Шиловский М. В. Сибирское областничество в общ.-полит. жизни региона во втор. пол. XIX-пер.четв. XX в.-2008

Поскольку мы отметили выдающуюся роль А. П. Щапова в становлении областничества, необходимо хотя бы в самом общем виде охарактеризовать его взгляды, отношение к ключевым пробле­ мам развития Сибири, выявить степень воздействия на формирова­ ние мировоззрения молодых сибиряков. В частности, он развил фе­ дералистские идеи известного историка Н. И. Костомарова. Но ос­ новой его федерализма, как установил М. А. Рубач, «является не национальный момент отличия одной народности от другой, а мест­ ные, областные особенности одного и того же великороссийского народа, исторически сложившиеся в процессе колонизации в разно­ образных географических и климатических условиях»17. Федера­ лизм Щапова был основан не на национальных различиях, а на осо­ бенностях природно-климатических условий существования одного народа, на процессе колонизации. В своих теоретических построе­ ниях профессор не забывал и о своей родной Сибири. Уже в первой своей лекции студентам Казанского университета 12 ноября 1860 г. Щапов заявляет о «земском народосветии». Глав­ ное проявление его — региональное самоуправление в лице област­ ных земских советов и всенародного центрального земского совета18. «...Не грубые формы, а историческая народная идея областных зем­ ских советов и всенародных центральных земских соборов рано или поздно во имя исторического права, во имя уважения к духу и потреб­ ности нашего народа, выразившимся в течении истории, рано или по­ здно должна быть принята в соображение и при новой конституцион­ ной организации местного областного и высшего непосредственного народосветия»,— заявляет он в лекции «О конституции» 28 ноября 1860 г.19В письме к П. А. Красовскому (сентябрь 1861 г.) Афанасий Прокопьевич призывает: «Пора раскрывать, уяснять серьезные наши коренные начала нашей будущей федеральной конституции, или, гово- 70 ря языком наших предков, союзного земского устройства» . Находясь под арестом, 5 и 16 мая 1861 г. Щапов обратился к императору Александру И с двумя объемными посланиями. В пер­ вом он, по собственному признанию, «высказал несколько мыслей об общинно-демократическом призвании русского народа»21. Вто­ рое письмо содержит изложение программы реформ. О них можно судить по тексту записок и письму автора к «землячкам-сибиряч- кам», написанному в тюрьме.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2