Шиловский М. В. Сибирское областничество в общ.-полит. жизни региона во втор. пол. XIX-пер.четв. XX в.-2008

На рубеже веков, развивая «инородческий вопрос», сторонники движения выступали по трем направлениям. Первое, традиционное, ограничивалось критикой сложившейся системы управления корен­ ными народами, публикацией статей, раскрывающих бедственное положение «меньших братьев». Второе направление продолжало наработку программы, направленной на улучшение условий суще­ ствования нерусского населения Сибири. В частности, за некоторы­ ми из них (казахи, буряты, якуты) признавалось право на местное самоуправление. Наряду с этим сторонники движения выступали за развитие культуры и образования аборигенов, против их русифика­ ции. Как и прежде, они с тревогой отмечали усиление воздействия мировых религий (христианство, ислам, буддизм) на ряд народов. «Неужели этот народ,— задавал вопрос Г. Н. Потанин в отношении казахов,— который так любит жизнь и который умеет украшать ее искусством при своих варварски бедных средствах, не найдет в себе достаточно сил, чтобы не дать себя опутать той сетью, кото­ рую набрасывает на него мулла?»76. Анализируя отношение областников к проблемам коренных жи­ телей Сибири, следует отметить определенный пересмотр ими сво­ их взглядов в начале XX в. Если раньше они выступали в защиту «инородцев» прежде всего с гуманистических позиций, как защитни­ ки интересов угнетенных, то теперь при решении этого вопроса начи­ нают проскальзывать элементы меркантильного подхода, поскольку эксплуатация природных ресурсов Сибири, особенно ее труднодос­ тупных районов, не могла эффективно осуществляться без привлече­ ния коренных жителей, ибо «пустынные окраины не привлекут пере­ селенцев из оскудевшего российского центра, тамбовский или курс­ кий крестьянин и через сто лет не превратится на далеком Севере в оленевода, зверопромышленника,— замечал Н. Я. Новомбергс- кий.— Знаем мы это и не боимся потерять окраины. Нас не останав­ ливает перспектива безлюдия и дикости на огромных пространствах, охватывающих центр нашей языческой цивилизации»77. Практическая деятельность сибирских областников на рубеже веков велась прежде всего в сфере культуры и образования. В 1895 г. «Восточное обозрение» формулировало главные задачи следующим

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2