Шиловский М. В. Сибирское областничество в общ.-полит. жизни региона во втор. пол. XIX-пер.четв. XX в.-2008
образом: «Жизнь выработала новые формы и выдвинула новые задачи, задачи воспитания массы: школа и книга — вот наше оружие в этом деле. Грамотность, самая широкая грамотность, охватывающая все наши уголки, вот наша программа. Наше время — это время скром ной, незаметной работы, самого смирного и подвижнического труда для борьбы с вековым злом — невежеством, суеверием, грубостью»78. Как отмечал И. И. Попов, с 1890-х гг. в Сибири широкое рас пространение получает культурническое движение, причем нача лось оно здесь раньше, чем в Европейской России, и преследова ло задачу — «поднять культурный уровень народа, а тогда все само собой придет»79. И надо отдать должное, в этом направле нии областники, как лучшая часть местной интеллигенции, сде лали очень много. К ним полностью можно отнести вывод Н. В. Турчанинова о том, что деятельность местных культурных сил выражалась в «организации просветительских обществ, в устрой стве публичных чтений и выставок, снаряжении экскурсий и экс педиций, создании музеев, приобретающих мало-помалу извест ность не только в России, но и за границей, в расширении сети низших и средних учебных заведений»80. Сторонники движения во главе с Г. Н. Потаниным пытались активно влиять на литературный процесс, стремясь доказать осо бенность и «независимость» сибирской литературы. «Однако следу ет отметить, что сами областники не были последовательными в своих сепаратистских взглядах,— отмечается в „Очерках русской литературы в Сибири“,— представители областничества не могли не понимать, что местную литературную жизнь невозможно отде лить от общерусского литературного процесса»81. Это течение, направленное на формирование собственной ин теллигенции, театра, литературы, музыки (предпринималась по пытка создания собственного сибирского марша (гимна))82, полу чило у областников, а затем в обиходной практике наименование «сибирского культурного сепаратизма». Его концепция исходила из представлений о специфических природно-климатических, этногра фических и социально-экономических особенностях Сибири, что обуславливало и культурную автономию. Добиваться ее должна была местная интеллигенция, «выходящая из сибирского народа»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2