Шиловский М. В. Сибирское областничество в общ.-полит. жизни региона во втор. пол. XIX-пер.четв. XX в.-2008
наравне с интересами инородцев, должны быть поставлены в красный угол всех мероприятий и реформ по отношению к отда ленному краю»52. Здесь их позиции совпадали с точкой зрения либералов, утверждавших устами М. И. Боголепова, что «в Си бири на первом месте должны стоять интересы крестьянских масс»53. Но реализацию этого лозунга областники связывали с укреплением общины. Ее существование связывалось с историей освоения регио на. «Древняя русская жизнь на окраинах государства,— пояснял Г. Н. Потанин,— организовывалась в народоправстве: на Севе ре она организовала Новгород, Псков, Вятку; на юге — Донской и Уральский казачьи круги. Ермак проложил путь в Сибирь для массы из казачьего юга и новгородского севера»54. Наиболее последовательно концепцию изначального существования си бирской поземельной общины проводил С. П. Швецов. Община как форма земледельческой организации крестьянства сохранялась без изменений до последней четверти XIX в., когда началось дробление сложной волостной общины в общины одноде ревенские. На Алтае этот процесс завершился к концу 1890-х гг.55, в других земледельческих районах несколько позднее56. В целом же к концу XIX в. поземельная община господствовала в сибирской де ревне. «Сибирь — страна общинного землевладения. Напряжение общинного начала в земельных отношениях различно по территории, но наличность земельной общины на всем протяжении Сибири не подлежит сомнению»,— констатировало «Восточное обозрение» в 1894 г.57По убеждению сторонников движения, именно община яв лялась гарантом социального расслоения крестьянства. В данном вопросе с ними консолидировались и либералы58. Отличие рассматриваемого периода от предшествующего заключалось в том, что если раньше сторонники движения вооб ще отрицали развитие деревни по капиталистическому пути, то к началу XX в. вынужденно признали данное обстоятельство, хотя и давали ему негативную оценку59. Поэтому они выступали с ком плексом предложений, направленных на сохранение общины и других «истинно народных форм жизни», среди которых видное
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2