Шиловский М. В. Сибирское областничество в общ.-полит. жизни региона во втор. пол. XIX-пер.четв. XX в.-2008
написал их на основе наблюдений от поездки в Тункинскую волость Иркутской губернии. Отрицательное отношение к «пенкоснимате лям», плохо знавшим жизнь народа, зачастую переносилось и на все народничество. Так, Потанин с иронией отзывался о взглядах народ ника П. Червинского. «Заехать в деревню, понюхать мужика, обно виться от этого вдыхания и затем снова вернуться в Петербург — в этом, кажется, суть его теории. Не думаю, чтобы эта проповедь могла создать большую партию и принести здоровые плоды»74. В то же время областники неодобрительно относились к попыт кам писателей-сибиряков ставить в своих произведениях общерос сийские проблемы. Поэтому Потанин в 1876 г. обвинил И. В. Федоро- ва-Омулевского в том, что тот «пренебрегает интересами „туземно го общества41, адресуя свой роман „Шаг за шагом1 русскому читателю вообще»75. В противовес ему Ядринцев и Потанин прослав ляли и поднимали на щит «областного» писателя Н. И. Наумова. Таким образом, взаимоотношения областников и народников име ли более сложный характер, чем представлялось ранее, а основные положения областнической концепции в 1870-1880-е гг. являли разно видность либерального народничества со значительными вкраплени ями просветительства. «Наше дело только с честью и любовью ис полнить свои обязанности: если мы идем в учителя, мы должны хоро шо научить его [крестьянина] тому, чему он хочет научиться,— если мы идем в священники, мы должны неусыпно думать и заботиться о его истинном, христианском просвещении и т. д. и т. д. Больше от нас ничего не требуется. И чем скорее мы все эго выполним, тем выс шая культура быстрее придет сама собой»,— заявлялось в журнале «Русское богатство» за 1884 г.76Представители этого направления общественной мысли выражали интересы той части разночинной ин теллигенции, которая питала надежду на победу в условиях порефор менной России так называемого «народного производства» во главе с общиной и при содействии правительства. Главным признаком, позволяющим судить об эволюции сторон ников движения на позиции либерального народничества, является их вера в возможность перехода к новым отношениям с помощью реформ. Встретившись с Г. Н. Потаниным в Кяхте в 1886 г., ссыль ный народник, будущий редактор «Восточного обозрения» И. И. По
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2