Шиловский М. В. Сибирское областничество в общ.-полит. жизни региона во втор. пол. XIX-пер.четв. XX в.-2008
Основой формирующейся программы движения стала концеп ция Сибири-колонии и интерпретация процесса освоения (колониза ции) региона. Заселение территории и развитие ее производитель ных сил, по мнению областников, связано исключительно с инициати вой народных масс, ее наиболее предприимчивых и вольнолюбивых элементов. «Сибирь завоевана и населена народом; она открыта Ермаком и занята казаками. Все главные предприятия в ее коло низации исполнены частными лицами без правительственного уча стия»,— утверждал Г. Н. Потанин в 1860 г.61 Колонизация Сибири, по мнению Н. М. Ядринцева, есть исключительно результат народ ного творчества, который использовало самодержавное государ ство. «Покажите мне другой народ в истории мира,— восклицал он,— который бы в полтора столетия прошел пространство боль ше пространства всей Европы и утвердился на нем? Нет, вы мне не покажете такого народа»62. Оба они уже в первой половине 1860-х гг. подошли к пониманию различия колонизации как земледельческого освоения новых терри торий и как колониальной политики. В той же публикации Ядринцев заметил: «И Сибирь является колонией, куда славянский народ при шел создать себе новую, лучшую жизнь»63. На следствии Потанин заявил, что Сибирь является земледельческой колонией64. Причем процесс колонизации Ядринцев трактовал в революционно-демокра тическом духе — стремление народных масс освободиться от кре постнических порядков и развиваться свободно: «Община Ермака указала дорогу переселенцам. Народ кинулся толпами в новую зем лю, как убежище от разных притеснений в царствование Иоанна Грозного, впоследствии от невыносимых немецких реформ Петра. Народ бежал, чтобы избавиться от притеснений воевод, от офици альной приписки к городам, от тяжелой подати и бюрократизма. Раскольники шли сюда сохранить свою веру в святых, промышлен ники — добыть мехов, торговцы — свободно торговать с сибирски ми инородцами. Эти побуждения, руководившие народом, показыва ют самобытное народное стремление и чисто народный взгляд на Сибирь как на страну, где должны развиться самобытно и свободно народно-славянские силы»65.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2