Шиловский М. В. Сибирское областничество в общ.-полит. жизни региона во втор. пол. XIX-пер.четв. XX в.-2008

ствующего волостного правления69, что означало упразднение низ­ шей административной единицы управления — волости, замену ее земским самоуправлением и передачу всех административных функций в уезд. В дальнейшем работа над проектами будущего сибирского зем­ ства продолжилась. В 1903 г. стала ясна бесперспективность зако­ на от 8 июня 1901 г. Надежды получить земские органы в ходе его реализации не оправдались. Выступления за введение самоуправле­ ния осуществлялись с позиций защиты интересов крестьянства и правового регулирования его положения70. Дальнейшая борьба за земство в Сибири возобновилась в годы Первой русской революции. Уже традиционно областники продолжили разработку «инород­ ческого вопроса», но в отношении вымирания коренных народов Сибири к началу XX в. среди них не было единства. Н. Я. Новом- бергский, Вл. М. Крутовский, И. И. Серебренников указывали на сокращение численности аборигенных этносов севера, северо-вос­ тока Сибири и Дальнего Востока71. П. М. Головачев утверждал, что вымирают в целом все коренные жители региона72. Однако статис­ тические данные показывают, что численность аборигенов в Сиби­ ри во второй половине XIX в. возрастала73. Но Новомбергский, Кру­ товский и Серебренников были правы в отношении коренного насе­ ления севера и северо-востока74. Основной причиной сокращения численности аборигенов регио­ на П. М. Головачев считал негативное воздействие русского насе­ ления на экономику и быт «инородцев»75. Характерно, что и С. К. "'Патканов, объяснивший вымирание отдельных народов севера Си­ бири эпидемическими заболеваниями, варварским уничтожением природных богатств, возложил ответственность за эти явления на все русское население региона. В действительности сокращалась, и то эпизодически, числен­ ность коренных жителей там, где процент постоянного русского на­ селения был ничтожен и аборигены соприкасались только с торгов­ цами, промышленниками, чиновниками. В районах совместного про­ живания происходил процесс взаимовлияния, в результате чего казахи, буряты, алтайцы, хакасы, якуты и т. д. переходили к более прогрессивным методам ведения хозяйства.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2