Сибирская советская энциклопедия_Том2
iut>a КРОПОТКИНА ХРЕБЕТ— КРУГОБАИКАЛЬСК АЯ Ж. Д. 1056 жеского корпуса К. не остался служить в гвар дии, а отправился офицером в Амурское к а зачье войско. Свое пятилетнее пребывание в Сиб. (1862—67) К. ис пользовал п о ,преим. дл я путешествий и научной работы . З а это время о,н совершил 6 больших путешествий по Вост. Сиб., М аньчжурии и Сев. Китаю , изучая п ри роду и строение земной поверхности этих стран. Многочисленные м ате риалы путешествий е Сиб. (а 'затем в Финлян дии и Швеции) и вы в о ды, которые делал из них К., выдвинули его, как крупного и оригинального ученого. В об ласти геологии и географии он явился творцом трех новых теорий : 1) о строении азиат, ма терика, опровергнувшую господствовавшие то гда теории (Гумбольдта и др .) о направлении хребтов , геологическом строении материка и единовременном его образовании (мысль К. о том, что материк Азии возник не сразу, а со стоит из ряда частей ранее существовавших материков, позднее была самостоятельно р а з работана Э. Зюссом и др .); 2) о ледниковом периоде (эта теория зародилась после Олек- минско-Витимской экспедиции 1866), первона чально встретившая сильную критику геоло гов, а затем получившая всеобщее признание; 3) о высыхании Евразии (Европы и Азии), под твердив ее не только геологическими до в о д а ми, но и рядом исторических фактов (высыха ние озер Чаны, Лоб-Нор и др.), при чем «ве ликое переселение народов» К. об ’ясняет вы сыханием Ср. Азии. По возвращении из Сиб. К. поступил на фи зико-математический фак-т Пб. Ун-та, к-рый окончил в 1871. Состоял секретарем Р. Г. Об-ва по отделу географци и в 1874, за два дня до ареста, был избран председателем отдела. Аре стованный в 1874 за рев. работу в кружке чай- ковцев, К. после двухгодичного заключения в Петропавловской крепости совершил при по мощи друзей дерзкий побег из тюремной боль ницы и в 1876 пробрался за границу, где про жил до 1917, уйдя в рев. работу и получив широкую известность, как один из крупнейших теоретиков анархизма. Во время империали стической войны К. разделял позиции оборон цев. Возвратившись в 1917 и з-за границы, К. не принимает уж е почти никакого участия в общественной и рев. работе. В ряде писем 1918—20 К. признавал большие заслуги боль шевизма в деле доказательства на практике «возможности социальной революции и осо- бождения рабочего класса от власти капитала». Умер от воспаления легких в Дмитрове , 8 ф ев раля 1921. 13 ф евраля похоронен в Москве. Период пребывания К. в Сиб. описан им в «Записках революционера» (книга издавалась много р а з эа границей и в России). Последнее посмертное издание вышло в Москве в 1929. См. также «Дневник П. А. Кропоткина», М., Гиз, 1923 (Центрархив), где помещен список печат ных работ Кропоткина. Из многочисленных пе чатных работ К., относящихся к Сиб., отметим: Общий очерк орографии Вост. Сиб., «Зап. Р. Г. Об-ва», 1876; Поездка в Окинский караул, «Зап. Сиб. Отд. Р. Г. Об-ва», тт. IX—X, 1867; Отчет об Олекминско-Витимской экспедиции, «Зап. Р. Г. Об-ва», 1873; Две поездки в Мань чжурию в 1864 г., «Зап. Сиб. Отд. Р. Г. Об-ва», кн. VIII, 1865; Исследование о ледниковом пе риоде , «Зап. Р. Географического Об-ва», т. VII, в. 1, 1876; The o ro g r ap h y o f Asia (From . «The G eogr. Jou rna l» fo r F eb ru a ry and March 1904), London , 1904. КРОПОТКИНА ХРЕБЕТ—к С. от Забайкалья , на Патомском плоскогорье, вытянутый в ши ротном направлении вдоль 58° с. ш. между 114—118° в. долготы . Сложены из метаморфи ческих сланцев, осадочных пород и гранита. В вост. части лежи т высшая точка Олекминско- Витимского нагорья , голец Лонгдор 1.955 м, в зап. части—голец Короленко 1.650 м. КРОТ—см. Насекомоядные. КРОХАЛИ (M ergus)—промысловые птицы из отр. пластинчатоклювых, ср. размера . Х арак терной особенностью их являются довольно тонкий и сжатый с боков клюв, снабженный роговыми пластинками, напоминающими зубы. К.—водяные, хорош о ныряющие птицы, питаю щиеся исключительно рыбой . Они придержи ваются, преим., быстрых мелких мест (перека тов) и галечных отмелей, где любят отды хать. Н екоторы е из них поднимаются по бы стрым горным речкам почти до самых л ед ников. В Сиб. встречаются след, виды: 1) Л у т о к (М. albelius)—самый мелкий К., живущий от 70° с. ш. до шир. Томска и к В. до Кам чатки. В Вост. Сиб. в низовьях Амура, пови димому, не гнездится . Отсюда область гнез довья через Заб айкалье идет по юж. горам до Алтая и оз. Зайсана . 2) Б о л ь ш о й К. (М m e rgan se r)—крупная птица, живущ ая от Кам чатки и Курильских о-вов на 3 . по всей Сиб., при чем в зап. частях ее от 68 до 48° с. широты 3) Д л и н н о н о с ы й К. (М. se r ra to r ) обитает всю Сиб., при чем в Зап. Сиб. к Ю. доходит до верховьев Оби в Забайкалье до 50° с. ши роты. 4) В о с т о ч н ы й К. (М. squam a tus)—на Сахалине, в низовьях Амура и на Командор ских островах . Среди рус. населения промысел К. распространен слабо, но в юж. туземных районах этот промысел развит и носит хищ нический характер . Едва летных молодых з а гоняют в сети, перегораживающие речки, и в массовом количестве избивают палками. КРУГЛЕНСКОЕ, с.—Рубцовского района, Руб цовского окр., Сиб. края ; н а оз. Круглом; осн. в 1877; от район, ц. 64 км, от ж.-д. ст. Аул (Алтайской ж. д.) 48 км, от парох. прист. (Семипалатинск) 118 км; хоз-в 560, жит. 3.001. КРУГЛОГОЛОВКА—см. Ящерицы. КРУГЛЫЙ МЫС—выступ у юж. края Тазов- ской губы; представляет крутой, округлой ф ор мы, выступ до 50 м высоты. КРУГОБАЙКАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДО РО ГА—так назывался во время постройки и в первые годы эксплоатации участок Сиб. маги страли от ст. Байкал до ст. Мы совой, протя жением 260 км, начатый постройкой в 1899 и открытый для движения в 1905. От ст. Байкал до ст. Слюдянка (94 км) линия огибает ю.-з. оконечность озера , прорезая береговые утесы 39 тоннелями, общей длиной около 7 км и имея многочисленные виадуки , мосты и др. искус ственные сооружения. Если в ср. стоимость одного км Сиб. магистрали от Челябинска до Владивостока выразилась в 93 тыс. руб., то стоимость одного км К. ж. д.—обошлась около 130 тыс. руб., а стоимость всего участка около 40 млн. рублей. Д о окончания постройки К. ж. д. сообщение через Байкал совершалось при по мощи стального парома-ледокола «Байкал»,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2