Взлет и падение Киносибири. Вечерний Новосибирск, 2007, № 3. с 26

p u ЧЕТВЕРГ, 11 января 2007 г. ДАЛЁКОЕ- -БЛИЗКОЕ www.vn.ru «Вечерний Новосибирск» * Как-то так получилось, что Новосибирск и кино стали не­ разлучны с самого начала. 28 декабря 1895 года в Пари­ же братья Люмьер впервые демонстрировали публике свое изобретение — кинематограф. В Петербурге и Москве первый сеанс состоялся в мае 1896-го, а в по­ селке Новониколаевском, как ни удивительно, оценить новый вид искусства благодаря Федоту Махотину уже смогли в декабре этого же года. большую помощь оказал началь­ ник сибирской чекистской орга­ низации края Заковский . Когда он просматривал списки осуж ­ денных, то обращал внимание на «киношников» . Ссыльные цен­ ные специалисты попадали в «Киносибирь». Так случилось с кинодраматургом Львом Голь­ денвейзером , редактором -мон - тий номера. В будущем их сме ­ нят журналы «Киносибирь», «Си­ бир ский киноальманах» , «Си ­ бирь на экране». Шла съемка и первого полнометражного доку­ ментального фильма «На пере­ ломе». План его был составлен еще в земельном управлении . Автор и режиссер — агроном по профессии Павел Сворков. С тех пор кинематограф прочно вошел в быт горожан. Сибирь мало чем уступала запад­ ным регионам России: появи ­ лись кинотеатры, передвижные установки, периодически снима­ лась хроника. Кино стало одним из самых популярных видов про­ ведения досуга. Это было зрели­ ще, «счастливо сочетающее при­ ятное с полезным». Из всех искусств р я нас важнейшим. Даёшь сибирское кино! Взлет и падение «Киносибири» Но после революции и Граж­ данской войны сибирское кино­ хозяйство почти полностью раз­ валилось. Исчезли две трети ки­ нотеатров — денег нет, фильмов тоже: в России их почти не сни ­ мают, из-за границы не везут. В Новониколаевске, например, к 1921 году не работал ни один кинотеатр. Власти, хорошо пони­ мая, что кино может успешно ре­ шать просветительские и пропа­ гандистские задачи, пытались его реанимировать. Особенно это было важно для Сибири. Гра­ мотность здесь была в два раза ниже европейской: три из четы­ рех человек не умели читать и писать. По документам можно про­ следить историю налаживания кинодела в Сибири в советский период. Вначале при губернских отделах народного образования организуются губернские сек ­ ции фотокино, которые приби ­ рают к рукам все киноимущест­ во. Им на смену в 1920 году при­ шел «Сибирский фотокиноотдел Сибполитпросвета». Два года он пытался упорядочить прокат и как-то более сносно распреде­ лить имеющиеся в наличии фильмы по городам. Следующим был «Сибирский областной фо­ токинокомбинат» . Он ведал и прокатом, и эксплуатацией ки ­ нотеатров, и организацией ки­ нопроизводства. В ноябре 1922 года Совет народных комисса ­ ров ор ганизует «Госкино», и «Сибфотокинокомбинат» стано­ вится его Сибирским отделени­ ем. Вскоре было образовано «Совкино», к которому перешло Сибирское отделение Госкино. Однако центральному аппарату «Совкино» было не до Сибири, его интересовали лишь дела сто­ личные. Задача была простая — собрать как можно больше денег за прокат присылаемых из Цент­ ра фильмов и быстренько отпра­ вить их в Москву — на развитие кинопроизводства прежде всего там. Ни о какой кинофикации сибир ской деревни не могло быть и речи, тем более о собст­ венных съемках в Сибири. Новосибирск мог стать крупнейшим центром киноиндустрии. выбирать темы, жанр хотелось самим. Шел 1926 год. Многие города Сибири — Омск, Томск, Красно­ ярск — уже пытались самостоя­ тельно снимать небольшие фильмы, преимущественно рек­ ламные. Нужно было заснять на кинопленку для истории и со ­ временности быстрый рост про­ мышленных гигантов, строитель­ ство железных дорог, развитие сельского хозяйства. Как писали газеты тех лет: «Глаз объектива киноаппарата и рука киноопера­ тора не должны отставать от об­ щего темпа роста». Власти Сибири пошли на риск. 5 сентября 1926 года бюро Сибкрайкома ВКП(б) решает ор­ ганизовать краевое акционер ­ ное кинематографическое обще­ ство «Киносибирь». 23 октября утверждается устав общества, а 1 ноября «Киносибирь» уже на­ чинает свою работу. Статус сме­ шанного акционерного общества давал право самостоятельно распоряжаться заработанными средствами и работать под деви­ зом: «Деньги от кино — на раз­ витие сибирского кино». Его уч ­ редителями стали Крайи спол ­ ком, Крайсовпроф, Краевой по­ требительский союз кооперати­ вов, Краймолоко — всего десять а кцион еров . Председателем правления, наверное не случай­ но, стал полномочный предста­ витель ОГПУ по Сибири Л. Заков­ ский, а директором — профсо­ юзный деятель Г. Алтайцев. «Ки ­ носибирь» ставила перед собой две главные задачи: кинофика­ ция края и создание своего, си ­ бирского фильмопроизводства. Москва обеспокоилась конкуренцией А делать свои фильмы о Си­ бири и для Сибири очень хоте­ лось. Тем более что был пример для подражания. В 1924 году в Новониколаевске своими сила­ ми сняли художественный фильм «Красный газ», который критики даже назвали «лучшим достоянием советской кинема­ тографии». Главное — сибиряки доказали, что могут самостоя­ тельно заниматься кинотворче­ ством и кинопроизводством . Ко­ нечно, вначале нужна была по­ мощь, особенно техническая, но Появление новой организа­ ции совсем не понравилось «Совкино», оно видело в ней конкурента. Столичное руковод­ ство «Совкино» даже затянуло на полтора года юридическое оформление «Кино сибири» . Контора «Киносибири» распола­ галась в Новосибирске — в Д о ­ ме госучреждений. Власти реши­ ли предпринять еще один сме­ лый шаг — привлечь к работе дореволю ционны х сп еци али с ­ тов: омского киновладельца Аб­ рама Каплуна и отбывающего в Сибири административную ссыл­ ку Якова Задорожного. В подбо­ ре кадров как нельзя кстати Кадр из фильма «Красный газ» тажером Борисом Булатовым и многими другими. «Киносибири» принадлежа­ ли по краю 12 кинотеатров, два фотокиномагазина, четыре ки ­ нопередвижки , одна киноуста­ новка на стадионе и одна кино- ремонтная механическая м ас­ терская. Мастерская изготавли­ вала детали для киноаппаратов. В ближайшее время планирова­ лось собрать для Сибири десять аппаратов собственного произ­ водства. Большое внимание ак ­ ционерное общество уделяло кинофикации не только городов, но и сибирской деревни. Напри­ мер, в Бердске «Киносибирь» у с ­ тановила электростанцию для полной электрификации села. А потом открыло настоящий кино­ театр. Бердчане увидели филь­ мы: «Броненосец «Потемкин», «Робин Гуд», «Коллежский реги­ стратор», «Бухта смерти» — то есть репертуар хорошего город­ ского кинотеатра. Естественно, что «от такой неожиданности жители Бердска были в востор­ ге». В планы «Киносибири» вхо­ дила подготовка киномехаников, устройство выставок, конкурсов. И, конечно же, главной задумкой было создание своих, сибирских фильмов. Начинать приходилось с нуля: не было ни кинотехники, ни пленки, ни света, ни лабора­ тории, ни монтажной. Да и денег особо не было, выручали лишь сборы в кинотеатре «Пролетки- но» (ныне «Победа»), отошед­ шем к «Киносибири». Здесь, в подвале кинотеатра, Яков Задо­ рожный организовал небольшую лабораторию обработки пленки и крохотную монтажную. Так по­ явилась первая за Уралом кино­ студия. В наследство от земель­ ного управления «Киносибири» достались несколько сот метров отснятой пленки о жизни села. Фильм снял агроном Через месяц после начала работы «Киносибири» выходит журнал «В помощь земледельцу» № 1. Затем выйдут второй и тре­ Киностудия в Новосибирске Фильм рассказывал о сибир ­ ской деревне — ее прошлом, на­ стоящем и будущем. Съемки про­ ходили даже на новосибирском вокзале. Снимали переселенцев, приехавших с западными поез­ дами. Они охотно проходили пе­ ред киноаппаратом, лишь стари­ ки боялись, что их «заснимут». К маю 1927 года работа над карти­ ной была закончена, и Задорож ­ ный повез ее в Москву. Показ был устроен в Доме крестьянина журналистам, руководителям хо ­ зяйств (как раз в это время про­ ходило всероссийское совеща­ ние). Дебют прошел успешно. О фильме писали все цент­ ральные газеты. Его купили во всероссийский прокат, на Украи­ ну, в Белоруссию, даже пытались показать в Германии. А в Сибири фильм «На переломе» рекомен­ довали иметь в каждом админис­ тративном округе и и спользо ­ вать в пропагандистских целях. Фильм не только оправдал затра­ ченные на него 15 тысяч рублей, но и принес доход. Почти сразу же начинаются съемки второго полнометражно­ го документального фильма — «Золотое дно» (о проблемах си ­ бирского маслоделия). В начале весны 1928 года он имеет еще больший успех. Эти фильмы на­ зывались тогда «культурфиль- мы». В первую очередь их сни ­ мали для деревни: «О чем мычит корова», «Как повысить у р о ­ ж ай» .. . Потом перешли к другим темам: «Фабрика здоровья» , «Уголь— металл», «Кусок мыла», «Карагасия», «10 лет советской Сибири». Кроме журналов кинохрони ­ ки, «Киносибирь» снимает хро ­ никальные короткометражные фильмы (10— 20 минут): «Заем укрепления крестьянско го х о ­ зяйства», «Пермская на манев­ рах», «Краевой съезд Советов», «Женский лагерь Осоавиахима». ный кдуб завода «Металлист»! улице Добролюбова (ныне j рая часть современной кино' пировальной фабрики). В noj, ле — лаборатория, на пер; этаже — кинотеатр, на втор — монтажные и рабочие ка; неты. Вскоре вместо кинотея оборудуется съемочный пава! он. И в начале 1929 года пер; за Уралом профессионала!, киностудия «Фабрика акцион ного общества «Киносибщ приступает к съемкам худо: венных фильмов. За глаза ее называли «np¡ Голливуд за Каменкой». Пер; художественным фильмом, шедшим даже на всесоюзны! ран и снятым без единого ф ессион ал ьно го актера, «Конец Журавлихи». Его соз;' тели взяли за основу докук; тальный материал из жизни ^ коммун — «Красный Октяб| под Колыванью и «Молот» вр> оне Нижней Ельцовки. <Ц снимался там же, с участием^ стных жителей. Едва закончив снимать «I, нец Журавлихи», «Киносибир, приступает к съемкам следукл» го художественного фильма i «Тунгус с Хэнычара». Они про^ дили в реальном стойбище i Нижней Тунгуске (неподалеку Туруханска). Главные ролиэ полняли эвенки — два napi девушка. Во время съемок ф| ма они впервые увидели г; пароход, паровоз. Главный п наотрез отказывался ходи: Новосибирске без провожав в столовую: «Заблужусь, однаг; обязательно. В тайге я деныц. ду и ночью вернусь тем же пуц а тут попробуй запомни все до» — все какие-то одинаковые»* Остальные роли исполн»} члены съемочной группы иti тели стойбища. Трудностей 6«; много. Например, для подсве при съемке портретов чад; съемочной группы вынуждц! были возить с собой боль» зеркало из вестибюля кинот» ра «Пролеткино». Пришлось» такого дела трюмо разобрать,! Третьим художествен«» фильмом стал «Огненный peí. Здесь впервые появились ковские профессиональные ноартисты. Местные жители пользовались лишь в эпизод Фильм снимался с размахом- Красноярске, Барнауле, Нов( бирске, Ростове, Москве. Это ла «кинодрама с налетом ме драмы». Снимали картину й местно с «МежрабпомфильмоЗ Успех был гарантирован, f Мечты остались ме 1 чтас > Только в декабре 1929 -го® какой «Киносибири» уже не^1 ло. Ее имущество, фабрику пе дали «Совкино». Новые хозя. первым делом прекратили £;| мать худож ественны е филь*1 (невыгодно) и полнометраж^1 тоже. Бывшая фабрика «Кино!1 бири» превращается в «СибтТ фильм». Параллельно образу1 ся Новосибирская студия к»1 хроники . Однако после войны по и? циативе Сталина «Сибтехфиг переводят в Свердловск, чтр создать там свою киностудий Новосибирске же остается лр студия кинохроники . Это 6# конечно , трагедия . Благо# созданному осенью 1926 Ч акционерному обществу сибирь» Новосибирск мог cf крупнейшим за Уралом цен! В 1928 году молодая студия переезжает в реконструирован­ киноиндустрии, ведь только три неполных года «КиносК рью» было создано более со|г лент, и около трети из них полнометражные. Людмила КУЗМЕНК^'

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2