Барабинский вестник,2000, №023-024

Г ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 10 ЛЕТ НАЗАД В БАРАБИНСКЕ НАЧАЛА РАБОТАТЬ НОВАЯ ШКОЛА № 3 С МОМЕНТА своего открытия школа № 3 рабо­ тает в инновационном режиме. На заседаниях науч- но-методического совета, который функционирует с 1993 года, под руководством директора школы Н. В. Шмаковой были разработаны задачи перехода к “новой школе”. Исследовались проблемы развития и обновле­ ния воспитания, изучались новинки методической литературы и передовой опыт, корректировалась работа методических объединений и творческих групп. Главная наша цель - создание максимально бла- “4" и "5” успевают 70-80 процентов учащихся. Учителя школы активно работают с одаренными детьми через предметные кружки, факультативы, клу­ бы, научно-исследовательскую деятельность. Постоянно развивается воспитательная система, основанная на общечеловеческих ценностях. Особое внимание уделяется эстетическому воспитанию: про­ водятся занятия по эстетике, художественному тру­ ду, ритмике. При переходе детей из начального звена в среднее соблюдается преемственность, так как снижение ус­ певаемости учащихся в 5 классе делает эту проблему гоприятных условий для развития личности учащих­ ся. В школе ведется преподавание предметов как регионального, так и школьного компонентов: вале- ология, история культуры народов Сибири, ритми­ ка, эстетика, психология, риторика, родная словес­ ность, теория решения изобретательских задач, эти­ ка, зарубежная литература, история мировых циви­ лизаций. Осваиваются новые технологии: с 1992 года от­ дельные классы начального звена работают по ме­ тодике развивающего обучения Занкова, с 1996 года в среднем звене учителя русского языка работают по методике В. В. Бабайцевой. Ведется постоянный поиск новых нетрадиционных форм обучения. В общеобразовательную школу вводятся гимна­ зические классы. Иначе говоря, осуществляется уровневая дифференциация, формирование лично­ сти с развитым интеллектом, навыками исследова­ тельского труда и высоким уровнем умственной культуры. В семи действующих гимназических классах на актуальной. Чтобы сократить адаптационный период этого пе­ рехода, некоторые преподаватели начинают подготов­ ку к ведению своих предметов с начального звена. Так, в третьем классе ведется предмет “Введение в лите- рэ’Л'ру". Курс “Родной словесности" позволяет детям в пятом классе бол°е успешно осваивать программу В. В. Бабайцевой. Занятия “Математикой и конструиро­ ванием" и “Теорией решения изобретательских задач” помо 1 аюг при углубленном изучении математики. Как результат: за десять лет работы школа выпус­ тила 17 медалистов. Ежегодно в высшие учебные за­ ведения поступают 40-50 процентов ее выпускников, в техникумы - 30-35 процентов. Успевают на “4" и “5" 47 процентов учащихся. Ученики школы не только активно участвуют в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, конферен­ циях, но и, как правило, занимают призовые места. Л. АНИКЕЕВА. Заместитель директор школы N8 3 по учебной ра­ боте. ш т а т м т т й С сентября 1997 года на базе нашей школы зарегистри­ рован эстетический центр “Орион”. Работа в нем ведет­ ся в нескольких направлени­ ях: концертная, педагогичес­ кая, просветительская, учеб­ ная. Руководит “Орионом" Т. В. Присекайло - учитель первой категории, дипломант област­ ного конкурса "Учитель года- 96”. Творческую группу “Стихия”, входящую в эстетический центр, возглавляет професси­ ональный музыкант и компо­ зитор А. Д. Мошкин (закончил Новосибирскую государствен­ ную академию). Он педагог-те­ оретик, автор фортепианных пьес, мелодий к школьным спектаклям. Консультант эстетического центра - психолог Н М. Баса­ лаева, Отличник народного просвещения, учитель высшей категории. Композитор Мош­ кин пуииет музыку на ее с т и х и . В шестых-седьмых классах Надежда Михайловна ведет по­ этический клуб “Вдохновение”, в старших - клуб журналистики. Кроме уже названных “Сти­ хии” и “Вдохновения”, в эстети­ ческий центр входят детский во­ кальный ансамбль “Рссинка” , студьгя эстрадного сольного пе­ ния “Прима”, театральная студия “Сказка”. Второй год работает школа гармонического развития “Раду­ га", цель которой подготовить детей к школе. Детский эстетический центр постоянно выступает с концер­ тами в Барабинске, выезжал так­ же в Куйбышев,.Татарск, Кочеие- во, Здвинск. Таня Полесская была лауре­ атом I степени Всероссийского фестиваля “Салют Победы-95", Лена Гольцова - победителем поэтического конкурса телепере­ дачи "Моя семья” (ГТРК, г. Ново­ сибирск, 1996). Аня Макарова участвовала в областном фести­ вале художественного творче­ ства детей-инвалидов (1997 год). Света Тестова была дипломан­ том областного фестиваля юных исполнителей “Найди звезду" (1998 год). В 1998 году в конкурсе дости­ жений в деле защиты права ре­ бенка на жизнь без насилия и жестокости, который проходил в Москве и посвящался памяти Матери Терезы, участвовала и наша школа - с проектом “Театр против насилия”. Программа этого проекта рассчитана до 2004 года. А уни­ кальность его в том, что в усло­ виях возрастающей агрессии в обществе, роста преступности среди несовершеннолетних те ­ атр становится доступным для всех детей средством познания приемов защиты от жестокости и насилия. В. ПОЛЯКОВА. Заместитель директора по воспитательной работе школ.ы № 3. Строительство школы № 3 еще шло, а Н. В. Шмакова уже вошла в нее хозяйкой. Правда, сначала в качестве кура­ тора - своеобразного толкача, помощника прораба (в то время она работала заведующей методическим кабинетом гороно). А после введения здания школы в эксплуатацию Надежда Васильевна стала ее директором. И вот прошло десять лет. Для юбилея срок вроде бы не­ большой. Но сделанное заставляет думать иначе. Используя помощь спонсоров, Н. В. Шмакова значитель­ но укрепила материально-техническую базу школы. Каби­ неты химии, физики, информатики, литературы, музыки, рисования, трудового обучения оснащены необходимым обо­ рудованием. Есть теплица, два спортивных и танцевальный залы, парикмахерская, где девочки 10-11 классов приобретают со­ ответствующую квалификацию, столовая (здесь полно­ ценно питаются по абонементам 760 учащихся из 1093, обу­ чающихся в школе). Н. В. Шмакова щедро делится опытом. Неоднократно выступала на областных и городских конференциях, уча­ ствовала в семинарах руководителей общеобразователь­ ных учреждений в Челябинске (1993 год), в Москве (1994 год) - по вопросам управления инновационными процессами в школе. В 1998 году Н. В. Шмаковой, учителю высшей категории, присвоено почетное звание “Заслуженный учитель школы Российской Федерации". На снимке: Н. В. Шмакова. КАК РОДНОЙ ДОМ Школа. Храм науки. Родной дом Для меня это слова-синонимы Именно так я называю учреждение, куда торопилась по утрам более сорока лет. Получилось так, что завершать свою педагогическую деятель­ ность мне довелось в новой красавице-школе № 3. Она как-то нео­ жиданно стала близкой и желанной. Хотелось работать, отдавать свой творческий запал среди, без преувеличения будет сказано, домашнего уюта, который мы созда­ вали сами во главе с директором школы Н. В. Шмаковой, завучем Л. И. Аникеевой, вместе с учениками и их родителями. Не случайно дети с удовольствием бегут в школу. Это их дом, их радость и надежда на будущее. Это огонек, который долго будет светить в их жизни. В школе есть хорошая хозяйка - Надежда Васильевна. А у хоро­ шей хозяйки все есть. Поэтому даже в такое трудное время школа производит впечатление богатого, ухоженного здания. А богата она замечательными умными людьми, которые здесь работают сердцем и душой. Родители, понимая это, стремятся, чтобы их сыновья и дочери учились именно в нашей школе. Учащиеся, кто пешком, а кто на машинах или автобусах ежед­ невно спешат на занятия в свою родную школу № 3. Спасибо судьбе, что последние годы перед пенсией я работала именно здесь, среди близких мне по духу людей. В. СТЕПАНОВА. ‘Байкалу” - мобильную связь Новосибирское территори­ альное управление автодорог пла­ нирует развернуть на территории области сеть транкинговой связи (разновидность мобильной связи). Об этом ФАН сообщили вдепар­ таменте транспорта и дорог ад­ министрации Новосибирской об­ ласти. Сейчас на трассе Новоси­ бирск - Каргат начались испыта­ ния первой очереди проекта те­ лефонной сети из 45 номеров. Это мобильные телефонные трубки с обычным городским номером, подключеные к базовой станции в Каргате. Звонить с их помощью можно с любой точки дороги в ра­ диусе 35 километров. Как сообщила ФАН начальник отдела связи Новосибирской обладминистрации Галина Заго- ренко, пользователями транкмч- говой сети станут в первую оче редь ГИБДД, УВД, транспортная инспекция и дорожные службы. Помимо этого телефоны будут установлены з мест«ь.х админис­ трациях, на АЗС, в кемпингах и за­ кусочных. В самое ближайшее время планируется запустить ба­ зовые станции в Коченево и Чу­ лыме, азатем транкинговая сяязо охватит и весь участок трассы ' Байкал” от Новосибирска до Ом­ ска. Всего планируется устано­ вить 15 базовых станций. (ФАН). НАСЕЛЕНИЕ Земли, которое с 1960 года увели­ чилось вдвое, в 2000 году достигнет 6 млрд человек, а к 2050 году будет составлять 8,9 млрд. При этом при­ рост населения происходит в основном в развиваю­ щихся странах, где проживают 80 проц. всех жителей нашей планеты, говорится в распространенном док- ся самыми густонаселенными. Что касается Езропы, говорится в документе, то уровень прироста населения здесь не только равен нулю, но и количество жителей континента продолжает сокращаться. Если сегодня здесь проживают 729 млн человек, то к 2050 году этот показатель сократится до В 2000 ГОДУ ОАС БУДЕТ 01ЕСТЬ МИЛЛИАРДОВ ладе Фонда ООН для деятельности в области народо­ населения (ЮНФПА). Каждый год население Земли увеличивается на 78 млн чело.век, 95 проц. из которых приходится на раз­ вивающиеся страны. Количество жителей на Афри­ канском континенте с 1960 года увеличилось втрое, в гтранах Азии, Латинской Америки и бассейна Карибс- кого моря население удвоилось, даже несмотря на то, что во многих государствах негативное влияние на этот процесс оказали отсутствие элементарных норм ги­ гиены, слабое развитие систему здравоохранения, плохое продовольственное снабжение, эпидемия СПИДа. В этих регионах уровень рождаемости оста­ ется достаточно высоким, а в будущем они останут­ 702 млн человек. Сокращение населения наблюдает­ ся, например, в таких странах, как Италия, Испания, Германия, Россия Болгария, Венгрия, Румыния. По мнению специалистов ЮНФПА, центры народо­ населения смещаются с севера на юг - если в 1960 году население Европы здвое превосходило население Аф­ рики, то к 2050 году африканцев будет в три раза боль­ ше, чем европейцев. Такая же тенденция наблюдается и в соотношении городского и сельского населения - если в 1999 году насчитывалось 17 городов с населе­ нием более 10 млн человек, то к 2015 году их количе­ ство увеличится до 26, причем большинство из них бу­ дет располагаться на юге. А. ТИМОФЕЕВ (корр. ИТАР-ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2