Сибирская советская энциклопедия_Том2
б) Д а л ь н е-В о с т о ч н ы й к р а й . За годы рев. и сов. строительства возобновили краевед ческую работу старые организации—Отделы Р. Г. О б-ва : П риамурский в Хабаровске, З аб ай кальский в Чите, Владивостокский и Южно-Ус сурийский в Никольок - Уссурийске, музеи: Владивостокский, Нерчинский, Благовещенский, Хабаровский, Читинский и Сахалинский. В апреле 1922 в Никольск - Уссурийске состо ялся I с’езд по изучению Уссурийского края в естественно-историческом 'отношении. Тезисы и резолюции этого с’езда были опубликованы в «Известиях Южно-Уссурийского Отд. Р. Г. Об-ва». Этог Отдел Р. Г. Об-ва свои интересы развил преимущественно (на 90%) в сторону ботанических работ. По более широким вопросам краеведческое оживление начинается на ДВ с 1925. В мае э т о го года происходило совещание ДВ краеведов, на к-ром были поставлены вопросы о кр аевед ческом районировании (вернее: о разграничении территориального об ’ема работ географических об-в), о связи со школой, о подготовке к крае вому научно-исследовательскому с ’езду. После длительной подготовки состоялся в Хабаровске в апреле 1926 с ’езд по изучению производи тельных сил ДВ, к-рый работал в составе об ширного пленума и секций: поверхность и н ед ра, растительный мир, животный мир, человек, пром-сть, транспорт и организационная. С’ездом было выделено Бюро по изучению производи тельных сил. Труды с’езда, составившие 7 то мов, были изданы под названием «Производи тельные силы Дальнего Востока». З а годы сов. строительства, краеведческая сеть ДВК пополнилась рядом новых ор гани за ций и испытала существенные изменения в сво ем составе. Возник новый отдел Р. Г. Об-ва— Амурский в Благовещенске (1926), проведший в 1928 значит, работу по поручению Окрплана по угольным м-ниям территории б. Амурской губернии. Открылось несколько новых музеев— в Петропавловске - на - Камчатке (1923), в неко торых селах (в Акше, в Бырке); приступлено к созданию музея в Сретенске. В 1927 в Х аба ровске возникло ДВ Об-во краеведения , к-рое в своей работе стало принимать характер мас совой краеведческой организации и создало ряд ячеек по линии ж. д. и в селах. Организовался в Петропавловске - « а - Камчатке «Кружок по изучению Камчатки». Пока еще небольшая краеведческая сеть ДВК со времени с’езда по изучению производитель ных сил постепенно перестраивает свою р або ту в сторону наиб, соответствия ее сов. строи тельству и нуждам реконструкции нар. хо зяй ства. Уже отмеченное в Сиб. крае течение за переход организаций на единый устав широ ко-краеведческого типа имеет место и в ДВ крае. К 1930 два отдела Р. Г. Об-ва—З аб ай кальский и Владивостокский—реорганизовались : первый в Об-во краеведения и второй в Об-во и зуч ения Приморья. в) Б у р я т-М о и г о*л ь с к а я р е с п у б л и к а . В первые годы рев. (1921) в Верхнеудинске ра ботала кафедра прибайкаловедения Н ародного Ун-та, к-рая имела знач. для организации кр а е ведческих сил. С 1924 возникло также в Верх неудинске Бурят -Монгольское Научное Обще ство имени Дорджи Банзарова (см.). Это Об-во является центром краеведческих работ Респуб лики. Краеведческая сеть под руководством э т о го Об-ва организуется по аймачным центрам. В составе местной сети работает Троицкосав- ско-Кяхтинское Отдел . Р. Географ . Общества. г) Я к у т с к а я р е с п у б л и к а . В первые го ды рев. краеведческая работа здесь была во з обновлена организованным в 1922 Якутским Краевым Географическим Обществом (см.), ко торое имело направление своих работ преим. в обл. этнографии и истории. Это Об-ьо в 1924 влилось в Якутский Отд. Р. Г. Об-ва, органи зо ванный в дорев . период и возобновивший в этом году свои работы . В 1925 возникло Якут ское исследовательское Об-во <Саха-Кескиле » (Возрождение Якутии) (см.). Основное направ ление работ этого Об-ва—изучение производи тельных сил Республики. Обе краеведческие ор ганизации Якутии имеют свои издания - О т д . Р. Г. Об-ва «Известия» и Об-во «Саха Кески- ле»—сб. своих «Трудов». Краеведческая сеть развита слабо. Вся краеведческая сеть, существующая в Сиб. крае и в смежных с ним республиках и обла стях в своей работе и ее планировании тесно связана со всей сетью научно-исследователь ских организаций , такж е осуществляющей мест ные изучения. Сюда относятся: научно-иссле довательские ин-ты , музеи, вузы, втузы, спец. научные организации и об-ва (технические, ме дицинские, с.-х. и т. д.). Краевые научно-ис следовательские с 'езды о б ’единяют работу всех этих звеньев процесса научного исследования и вырабатываю т установки в направлении р а боты , тесно связанной с общим направлением соц. строительства. См. Научно-исследователь ская работа. Л и т . Козьмин , Н . Н . Исторический, очерк деятельности Вост.-Сиб. Отд. Р. Г. Об-ва за пятьдесят лет, „Изв. Вост.-Сиб. Отд. Р. Г. Об-ва“, 1904, XXXV; Обзор деятельности Вост.- Сиб. Отд. Р. Г. Об-ва за семьдесят пять лет (1851 — 1926), юбилейный сб., „Изв. Вост.-Сиб. Отд Р. Г. Об-ва“, 1926, т. L, в. 1, и 1927, в. 2; „Сибирская Живая Старина", 1926, в. II (VI) (несколько статьй к 75-летию К. в Сиб.); Семенов. В . Ф. Очерк пятидесятилетней деятельности Зап.-Сиб. Отд. Р . Г. Об-ва, Омск, 1927; Казаринов , П . К. Сиб. краеведение в десятую годовщину Октябрьской революции, „Просвещение Сибири", 1927, 10. К. КРАЕВЕДЧЕСКИЕ УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ. Существо работы дореволюционной школы, методологическая установка на просла вление и защиту частной собственности и капи талистической системы, отсутствие активных методов педагогической f аботы, упор на ф ор мальные знания и навыки и обязательные цен трализованные программы—не давали возмож ности широко использовать краеведческий ма териал в школах. Школам приходилось работать исключительно по учебникам и учебным посо биям центральных издательств, в которых кра еведческий материал или не находил никакого отраж ения , или представлялся материалом по преимуществу «экзотического» характера . Д о революционная сибирская школа не знает ни одного общ его учебника, построенного полно стью на краеведческом материале. «Сибирские мотивы» находили некоторое отражение в кни ге для чтения Ф. Мясникова «Светик» (автор ее был сибиряк) и проникали случайно в не которы е др . издания. Значение учебных посо бий имели несколько книг по географии : «Си бирь. Природа. Люди. Жизнь» П. Головачева (М., 1905); «География Енисейской губернии» И. Денисова (1912); «География Томской гу бернии» Ф. К раева (1916); «Сибирь. Г еография и история края» Л. И. Писарева (1915); «Эко номическая г ео гр аф и я Сибири» П. М. Голова чева ; «Учебник родинове<дения для школ Зап Сиб. учебного округа» А. Седельникова (1916) и др. Р яд и зданий для «крестьянского и сол датского чтения», допущ енных в школы, спец. выпуски «Книжек для школ» (М., 1871, в этой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2