Шиловский М. В. Сибирское областничество в общ.-полит. жизни региона во втор. пол. XIX-пер.четв. XX в.-2008

Основой формирующейся программы движения стала концеп­ ция Сибири-колонии и интерпретация процесса освоения (колониза­ ции) региона. Заселение территории и развитие ее производитель­ ных сил, по мнению областников, связано исключительно с инициати­ вой народных масс, ее наиболее предприимчивых и вольнолюбивых элементов. «Сибирь завоевана и населена народом; она открыта Ермаком и занята казаками. Все главные предприятия в ее коло­ низации исполнены частными лицами без правительственного уча­ стия»,— утверждал Г. Н. Потанин в 1860 г.61 Колонизация Сибири, по мнению Н. М. Ядринцева, есть исключительно результат народ­ ного творчества, который использовало самодержавное государ­ ство. «Покажите мне другой народ в истории мира,— восклицал он,— который бы в полтора столетия прошел пространство боль­ ше пространства всей Европы и утвердился на нем? Нет, вы мне не покажете такого народа»62. Оба они уже в первой половине 1860-х гг. подошли к пониманию различия колонизации как земледельческого освоения новых терри­ торий и как колониальной политики. В той же публикации Ядринцев заметил: «И Сибирь является колонией, куда славянский народ при­ шел создать себе новую, лучшую жизнь»63. На следствии Потанин заявил, что Сибирь является земледельческой колонией64. Причем процесс колонизации Ядринцев трактовал в революционно-демокра­ тическом духе — стремление народных масс освободиться от кре­ постнических порядков и развиваться свободно: «Община Ермака указала дорогу переселенцам. Народ кинулся толпами в новую зем­ лю, как убежище от разных притеснений в царствование Иоанна Грозного, впоследствии от невыносимых немецких реформ Петра. Народ бежал, чтобы избавиться от притеснений воевод, от офици­ альной приписки к городам, от тяжелой подати и бюрократизма. Раскольники шли сюда сохранить свою веру в святых, промышлен­ ники — добыть мехов, торговцы — свободно торговать с сибирски­ ми инородцами. Эти побуждения, руководившие народом, показыва­ ют самобытное народное стремление и чисто народный взгляд на Сибирь как на страну, где должны развиться самобытно и свободно народно-славянские силы»65.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2