Наш блиц-опрос - На В аш взгляд, что явля ет с я п ока зат ел ем качества образования сегодня? Ю ЗОВА Т. В., з а м е с т и т е л ь д и р е к т о р а п о у ч е б н о - в о с п и т а т е л ь н о й р а б о т е с р е д н е й ш к о л ы №2: - Говоря о качестве образования, мы рассматриваем 3 аспекта: первый - это качество условий, т.е. создание комфортности для всех участников образовательного про- Щ Н цесса; второй - качество процесса, т.е. наличие высоко- | и Я в . . . ' ; ’а квалифицированных педагогов, современного оборудования, учебников; третий - качество результата, т.е. не только ------------ ■“ поступление в вузы, а прежде есего востребованность на рынке труда в дальнейшем. - Ка к вы относ ит есь к тому, что л о г и к а ры ночных отнош ений все наст ойчивее п ро ни к а ет в сфе ру обра зования? МО НАСТЫ РЕВА Н. В. , д и р е к т о р с р е д н е й ш к о л ы №93 : , - Рыночные отношения и школа, в которой мы говорим о духовно-нравствен- ном воспитании, на первый взгляд, понятия несовместимые, но если вдуматься, то сегодня мы оказываем образовательные услуги: есть заказчик и есть исполнитель. Поэтому на современном этапе вполне уместно говорить о проникновении рыночных отношений в сферу образования, а переход на новую систему оплаты труда будет только способствовать этому. - Ваш е вид ение сегодн яш ней м и с сии ш колы и модель в ы пу скника ? КО Т ЛЯ РО В В. А. , у ч и т е л ь ф и з и к и Н о в о ч а н о в с к о й с р е д н е й ш к о л ы : - Миссия школы сегодня в том, чтобы обеспечить реализацию потенциала каждого ученика через открытую здоровую школу, через качественное образование. Модель выпускника вытекает из миссии школы. Это гармоничное сочетание интеллектуального здоровья учащихся и их социализации. - Ро ль шко лы сегодня: воспитыв ат ь или т олько у ч ит ь? Что Вы думаете о б этом? ЗИЕН КО Л .В . , з а в у ч п о в о с п и т а т е л ь н о й р а б о т е Тас - к а е в с к о й с р е д н е й ш к о л ы : - Современное время породило новую педагогику, где ключевым вопросом является воспитание человека, способного строить достойную жизнь. Это конечная цель педагогической деятельности. Главная роль школы сегодня - обучая воспитывать и воспитывая обучать. Школа должна дать детям полноценное качественное образование и хорошее воспитание, только так она может выполнить социальный заказ общества. О п р о с вела Т. ГОВОРУХИНА. Заместитель директора по воспитательной работе СОШ №93. М е р и н о в а Л а р и с а И в а н о в н а - учитель хи мии и биол огии Новочановской СОШ. П е н з и н а О л ь г а Л е о н и д о в н а - учитель ист о р и и и о б щ е с т в о з н а - ния СОШ №2. П о з д р а в л я е м п е д а г о г о в и ж е л а е м д а л ь н е й ш и х т в о рч е с ких у с п е х о в и б л а г о п о л у ч и я ! Ч е р н о в а Ф а и н а А л е к с а н д р о в н а - у чи т е л ь б и о л о г и и С О Ш №3. Г у н а н н е й п р о ф е с с и и н е т она создавала условия для профессионального роста всех педагогов школы. Наверное, поэтому учащиеся Но- вояр ковской школы неоднократно яв лялись победителями районных олимпиад, и н те лл ектуаль ны х кон курсов, ежегодно пополняя ряды золотых и серебряных медалистов. Б о л ь ш о е в н и м а н и е д и р е к т о р у д еля ла ук р е п л е н и ю м а те ри ал ьн о - т е х н и ч е с к о й базы об р азовательно го у ч р е ж д е н и я , б л а г о у с т р о й с т в у пришкольн ой территории, организуя летний труд и отдых ш к ол ьн и ко в . К ней обр ащ аю тся не т ол ь ко по работе, но и по м н огим ж и зн е н н ы м вопросам, которых у к аждого в селе нема ло , и На д е жд а С теп ан ов н а гот ова помочь с ов е том и делом . Б о л ь ш о й п е д а го ги ч е с ки й опыт, знания, любовь кдетям и своему делу, необыкн ов ен н о е т рудолюбие, т во р ческий подход к работе, с тремление к совершенствованию - все эти качества оценены коллегами, односельчанами, детьми, ру ководством . Надежд а С т е п а н о в н а на гражд ен а знаком «Отличник народного просвещения», почетной грамотой губернатора Новосибирской области, почетной грамотой главы администрации Барабинск ого района. В 20 05 году д иректо р Ново- яр ко вской школы, ру ководитель высшей категории Надежда Степановна Колотова была занесена на Д о с к у Почета Барабинского района. Е. ДОЦЕНКО . Методист ЦИМО. В преддверии Дня учителя хочется поздравить замечательного педагога, прек ра сную хозяйку и маму двух сыновей Н. С. Колотову с праздником, пожелать счастья, здоровья и всего самого наилучшего. Надежда Степ анов на более 30 лет возглавляла одну из ведущих школ района - в селе Ново- ярково. А приехала сюда в 1964 году, устроившись учителем истории. Руководство района заметило молодую, нера вно душ ную , любящ ую св ое д ело учительницу. В 1977 году Надежда Степановна стала директором школы. Сотни уче ников выпустила школа за эти годы. Все они помнят свой пе рвый урок, пе рвых учителей и, конечно же , д и р е к то р а школы : стро го го , пр инципиального, настояще го дру га - и в ед ут к ней в ро дную школу уже своих детей. За годы своей д еят ел ьнос ти Надежда Степ ановна сумела создат ь в школе коллектив единомышленников, стремящийся к т в о рче с ком у поиску, р о с т у п е д а го ги ч е с ко го м а с те р с т ва . Всю жизнь, занимаясь самообраз ованием, находясь в по иске новых методов, приемов обучения и воспитания. Потенциал учителя велик Н е зря говорят, что ш кола - один из са мых бол ьших камней в основан ии общества. И наконец -то общество начинает поним ат ь вел и кое назначение этого основания. В школе учат жить , в школе и уч ат ся жизни . Но главное - она дает азы знаний, без которых в д ал ь н е й ш ем невозможно приобрест и профессию, пол нокровно ж и т ь и тру диться. А еще она воспитывает в юных, выражаясь высо ким ст и лем, все *разумное, доброе, вечное». Сегодня система образования продолжа ет меняться. Ка кими ст ан ут перемены в этой в общем-то стабильно функц ионирующей отрасл и? Сегодня, в ка нун празднования Меж дународного дня уч ителя, на эти вопросы отвечает начальник управления образования ад м и ни ст ра ц ии Ба рабинского района, З аслуже нный учител ь РФ Н. Л. Сухорукова. КАЧЕСТВО И Д ОСТУПНОСТЬ Се годня сам ая акт уальная проблема для всего образования РФ - повышение его каче с тв а , д о с т у п н о с т и и эффе кти в но с ти . Бе сспорно растущее ф инансирование пом о гае т по дн ять к а ч е с тв о о б р а зов ан и я , ведь д л я п о лн оце н но го у че б- н о -в о сп и т а т е л ь н о го пр оцес с а н еобход и м ы с о о т в е тс т в у ю щ и е с о в р ем е н н ы е условия . Трудно п е рео ц ен и т ь по ло жи т ел ьны й с д в и г в п о пол н ен и и у ч е бн о м а те ри ал ьн ой базы школ, о б е с п е ч е н ный р е ал и за цие й п р ио ри тетн о го н аци он а л ьн о го п р оекта «О б р а з ов ан и е» : в 2 0 06 год у д ве школы города по лучили по 1 млн. рублей , в этом году - 4. За мн о ги е годы в пер вы е н а ч а л о с ь о с н а ще ние у че бны х кабинетов . У стьянцев- ск а я ш кол а по лучила к а б и н е т гео гр а фии, школы №47 , 93 и Т а с к а е в с к а я - кабинеты х имии, школа №92 - каб инет би ологии, ш к ол ы №1, Но в о ча н о в с к а я - каб и н е т фи зи ки , школа № 4 8 - и н те ра кт и в н ую доску. На с е го д н яш н и й д е н ь в ра й о н е о п ре де ле ны 10 базо вы х и о п о р н ы х школ , 9 из к оторых у ж е по лучил и по 69 9 т ы сяч рублей к ажд ая и з а н и м аю т с я ком пл екто в ан и ем уче бн о го оборудования. Э ти ш к ол ы мы у к р е п л я е м в пе р в у ю оч ередь , чт обы с о з д а т ь все у сл ов ия д ля п о лу че н ия к а ч е с тв е н н о го о б р аз о вания. Но это не значит, ч то все остальны е б уду т б р о ш е н ы , нет. О н и т а к ж е буд у т п о л у ч а ть ср е д с т в а на развитие. ЕГЭ К А К Ф О Р М А А ТТЕСТАЦИИ В этом году мы п о -н о в ом у по см о т рели на результаты ед и н о го г ос уд ар с т в е н н о г о э к з а м е н а . Э т о м у с п о с о б ствовало увеличение числа участников э кз ам е н а на п р едм ет ах по выбору, кол и ч е с т в о с д а в а е м ы х пр е д м е т о в . Успешно с п р а в и л и с ь с экз ам е н ом вы пускни к и Н о в о н и к о л а е в с к о й , Н о в о с п а с ской , Н о во яр ко вс кой , С т а р о щ е р б а к о в ской школ, а т а к ж е школ №№ 2 и 3 - в д а н н ы х ш ко л а х нет д во е к . С 2 0 09 года ЕГЭ с тан ов и тс я е д и н с тв е н н о й формой г ос уд ар с тв ен н ой (ито говой) а т т е с т ации . Готовы ли мы о б е с п е ч и т ь д ос т ой ны й уровень з н а ний нашим в ы п у с кн и к а м ? Да, есл и эту р а б о т у мы будем н ачи н а т ь с нача ль но й шк олы. Л Р О Ф И Л Ь - ПО В Ы Б О Р У Качество образ ования во многом определяе тся его с о д е р ж а н и ем . В н е д р е н и е п р оф и л ь н о го об учения - одно из п р ио р и т е т н ы х н а п р ав л ен и й м о д е р н и за ции обр азования. С к ажды м г о д ом у в ел ич ив ае тся ч и с л о школ и кла ссов , ре ал и зую щ и х п р оф и л ь н ы е программы . В районе вн е д р е ны р а з л и ч н ы е модели с ет е во го в з а им од ей с т ви я с у ч р е ж дениями в ы сшего профессионального образования и меж- ш к ол ьны м у ч е бн ы м ком би н атом . О Д А Р Е Н Н Ы Е Д Е ТИ В р а м к а х пр о граммы «О д аре н ны е д ети» пр од олж ае т ся ра бота по пр и о бщ е н и ю у чащи хся к и с сл е д о ва те л ь с кой д е я т е л ь н о с т и . П р о в е д е н ю б и л е й н ы й 10-й к о н к у р с т в о р ч е с ки х и с сл е д о в а те л ь с ки х работ, в котором у ч а с т в о вали 97 ш к ол ьн и ко в . На ши ребята успе ш н о пр инимают у ч а с т и е в р е г и о н а л ь н ы х и д а ж е м е жд у н а ро д ны х к о н к у р сах, и с т а н о в я т с я лауре атам и . Таких , как «Эврика» , «Мы знаем немецки й», ор ганизованным немецким культурным центром пр и Ге рм а нском по с ол ь с тв е , и д ругих К А К И М Д О Л Ж Е Н Б Ы Т Ь У Ч И Т Е Л Ь , ... ч тобы обе спеч ить в ы с о к о е ка че с тв о обр азов ан и я? С е й ч а с в наш ей си с те м е обр азов ан и я как никогда возро сла п о т р е б н о с т ь в пе да го ге , с п о с о б н о м к р и тиче с ки , тв о р ч е с ки о с м ы с л и в а т ь и п р им е н я т ь на пр ак ти к е д о с т и ж е н и я науки и п е ред ов о го опыта . Новая система оплаты труда п едаго гиче ских работнико в в полной мере будет у чи ты в а ть и ур о в е н ь п р о ф е с с и о н а л и зм а педаго га и, что с а мое важ н о е , ка ч е с т в о е го работы. О С О Б Е Н Н О С Т Ь П О Д У Ш Е В О Г О Ф И Н А Н С И Р О В А Н И Я Е ж е го д н о буд ет у т в е рж д а ть с я м и н им ал ьный н о р м а тив , ф о рм и р у ю щ ий с я из ра с чета на од ного уч ащ е го ся . То е с т ь с к о л ь к о «сто ит» один у ч е н и к в год. На 2 0 08 год по с т а н ов л е н ием гу бернатора об ласт и у с тан ов л ен н о р м а т ив в 13 т ы с я ч 375 рублей . Из них 875 рублей - на о б е с пе чени е у ч е б н о го пр о ц е с са из расчета на од ного у ч а щ е гося. Все о с т а л ьн ое - это фонд оп латы труда. К н ем у в р е ме нн о в во д я тс я по пр а во чн ы е коэф ф и ц и е н ты , у ч и т ы в а ю щие к о л и ч е с т в о у чащ и х ся , р е а л и зуе м ы е о б р а з о в а т е л ь ные программы, наличие осо бы х условий , например, у чебн о -о пы тн о го х о з яй с т в а , л о к а л ь н о й ком пь ю т е р н о й сети , спо р т и в н о го к ом п л е к с а и т. д . С уч ето м по пр а во чн ы х коэф ф и ц и е н т о в и о п ред ел яе тс я ф о н д о п ла ты труда о б р а зов а т е л ьн о го у ч р ежд ен и я . П оэ том у очев ид н о , что пе рвый год с т а н е т годом, когд а мы б удем ап р о б и р о в а т ь , вход ить в н ов ую с и с тем у ф и нан с и р о ва н ия , в н о с и ть к о р р ектир ов ки . А д а л е е у ж е можно г о в о р и т ь о новой с и с тем е оплаты труда, когда у чи т е л ь п о л у ч а е т д е н ь ги не т ол ь ко от к о л и че с тв а п р о в е д е н н ы х у р о ко в , но и от кол ич ес тва о б у ч е н ных у ч е ни к ов , внеуче бн о й нагрузки , от качеств а и р е зуль т а т о в с в о е го труда. К т о м у ж е ст им ул и р ую щ а я ча с ть фо нда о п л а ты труда - 30 % от него - будет предназначена именно д ля пр ем и ро в ан иятр уда педагогов. А ра спределение этой стим улирующей части обязательно будет сог ласовыва ться с общес твенным советом школы. «ВС Е М И Р Н А Я ПАУТИНА» И Ш К О Л Ы Одно из сер ьезных направлений повышения ква лифи кации - об уче ние педа гогов компьютер ной грамотности. Нужно, чт обы каждый учи тель умел работать на компьютере и использ овал его в учебном процессе, применял на уроках совр еме нны е образовательные технологии. В прошедшем году в рамках реализации национального проекта проведена бол ьшая работа по подключению школ к сети Интернет, на данный момент только 4 школы не имеют д ос тупа к всемирной сети. О Б Щ Е С Т В О И Ш К О Л А Говоря о создании системы оценки качества, нужно ск азать, что есть государственная составляющая, которая формируется по «вертикали». Это и ЕГЭ, и различные тестирования, это и всевозможные федеральные мониторинги, надзор, контроль, аккредитация, аттестация, лицензирование и так дале е. А наша важная составляющая - создание экспе ртного сообщества, которое бы тоже у частвовал о в оценке д е я тельности образовательного учреждения. То есть речь идет о прямом участии общ ественности в оценке качества образования. РЕСТ Р У К ТУ РИ ЗАЦ ИЯ - НЕ ОТ Ф И Н А Н С О В Ы Х П Р О Б Л Е М . . . Один из кардинал ьных путей повыше ния качества обра зования - реструктур и за ция сети учреждений района. Программа создавалась при активном участии школ, была об суждена на коллегии и утверж дена депутатами. Важно понимать, что реструктуризация вызвана не финансо выми причинами , а качеств ом образ ования, котор ое получают наши дети. Учащиеся должны занимат ься в таки х условиях, которые помогут им получить всестороннее, интеллектуальное развитие, ведь на ты с ячу детей всегда рождается одинаковое число талантов, и представьте себе, сколько из них остаются нераскрытыми? ЗД О Р О В Ь Е - Г Л А В Н Ы Й ЭЛЕМЕН Т Со стоян ие здоровья подр астающего поколения - важнейший по казатель благополучия общес тва и государства, не т ол ько о тражающий нас тоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Не случайно мы уделяем бол ьшое внима ние ор ганизации питания школ ьнико в, ведь ча с то именно питание является причиной многих нар ушений здоровья С 20 05 года д обились откры тия в каждой сельс кой школе столовой, 20% школ имеют, кроме столовой, ещ е и буфет. Горячим питанием охвачено 98% учащихся началь ной шко- лы и 78% учащихся 5-11 кла ссов, в то время как по многим регионам России эта цифра не пр евышает 60%. Во всех школах реализуется право детей из многодетных сем ей на получе ние бесп ла тног о питания. О БРАЗОВАНИЕ Д ОС ТУ ПН О ВСЕМ Нами созданы усл ов ия для обучения больных детей и детей-инвалидов. Организация классов надомно го обучения позволила улучшить качество обуче ния детей: не тол ько ра сширить содержание образования, но и более успе шно решать вопросы социализации. Н АЦПРОЕКТ В Д ЕЙС ТВИИ Прошедший учебный год запомнитс я нам в пе рв ую очередь как год интенсивной реализации пр иоритетного национального проекта «Образование». И хотя данный проект рассчитан на долгосрочную перспективу, он у ж е ок аз ал влияние на нашу жи знь: к двум ш к олам-«миллионерам» - №2 и №3, по бедившим в конкурсе инновационных учреждений, в 2007 году прибавились еще 4 школы: №№ 1, 93, Новочановская и Устьянцевская. Сп исо к л учши х учителей та кже пополнился новыми ф а милиями: А ф а н ас ье ва Наталья Алексеевн а - школа №48, Л овицкая Мар гарита Николае вна - школа №1, Новикова Ал ла А лександровна - Козловская школа, Солодо вников Михаил Юрьевич - школа №93, Чер ен кова Надежда Алек сандровна - школа №2. НАКАНУНЕ ПРАЗДНИКА Доро гие коллеги! В этот день мне хочется не т ол ько от души поздравить вас с таким большим праздником, как День учителя, но и выразить вам ог ромную благодарность за ваш великий труд. Наш профессиональный праздник, Международный день учителя, является по -наст оящему всенар одным . В каждом уче бном заведении ра йона ваши ученики найдут для вас теплые, тро гательные слова бла годарности за ваш нелегкий и благородный труд. Благодаря вашему энтузиазму, отв етственному отношению к д ел у современная школа живет, ра звивается, выполняет свое великое пр едназначение перед общес твом и государством , которые находятся в нео платном д олгу перед вами. Разрешите сердечно поздра вить всех учителей , пр еподават елей , воспитателей района с замечател ьным праздником, пожелать крепко го здоровья, счастья, бла гополучия, увереннос ти в зав трашнем дне, оп тими зма . Убеждена, что своими творческими успехами, педагогическим мастерством вы всегда в сост оянии подтвердить высоча йший образовател ьный и духо вный по тенциал российского учи тел ьс тва Ст оя ть над жи зн ью молодой, Храня пр екрасное единство, Че сть вековая, д о л г святой - Учител ьс тво и материнство. Сначала душ и пробуди, Пусть жажда к з нанью в них проснется, Потом питомцев поведи К пр озрачно-чистому колодцу. Живую воду из глубин Ты ч ерпать научи рукою, Чтоб свой народ л край любить , Мужать и х орошеть душою. С тало д об р о й тр а д и ц и е й каж ды й год н а гражд ать премией губернатора л у чш и х п е д а г о ги че с к и х работников. В этом году лучшим и педагогами об р а з о в а т е л ь н ы х у ч р е ж д е ни й района признаны:
RkJQdWJsaXNoZXIy