Шиловский М. В. Сибирское областничество в общ.-полит. жизни региона во втор. пол. XIX-пер.четв. XX в.-2008
дополнение в виде малой земской единицы — волостного земства со всесословным составом. В-третьих, ввиду тех же условий, в Сибири необходимо и еще дополнение — областное земство-единица, объединяющее все губернские земства Сибири»91. Таким образом, все пожелания областников и представителей других политических объединений по поводу земского самоуправле ния в Сибири в межреволюционный период, а также их усилия в этом направлении, предпринятые в III и IV Государственных думах, ус пеха не имели. В межреволюционные годы не ведется разработка теоретических принципов местного самоуправления, идеологи до вольствуются повторением положений, обоснованных в прешеству ющий период. Существенные подвижки происходят в теоретических наработ ках областников по «инородческому» вопросу. Курс на приобщение аборигенных этносов Сибири к западной модели цивилизационного развития приводит к социокультурному расколу формирующихся национальных элит, отстаивавших альтернативные варианты нацио нального самосознания, ориентированные не только на западную цивилизацию в лице России, но и на интеграцию народов Централь ной Азии, исповедующих буддизм (панмонголизм) и ислам. Еще один вариант реализации «национальной идеи» в религиозной обо лочке дали в начале XX в. алтайцы попыткой создания «новой ал тайской веры», более известной как бурханизм. Историческое мифо творчество этого народа воплотилось в мессианском образе Ойрот- хана, с приходом которого «только алтайцы обретут ценностные ориентации и идеальный образ жизни»92. Тем не менее определенная часть аборигенов делала созна тельный выбор в пользу русского образа жизни. Результатом этого стало появление в «инородческой» среде первых выдаю щихся представителей интеллигенции, ориентирующихся на за падную цивилизацию: М. Н. Богданова, Н. Ф. Катанова, С. Д. Майнагашева, Г. И. Гуркина, Ч. Ч. Валиханова, А. Н. Букейханова и др. В 1919 г. их позицию кратко изложил А. Н. Букейханов: «Кир гизский народ не питает сепаратистских замыслов, он не желает отделения от России. Мы — западники. В своем стремлении приоб
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2