Новосибирск-Новониколаевск _ Т 1

Н о в о н и к о л а е в с к — Н о в о с и б и р с к оно дает свободу ведения деятельности и, главное — право самостоятельно распоряжаться за­ работанными средствами. Для расходования их объявлен жесткий девиз (который будет строго выдерживаться): деньги от кино — на развитие сибирского кино. Учредителями Киносибири стали (иногда и без особого энтузиазма, с нажимом властей): Крайисполком, Крайсовпроф, Кра­ евой потребительский союз кооперативов, Краевой союз сельскохозяйственны х кредитных и кооперативных обществ, Сибирское общество сельскохозяйственного кредита, Краевой союз мо­ лочной кооперации, Сибирское краевое акционерное общество торговли сельскохозяйственным инвентарем и товарами «Сибсельсклад». «Акионерное общество под наименованием «Сибирское Кинематографическое смешанное А кционерное Общество Киносибирь» учреждает ся для об­ служивания культ урно-просветит ельных потребностей населения Сибирского края путем организации и эксплуатации кинематографических предприятий и производства кинематог­ рафических фильм» — так определяет устав задачи созданной организации. Итак, развертыва­ ние кинофикации края и рациональной системы проката и создание своего сибирского филь- мопроизводства — две главные задачи Киносибири. Прекрасно понимая, что успех в таком сложном и специфичном деле, как кино, совер­ шенно невозможен без опытных специалистов, власти идут еще на один смелый шаг. К работе в Киносибири, даже на ключевые производственные посты, свободно допускаются люди, прошлое которых по тем временам, мягко говоря, небезупречно. Два основных отдела — коммерческий и производственный — сразу же доверены, к примеру, дореволюционным спецам: омскому кино­ владельцу Абраму Каплуну и столичному прокатчику Якову Задорожному, отбывающему к тому же здесь административную ссылку. С первых же шагов нет и мелочной опеки в повседневных делах коллектива. Правда, эти свобода и доверие тут же уравновешиваю тся: в правлении Кино­ сибири — только руководители различных губернских учреждений, а председателем и вовсе начальник сибирской чекистской организации края Заковский. Впрочем, Леонид Михайлович, помимо того, что он был человеком образованным и взвешеным, оказался полезен Киносибири и еще в одном отношении. Вот как об этом рассказывал Григорий Михайлович Гребенкин, отдав­ ший новосибирскому кинематографу почти 60 лет жизни: «Новосибирскне мог миновать ни один осужденный, приговоренный отбывать наказание в наших краях. Списки их обязательно попа­ дали к Заковскому. Просматривая их, он по нашей просьбе всегда обращал внимание на кинош ­ ников. Потом по своим каналам, чаще всего Задорожный, выяснял, что он из себя представляет как профессионал. Если оказывался специалистом ценным, а прегрешения его не были велики, то мы его брали к себе. Это обычно касалось ссыльных. Так к нам попали довольно известный кинодраматург Лев Владимирович Гольденвейзер, редактор-монтажер Борис Булатов, опера­ торы — совсем молодой Витя Гласс из Ленинграда, зубры своего дела Александр Кюнс и Костя Кузнецов из Москвы, всех и не вспомню теперь». Сибирскому отделению Совкино, находящемуся в том же Новосибирске, никак не могло понравится появление Киносибири: конкуренты во многом, да еще и ненужный фон при оценке собственной работы. Своих силенок для притормаживания конкурентов оказалось немного — все же под одним и тем же начальством на месте ходили. Но подключили столичное руководство, и то почти на полтора года затянуло юридическое оформление Киносибири, что весьма затрудняло ей жизнь. Сидеть сложа руки в ожиданиях благоприятного исхода здесь, однако, не стали. Наоборот, пустили в ход все свои силы и умение. В реализации двуединой задачи Киносибири — кинофика­ ции и создания собственного фильмопроизводства — приведем только одну цифру, касающуюся первой части задачи: за три года существования усилиями акционерного общества киносеть края увеличилась почти в три раза, естественно, за счет своих собственных заработанных денег. Теперь о съемках фильмов. Напомним: начинать пришлось с абсолютного нуля. Нет ни кинотехники, ни запасов пленки, ни лаборатории для ее обработки, нет света, нет монтажной, да и почти нет денег — сбор первоначального капитала с пай­ щиков идет с большим скрипом, выручают лишь сборы в кинотеатре «Пролет- кино» (нынешняя «Победа»), отшедшего к Киносибири. Есть только кинокаме-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2