Шиловский М. В. Сибирское областничество в общ.-полит. жизни региона во втор. пол. XIX-пер.четв. XX в.-2008
отрицательное явление для местной жизни, поскольку она способство вала дальнейшему колониальному закрепощению региона. Сибирские областники в начале XX в. признавали интенсивное развитие капиталистических отношений в России, их перерастание в монополистическую стадию. «Тресты и синдикаты, эти ядовитые за атлантические грибы, возникшие с целью якобы противодействия учащающимся промышленным кризисам, но в действительности же превратившиеся в могущественные организации для самого интен сивного обложения потребителей, нашли у нас самую благодатную для себя почву»,— констатировало «Восточное обозрение» в 1902 г.50 Но вплоть до 1917 г. они придерживались мысли о зачаточном состо янии сибирской промышленности. В обобщенном виде ее сформу лировал П. М. Головачев: «Никаким капитализмом, сколь-нибудь зас луживающим этого имени, здесь (в Сибири.— М. Ш.) и не пахнет»51. Но главная причина отрицания будущности капиталистического развития Сибири лежала в сфере классовых отношений. Отвергая об щность экономического развития России и Сибири, областники заявля ли о специфическом положении рабочего класса в регионе. По их мне нию, пролетарии появились здесь вместе с железной дорогой и массо выми переселениями, поэтому здесь нет социальных конфликтов, порождаемых капитализмом, а рабочий вопрос обусловлен лишь недо статком квалифицированных кадров для местной промышленности. Большой интерес идеологи и сторонники областнического дви жения проявили к сельскому хозяйству и сибирскому крестьянству, поскольку с ним связывали будущее региона. По этому поводу И. И. Попов писал в 1896 г.: «И если в течение 300 лет Сибирь прогрес сировала, если в ней развивалась гражданственность и культура, то эта эволюция совершалась не благодаря золотопромышленно сти, чайной торговле, рыбным предпринимателям и скупщикам пушнины, создавшим такие условия жизни, что началось выми рание инородцев и разорение русского населения, не благодаря крупной промышленности прогрессировала жизнь на окраине, а благодаря тому неизвестному пахарю-крестьянину, который де лал великое дело, культивировал девственную почву, строил де ревни, возводил города и проводил дороги. Он — тот центр, около которого сосредотачивается вся жизнь, значит, и его интересы,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2