Шиловский М. В. Сибирское областничество в общ.-полит. жизни региона во втор. пол. XIX-пер.четв. XX в.-2008
Рупором идей капиталистического развития экономики Сибири выступала сибирская парламентская группа в Государственной думе. Руководство в ней захватили кадеты во главе с Н. В. Некра совым и В. А. Карауловым. Группа объединяла не только депутатов- сибиряков, но и внепарламентский актив. О характере и направлен ности деятельности объединения можно судить по тем комиссиям, которые были созданы для разработки актуальных вопросов сибир ской жизни. «Комиссий,— замечает И. Г. Мосина,— было семь: аг рарная, подразделявшаяся на переселенческую, землеустроитель ную и иногороднюю; по местному самоуправлению и финансам; по вопросам о путях сообщения и порто-франко; о народном образова нии; судебная с вопросом ликвидации ссылки; инородческая; торго во-промышленная»55. Программа деятельности группы в III Государственной думе формулируется в выступлениях на ее сессиях Н. В. Некрасова, Н. К. Волкова. С. В. Востротина. Она сводилась к требованиям рас ширения сети транспортных коммуникаций в регионе, создания ус ловий для ускоренного развития промышленности, проведения зем леустройства на основе частной земельной собственности, отмены пошлин на ввозимое монгольское сырье, улучшения условий выдачи кредита для золотопромышленности. Среди политических требова ний депутатов отметим требования увеличения представительства в Думе от региона с 14 до 52 депутатов и введения земства. Г. Н. Потанин и большая часть областнического актива под держали эту программу. О том, как они реагировали на деятель ность сибирских депутатов, можно проследить по их отношению к основным экономическим вопросам, которые поднимались парла ментской группой: пути сообщения и порто-франко; торгово-про мышленный. «Отсутствие промышленных капиталов и путей сообщения — вот два общепризнанных фактора,— восклицал В. И. Анучин.— Конечно, Сибирь ни в коем случае не может оставаться на роли по ставщика сырья, для этого она и географически избыточно велика, да и рост населения ее идет слишком интенсивно»56. Таким образом, развитие промышленности и транспорта областники рассматривали взаимосвязанно, поскольку возможности выхода на внешние рынки
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2