Шиловский М. В. Сибирское областничество в общ.-полит. жизни региона во втор. пол. XIX-пер.четв. XX в.-2008
На рубеже веков, развивая «инородческий вопрос», сторонники движения выступали по трем направлениям. Первое, традиционное, ограничивалось критикой сложившейся системы управления корен ными народами, публикацией статей, раскрывающих бедственное положение «меньших братьев». Второе направление продолжало наработку программы, направленной на улучшение условий суще ствования нерусского населения Сибири. В частности, за некоторы ми из них (казахи, буряты, якуты) признавалось право на местное самоуправление. Наряду с этим сторонники движения выступали за развитие культуры и образования аборигенов, против их русифика ции. Как и прежде, они с тревогой отмечали усиление воздействия мировых религий (христианство, ислам, буддизм) на ряд народов. «Неужели этот народ,— задавал вопрос Г. Н. Потанин в отношении казахов,— который так любит жизнь и который умеет украшать ее искусством при своих варварски бедных средствах, не найдет в себе достаточно сил, чтобы не дать себя опутать той сетью, кото рую набрасывает на него мулла?»76. Анализируя отношение областников к проблемам коренных жи телей Сибири, следует отметить определенный пересмотр ими сво их взглядов в начале XX в. Если раньше они выступали в защиту «инородцев» прежде всего с гуманистических позиций, как защитни ки интересов угнетенных, то теперь при решении этого вопроса начи нают проскальзывать элементы меркантильного подхода, поскольку эксплуатация природных ресурсов Сибири, особенно ее труднодос тупных районов, не могла эффективно осуществляться без привлече ния коренных жителей, ибо «пустынные окраины не привлекут пере селенцев из оскудевшего российского центра, тамбовский или курс кий крестьянин и через сто лет не превратится на далеком Севере в оленевода, зверопромышленника,— замечал Н. Я. Новомбергс- кий.— Знаем мы это и не боимся потерять окраины. Нас не останав ливает перспектива безлюдия и дикости на огромных пространствах, охватывающих центр нашей языческой цивилизации»77. Практическая деятельность сибирских областников на рубеже веков велась прежде всего в сфере культуры и образования. В 1895 г. «Восточное обозрение» формулировало главные задачи следующим
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2