Шиловский М. В. Сибирское областничество в общ.-полит. жизни региона во втор. пол. XIX-пер.четв. XX в.-2008

1876), С. С. Шашкова (1841-1882), Н. М. Ядринцева (1842-1894), Н. И. Наумова (1838-1901), Н. С. Щукина (1838-1870), М. В. Загос­ кина (1830-1900), И. В. Федорова-Омулевскош (1836-1883), В. И. Ва­ гина (1823-1900), Ф. Н. Усова (1839-1888), А. П. Нестерова (1838- 1901), А. Д. Шайтанова (1840-?), С. С. Попова (?—1896), Н. Н. Песте- рева, Е. Я. Колосова (1840-1903). Может вызвать недоумение включение в список А. П. Щапова, поскольку он и областники на следствии 1865 г. отрицали даже факт знакомства.Он не принимал участия в собраниях сибирского земля­ ческого кружка в Петербурге и в деятельности его членов в Сибири (1863-1865). Однако, по мнению А. С. Маджарова, «...в годы раз­ вития земско-областной теории Щапов, не будучи участником зем­ лячества сибиряков в Петербурге, вместе с тем, в идейно-теорети­ ческом плане находился у истоков областничества»4. Его произве­ дения, обосновывающие идею разделения России на ряд областей, оказали большое воздействие на формирование областнической про­ граммы. К тому же имеющиеся факты дают основание утверждать о непосредственных контактах А. П. Щапова со студентами-сиби- ряками в Петербурге и сторонниками движения в Сибири. По своему социальному облику все они были разночинцами. Ни один из них не был потомственным дворянином: шестеро вышли из семей чиновников, четверо — казачьих офицеров, трое — из купе­ ческой среды, трое — из духовной. Другая особенность социального состава областнического ак­ тива — довольно значительное представительство офицеров Сибир­ ского казачьего войска, как бывших (Г. Н. Потанин, А. Д. Шайта­ нов), так и находившихся к 1865 г. на службе (Ф. Н. Усов, А. П. Не­ стеров), окончивших в разное время Сибирский кадетский корпус. Объяснить это можно процессом превращения младших офицеров в часть разночинной интеллигенции5. Безусловно, на формирование мировоззрения казачьих офицеров повлияла атмосфера, сложивша­ яся в кадетском корпусе в 1850-е гг., и воздействие работавших в нем тогда талантливых педагогов (И. В. Ждан-Пушкиной, Н. Д. Ко- стылецкого, Г. В. Гонсевского, В. П. Лободовского, А. А. Сулоцко- го. Нельзя забывать и о специфике положения казаков в Сибири. Речь идет о служебном и имущественном неравенстве казаков и ар-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2