Барабинский вестник,1996, №112

ГИМНАЗИИ - БЫТЬ! О том, для чего нужна гим­ назия и что ждет нынешних и будущих гимназистов, расска­ зывает завуч гимназии Вера Ивановна Семенова. - Читаю газеты: где-то от­ крыт лицей, где-то колледж, а там начинает действовать гим­ назия. Тревожит вопрос: не дань ли это очередной моде на ори­ гинальность? Что если за новой вывеской скрывается слегка об­ новленное, но привычное и ус­ тоявшееся желание наполнить ученика знаниями подобно тому, как любой сосуд наполняется водой? Говорю на уроках об эффекте соленого огурца, а где- то в глубине души оставляю место для сомнения: а так ли надо? Может быть, лучше, если учитель передаст истину учени­ ку, а ученик съест не одну пару железных хлебов в самостоя­ тельных поисках этой истины? Предвижу зубовный скрежет умудренного горьким опытом учителя: “Где вы возьмете тако­ го ученика?!” Предвижу и убий­ ственный упрек обреченного на вечную нехватку времени моло­ дого поколения: а когда жить-то по-человечески? Принимаю упреки. Всем со­ чувствую и даю рецепт счастли­ вой жизни. Есть три категории учени­ ков: умные, не очень и совсем глупые. Умные идут в гимназию. А там какой-никакой, а конкурс. Его надо выдержать. Как? Под­ няться на ступеньку выше еще в девятом классе. Попал в гим­ назию - молодец! Вот тебе и уг­ лубленный немецкий, вот интен­ сивный английский, там слуша­ ют историю мировых религий, здесь до потери пульса сидят за компьютером под руковод­ ством Бориса Леонидовича и Михаила Юрьевича. Выбирай! Ах, ты хочешь заниматься в гу­ манитарном? Миленький, так ты ж ко мне придешь! Значит, ты и меня выбрал вместе с моей литературой, риторикой, историей и прочим. Как же я тебя за это любить буду! И вот мы полюбовно с уче­ ником договариваемся о том, что будем искать в пучинах практической стилистики или таинственной психологии. Реально? Конечно! Выгод­ но? Еще бы! И как вы, навер­ ное, уже догадались, един­ ственное, что нужно для такой счастливой жизни, - гимназия. “ВСТРЕЧУСЬ С МОИМИ ДОРОГИМИ... чч Галина Афанасьевна Арещенко - выпускница пятидесятых годов. После окончания Куйбышевского учительского института работала учителем, завучем в ряде школ Барабинского района. В восьмидеся­ тые была заведующей учебной частью в школе № 93. Галина Афана­ сьевна - “Отличник народного просвещения” . Ныне на заслуженном отдыхе. Накануне 60-летия школы наш корреспондент встретился с ней и попросил ответить на ряд вопросов. - Галина Афанасьевна, как складывалась ваша учительс­ кая судьба с самого начала? - Думаю, что она сложилась удачно. Первый год начинала в селе Кожевниково. Здесь вышла замуж. Ладила на работе с колле­ гами, учащимися. Уроки мои люби­ ли. Детей никогда не унижала, я их учила. Вот так целый день с утра и до вечера. - Вы были молоды и, значит, романтика рядом... - Встарших классах, когда еще учились в школе № 93, вместе с учительницей Марией Евграфов­ ной Титовой ставили спектакли по поэмам А. С. Пушкина, отрывки из "Молодой гвардии” о краснодон- цах-комсомольцах. Эта тяга оста­ лась на всю жизнь, пригодилась, когда готовились к новогодней елке, к другим праздникам. С учи­ телями Ф. М. Кочергиной, П. Ф. Пи- воваровой участвовали в концер­ тах, фестивалях. Этот период жиз­ ни можно назвать романтическим, в полном смысле этого слова, Пос­ ле двадцатилетней работы стала старшим учителем. - Когда пришли работать в школу № 93, вы, наверное, об­ ладая большим опытом, не чув­ ствовали себя новичком? - Позади было 24 года педаго­ гической деятельности и в основ­ ном завучем. Когда пришла рабо­ тать в школу N8 93, не считала, что я новичок. Коллектив сплоченный, дружный, с особыми традициями, . во главе с А. М. Третьяковым, встретил меня хорошо. Не было никаких проблем. Главное в учи­ теле - профессионализм, умение ладить с детьми. Это мое кредо. Здесь же трудились мои одноклас­ сницы: Нина Ивановна Игнатова - организатором воспитательной ра­ боты, учителем истории Тамара Ми­ хайловна Мазурова. - Галина Афанасьевна, вы всю жизнь отдали школе, нет ли, глядя на сегодняшние проблемы, сожаления? - Сожаления нет. Все работали, знали что делали. Не б^ло, конеч­ но, чтобы с начальных классов вво­ дить иностранные языки. Может, в те годы не хватало денег. Тем не менее, считаю, что мы “в застое” не находились. Так же старались вво­ дить элементы новизнЪ) в учебно- воспитательный процесс. Все все­ гда четко спланировано, педагоги отчитывались по своим направле­ ниям. Шагали в ногу со временем. Конечно, компьютеров тогда не име­ ли. Была техника, возможно, и гро­ моздкая, но была. Трудностей все-, гда хватало. Особый дух демокра­ тичности витал и витает в стенах школы. Это поддерживалось А. М. Третьяковым, главным инспектором отдела учебных заведений Л. Н. Субботиной, методистом Аллой Михайловной Петько. Они нам, кол­ лективу, хорошо помогали, не вда­ вались в мелочи, разрешать стра­ тегические задачи. Я благодарна им всем. Благо­ дарна А. М. Третьякову, Г. С. Бокс- лер, В. П. Петрищевой, А. Е. Голу­ бевой, Т. И. Рязановой и другим. Успела поработать и с молоды­ ми. С ними также интересно. В свое время "звездочкой" в коллектив вор­ валась Н. В. Монастырева. Интерес­ ный человек и педагог, молодец она. Человек творческий. - Нет ли желания иногда вер­ нуться на некоторое время и дать урок? - Скажу, что возраст не тот. Могу ведь и растеряться. Хочу себя уважать до конца и других. Обидно, жизнь быстро идет к за­ кату. Рано осталась без г^жа Ус­ покаивает то, что дети у меня хо­ рошие. Дочь в Новокозловске ра­ ботает учительницей, вторая в Омске. Они мне помогают. Нужды ни в чем не ощущаю. В школу года два как стала ходить реже. При­ дешь, учителя ведь всегда заня­ ты. Но в коллективе не забывают, относятся ко мне хорошо, значит еще помнят. - Галина Афанасьевна , а свои в ы п у с к и у вас были здесь? - Три выпуска десятиклассни­ ков сделала. Второй из них недав­ но отпраздновал десятилетие. Лю­ бимчиков у меня не было, вроде, среди них. Но сейчас откровенно есть - Евгений Белек^, он терапевт центральной районной больницы. Горжусь, что он мой ученик. Свою бывшую учительницу принимает всегда охотно и с вниманием. Общая любимица этого выпус­ ка - Ирина Уфимцева. С 4 по 10 классы была неизменным старо­ стой. Мальчики ее слушали. Прин­ ципиальная и справедливая. Мне больно иногда за тех, когда узнаю, что у кого-то не сложилась судь­ ба. Близко принимаю к сердцу. Педколлектив меня пригласил на празднование 60-летия школы. Здесь я с ними и встречусь, мои­ ми дорогими. Многие могут и не приехать, времена иные сегодня... А как хотелось бы увидеть всех, кому путевку в жизнь Д З ' З доро­ гая моему сердцу школа № 93. Беседовал С. СУЛТАНАХМЕТОВ. ИСТИНЫ. КОТОРЫЕ НЕ ЗАБЫТЬ... Школьные учителя... Строгие и не очень, веселые и серьезные, но увлеченные своими предмета­ ми и любящие детей. Я бы срав­ нила их со сплоченным коллек­ тивом художников. Наши, учени­ ков, характеры, взгляды на жизнь они формировали так, как если бы каждый наносил по одному- другому мазку или штриху, созда­ вая наши портреты. С каждым таким мазком все более отчетливее проявлялись образы, какие наши учителя хо­ тели создать. Удалось ли? Об этом судить другим - тем, кто жи­ вет с нами и работает, кто видит нас в разных ситуациях. Замечательные были те штрихи и мазки. Они впитывались, враста­ ли в нашу суть как людей. Вот неко­ торые из них. Я имею в виду выска­ зывания, играющие роль поучений. Т. Г. Демидович, учительница русско го языка и литературы : "Главное, ребята, не то, кем вы ста­ нете, закончив школу, а какими”. Ю. М. Ильин, учитель физики: “Пройденный путь любого движения (имеется в виду и сама жизнь - при­ мечание автора заметки).равняется скорости этого движения, умножен­ ной на время этого же движения.” Т. М. Мазурова, учительница истории: “Есть в мире непреходя­ щие ценности, которые не зависят ни от каких исторических условии... В. А. Василевский, учитель ри­ сования: “Запомните, ребята, на всю жизнь: в природе нет чистых цветов, ибо ни один из них не суще­ ствует без взаимосвязи с другими”. В. И. Секисов, учитель физ­ культуры - на ссылку ученика, что болен: “Ни один человек не умер от занятий физкультурой!” Н. М. Пономарев, учитель ма­ тематики, стремясь вырабатывать в ученике скорость мышления, обычно замечал: “Вы, Киселева, медленно пишете и медленно дума- ___ » ете. В. И. Семиволков , учитель труда. С сожалением глядя на кри­ во выструганную деревянную де­ таль: “Уж больно она вымучен-1 ная... Надо ставить двойку, но с учетом старания поставлю три.” Это ли не чудесный пример ценить чужой труд! Это ли не урок того, чтобы мы поняли: не каждо­ му даны золотые руки, но в любом деле старание - уже многое зна­ чит. А сколько других всевозмож­ ных изречений довелось услы­ шать нам, кто учился в школе № 93 в шестидесятые годы! Что- то забылось из теорем и правил. Но те общечеловеческие истины, которые внушали нам любимые наставники, не забудем уикогда! Л. ЗГОРЖЕЛЬСКАЯ. Выпускница 1968 года. Экспресс-опрос ОБРАЗОВАНИЕ -НА НОВУЮ СТУПЕНЬ Может ли в условиях наше­ го города существовать гимна­ зия? Н. А. Макухо, начальник локомотивного депо: “Да, если ее организацией займется се­ рьезный человек, будет обеспече­ на поддержка вышестоящих орга­ нов, имеется достаточно солид­ ная материальная база." Р. П. Косиненко, учительни- ца, “Отличник народного просве- щения” : “Думаю, каждый родитель хочет своим детям дать хорошее образование. Это может сделать именно гимназия. У нас сейчас есть задумка: создать прогимна­ зию на базе детского сада № 1.11. Вот И потянется ниточка к совре­ менному образованию. И. В. Семенов, начальник ПМС-178: “Культурным центром школа может стать при условии высокого профессионализма учителя. Школе № 93 такой про­ фессионализм присущ. Я вижу коллектив умный, доброжела­ тельный, целеустремленный. Ему по плечу любые задачи " ТРАДИЦИИ НЕИЗМЕННЫ Не успела оглянуться, а вот уже 17 лет прошло... 17 лет как прозвенел последний звонок для выпуска 1979 года, когда я закон­ чила школу № 93. Выбор профессии был одно­ значен - пединститут. Не было размышлений о престижности, было лишь желание работать с детьми. И вот теперь, с высоты прошедших лет, хочу сказать слова особой благодарности сво­ ему классному руководителю Маргарите Ефимовне Родиной - учителю математики, человеку особой душевной красоты, Нине Ивановне Игнатовой - педагогу- организатору, которая до сих пор является для меня не только кра­ сивой женщиной, но удивитель­ ной в своем стремлении улуч­ шить, убедить, помочь. Тамара Михайловна Мазуро­ ва. Я до сих пор считаю, что именно этот учитель истории на­ учил меня выделять главное из того, что окружает нас в жизни. Низкий поклон вам, Тамара Ми­ хайловна! Надежда Васильевна Марты­ нова - учитель немецкого языка, с которой я, работаю сейчас, удивляет меня многогранностью своего интеллекта. Знаю, что ког­ да мне будет тяжело, всегда могу обратиться к ее жизненному опы­ ту, прислониться к ее плечу. С Г. А. Арещенко я работала буду­ чи уже учителем в этой школе. Галина Афанасьевна - требова тельный завуч, обаятельнейший человек, выпускница нашей 93-й. С удовольствием общаюсь с ней до сих пор. По истечении стольких лет педколлектив, конечно, обновил­ ся, время меняет многое. Но не­ изменны традиции школы: демок­ ратичность, стремление к ново­ му. И сегодня работают здесь ее выпускники: Лидия Дмитриевна Черткова, Валентина Павловна Петрищева, Галина Владимиров­ на Стальнова, Елена Александ­ ровна Серебренникова, Елена Александровна Ковязина, Ирина Александровна Карманова, кото­ рые действительно дают своим ученикам то доброе, светлое, вечное, в котором каждый из них нуждается. И в год 60-летия я хочу по­ желать своей родной школе всем педагогам и выпускникам, кото­ рые работали и учились в ней, не забывайте о ней, друг о дру­ ге. Н. ШМАКОВА. Заместитель директора по воспитательной работе. Ирина Алексеевна Панова - учительница 1 “А” класса гимна­ зии сделала второй набор гим­ назистов, с которыми она связы­ вает профессиональные и твор­ ческие надежды. Ирина Алексеевна продол­ жает поддерживать связь со сво­ ими первыми воспитанниками. Они сегодня уже пятиклассники. На снимке: И. А. Панова ве­ дет урок. Фото А. Германа.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2