Шиловский М. В. Сибирские областники в общественно-политическом движении в конце 50-х-60-х г.XIX века-1989
кого интеллигентного позыва»6. Свои впечатления о школьных годах И. А. Худяков свел в одну фразу: «Умственный и нрав ственный уровень гимназии был очень низок»7. Тем не менее даже здесь, в этих рутинных заведения <, единственных на всю Западную Сибирь, пробивались ростки нового. Так, преподаватель томской гимназии С. И. Игнатьев, по свидетельству Д. А. Поникоровского, «знакомил нас с по рядка,ми управления в Англии, Франции и Америке, а также отчасти и в России. Много говорили о крепостном праве, о те лесном наказании и о многих других современных вопросах. Конечно, много мы не понимали, но все-таки обсуждали в сво ем кружке»8. Активно занимались гимназисты самообразова нием, приобщаясь к русской классике, статьям В. Г. Белинско го. Основным источником литературы являлась богатая библи отека в доме Ядринцевых, в которой имелись комплекты жур налов «Отечественные записки», «Сын отечества», «Библиотека для чтения», «Современник» 40—50-х гг. XIX в.9 Безусловно одаренные, многие из будущих активных сто ронников областничества уже в гимназические годы пытались создать первые литературные произведения. Четырнадцатилет ний Н. М. Ядринцев, со слов матери, пробовал писать повесть из крепостной жизни10. И. В. Федоров-Омулевский, обучаясь в иркутской гимназии, по свидетельству Н. М. Ядринцева, «...на шел себе выход во многих стишках и эпиграммах на гимнази ческое начальство и порядки, часто метко попадавших в цель. Произведения молодой музы Омулевского много раз конфиско вывались на его квартире гимназическим начальством...»11. Сильное впечатление на этих гимназистов производили не педагоги, а прогрессивная литература. В учебном заведении они увидели жизнь с ее противоречиями и бедами. И этому во многом способствовал социальный состав учащихся. «Разно образное демократическое общество из разных слоев города, сидевшее вокруг меня на скамьях, имело еще и свое взаимо действие и влияние», — признавался Н. М. Ядринцев12. В этом отношении, продолжал его мысль Н. И. Наумов, «Томская гим назия была... таким учреждением, где дети бедных чиновников, попов и дьяконов, купцов средней руки, мещан и крестьян сос тавляли контингент ее»13. Действительно, в сибирских средних учебных заведениях середины XIX в. сословное неравенство учащихся проявлялось в гораздо меньшей степени, чем в Евро пейской России, где, например, крестьянин-гимназист был иск лючительным явлением14. «Все из моих друзей детства были совершенные бедняки, но я любил их и уважал до глубины ду ши, — резюмировал свои впечатления о школьных годах Н. М. Ядринцев. — ...Да, эта грубая плебейская среда имела много симпатичных сторон: я полюбил здесь народ, нашу «чал-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2