Шиловский М. В. Сибирское областничество в общ.-полит. жизни региона во втор. пол. XIX-пер.четв. XX в.-2008

Будущее государственное устройство России Щапов связыва­ ет с «полным общественным самоуправлением», основанным на началах местных бессословных выборов в общественные должнос­ ти, начиная с губернатора и до последнего чиновника. Но если еще не пришло время для этого, «то, кажется, возможно уже в параллель сельским и волостным сходам учреждение городских депутатских собраний или всенародных, всесословных дум, где были бы выбор­ ные советники или депутаты от всех городских обывателей, от дво­ рянства, от ученого сословия, от купечества, от мещанства, от ремес­ ленных классов, от духовенства. Этим городовым правительствам, или Думам, принадлежал бы контроль над администрацией, судебной и полицейской распорядительностью и деятельностью губернских уч­ реждений»22. Следующей ступенью в административно-территориаль­ ном устройстве будущего конституционного государства, по мнению Афанасия Прокофьевича, должны стать областные земские советы. При этом он считал, что, учреждая этот орган, правительство ничего принципиально нового не открывает, поскольку здесь «сохраняется принцип, данный естественно- исторической, природной жизнью нашего народа, восходящий к XVII в.»23. Областные советы могли бы функционировать или в форме вре­ менных собраний (сессий.— М. Ш .) областных депутатов, или в качестве постоянно действующих инстанций. В компетенцию обла­ стных земских советов входили: «нужды и потребности местного народонаселения», контроль за деятельностью областного управле­ ния, судопроизводство, «обсуждение и приискание мер к улучшению экономического, умственного и нравственного быта областного на­ селения», распределение податей на основе прогрессивного подо­ ходного налога, распределение областных доходов на местные нуж­ ды и т. д.24 «Записка» от 16 мая 1861 г. предусматривала созыв централь­ ного земского собора (совета), депутаты в который избирались об­ ластными советами. Одновременно Щапов высказывался за все­ мерное развитие просвещения, и прежде всего — университетского образования. «Например, в Восточной Сибири чрезвычайно нужен

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2