Шиловский М. В. Сибирское областничество в общ.-полит. жизни региона во втор. пол. XIX-пер.четв. XX в.-2008
Поскольку мы отметили выдающуюся роль А. П. Щапова в становлении областничества, необходимо хотя бы в самом общем виде охарактеризовать его взгляды, отношение к ключевым пробле мам развития Сибири, выявить степень воздействия на формирова ние мировоззрения молодых сибиряков. В частности, он развил фе дералистские идеи известного историка Н. И. Костомарова. Но ос новой его федерализма, как установил М. А. Рубач, «является не национальный момент отличия одной народности от другой, а мест ные, областные особенности одного и того же великороссийского народа, исторически сложившиеся в процессе колонизации в разно образных географических и климатических условиях»17. Федера лизм Щапова был основан не на национальных различиях, а на осо бенностях природно-климатических условий существования одного народа, на процессе колонизации. В своих теоретических построе ниях профессор не забывал и о своей родной Сибири. Уже в первой своей лекции студентам Казанского университета 12 ноября 1860 г. Щапов заявляет о «земском народосветии». Глав ное проявление его — региональное самоуправление в лице област ных земских советов и всенародного центрального земского совета18. «...Не грубые формы, а историческая народная идея областных зем ских советов и всенародных центральных земских соборов рано или поздно во имя исторического права, во имя уважения к духу и потреб ности нашего народа, выразившимся в течении истории, рано или по здно должна быть принята в соображение и при новой конституцион ной организации местного областного и высшего непосредственного народосветия»,— заявляет он в лекции «О конституции» 28 ноября 1860 г.19В письме к П. А. Красовскому (сентябрь 1861 г.) Афанасий Прокопьевич призывает: «Пора раскрывать, уяснять серьезные наши коренные начала нашей будущей федеральной конституции, или, гово- 70 ря языком наших предков, союзного земского устройства» . Находясь под арестом, 5 и 16 мая 1861 г. Щапов обратился к императору Александру И с двумя объемными посланиями. В пер вом он, по собственному признанию, «высказал несколько мыслей об общинно-демократическом призвании русского народа»21. Вто рое письмо содержит изложение программы реформ. О них можно судить по тексту записок и письму автора к «землячкам-сибиряч- кам», написанному в тюрьме.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2