Новосибирск-Новониколаевск _ Т 1
Н о в о н и к о л а е в с к — Н о в о с и б и р с к оно дает свободу ведения деятельности и, главное — право самостоятельно распоряжаться за работанными средствами. Для расходования их объявлен жесткий девиз (который будет строго выдерживаться): деньги от кино — на развитие сибирского кино. Учредителями Киносибири стали (иногда и без особого энтузиазма, с нажимом властей): Крайисполком, Крайсовпроф, Кра евой потребительский союз кооперативов, Краевой союз сельскохозяйственны х кредитных и кооперативных обществ, Сибирское общество сельскохозяйственного кредита, Краевой союз мо лочной кооперации, Сибирское краевое акционерное общество торговли сельскохозяйственным инвентарем и товарами «Сибсельсклад». «Акионерное общество под наименованием «Сибирское Кинематографическое смешанное А кционерное Общество Киносибирь» учреждает ся для об служивания культ урно-просветит ельных потребностей населения Сибирского края путем организации и эксплуатации кинематографических предприятий и производства кинематог рафических фильм» — так определяет устав задачи созданной организации. Итак, развертыва ние кинофикации края и рациональной системы проката и создание своего сибирского филь- мопроизводства — две главные задачи Киносибири. Прекрасно понимая, что успех в таком сложном и специфичном деле, как кино, совер шенно невозможен без опытных специалистов, власти идут еще на один смелый шаг. К работе в Киносибири, даже на ключевые производственные посты, свободно допускаются люди, прошлое которых по тем временам, мягко говоря, небезупречно. Два основных отдела — коммерческий и производственный — сразу же доверены, к примеру, дореволюционным спецам: омскому кино владельцу Абраму Каплуну и столичному прокатчику Якову Задорожному, отбывающему к тому же здесь административную ссылку. С первых же шагов нет и мелочной опеки в повседневных делах коллектива. Правда, эти свобода и доверие тут же уравновешиваю тся: в правлении Кино сибири — только руководители различных губернских учреждений, а председателем и вовсе начальник сибирской чекистской организации края Заковский. Впрочем, Леонид Михайлович, помимо того, что он был человеком образованным и взвешеным, оказался полезен Киносибири и еще в одном отношении. Вот как об этом рассказывал Григорий Михайлович Гребенкин, отдав ший новосибирскому кинематографу почти 60 лет жизни: «Новосибирскне мог миновать ни один осужденный, приговоренный отбывать наказание в наших краях. Списки их обязательно попа дали к Заковскому. Просматривая их, он по нашей просьбе всегда обращал внимание на кинош ников. Потом по своим каналам, чаще всего Задорожный, выяснял, что он из себя представляет как профессионал. Если оказывался специалистом ценным, а прегрешения его не были велики, то мы его брали к себе. Это обычно касалось ссыльных. Так к нам попали довольно известный кинодраматург Лев Владимирович Гольденвейзер, редактор-монтажер Борис Булатов, опера торы — совсем молодой Витя Гласс из Ленинграда, зубры своего дела Александр Кюнс и Костя Кузнецов из Москвы, всех и не вспомню теперь». Сибирскому отделению Совкино, находящемуся в том же Новосибирске, никак не могло понравится появление Киносибири: конкуренты во многом, да еще и ненужный фон при оценке собственной работы. Своих силенок для притормаживания конкурентов оказалось немного — все же под одним и тем же начальством на месте ходили. Но подключили столичное руководство, и то почти на полтора года затянуло юридическое оформление Киносибири, что весьма затрудняло ей жизнь. Сидеть сложа руки в ожиданиях благоприятного исхода здесь, однако, не стали. Наоборот, пустили в ход все свои силы и умение. В реализации двуединой задачи Киносибири — кинофика ции и создания собственного фильмопроизводства — приведем только одну цифру, касающуюся первой части задачи: за три года существования усилиями акционерного общества киносеть края увеличилась почти в три раза, естественно, за счет своих собственных заработанных денег. Теперь о съемках фильмов. Напомним: начинать пришлось с абсолютного нуля. Нет ни кинотехники, ни запасов пленки, ни лаборатории для ее обработки, нет света, нет монтажной, да и почти нет денег — сбор первоначального капитала с пай щиков идет с большим скрипом, выручают лишь сборы в кинотеатре «Пролет- кино» (нынешняя «Победа»), отшедшего к Киносибири. Есть только кинокаме-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2