Шиловский М. В. Сибирские областники в общественно-политическом движении в конце 50-х-60-х г.XIX века-1989
ВВЕДЕНИЕ Революционная ситуация середины XIX в. положила нача ло новому этапу освободительного движения в России — раз ночинскому. Представители данной социальной группы во зглавили борьбу с самодержавием, а «господствующим на правлением, соответствующим точке зрения разночинца, стало народничество»1, как идеология крестьянской демократии. Разночинский этап характеризуется расширением террито риальных рамок освободительного движения. Революционно- демократические организации и группы возникают не только в Петербурге и Москве, но и в Поволжье, на Украине, в При балтике, на Урале. Сложилась благоприятная ситуация для проникновения идеологии революционной демократии в Сибирь. Это объясняется не только более демократическим составом местного общества (отсутствие дворян-помещиков, крепостных крестьян), но и непосредственным воздействием передовой ре волюционной идеологии на сибирскую молодежь. Ее приобще ние к освободительному движению шло двумя путями: во-первых, непосредственно входили в революционно-демокра тические организации, в частности, в «Землю и волю» (И. А. Ху дяков, П. 3. Елисеев, М. Н. Загибалов, С. Я- Капустин, И. Я-Ор лов, В. В. Чуйко), а во-вторых, сами стояли у истоков такого специфического течения общественной мысли, как сибирское областничество (Г. Н. Потанин, Н. М. Ядринцев, С. С. Шашков, Н. С. Щукин) или близко примыкая к нему (М. В. Загоскин, В. И. Вагин, Н. Н. Пестерев, А. П. Щапов и др.). Четкой границы между представителями этих путей не было. Например, И. А. Худяков, как установила Э. С. Виленская, в револю ционное движение был вовлечен в 1862 г. сибирским земляче ским кружком в Петербурге2. Вместе с тем областники 60-х гг. XIX в., в частности Г. Н. Потанин, Н. М. Ядринцев, для разработки программы движения многое взяли из областниче- ски-федералистской теории А. Г1. Щапова. Как справедливо заметил А. Л. Захаренко, «в отличие ог других районов страны, например, таких как Урал, Украина, Поволжье, Кавказ, где направленность общественного движе ния конца 50-х — 60-х гг. XIX в. не вызывает у исследователей принципиальных разногласий, общественное движение Сибири рассматривается с разных позиций: в одном случае как бур
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2