Шиловский М. В. Сибирское областничество в общ.-полит. жизни региона во втор. пол. XIX-пер.четв. XX в.-2008

написал их на основе наблюдений от поездки в Тункинскую волость Иркутской губернии. Отрицательное отношение к «пенкоснимате­ лям», плохо знавшим жизнь народа, зачастую переносилось и на все народничество. Так, Потанин с иронией отзывался о взглядах народ­ ника П. Червинского. «Заехать в деревню, понюхать мужика, обно­ виться от этого вдыхания и затем снова вернуться в Петербург — в этом, кажется, суть его теории. Не думаю, чтобы эта проповедь могла создать большую партию и принести здоровые плоды»74. В то же время областники неодобрительно относились к попыт­ кам писателей-сибиряков ставить в своих произведениях общерос­ сийские проблемы. Поэтому Потанин в 1876 г. обвинил И. В. Федоро- ва-Омулевского в том, что тот «пренебрегает интересами „туземно­ го общества41, адресуя свой роман „Шаг за шагом1 русскому читателю вообще»75. В противовес ему Ядринцев и Потанин прослав­ ляли и поднимали на щит «областного» писателя Н. И. Наумова. Таким образом, взаимоотношения областников и народников име­ ли более сложный характер, чем представлялось ранее, а основные положения областнической концепции в 1870-1880-е гг. являли разно­ видность либерального народничества со значительными вкраплени­ ями просветительства. «Наше дело только с честью и любовью ис­ полнить свои обязанности: если мы идем в учителя, мы должны хоро­ шо научить его [крестьянина] тому, чему он хочет научиться,— если мы идем в священники, мы должны неусыпно думать и заботиться о его истинном, христианском просвещении и т. д. и т. д. Больше от нас ничего не требуется. И чем скорее мы все эго выполним, тем выс­ шая культура быстрее придет сама собой»,— заявлялось в журнале «Русское богатство» за 1884 г.76Представители этого направления общественной мысли выражали интересы той части разночинной ин­ теллигенции, которая питала надежду на победу в условиях порефор­ менной России так называемого «народного производства» во главе с общиной и при содействии правительства. Главным признаком, позволяющим судить об эволюции сторон­ ников движения на позиции либерального народничества, является их вера в возможность перехода к новым отношениям с помощью реформ. Встретившись с Г. Н. Потаниным в Кяхте в 1886 г., ссыль­ ный народник, будущий редактор «Восточного обозрения» И. И. По

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2