Новосибирск-Новониколаевск _ Т 1

Н о в о н и к о л а е в с к — Н о в о с и б и р с к ция горнорудных работ», «Отбойный молоток», «Производство меди», «Методы Семиволоса», «Подача сырых материалов к доменным печам». «Трактор», «Комбайн», «Воспитание молодня­ ка», «За высокий урожай», «Зерносушение», «Сорно-полевая растительность», «Оросительная система», «Организация сеноуборки». Учебные фильмы для школы. Географические и этнографические фильмы — «Хакасия», «Эвенки», «Горная Шория», «По тигровой тропе», «Западная Сибирь», «Ямальская тундра», «Байкал», «Я кути я». Большое влияние на этот раздел творчества Сибтехфильма, да и на все другие, став негласным художе­ ственным руководителем коллектива, оказал пришедший сюда во второй половине 1930-х го­ дов, не по своей воле, правда (что стало весьма типичным в истории сибирских студий), Алек­ сандр Аркадьевич Литвинов. Его фильм «Лесные люди», снятый в 1928 году на Дальнем Востоке, с огромным успехом обошел весь мир, принес своему создателю широкую известность и зало­ жил начальный фундамент жанра этнографического фильма в советском кино. Крепкая репутация студии и редкостный материал для съемок, предоставляемый ж и з­ нью и природой края, влекут сюда кинематографистов. Сюда охотно едут. И молодежь, выпуск­ ники института кинематографии — операторы Жилин, Самуцевич, Придорогин, режиссеры Соко­ лов, Григорьев, и опытные люди — режиссеры Варшавер, Гофман-Згода, Гайдуль, Сахновский. Перед войной складывается солидный коллектив, некоторые члены которого очень скоро станут широко известны в стране, например — режиссер П. Вершигора, ставший видным писателем, оператор-режиссер Г. Бобров, будущий руководитель Центральной студии кинохроники в Моск­ ве, польский режиссер А. Форд, через несколько лет министр кинематографии Польши. Растут объемы производства: в плане на 1941 год — 49 фильмов, четверть их — полнометражные. Сиб- техфильм — весьма заметен в мире кино страны. Не менее успешно развивается еще одна ветвь новосибирского кино. В ноябре 1930 года, еще во времена «Сибирской фабрики Союзкино», был издан приказ о создании «Базы Со- юзкинохроники» — «На основе постановления о всемерном развитии кинохроники в целях наи­ более полного и своевременного обслуживания кинопроизводством политических кампаний», как было сказано. «Б аза» располагалась при фабрике — на ее территории, пользовалась ее т е х ­ никой (кроме съемочной), но подчинялась Москве и имела своего собственного руководителя. Задача ее — съемка коротких оперативных сюжетов о событиях жизни края для «Союзкиножур- нала», издававшегося в Москве, и выпуска журнала местного (название его заимствовали у Ки­ носибири — «Сибирь на экране»), сначала раз в месяц, затем два, а позднее и еженедельно.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2