Шиловский М. В. Сибирские областники в общественно-политическом движении в конце 50-х-60-х г.XIX века-1989

кого интеллигентного позыва»6. Свои впечатления о школьных годах И. А. Худяков свел в одну фразу: «Умственный и нрав­ ственный уровень гимназии был очень низок»7. Тем не менее даже здесь, в этих рутинных заведения <, единственных на всю Западную Сибирь, пробивались ростки нового. Так, преподаватель томской гимназии С. И. Игнатьев, по свидетельству Д. А. Поникоровского, «знакомил нас с по­ рядка,ми управления в Англии, Франции и Америке, а также отчасти и в России. Много говорили о крепостном праве, о те­ лесном наказании и о многих других современных вопросах. Конечно, много мы не понимали, но все-таки обсуждали в сво­ ем кружке»8. Активно занимались гимназисты самообразова­ нием, приобщаясь к русской классике, статьям В. Г. Белинско­ го. Основным источником литературы являлась богатая библи­ отека в доме Ядринцевых, в которой имелись комплекты жур­ налов «Отечественные записки», «Сын отечества», «Библиотека для чтения», «Современник» 40—50-х гг. XIX в.9 Безусловно одаренные, многие из будущих активных сто­ ронников областничества уже в гимназические годы пытались создать первые литературные произведения. Четырнадцатилет­ ний Н. М. Ядринцев, со слов матери, пробовал писать повесть из крепостной жизни10. И. В. Федоров-Омулевский, обучаясь в иркутской гимназии, по свидетельству Н. М. Ядринцева, «...на­ шел себе выход во многих стишках и эпиграммах на гимнази­ ческое начальство и порядки, часто метко попадавших в цель. Произведения молодой музы Омулевского много раз конфиско­ вывались на его квартире гимназическим начальством...»11. Сильное впечатление на этих гимназистов производили не педагоги, а прогрессивная литература. В учебном заведении они увидели жизнь с ее противоречиями и бедами. И этому во многом способствовал социальный состав учащихся. «Разно­ образное демократическое общество из разных слоев города, сидевшее вокруг меня на скамьях, имело еще и свое взаимо­ действие и влияние», — признавался Н. М. Ядринцев12. В этом отношении, продолжал его мысль Н. И. Наумов, «Томская гим­ назия была... таким учреждением, где дети бедных чиновников, попов и дьяконов, купцов средней руки, мещан и крестьян сос­ тавляли контингент ее»13. Действительно, в сибирских средних учебных заведениях середины XIX в. сословное неравенство учащихся проявлялось в гораздо меньшей степени, чем в Евро­ пейской России, где, например, крестьянин-гимназист был иск­ лючительным явлением14. «Все из моих друзей детства были совершенные бедняки, но я любил их и уважал до глубины ду­ ши, — резюмировал свои впечатления о школьных годах Н. М. Ядринцев. — ...Да, эта грубая плебейская среда имела много симпатичных сторон: я полюбил здесь народ, нашу «чал-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2