Взлет и падение Киносибири. Вечерний Новосибирск, 2007, № 3. с 26
p u ЧЕТВЕРГ, 11 января 2007 г. ДАЛЁКОЕ- -БЛИЗКОЕ www.vn.ru «Вечерний Новосибирск» * Как-то так получилось, что Новосибирск и кино стали не разлучны с самого начала. 28 декабря 1895 года в Пари же братья Люмьер впервые демонстрировали публике свое изобретение — кинематограф. В Петербурге и Москве первый сеанс состоялся в мае 1896-го, а в по селке Новониколаевском, как ни удивительно, оценить новый вид искусства благодаря Федоту Махотину уже смогли в декабре этого же года. большую помощь оказал началь ник сибирской чекистской орга низации края Заковский . Когда он просматривал списки осуж денных, то обращал внимание на «киношников» . Ссыльные цен ные специалисты попадали в «Киносибирь». Так случилось с кинодраматургом Львом Голь денвейзером , редактором -мон - тий номера. В будущем их сме нят журналы «Киносибирь», «Си бир ский киноальманах» , «Си бирь на экране». Шла съемка и первого полнометражного доку ментального фильма «На пере ломе». План его был составлен еще в земельном управлении . Автор и режиссер — агроном по профессии Павел Сворков. С тех пор кинематограф прочно вошел в быт горожан. Сибирь мало чем уступала запад ным регионам России: появи лись кинотеатры, передвижные установки, периодически снима лась хроника. Кино стало одним из самых популярных видов про ведения досуга. Это было зрели ще, «счастливо сочетающее при ятное с полезным». Из всех искусств р я нас важнейшим. Даёшь сибирское кино! Взлет и падение «Киносибири» Но после революции и Граж данской войны сибирское кино хозяйство почти полностью раз валилось. Исчезли две трети ки нотеатров — денег нет, фильмов тоже: в России их почти не сни мают, из-за границы не везут. В Новониколаевске, например, к 1921 году не работал ни один кинотеатр. Власти, хорошо пони мая, что кино может успешно ре шать просветительские и пропа гандистские задачи, пытались его реанимировать. Особенно это было важно для Сибири. Гра мотность здесь была в два раза ниже европейской: три из четы рех человек не умели читать и писать. По документам можно про следить историю налаживания кинодела в Сибири в советский период. Вначале при губернских отделах народного образования организуются губернские сек ции фотокино, которые приби рают к рукам все киноимущест во. Им на смену в 1920 году при шел «Сибирский фотокиноотдел Сибполитпросвета». Два года он пытался упорядочить прокат и как-то более сносно распреде лить имеющиеся в наличии фильмы по городам. Следующим был «Сибирский областной фо токинокомбинат» . Он ведал и прокатом, и эксплуатацией ки нотеатров, и организацией ки нопроизводства. В ноябре 1922 года Совет народных комисса ров ор ганизует «Госкино», и «Сибфотокинокомбинат» стано вится его Сибирским отделени ем. Вскоре было образовано «Совкино», к которому перешло Сибирское отделение Госкино. Однако центральному аппарату «Совкино» было не до Сибири, его интересовали лишь дела сто личные. Задача была простая — собрать как можно больше денег за прокат присылаемых из Цент ра фильмов и быстренько отпра вить их в Москву — на развитие кинопроизводства прежде всего там. Ни о какой кинофикации сибир ской деревни не могло быть и речи, тем более о собст венных съемках в Сибири. Новосибирск мог стать крупнейшим центром киноиндустрии. выбирать темы, жанр хотелось самим. Шел 1926 год. Многие города Сибири — Омск, Томск, Красно ярск — уже пытались самостоя тельно снимать небольшие фильмы, преимущественно рек ламные. Нужно было заснять на кинопленку для истории и со временности быстрый рост про мышленных гигантов, строитель ство железных дорог, развитие сельского хозяйства. Как писали газеты тех лет: «Глаз объектива киноаппарата и рука киноопера тора не должны отставать от об щего темпа роста». Власти Сибири пошли на риск. 5 сентября 1926 года бюро Сибкрайкома ВКП(б) решает ор ганизовать краевое акционер ное кинематографическое обще ство «Киносибирь». 23 октября утверждается устав общества, а 1 ноября «Киносибирь» уже на чинает свою работу. Статус сме шанного акционерного общества давал право самостоятельно распоряжаться заработанными средствами и работать под деви зом: «Деньги от кино — на раз витие сибирского кино». Его уч редителями стали Крайи спол ком, Крайсовпроф, Краевой по требительский союз кооперати вов, Краймолоко — всего десять а кцион еров . Председателем правления, наверное не случай но, стал полномочный предста витель ОГПУ по Сибири Л. Заков ский, а директором — профсо юзный деятель Г. Алтайцев. «Ки носибирь» ставила перед собой две главные задачи: кинофика ция края и создание своего, си бирского фильмопроизводства. Москва обеспокоилась конкуренцией А делать свои фильмы о Си бири и для Сибири очень хоте лось. Тем более что был пример для подражания. В 1924 году в Новониколаевске своими сила ми сняли художественный фильм «Красный газ», который критики даже назвали «лучшим достоянием советской кинема тографии». Главное — сибиряки доказали, что могут самостоя тельно заниматься кинотворче ством и кинопроизводством . Ко нечно, вначале нужна была по мощь, особенно техническая, но Появление новой организа ции совсем не понравилось «Совкино», оно видело в ней конкурента. Столичное руковод ство «Совкино» даже затянуло на полтора года юридическое оформление «Кино сибири» . Контора «Киносибири» распола галась в Новосибирске — в Д о ме госучреждений. Власти реши ли предпринять еще один сме лый шаг — привлечь к работе дореволю ционны х сп еци али с тов: омского киновладельца Аб рама Каплуна и отбывающего в Сибири административную ссыл ку Якова Задорожного. В подбо ре кадров как нельзя кстати Кадр из фильма «Красный газ» тажером Борисом Булатовым и многими другими. «Киносибири» принадлежа ли по краю 12 кинотеатров, два фотокиномагазина, четыре ки нопередвижки , одна киноуста новка на стадионе и одна кино- ремонтная механическая м ас терская. Мастерская изготавли вала детали для киноаппаратов. В ближайшее время планирова лось собрать для Сибири десять аппаратов собственного произ водства. Большое внимание ак ционерное общество уделяло кинофикации не только городов, но и сибирской деревни. Напри мер, в Бердске «Киносибирь» у с тановила электростанцию для полной электрификации села. А потом открыло настоящий кино театр. Бердчане увидели филь мы: «Броненосец «Потемкин», «Робин Гуд», «Коллежский реги стратор», «Бухта смерти» — то есть репертуар хорошего город ского кинотеатра. Естественно, что «от такой неожиданности жители Бердска были в востор ге». В планы «Киносибири» вхо дила подготовка киномехаников, устройство выставок, конкурсов. И, конечно же, главной задумкой было создание своих, сибирских фильмов. Начинать приходилось с нуля: не было ни кинотехники, ни пленки, ни света, ни лабора тории, ни монтажной. Да и денег особо не было, выручали лишь сборы в кинотеатре «Пролетки- но» (ныне «Победа»), отошед шем к «Киносибири». Здесь, в подвале кинотеатра, Яков Задо рожный организовал небольшую лабораторию обработки пленки и крохотную монтажную. Так по явилась первая за Уралом кино студия. В наследство от земель ного управления «Киносибири» достались несколько сот метров отснятой пленки о жизни села. Фильм снял агроном Через месяц после начала работы «Киносибири» выходит журнал «В помощь земледельцу» № 1. Затем выйдут второй и тре Киностудия в Новосибирске Фильм рассказывал о сибир ской деревне — ее прошлом, на стоящем и будущем. Съемки про ходили даже на новосибирском вокзале. Снимали переселенцев, приехавших с западными поез дами. Они охотно проходили пе ред киноаппаратом, лишь стари ки боялись, что их «заснимут». К маю 1927 года работа над карти ной была закончена, и Задорож ный повез ее в Москву. Показ был устроен в Доме крестьянина журналистам, руководителям хо зяйств (как раз в это время про ходило всероссийское совеща ние). Дебют прошел успешно. О фильме писали все цент ральные газеты. Его купили во всероссийский прокат, на Украи ну, в Белоруссию, даже пытались показать в Германии. А в Сибири фильм «На переломе» рекомен довали иметь в каждом админис тративном округе и и спользо вать в пропагандистских целях. Фильм не только оправдал затра ченные на него 15 тысяч рублей, но и принес доход. Почти сразу же начинаются съемки второго полнометражно го документального фильма — «Золотое дно» (о проблемах си бирского маслоделия). В начале весны 1928 года он имеет еще больший успех. Эти фильмы на зывались тогда «культурфиль- мы». В первую очередь их сни мали для деревни: «О чем мычит корова», «Как повысить у р о ж ай» .. . Потом перешли к другим темам: «Фабрика здоровья» , «Уголь— металл», «Кусок мыла», «Карагасия», «10 лет советской Сибири». Кроме журналов кинохрони ки, «Киносибирь» снимает хро никальные короткометражные фильмы (10— 20 минут): «Заем укрепления крестьянско го х о зяйства», «Пермская на манев рах», «Краевой съезд Советов», «Женский лагерь Осоавиахима». ный кдуб завода «Металлист»! улице Добролюбова (ныне j рая часть современной кино' пировальной фабрики). В noj, ле — лаборатория, на пер; этаже — кинотеатр, на втор — монтажные и рабочие ка; неты. Вскоре вместо кинотея оборудуется съемочный пава! он. И в начале 1929 года пер; за Уралом профессионала!, киностудия «Фабрика акцион ного общества «Киносибщ приступает к съемкам худо: венных фильмов. За глаза ее называли «np¡ Голливуд за Каменкой». Пер; художественным фильмом, шедшим даже на всесоюзны! ран и снятым без единого ф ессион ал ьно го актера, «Конец Журавлихи». Его соз;' тели взяли за основу докук; тальный материал из жизни ^ коммун — «Красный Октяб| под Колыванью и «Молот» вр> оне Нижней Ельцовки. <Ц снимался там же, с участием^ стных жителей. Едва закончив снимать «I, нец Журавлихи», «Киносибир, приступает к съемкам следукл» го художественного фильма i «Тунгус с Хэнычара». Они про^ дили в реальном стойбище i Нижней Тунгуске (неподалеку Туруханска). Главные ролиэ полняли эвенки — два napi девушка. Во время съемок ф| ма они впервые увидели г; пароход, паровоз. Главный п наотрез отказывался ходи: Новосибирске без провожав в столовую: «Заблужусь, однаг; обязательно. В тайге я деныц. ду и ночью вернусь тем же пуц а тут попробуй запомни все до» — все какие-то одинаковые»* Остальные роли исполн»} члены съемочной группы иti тели стойбища. Трудностей 6«; много. Например, для подсве при съемке портретов чад; съемочной группы вынуждц! были возить с собой боль» зеркало из вестибюля кинот» ра «Пролеткино». Пришлось» такого дела трюмо разобрать,! Третьим художествен«» фильмом стал «Огненный peí. Здесь впервые появились ковские профессиональные ноартисты. Местные жители пользовались лишь в эпизод Фильм снимался с размахом- Красноярске, Барнауле, Нов( бирске, Ростове, Москве. Это ла «кинодрама с налетом ме драмы». Снимали картину й местно с «МежрабпомфильмоЗ Успех был гарантирован, f Мечты остались ме 1 чтас > Только в декабре 1929 -го® какой «Киносибири» уже не^1 ло. Ее имущество, фабрику пе дали «Совкино». Новые хозя. первым делом прекратили £;| мать худож ественны е филь*1 (невыгодно) и полнометраж^1 тоже. Бывшая фабрика «Кино!1 бири» превращается в «СибтТ фильм». Параллельно образу1 ся Новосибирская студия к»1 хроники . Однако после войны по и? циативе Сталина «Сибтехфиг переводят в Свердловск, чтр создать там свою киностудий Новосибирске же остается лр студия кинохроники . Это 6# конечно , трагедия . Благо# созданному осенью 1926 Ч акционерному обществу сибирь» Новосибирск мог cf крупнейшим за Уралом цен! В 1928 году молодая студия переезжает в реконструирован киноиндустрии, ведь только три неполных года «КиносК рью» было создано более со|г лент, и около трети из них полнометражные. Людмила КУЗМЕНК^'
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2