Шиловский М. В. Сибирские областники в общественно-политическом движении в конце 50-х-60-х г.XIX века-1989

ВВЕДЕНИЕ Революционная ситуация середины XIX в. положила нача­ ло новому этапу освободительного движения в России — раз­ ночинскому. Представители данной социальной группы во­ зглавили борьбу с самодержавием, а «господствующим на­ правлением, соответствующим точке зрения разночинца, стало народничество»1, как идеология крестьянской демократии. Разночинский этап характеризуется расширением террито­ риальных рамок освободительного движения. Революционно- демократические организации и группы возникают не только в Петербурге и Москве, но и в Поволжье, на Украине, в При­ балтике, на Урале. Сложилась благоприятная ситуация для проникновения идеологии революционной демократии в Сибирь. Это объясняется не только более демократическим составом местного общества (отсутствие дворян-помещиков, крепостных крестьян), но и непосредственным воздействием передовой ре­ волюционной идеологии на сибирскую молодежь. Ее приобще­ ние к освободительному движению шло двумя путями: во-первых, непосредственно входили в революционно-демокра­ тические организации, в частности, в «Землю и волю» (И. А. Ху­ дяков, П. 3. Елисеев, М. Н. Загибалов, С. Я- Капустин, И. Я-Ор­ лов, В. В. Чуйко), а во-вторых, сами стояли у истоков такого специфического течения общественной мысли, как сибирское областничество (Г. Н. Потанин, Н. М. Ядринцев, С. С. Шашков, Н. С. Щукин) или близко примыкая к нему (М. В. Загоскин, В. И. Вагин, Н. Н. Пестерев, А. П. Щапов и др.). Четкой границы между представителями этих путей не было. Например, И. А. Худяков, как установила Э. С. Виленская, в револю­ ционное движение был вовлечен в 1862 г. сибирским земляче­ ским кружком в Петербурге2. Вместе с тем областники 60-х гг. XIX в., в частности Г. Н. Потанин, Н. М. Ядринцев, для разработки программы движения многое взяли из областниче- ски-федералистской теории А. Г1. Щапова. Как справедливо заметил А. Л. Захаренко, «в отличие ог других районов страны, например, таких как Урал, Украина, Поволжье, Кавказ, где направленность общественного движе­ ния конца 50-х — 60-х гг. XIX в. не вызывает у исследователей принципиальных разногласий, общественное движение Сибири рассматривается с разных позиций: в одном случае как бур

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2