Шиловский М. В. Сибирское областничество в общ.-полит. жизни региона во втор. пол. XIX-пер.четв. XX в.-2008

наравне с интересами инородцев, должны быть поставлены в красный угол всех мероприятий и реформ по отношению к отда­ ленному краю»52. Здесь их позиции совпадали с точкой зрения либералов, утверждавших устами М. И. Боголепова, что «в Си­ бири на первом месте должны стоять интересы крестьянских масс»53. Но реализацию этого лозунга областники связывали с укреплением общины. Ее существование связывалось с историей освоения регио­ на. «Древняя русская жизнь на окраинах государства,— пояснял Г. Н. Потанин,— организовывалась в народоправстве: на Севе­ ре она организовала Новгород, Псков, Вятку; на юге — Донской и Уральский казачьи круги. Ермак проложил путь в Сибирь для массы из казачьего юга и новгородского севера»54. Наиболее последовательно концепцию изначального существования си­ бирской поземельной общины проводил С. П. Швецов. Община как форма земледельческой организации крестьянства сохранялась без изменений до последней четверти XIX в., когда началось дробление сложной волостной общины в общины одноде­ ревенские. На Алтае этот процесс завершился к концу 1890-х гг.55, в других земледельческих районах несколько позднее56. В целом же к концу XIX в. поземельная община господствовала в сибирской де­ ревне. «Сибирь — страна общинного землевладения. Напряжение общинного начала в земельных отношениях различно по территории, но наличность земельной общины на всем протяжении Сибири не подлежит сомнению»,— констатировало «Восточное обозрение» в 1894 г.57По убеждению сторонников движения, именно община яв­ лялась гарантом социального расслоения крестьянства. В данном вопросе с ними консолидировались и либералы58. Отличие рассматриваемого периода от предшествующего заключалось в том, что если раньше сторонники движения вооб­ ще отрицали развитие деревни по капиталистическому пути, то к началу XX в. вынужденно признали данное обстоятельство, хотя и давали ему негативную оценку59. Поэтому они выступали с ком­ плексом предложений, направленных на сохранение общины и других «истинно народных форм жизни», среди которых видное

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2