Шиловский М. В. Сибирское областничество в общ.-полит. жизни региона во втор. пол. XIX-пер.четв. XX в.-2008

вершенствованными орудиями и т. п. Поэтому каждый благоразум­ ный человек вместо того, чтобы толковать о несбыточных надеж­ дах, лучше бы посоветовал, хоть мужику купить ткацкий станок, да и сам бы немного помог. Имя такого человека я ставлю всегда выше химеристов, подобных Потанину. Себя я назову экономичес­ ким сепаратистом и буду стремиться к экономической независимо­ сти от московских фабрикантов, купцов и тому подобных эксплуа­ таторов. Не Россия приносит вред Сибири, а московские купцы»72. Сторонники движения первой половины 1860-х гг. обратили вни­ мание на сельское хозяйство и крестьянство региона. Но они имели слабое представление о положении дел в этой сфере, поскольку были по преимуществу горожанами, а статистические материалы только начали собирать. Тот же Г. Н. Потанин лишь мечтал: «Ведь поездить бы только месяца два по сибирским деревням — вот и лакомое блюдо для патриота поспело бы»73. Однако областники пытались разобраться в происходящих там процессах. Они отмети­ ли, что юридическим собственником большей части земли в регио­ не является государство, но сельские обыватели брали ее «кто сколько может», и теперь «каждый крестьянин закладывает, прода­ ет свою землю кому хочет»74, т. е. он стал фактическим ее собствен­ ником. Г. Н. Потанин и Н. С. Щукин констатировали социальную дифференциацию в деревне, появление прослойки сельских капита­ листов, хотя отмечали сохранение общинных порядков75. Идеальную схему развития сибирской деревни предложил Н. М. Ядринцев. По его мнению, особенностью, «чуть ли не единственно хорошей в русской жизни», в противовес буржуазным государствам, является «общинное поземельное владение». Но в Европейской России оно было «искажено крепостным правом», а в пореформенный период «поземельным собственничеством бывших помещиков», а в Сибири «получило самое широкое применение». «Сибирское крестьянство исключительно основывается на общин­ ном поземельном владении и до сих пор его держится крепко»,— утверждал он. Этот принцип и в дальнейшем будет составлять эко­ номическую основу русского народа, а в виде артельного начала распространится на промышленность76. По этому поводу Николай Михайлович развил идеи общинного самоуправления, сформулиро-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2