Шиловский М. В. Сибирское областничество в общ.-полит. жизни региона во втор. пол. XIX-пер.четв. XX в.-2008

образом: «Жизнь выработала новые формы и выдвинула новые задачи, задачи воспитания массы: школа и книга — вот наше оружие в этом деле. Грамотность, самая широкая грамотность, охватывающая все наши уголки, вот наша программа. Наше время — это время скром­ ной, незаметной работы, самого смирного и подвижнического труда для борьбы с вековым злом — невежеством, суеверием, грубостью»78. Как отмечал И. И. Попов, с 1890-х гг. в Сибири широкое рас­ пространение получает культурническое движение, причем нача­ лось оно здесь раньше, чем в Европейской России, и преследова­ ло задачу — «поднять культурный уровень народа, а тогда все само собой придет»79. И надо отдать должное, в этом направле­ нии областники, как лучшая часть местной интеллигенции, сде­ лали очень много. К ним полностью можно отнести вывод Н. В. Турчанинова о том, что деятельность местных культурных сил выражалась в «организации просветительских обществ, в устрой­ стве публичных чтений и выставок, снаряжении экскурсий и экс­ педиций, создании музеев, приобретающих мало-помалу извест­ ность не только в России, но и за границей, в расширении сети низших и средних учебных заведений»80. Сторонники движения во главе с Г. Н. Потаниным пытались активно влиять на литературный процесс, стремясь доказать осо­ бенность и «независимость» сибирской литературы. «Однако следу­ ет отметить, что сами областники не были последовательными в своих сепаратистских взглядах,— отмечается в „Очерках русской литературы в Сибири“,— представители областничества не могли не понимать, что местную литературную жизнь невозможно отде­ лить от общерусского литературного процесса»81. Это течение, направленное на формирование собственной ин­ теллигенции, театра, литературы, музыки (предпринималась по­ пытка создания собственного сибирского марша (гимна))82, полу­ чило у областников, а затем в обиходной практике наименование «сибирского культурного сепаратизма». Его концепция исходила из представлений о специфических природно-климатических, этногра­ фических и социально-экономических особенностях Сибири, что обуславливало и культурную автономию. Добиваться ее должна была местная интеллигенция, «выходящая из сибирского народа»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2