о б щ е с т в о ■ Б арабинский вестник ■ 6 и ю н я 2 0 1 7 года ШЮбилеи Мир, в котором формируется будущее Детство и школа. Эти п о н ятия неразделимы, школьные годы являются очень в ажными в жизни каждого ч е л о века. В соврем енном обществе образованию и воспитанию п од растающего поколения уделяе тся значительное внимание. Д а и р а з витие нашего государства во мн о гом зависит от того, какие зн ан ия получают сегодня ученики, от профессиональной деяте льности учителя . Кроме того, школа и гр а ет немаловаж ную роль в становл ении личности , поэтому очень важно помнить о тех, кто дал нам дорогу в жизнь. 10 и ю н я у зю з и н ц е в н а с т о ящ и й п р а з д н и к - и х лю б и м о й ш к оле и с п о л н я е т с я 155 лет. А н а ч и н а л о с ь в с е т а к . . . В д а л е ком 1862 году в се ле Зю зинском К аз ан ск о й в о л о с т и Каинского у е з д а Томской г у б е р н и и было откры то о д н о к л а с с н о е н а ч а л ь н о е у ч и л и щ е М и н и с т е р с т в а в н у т р е н н и х д е л (им енн о эту д ату и счи таю т д н е м р о ж д ен и я м е с т н о й школы ) . Р а з м ещ а л а с ь она в « с о б с т в е н н о м д ом е» , и к 1 ян в а р я 1900 года гр а м о т е в ней о б у ч а ли сь 40 у ч ен иков. П осле революции 1917 года в стране стало вводиться всеобщее нач ал ьное образование. В 1931 году Зюзинская школа становится неполной средней (с емилетней). Еще ч ер ез 6 лет она будет десятилеткой. Первый выпуск учащихся средней школы совпал с началом Великой Отечественной войны. Вчерашние школьники ср ажал ис ь н а фронтах, а оставшиеся в тылу работали, своим трудом приближая победу, не п ереставая п ри этом учиться . Было трудно: жили впроголодь, учителя и у ч е ники сами заготавливали топливо д л я школы, собирали колоски, ко п али картошку. П осле в ойны в школьный колл ектив придут работать фр онто вики. Среди н их М. М. Анохин - преподаватель истории, Ф. И. Мучанко - учитель труда, М. Т. Шмакова - учитель начальных клас сов, В. Г. Кабан ов - учитель географии, завуч. Разные люди, разные судьбы и жизн енный опыт. Учитель-мужчина , а тем более ф р о н т о в и к . .. Понятно, Новое здание школы что авторитет у н их н а селе был непререкаемый, но и к другим преподавателям отн оси лись с п о четом. Учитель являлся особым человеком среди жителей русской деревни тех лет (конец 40-х - начало 50-х). Вероятно, причина этого кр о е тся в том, что получить образование было очень сложно, д ля этого требовалось потратить немало сил и денег. А ден ег в д е ревен ских семьях, где работали за «палочки-трудодни», не имел ось . Именно поэтому образованный человек вызывал уважение. Д л и т е л ь н о е в р е м я н е было с т а б и л ь н о с т и в п е д к о л л е к т и в е . П о ч т и к а ж д ы е т р и г о д а м е н я л и с ь у ч и т е л я р у сс кого я з ы к а и л и т е р а т у р ы , м а т ем а т и к и , и н о с т р а н н о г о я зы к а . С вя з ан о это , в е р о я т н о , с тем , что , о т у ч и в ш и с ь в в ы с ш е м у ч е б н о м за в е д е н и и , н у ж н о было три г о д а о т р а б о т а т ь в се ле . Вот и тр у д и л и с ь в Зю з и н с к о й ср е д н е й ш к о ле в ы п у с к н и к и м о с к о в с к и х , л е н и н г р а д с к и х , р о с т о в с к и х , н о в о с и б и р с к и х и т.д. в у з о в - од н и м словом , и з р а з н ы х к о н ц о в С о ве т с ко го С ою з а . К а к тогда го в о р и л и , п р и е х а л и р а б о т а т ь по р а с п р е д е л е н и ю . Но были и преподаватели, п о святившие всю свою жизнь п е дагогике. Так долгие годы вели русский язы к и литературу Н. Я. Побаченко, А. Е. Соколовская. Они не имели каких-либо поче т ны х званий и наград, самая больш а я ц енность д л я н их - дети, в глазах которых ч ита лс я инте рес к новому. Сегодня и х дело п р о должают Н. А. Некрасова, С. Г. Шмакова. Долгие годы в школе работала Г. Н. Найверт. «Главным человеком» в ш ко ле в сегда яв л я л ся директор . В Зюзе н а этой д о лж но с ти в разное в р е м я трудились : Е. И. Сучилина, В. Т. Романов, Н. И. Коростик, В. Д. Понетаев, В. П. Кривченко, А. А. Галай, п о с л е см ерти ко торо го д ва года руководила у ч еб ны м за в ед ен и ем Н. В. Снегирева , п о том А. В. Чурсин . С егодня к о л л екти вом умело уп р авл яет Л. В. Монастырева. От д ир е к то р а во многом зависит, к а к будет жить тот сложный организм , и м я кото рому школа . Дольше д р у гих в о з главлял у ч р еж д ен и е А. А. Галай, почти 27 лет. В конце 70-х годов коллектив Зюзинской школы стабилизиро вался . Уже обучалось более 300 учащихся и в построен н ом в 1963 году здании стало тесно. Начин а етс я строительство нового - двухэтажного, а с 1985 г. занятия проходят уже в нем. И вроде бы шло все своим чередом, но к концу 80-х годов положение начинает меняться. Приходит в упад ок колхоз «Зюзинский». В поисках лучшей доли жители уезжаю т из села. Количество учеников сокращается . Сегодня в школе всего н а деся ток учеников больше, чем было в начале 20 века. У чи тел я в сегда старались поддерж ивать уч ащихся , дать и м п рочны е знания , вос п и т а т ь в н и х о тветств енность , трудолюбие, патриотизм . С овременная школа, конечно, отличае тся от той, ко торая была ран ьше, даже д е с я т ь л ет тому назад . В н ей п о яв и л ис ь компьютеры, Интернет, изм ен и ли сь у ч еб ны е п р о г р а м мы. Но в с е это не меня ет гл ав но го: школа - это тот мир, в кото ром формируетс я будущее. Облагораживание территории но вой школы (1963 г.) Театральная группа из учителей, 1934 г. Сцена из спектакля «Ревизор» Честь и хваяа теб е , учитель! Га л и н а Ку зьм ин и чн а Омельч ен ко - у ч и т е л ь и с т о р и и Зю зи н ской сре дн ей школы. О н а много л е т п р о р а б о т а л а в н аш е й школе, а с е йч ас уже боле е 15 л е т н а з а с л у ж е н н о м отдыхе . Р о д и л а с ь Г а л и н а н а У к р а и н е в г о р о д е О л е в с к е Ж и т о м и р ской о б л а с т и 2 8 . 0 1 .1 9 4 0 го д а в с е м ь е п р о с т ы х р а б о ч и х . О т е ц п о г и б н а ф р о н т е в п е р в ы е м е с я цы в о й н ы . И х с е м ь я ж и л а в о к к у п а ц и и , с к р ы в а л и с ь от ф аш и с т о в в л е с а х и б о ло т а х , п и т а я с ь к о р о й д е р е в ь е в , л е бедой, к р а п и в о й д а м е р з л ы м к а р т о ф е л е м . М а м а р а б о т а л а одна, в о с п и т ы в а л а т р о и х д е тей . Ч т о б ы п о м о ч ь ей п о д н и м а ть м л а д ш и х , Г а л я в 15 л е т Г. К. Омельченко п о ш л а р а б о т а т ь . Т р у д и л а с ь н а с т р о й к е р а з н о р а б о ч е й , б у х г а л т е р о м . Д н е м з а р а б а т ы в а л а , а в е ч е р ом у ч и л а с ь в ш к о л е р а б о ч е й м о л о д еж и . П о л у ч и в с р е д н е е о б р а зо в а н и е , в 1961 году п о с т у п и л а в Ш а х т и н с к и й Г о с у д а р с т в е н н ы й п е д и н с т и т у т , где п р о у ч и л а с ь 5 лет. П о с л е его о к о н ч а н и я Г а л и н а с м у ж ем и д о ч е р ью И р о й п о р а с п р е д е л е н и ю п р и е х а л а н а раб о ту в К о з л о в с к у ю с р е д н ю ю школу. С и б и р с к и е м о р о зы н е н а п у г а л и м о л о д ую сем ью , и о ни о с т а л и с ь з д е с ь н а в с е г д а . Г а л и н а К у зьм и н и чн а с т а р а л а с ь не п р о с т о д ав ать о тличные з н а н и я по и ст о р и и , но и с у д о во л ь с т в и ем о р г а н и з о вы в а л а д л я св оих у ч ен и к о в походы, в ечера, п и о н е р с к и е с боры . К олле ги р а с сказывают, что Г а л и н а К у зьм и н и чн а была очень т р е б о в а т е л ь н ы м пед агогом . Она са м а много знала , р а з б и р а л а с ь в п о ли ти к е , а ее у ч е н и к и в с е г д а н а х о д и л и с ь в к у р с е собы тий , п р о и с х о д ящ и х в стр а н е и мире. Не сколько л е т Г а л и н а К у зьм и н и чн а был а з а в у ч ем школы, н а с та вн и ком м о л о ды х у ч и т е л е й . Ее со в е ты м н о г и м п о м о г а л и в р а боте. За свой тр у д Г а л и н а К у зьм и н и чн а н а г р а ж д е н а м е да лью «За трудовую д о б л е с т ь » и значком « О т л и чн и к нар о д но го п р о с в е щ е н ия» . Вот так судьба р аспоря д и лась... Вы п у с к н и к и р а з н ы х л е т . . . За 155 л е т шк ола в ы п у с т и л а и з св о и х стен т ы с я ч и д е в ч о н о к и мальчиш ек . Как п тицы , р а з л е т е л и с ь он и по с в е ту. Н е во зм ож но п е р е ч и с л и т ь в сех , р а с с к а з а т ь о тех уголках, куда з а б р о с и л а и х судьба . Не с ч е с ть п р о ф е с с и й , которы ми они овладели: с т р о и тел и , в о е н ные , р а б о т н и к и се льского х о зя йств а , и нж ен еры , р а б о тн ик и МВД и МЧС , в р а ч и . .. М арк с А н д р е е в и ч Б о ч а е в - хирург, з а с л у ж е н ны й в р ач РФ (2 0 0 6 г.), за с л у ж е н ны й врач Р е с публики К алм ы ки я , к а в а ле р о р д ен а « Зн а к Почета» , п о ч е т н ы й г р а ж д а н и н РК, к а нд и да т м е д и ц и н с к и х наук. И в м е с т е с тем , Марк с А н д р е е в и ч - в ы п у с к н и к Зю зи н ско й школы. Не по с в о ей в о л е он, д и т я с те пн о й К алмы ки и , о к а з а л с я в д а л е к о й Сибири. 27 д е к а б р я 1943 года вы ш е л Указ П р е з и д и у м а В ерховного С о в е т а СССР «О л и к в и д а ц и и К алмы цк о й АССР и об р а зо в а н и и А с тр ах ан ск о й о б ла сти в с о с т а в е Р СФ С Р » , а 28 д е к а б р я ка лм ык о в в ы с е л и л и в А л т а й с к и й и К р а с н о яр с к и й кр а я , Омскую и Н о в о си б ир с кую области . О п е р а ц и я по д е п о р т а ц и и ка лм ы к о в п р о в о д и л а с ь п о д к одовым н а з в а н и е м «Улусы». За ты с яч и к и л о м е т р о в п е р е с е л я л и с ь не только в з р о с л ы е , но и дети , ста рики, и н в а л и д ы . Д н е м и н о ч ью ш л и п е р еп о л н ен н ы е « рас кулач ен ны е» ж е л е з н о д о р о ж н ы е эш ел о ны , одна з а д ругой п лы л и по р е к ам баржи, в с е д о р о г и был и з а б и ты п о в о з к а м и и т о л п ам и лю дей. И х уж е л иш и л и в с е х г р а ж д а н с к и х п р а в и п р и д у м а л и н а з в ан и е « с п ец п е р е с е л ен ц ы » . Кру гом р а з д а в а л и с ь к р и к и плач, когда п о г р у ж а л и и х н а б аржи и б уксирные пароходы. С туча ли по н о ч а м в д ом а и д а в а л и 2 ч а с а н а сб о ры д л я о тп р ав ки н а сп ец - п о с е л е н и е . Лю ди в о д но ч ас ье л и ш а л и с ь всего , что было н аж и то . М н о гие в д о р о г е п о г и б а л и . В озможно , им ен н о тогда Марк с Б о ч а ев о к а з а л с я в д етд ом е , ко то ры й в г о ды в о й н ы был о ткры т в Зю зе. Было ему в то в р е м я 9 лет. «Когда п р и в е з л и д е т и ш е к -к а лм ы к о в , н ев о зм ож н о было без с л ез см о т р е т ь н а н и х . Грязные, и с т ощ е н н ы е , озл о б ле нны е , м н о г и е не го в о р и л и п о -р у с с к и » (из в о с п о м и н а н и й в о с п и т а т е л е й д е т дома) . В с е х н уж н о было отмы ть, н акорм ить , о богреть . П ос кольку р а з р е ш е н и е н а в о з в р а щ е н и е в ро д ны е к р а я к а л м ы ки п о л у ч и л и только в 1956 году, в ид им о , до этого в р е м е н и М арк с н а х о д и л с я в С иб и р и . К сож алению , н ам н е у д а л о с ь н а й т и более п о лн о й и нф о рм ац и и . В 2 0 1 4 году в Зюзю п р и е зж а л и р о д с т в ен н и к и М а р к с а А н д р е евича, ч т о бы боле е по др о б н о у з н а т ь о его д е т с т в е , но, у в ы . . . Уже н ет в селе с в и д е т е л ей тех с т р аш н ы х лет. Ч л е н ы к р а е в е д ч е ск о г о кр уж к а «П ам я ть » .
RkJQdWJsaXNoZXIy