Шиловский М. В. Сибирское областничество в общ.-полит. жизни региона во втор. пол. XIX-пер.четв. XX в.-2008
Заключение Факт столь длительного существования сибирского област ничества как течения общественно-политической мысли и движения объясняется слабостью социальной, в том числе и политической, диф ференциации российского общества второй половины XIX— начала XX в. «У нас вообще социальная дифференциация и символика слаба, в том числе и национально-историческая,— замечал по этому поводу П. Н. Милюков в 1910 г.— Это, однако, уже свидетельствует об эле ментарности нашей культуры. У нас просто нет — и не было — на стоящей, так сказать, густоты междучеловеческого общения и поэто му не выработалось плотной междусоциальной ткани: того перепле тения взаимоотношений, на котором могла бы прочно держаться социальная символика»1. Этим же можно объяснить претензию об ластников на некое надклассовое, надпартийное выражение интересов всего населения Сибири. «Символ веры русского интеллигента есть благо народа, удовлетворение нужд „большинства41, служение этой цели есть для него высшая и почти единственная обязанность чело века»,— констатировал С. Л. Франк в 1909 г.2 В то же время областнические представления в начале XX в. органически вписывались в западноевропейскую концепцию цивилизационного развития. Побывавший в 1913 г. в Сибири известный норвежский ученый и общественный деятель Ф. Нан сен вполне естественным считал существование здесь «значи тельной партии, мечтающей о гомруле; эта партия находит, что для такой обширной страны, как Россия, недостаточно цент рального правительства и одной общей Думы, которой прихо дится ведать все дела, и большие и малые, и которая поэтому не может достаточно вникать в местные интересы отдельных облас-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2