Шиловский М. В. Сибирское областничество в общ.-полит. жизни региона во втор. пол. XIX-пер.четв. XX в.-2008
сближала данную группу литераторов с областниками и создавала предпосылки для сотрудничества. Интегрировала их и борьба за пре кращение ссылки в Сибирь, против превращения ее в «складочное место российской драмы». Характер взаимоотношений ссыльных со сторонниками движения позволяет сделать вывод, что они солидарно рассматривали различные аспекты социально-экономической жизни региона с позиций либерального народничества. Во-первых, в то же время отрицательное отношение идеологов областничества, прежде всего Г. Н. Потанина и Н. М. Ядринцева, к произведениям ряда писателей-народников на сибирские темы (И. Г. Прыжов, Н. М. Астырев, А. П. Качка. П. П. Блюммер) тре бует объяснения. Просто это сделать в ситуации с И. Г. Прыжовым, который в рецензии на книгу Ядринцева «Сибирь как колония» под верг сомнению основы областнической концепции развития Сиби ри70. В других случаях корень разногласий нужно искать в наметив шихся разногласиях областников с народниками-централистами. «Против... областнического течения выступает нейтралистское,— резюмировал Потанин.— В большинстве это последнее не только не желает развития дремлющих особенностей в отдельных облас тях, но оно готово стереть и те различия, которые созданы к совре менному моменту исторической жизни»71. Во-вторых, областники в принципе признавали, что «сибиряк по рождению скорее, чем кто-либо другой, может явиться местным культурным деятелем, слившимся прочно с интересами сибирской жизни»72. Поэтому они считали, что пришлый со стороны литератор изначально не может верно и глубоко отобразить особенности мес тной жизни. С этих позиций и были подвергнуты критике произведе ния И. Г. Прыжова и Н. М. Астырева. Передавая бразды руковод ства в «Восточном обозрении» И. И. Попову, Ядринцев в 1894 г. кратко и образно сформулировал кредо областников в освещении негативных сторон местной жизни: «Хорошо обличать, но не нужно негодовать на всю страну, на весь народ. Вот об этой любви и мяг кости к народу и прошу Вас. В остальном споемся»73. В-третьих, сторонники движения выступали против скороспелых литературных опусов, созданных на базе кратковременных и ло кальных впечатлений авторов о Сибири. Например, Н. М. Астырев
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2