой колхоз- пик», газеты «Сталинское племя», «Советская Сибирь» и художественная литература. В библиотеке имеется .также биллиард, домино. Но помимо этого в клубе проходит сейчас большая работа по подготовке ко второму фестивалю молодежи. Члены кружков художественной самодеятельности готовят большой интересный концерт. В Гринпенко. Не созданы условия для работы В селе Октябрьском перед большим зданием, в котором, как гласит вывеска, размещается отделение связи и сберкасса, лежит .огромный сугроб снега. Не так-то легко войтп в само здание. Но если по необходимости вам все-таки удастся проникнуть в неге, то вас встретят почерневшие от дыма стены, заклеенные газетами окна, покосившийся барьер и связанные веревочками табуретки. На полу валяются старые телефоны, коробки, провода. Сюда же вы валивают из почтовых мешков письма для сортировки. В помещении очень холодно, работники не снимают пальто. Дверь не закрывается, печка дымит и не греет. В углу столбиком лежит кирпич, завезенный сюда уже три месяца назад, но не могут найти мастера, чтобы переложить печь. Хозяина здесь найти очень трудно. Начальник отделения связи т. Михайлец находится на больничном листе, тов. Исакова, на которую возложили исполнение обязанностей начальника, робко взялась за дело. Мало уделяет внимания этому отделению начальник районной конторы связи т. Дроздов. Долгополова. Интересная лекция Окончен рабочий день, но в мастерской Чернокурьинской МТС многолюдно. Со всех рабочих участков сходятся сюда трактористы, механики, слесари. токари, работники конторы. Сегодня собралось- здесь около 80 человек. Ови рассаживаются и с вниманием слушают лекцию «Религия— враг науки». Интересно и доходчиво прочитал ее главный инженер станции коммунист Я. Рабинович. м Соболев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2