Шиловский М. В. Сибирское областничество в общ.-полит. жизни региона во втор. пол. XIX-пер.четв. XX в.-2008
писал он Ядринцеву в 1873 г.,— чтобы Вы как-нибудь предались мечтаниям, каким бы следовало предаться местному буржуа: фаб рики дымят и покрывают копотью дворцы, свистят паровозы; жан дарм выкрикивает: станция Зашиверск! 15 минут. На морск[ом] берегу доки, грузы выгружен[ных] товаров в ящиках и бочках, лес мачт; вымпела реют; капитал растет и пр. и пр., рабочие же умира ют с голода, на Ушаковке (река в Иркутске, приток Ангары.— М. Ш .) возник своего рода Вайт-Чапль (Уайт-Чапл), бледно-жел тые лица женщин, голые дети... Такими же картинами нужно сгла живать свое сочувствие развитию мануфактуры. Нужно дать понять, что мы если и говорим о развитии фабричности, то с оговоркой»35. Будущее региона он и другие областники связывали исключи тельно с общиной. В передовой статье «Восточного обозрения» (1883) утверждалось: «У Сибири в ее народном общинном складе есть сокровища, которые она должна хранить не менее, чем сложив шиеся общества хранят свои святыни»36. Потанин приходит к выво ду, что в процессе первоначального заселения Сибири община «ис чезла», поскольку «леса давали большой простор для индивидуаль ной жизни, жизнь зверолова не есть социальная», но к середине XIX в. община начинает возрождаться37. Редакция газеты «Сибирь» рассматривала общинное землевладение 1870-х гг. в регионе как повсеместное38. Потанин заявлял, что в государстве идет упорная борьба общи ны с капитализмом и богатыми общинниками (мироедами). В обозри мом же будущем община будет непрерывно развиваться, и тогда в духе теоретических построений П. Прудона «жизнь выработает за областным правом „общинное право“, за областным патриотизмом— общинный и за федерацией— коллективную ассоциацию»39. Одновре менно с ним А. П. Щапов в последние годы жизни именно с общиной связывал будущее региона40. Что касается промышленности, то сторонники движения отрица ли возможность формирования пролетариата41. По мнению Потани на, «...сибирский город это не выделение ремесленного класса из местного производства, это ковровская колония, фактория московс кой мануфактуры, один из концов той паутины, которой она покрыла
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2