Шиловский М. В. Сибирское областничество в общ.-полит. жизни региона во втор. пол. XIX-пер.четв. XX в.-2008

Рупором идей капиталистического развития экономики Сибири выступала сибирская парламентская группа в Государственной думе. Руководство в ней захватили кадеты во главе с Н. В. Некра­ совым и В. А. Карауловым. Группа объединяла не только депутатов- сибиряков, но и внепарламентский актив. О характере и направлен­ ности деятельности объединения можно судить по тем комиссиям, которые были созданы для разработки актуальных вопросов сибир­ ской жизни. «Комиссий,— замечает И. Г. Мосина,— было семь: аг­ рарная, подразделявшаяся на переселенческую, землеустроитель­ ную и иногороднюю; по местному самоуправлению и финансам; по вопросам о путях сообщения и порто-франко; о народном образова­ нии; судебная с вопросом ликвидации ссылки; инородческая; торго­ во-промышленная»55. Программа деятельности группы в III Государственной думе формулируется в выступлениях на ее сессиях Н. В. Некрасова, Н. К. Волкова. С. В. Востротина. Она сводилась к требованиям рас­ ширения сети транспортных коммуникаций в регионе, создания ус­ ловий для ускоренного развития промышленности, проведения зем­ леустройства на основе частной земельной собственности, отмены пошлин на ввозимое монгольское сырье, улучшения условий выдачи кредита для золотопромышленности. Среди политических требова­ ний депутатов отметим требования увеличения представительства в Думе от региона с 14 до 52 депутатов и введения земства. Г. Н. Потанин и большая часть областнического актива под­ держали эту программу. О том, как они реагировали на деятель­ ность сибирских депутатов, можно проследить по их отношению к основным экономическим вопросам, которые поднимались парла­ ментской группой: пути сообщения и порто-франко; торгово-про­ мышленный. «Отсутствие промышленных капиталов и путей сообщения — вот два общепризнанных фактора,— восклицал В. И. Анучин.— Конечно, Сибирь ни в коем случае не может оставаться на роли по­ ставщика сырья, для этого она и географически избыточно велика, да и рост населения ее идет слишком интенсивно»56. Таким образом, развитие промышленности и транспорта областники рассматривали взаимосвязанно, поскольку возможности выхода на внешние рынки

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2